Нарушения письма у умственно отсталых школьников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Симптоматика дисграфии характеризуется большим количеством и разнообразием ошибок на письме и сложностью их механизмов сопровождается распространенными орфографическими ошибками. Это объясняется применение многих правил требует достаточно высокого уровня усвоения языковых закономерностей, сформированности языковых обобщений.

Нарушения развития речи сопровождаются, с одной стороны, расстройствами в овладении письменной речью, с другой — трудностями использования орфографическим правил.Большое количество ошибок связано с дефектами произношения звуков речи.

Особенности логопедической работы по коррекции нарушений письменной речи во вспомогательной школе

коррекция нарушений чтения и письма должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, Так, широко используется сравнение фонетически близких звуков (при устранении акустической, артикуляторно-акустической дисграфии, фонематической дислексии), анализ структуры предложения, звуко-слоговой структуры слова (при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза), развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза (при устранении оптической дислексии и дисграфии).

Устранение нарушений чтения и письма проводится в тесной связи с коррекцией нарушений устной речи как системы с коррекцией дефектов звукопроизношения, фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя.

логопедическую работу надо начинать с коррекции нарушений чтения, одновременно осуществляя профилактику дисграфии, так как механизмы дислексии и дисграфии во многом сходны.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЗРЕНИЯ

Речевые нарушения многообразны, сложны по степени выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему, формирование речи протекает в более сложных условиях. Среди них чаще встречаются с врожденными формами зрительной аномалии, что способствует нарушению формирования и других функций, имеющих непосредственное отношение к образованию речи.

выделить четыре уровня сформированности речи

Первый уровень.

1. Экспрессивная речь не выполняет коммуникативной функции, крайне ограничена. Связная речь состоит из отдельных слов. Отмечаются эхолалии. Не выполняют задания на слуховую дифференциацию звуков, грамматического строя речи. Полная несформированность процессов фонематического анализа и синтеза..

Второй уровень.

1.Активный словарь ограничен,

2.допускаются ошибки в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в составлении предложений и развернутых рассказов.

3.Нарушения звукопроизношения уровня выражаются в различных видах сигматизма, ротацизма, ламбдацизма, парасигматизма, параротацизма, параламбдацизма.

4.недостаточная сформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков и фонематических представлений.

5.Фонематический анализ не сформирован.

Третий уровень.

1.Экспрессивная речь отличается бедностью словаря.

2.На низком уровне находятся соотнесенность слова и образа предмета

3.знание обобщающих понятий.

4.Связная речь аграмматична, состоит из перечислений и одно-двухсловных предложений.

5.Нет развернутых рассказов.

6.Множественные нарушения звукопроизношения. 7.едостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков.

7..На низком уровне находится формирование фонематического анализа и синтеза.

Четвертый уровень.

1.Экспрессивная речь ограничена,

2.значительные нарушения в соотнесении слова — образа предмета и обобщающих понятий.

3.Связная речь состоит из отдельных слов. 4.Отмечаются эхолалии.

5.не выполняют задания на слуховую дифференциацию звуков.

5.Отмечается полная несформированность процессов фонематического анализа и синтеза.

Таким образом часто не сформирована речевая функциональная система, ограничен словарный запас, искажено понимание смысловой стороны речи. Характерным признаком является своеобразный вербализм и эхолалия на фоне ограниченного словарного запаса.

Нечеткость, узость восприятия затрудняет узнавание предметов, их форм, характерных внешних признаков. не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, не замечают знаков препинания, неправильно произносят слова. У слабовидящих отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка. Часто возникают проблемы лексико-граматического свойства. При зрительной работе у слабовидящих быстро наступает утомление, снижается работоспособность.

Своеобразие комплексной и многофакторной методики заключается в изучение нарушений речи и факторов, их обусловливающих, осуществляется с учетом состояния зрения, особенностей способов восприятия,.

с глубокими дефектами зрения нет опыта совместной игровой деятельности и ограничены знания о предметном мире. По этой причине на протяжении всего обследования выполнению заданий ребенком часто должны предшествовать своеобразные инструкции, показ, совместное выполнение.

При всем многообразии исследуемых неречевых и речевых данных основное внимание должно обращаться на состояние экспрессивной речи.

Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими дошкольниками и учащимися начальных классов осуществляется в условиях естественного педагогического процесса. Она строится с учетом ведущих дидактических и специфических принципов для данной группы детей

1. опора на сохранные анализаторы

2.формирование всесторонних представлений об окружающем

3.учет уровней сформированности речи и структуры речевого нарушения, опора на сохранные компоненты речевой деятельности

Из-за специфики и сложности работы со слепыми занятия проводятся индивидуально.

Коррекционно-логопедические задачи по развитию речевой культуры решаются в игровой, учебной и трудовой деятельности, а также в предметно-практической деятельности, на музыкальных и ритмических занятиях.

При организации логопедических занятия со слабовидящими особое внимание обращается на возможность использования имеющегося зрения

Проводится работа по устранению нарушений речи типа ринолалии, заикания, нарушений голоса, которые встречаются у слепых и слабовидящих детей. Работа ведется с учетом общепринятых методик, но с опорой на остаточное зрение или специфические способы восприятия (у слепых детей).

Выводы и проблемы

Нарушения речи представлены обширно как у слепых, так и у слабовидящих детей, причем у большинства из них эти нарушения затрагивают не столько отдельные, сколько все или почти все компоненты речевой структуры как целостной системы. Степень и качество нарушений различных речевых компонентов у разных групп детей с глубокими дефектами зрения представлены по-разному. Это и определяет различные уровни сформированности речи в большей своей части как системного недоразвития, а также структуры речевого дефекта. Нарушения устной речи у слепых и слабовидящих детей следует рассматривать как сложный дефект, по-разному обусловливаемый влиянием ряда факторов, к числу которых относятся зрительный дефект и время его проявления.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 185.