I этап лечения—пооперационный (подготовительный).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

является носителем трахеотомической трубки (хроническим канюляром), что обеспечивает жизненное дыхание при ост­ром или хроническом стенозе гортани. На этом этапе лечения целесообразно начинать логопедичес­кие занятия, ограничиваются

1.психотерапией,

2.артикуляцион­ной,

3.посильной дыхательной гимнастикой и

4.работой по общему речевому развитию ребенка.

Цель логопедических упражнений — вселить уверенность в возможность восстановления голоса, улучшить качество и объем движений артикуляционного аппарата, дать навыки ды­хания через естественные пути. логопедические занятия рекомендуется проводить в определенной дозировке, ограниченно во времени (5—10 мин.) в замедленном темпе и в игровой форме.

II этап лечения — послеоперационный,

длительное ношение Т-образной резиновой трубки (3—5 мес.) в целях борьбы с ре­цидивами рубцов и моделирования просвета гортани. дыхание осуществляется главным образом через трубку, голос отсутствует (афония), или продолжает пользоваться «квакающей» речью.

артикуляционные и дыхательные упражнения усложняются, вводится логопедическая лечебная физкультура, продолжается работа по общему развитию речи, коррекции звукопроизношения. Цель прово­димых упражнении — улуч­шить качество движений арти­куляционного аппарата путем сочетания чисто артикуляцион­ных движений с произнесением гласных, согласных, слогов. слов на выдохе, сначала без­звучно, затем шепотом. Подоб­ные упражнения способствуют образованию шепотной речи вместо «квакающей».

III этап лечения—контрольный (3—5 мес.), постдеканюляционный, проверяется стойкость восстановле­ния просвета гортани (отсутствие рецидивов).

Дыхание осуществляется через стому, а при за­клеивании последней пластырем — через естественные пути ды­хания (нос и рот). Голос отсутствует.

к артикуляционной, дыхательной гим­настике, лечебной физкультуре добавляются голосовые упражне­ния. Дыхательная гимнастика усложняется, удлиняется время ее проведения, дыхательные упражнения сочетаются с звучной фо­нацией. Голосовые упражнения преследуют цель вызывания зву­ка голоса (при заклеивании стомы пластырем).

IV этап лечения—пластическое закрытие ларингостомы. Че­рез 14—17 дней после операции возобновляются логопедические занятия полного восстановления дыхания артикуляции и голосообразования.

V этап лечения — функциональная терапия.

восстанавливается координация в деятельности резонаторной, генераторной и энергетической систем. Вводится сложный ком­плекс голосовых упражнений по развитию высоты, силы, тембра голоса, обогащения мелодико-интонационной стороны речи ребенка

При напряжении мышц гортани и шеи, недостаточном смыкании голосовых складок применяется физиотерапевтическое лечение (электрофорез на область рубцов шеи, ионизация с йодистым калием).

СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ГОЛОСА

состоит из двух этапов

1.подготовительного

2.восстановительного

Включает

1.психотерапию,

2.артикуляционную,

3.дыхательную гимнастику и

4.голосовые упражнения.

Подготовительный этап

Перед началом занятий необходимо получить анамнестические сведения о ребенке, систематизировать и обобщить данные клинического, психолого-педагогического и логопедического обследования (организационный момент)..

Цель психотерапии — сознательное, активное, волевое включение ребенка в процесс восстановления голоса. Психотерапия способствует перевоспитанию личности в целом, стиму­ляции и активизации ее на преодоление трудностей и на борьбу за скорейшее выздоровление. Предполагает инди­видуальный подход с учетом его возраста, течения заболевания, особенностей личности ребенка, характера нарушения его речи и голоса.

Одновременно проводится артикуляционная гимнастика. придается важное зна­чение в процессе фонации. Именно здесь оформляется тембр голоса, формируются гласные и согласные звуки. чем лучше и точнее артикуляция, тем целесообразнее и точнее функ­ция голосовых складок.

Цель артикуляционной гимнастики — выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования. Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повы­шения его тонуса применяется

Гигиенический массаж

Произво­дится поглаживание кончиками пальцев:

а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы,

б) от переносицы к околоушной впадине,

в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно,

г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.

Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыль­ев носа с одновременным произнесением звука м.

Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улуч­шает мимику лица. Вслед самостоя­тельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Одновременно с массажем проводится артикуляционная гимнастика, дифференцированная для различных частей артику­ляционного аппарата.

Каждое артикуляционное движение проводится четко и нето­ропливо перед зеркалом, с соблюдением определенного ритма (под счет).

Примерные артикуляционные упражнения:

I. Движения языка:

1) высовывание языка,

2) повороты его вправо-влево,

3) облизывание кончиком языка верхней и нижней губы

4) укладывание языка за верхнюю и нижнюю губу,

«щелкание» языком,

II. Движения губ:

1) вытягивание губ вперед «трубочкой»,

2) складывание губ «кружочком»,

3) растягивание губ в стороны (улыбка),

4) укрепление губ при произнесении звука п-п-п-п (без­звучно).

III. Движение челюстей:

открывание и закрывание рта, опускание нижней челюсти, имитация жевания. (перед зеркалом, под счет).

V. Расслабление мышц шеи:

опускание головы вниз, запрокидывание назад, повороты головы вправо-влево; в дальнейшем эти движения сочетаются с произнесением звуков и—э — о — у —а ы.

VI. Движение гортани и голосовых складок:

а) поглаживающий и вибрационный массаж гортани.

Производятся ритмичные, энергичные движения пальцами по передней поверхности шеи в вертикальном и горизонтальном направлениях с легким надавливанием на область щитовидного хряща,

б) кашлевые движения, подражание голубиному воркованию, стону, мычанию, что может сочетаться с вибрационным массажем гортани.

VII. Упражнения для развития всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания (работа над дикцией):

1) Произнесение гласных медленно, сначала одной артикуляцией, затем на шепоте и громко.

2) Произнесение слогов и слов на выдохе, на шепоте, что подготавливает артикуляционный, дыхательный и голосообразующий аппарат к последующим интенсивным голосовым упраж­нениям.(па — по — пу

Слова со звуком п:

Слова со звуком к:

3) Произнесение пословиц, поговорок, скороговорок одной

артикуляцией, на шепоте и громко.

Отработка звуков п — б.

Отработка звука н.

Отработка звуков ф—в.

Отработка звуков т— д.

Отработка звуков к— г — х.

Отработка звуков ш — ж, ч, щ.

Обработка звука р.

4) Произнесение гласного ряда, слогов, пословиц, скороговорок со сменой ударения и убыстрением темпа речи (на шепоте и громко).

Одновременно с артикуляционными упражнениями (со 2— З-го занятия) проводится дыхательная гимнастика — статическая и динамическая. При проведении дыхательной гимнастики не­обходимо соблюдать ряд правил:

1) не переутомлять ребенка, т. е. строго дозировать количе­ство и темп проведения упражнений,

2) следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом,

3) чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота,

4) движения ребенок должен производить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды.

Статические упражнения

Производятся либо при полной не­подвижности тела, либо сопровождаются легкими движениями

Цель статических дыхательных упражнений —выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение на­выков речевого нижнереберно-диафрагмального или грудо-брющ. ного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха.

Упражнения включают дутье на вату, на воду, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, игра на детской дудке, свирели, губной гармоники (что развивает губную муску­латуру и дает кинестетическое ощущение давно утраченного зву­ка), при этом секундомер регистрирует продолжительность вы­доха. длительно произносятся:

а) гласные (шепотом и громко)(у ____ ау ____ уо)

б) щелевые глухие согласные изолированно и в сочетании с гласными (шепотом и громко):(ф ____ уф ____ ус ____ уш)

в) звонкие щелевые согласные изолированно и в сочетании с гласными:(в ____ ув ____ уз ____ уж

г) глухие взрывные согласные только в сочетании с гласными прямых слогах (шепотом и громко):(пу____ту ____ку

д) звонкие взрывные согласные только в сочетании с гласными в прямых слогах:(бу___ду___гу

в сочетании артикуляционных и простых дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 193.