является носителем трахеотомической трубки (хроническим канюляром), что обеспечивает жизненное дыхание при остром или хроническом стенозе гортани. На этом этапе лечения целесообразно начинать логопедические занятия, ограничиваются
1.психотерапией,
2.артикуляционной,
3.посильной дыхательной гимнастикой и
4.работой по общему речевому развитию ребенка.
Цель логопедических упражнений — вселить уверенность в возможность восстановления голоса, улучшить качество и объем движений артикуляционного аппарата, дать навыки дыхания через естественные пути. логопедические занятия рекомендуется проводить в определенной дозировке, ограниченно во времени (5—10 мин.) в замедленном темпе и в игровой форме.
II этап лечения — послеоперационный,
длительное ношение Т-образной резиновой трубки (3—5 мес.) в целях борьбы с рецидивами рубцов и моделирования просвета гортани. дыхание осуществляется главным образом через трубку, голос отсутствует (афония), или продолжает пользоваться «квакающей» речью.
артикуляционные и дыхательные упражнения усложняются, вводится логопедическая лечебная физкультура, продолжается работа по общему развитию речи, коррекции звукопроизношения. Цель проводимых упражнении — улучшить качество движений артикуляционного аппарата путем сочетания чисто артикуляционных движений с произнесением гласных, согласных, слогов. слов на выдохе, сначала беззвучно, затем шепотом. Подобные упражнения способствуют образованию шепотной речи вместо «квакающей».
III этап лечения—контрольный (3—5 мес.), постдеканюляционный, проверяется стойкость восстановления просвета гортани (отсутствие рецидивов).
Дыхание осуществляется через стому, а при заклеивании последней пластырем — через естественные пути дыхания (нос и рот). Голос отсутствует.
к артикуляционной, дыхательной гимнастике, лечебной физкультуре добавляются голосовые упражнения. Дыхательная гимнастика усложняется, удлиняется время ее проведения, дыхательные упражнения сочетаются с звучной фонацией. Голосовые упражнения преследуют цель вызывания звука голоса (при заклеивании стомы пластырем).
IV этап лечения—пластическое закрытие ларингостомы. Через 14—17 дней после операции возобновляются логопедические занятия полного восстановления дыхания артикуляции и голосообразования.
V этап лечения — функциональная терапия.
восстанавливается координация в деятельности резонаторной, генераторной и энергетической систем. Вводится сложный комплекс голосовых упражнений по развитию высоты, силы, тембра голоса, обогащения мелодико-интонационной стороны речи ребенка
При напряжении мышц гортани и шеи, недостаточном смыкании голосовых складок применяется физиотерапевтическое лечение (электрофорез на область рубцов шеи, ионизация с йодистым калием).
СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ГОЛОСА
состоит из двух этапов —
1.подготовительного
2.восстановительного
Включает
1.психотерапию,
2.артикуляционную,
3.дыхательную гимнастику и
4.голосовые упражнения.
Подготовительный этап
Перед началом занятий необходимо получить анамнестические сведения о ребенке, систематизировать и обобщить данные клинического, психолого-педагогического и логопедического обследования (организационный момент)..
Цель психотерапии — сознательное, активное, волевое включение ребенка в процесс восстановления голоса. Психотерапия способствует перевоспитанию личности в целом, стимуляции и активизации ее на преодоление трудностей и на борьбу за скорейшее выздоровление. Предполагает индивидуальный подход с учетом его возраста, течения заболевания, особенностей личности ребенка, характера нарушения его речи и голоса.
Одновременно проводится артикуляционная гимнастика. придается важное значение в процессе фонации. Именно здесь оформляется тембр голоса, формируются гласные и согласные звуки. чем лучше и точнее артикуляция, тем целесообразнее и точнее функция голосовых складок.
Цель артикуляционной гимнастики — выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования. Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется
Гигиенический массаж
Производится поглаживание кончиками пальцев:
а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы,
б) от переносицы к околоушной впадине,
в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно,
г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.
Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука м.
Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Вслед самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Одновременно с массажем проводится артикуляционная гимнастика, дифференцированная для различных частей артикуляционного аппарата.
Каждое артикуляционное движение проводится четко и неторопливо перед зеркалом, с соблюдением определенного ритма (под счет).
Примерные артикуляционные упражнения:
I. Движения языка:
1) высовывание языка,
2) повороты его вправо-влево,
3) облизывание кончиком языка верхней и нижней губы
4) укладывание языка за верхнюю и нижнюю губу,
«щелкание» языком,
II. Движения губ:
1) вытягивание губ вперед «трубочкой»,
2) складывание губ «кружочком»,
3) растягивание губ в стороны (улыбка),
4) укрепление губ при произнесении звука п-п-п-п (беззвучно).
III. Движение челюстей:
открывание и закрывание рта, опускание нижней челюсти, имитация жевания. (перед зеркалом, под счет).
V. Расслабление мышц шеи:
опускание головы вниз, запрокидывание назад, повороты головы вправо-влево; в дальнейшем эти движения сочетаются с произнесением звуков и—э — о — у —а ы.
VI. Движение гортани и голосовых складок:
а) поглаживающий и вибрационный массаж гортани.
Производятся ритмичные, энергичные движения пальцами по передней поверхности шеи в вертикальном и горизонтальном направлениях с легким надавливанием на область щитовидного хряща,
б) кашлевые движения, подражание голубиному воркованию, стону, мычанию, что может сочетаться с вибрационным массажем гортани.
VII. Упражнения для развития всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания (работа над дикцией):
1) Произнесение гласных медленно, сначала одной артикуляцией, затем на шепоте и громко.
2) Произнесение слогов и слов на выдохе, на шепоте, что подготавливает артикуляционный, дыхательный и голосообразующий аппарат к последующим интенсивным голосовым упражнениям.(па — по — пу
Слова со звуком п:
Слова со звуком к:
3) Произнесение пословиц, поговорок, скороговорок одной
артикуляцией, на шепоте и громко.
Отработка звуков п — б.
Отработка звука н.
Отработка звуков ф—в.
Отработка звуков т— д.
Отработка звуков к— г — х.
Отработка звуков ш — ж, ч, щ.
Обработка звука р.
4) Произнесение гласного ряда, слогов, пословиц, скороговорок со сменой ударения и убыстрением темпа речи (на шепоте и громко).
Одновременно с артикуляционными упражнениями (со 2— З-го занятия) проводится дыхательная гимнастика — статическая и динамическая. При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:
1) не переутомлять ребенка, т. е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений,
2) следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом,
3) чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота,
4) движения ребенок должен производить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды.
Статические упражнения
Производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются легкими движениями
Цель статических дыхательных упражнений —выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение навыков речевого нижнереберно-диафрагмального или грудо-брющ. ного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха.
Упражнения включают дутье на вату, на воду, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, игра на детской дудке, свирели, губной гармоники (что развивает губную мускулатуру и дает кинестетическое ощущение давно утраченного звука), при этом секундомер регистрирует продолжительность выдоха. длительно произносятся:
а) гласные (шепотом и громко)(у ____ ау ____ уо)
б) щелевые глухие согласные изолированно и в сочетании с гласными (шепотом и громко):(ф ____ уф ____ ус ____ уш)
в) звонкие щелевые согласные изолированно и в сочетании с гласными:(в ____ ув ____ уз ____ уж
г) глухие взрывные согласные только в сочетании с гласными прямых слогах (шепотом и громко):(пу____ту ____ку
д) звонкие взрывные согласные только в сочетании с гласными в прямых слогах:(бу___ду___гу
в сочетании артикуляционных и простых дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 236.