Функциональные нарушения голоса у детей и подростков условно делятся на центральные и периферические.
К центральным функциональным нарушениям относятся
1.психогенные, или истерические, они встречаются редко, чаще у истеричных девочек в пубертатном периоде.
2.диагностируется паралич возвратного нерва (функциональный, истерический),
3.дряблость,
4.слабость мышц гортани.
Голос может появиться неожиданно на фоне эмоциональной лабильности, исчезновения истерических реакций. В других случаях происходит закрепление патологического рефлекса голосообразования и стойкая афония или дисфония, требующая специального психоневрологического и логопедического воздействия.
Периферическое функциональное нарушение голоса — 1.гиперкинетическая (спастическая) дисфония
—расстройство голоса, возникающее вследствие перенапряжения при чрезмерной громкости (крик в играх, спорте, хоровом пении, подражании различным звукам, голосам людей, животных),
-неправильной технике голосоподачи.
2.хронический тонзиллит (увеличенные и воспаленные нёбные миндалины),
3.аденоиды (носоглоточные полипы), острое воспаление гортани (ларингит)
4.острое воспаление трахеи (трахеит). с трудом дышит через нос, «заглатывает» воздух ртом.
5. аллергическим реакциям. Устранение раздражителя нормализует дыхание и голос ребенка.
Внешние причины гиперкинетической дисфонии
1.негигиенические условия фонации (пыль, дым, сырость),
2.излишне громкая речь
3.воспаление дыхательных путей, нёбных миндалин,
4.общие заболевания организма.
При отсутствии своевременного лечения дисфония принимает хронический характер и переходит в стойкую тяжелую хрипоту. При продолжительном расстройстве голоса появляются и органические изменения в гортани—утолщение, набухание слизистой, узелки посередине длины голосовой складки (так называемые «узелки крикунов»).
Для гипо- и гиперкинетической афонии характерна нестойкость патологических изменений в гортани и появление при попытках фонации звучного "голоса на кашле (в отличие от афонии органического характера).
Лечение гиперкинетической афонии и дисфонии длительное и требует упорства и терпения со стороны ребенка и его родителей. Очень важно соблюдать основные меры профилактики и гигиены голоса у детей—не кричать (в детском саду, школе, в дыму, сырости, на ветру, на холоде), громко не разговаривать. Необходимо периодически проходить осмотр у отоларинголога, вовремя лечить хронический тонзиллит и аденоиды. Не злоупотреблять громким хоровым пением, не расширять диапазон и силу звучания. внимательно вслушиваться в голос детей и направлять их на консультацию к отоларингологу и логопеду.
6.патологическая мутация голоса. можно классифицировать как пограничное между органическими и функциональными нарушениями.
Мутация — это физиологическое изменение голоса во время перехода к зрелому возрасту, сопровождающееся рядом патологических явлений в голосе и в голосовом аппарате.
Мутация голоса связана с быстрым ростом гортани.
Щитовидная железа влияет на рост гортани, ее хрящей. При нарушении гормональной функции щитовидной железы наблюдается «щитоголосовой синдром» — голос сиплый, низкий, диапазон его уменьшается, невозможны голосовые усилия, голос быстро утомляется.
При гиперфункции щитовидной железы — базедовой болезни—резко выражено голосовое расстройство. Наблюдается хрипота, усталость, быстрая утомляемость голоса (ложная фонастения при базедовой болезни).
При гипофункции щитовидной железы (микседеме) полностью или частично выпадает ее гормональная функция, что оказывает отрицательное влияние на развитие голоса.
симптомокомплекс функциональных нарушений голоса включает:
1) полное отсутствие голоса—афонию. Больной говорит шепотом различной громкости и внятности. При попытках фонации на кашле появляется громкий звук голоса (в отличие от органических нарушений). При этом напрягаются мышцы шеи, гортани, брюшного пресса, краснеет лицо.
2) дисфонию, проявляющуюся .в изменении высоты, силы и тембра голоса.
Отсутствие анатомических изменений в строении гортани в возможности полного восстановления голоса, т. е. нормально звучащего.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 235.