Работа со звонкими согласными
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С точки зрения формирования речи, звонкие согласные появ­ляются позже парных глухих.

При произнесении звонких ощущает вибрацию горта­ни, что устанавливает связь между мышечными и слуховыми ощущениями и вводит дополнительный тактильно-вибрационный контроль.

Последовательность постановки звонких согласных отличает­ся от постановки глухих Работа начинается с щелевых (фрика­тивных) звонких согласных в, з ж..

логопед объясняет ребенку отличие звонких соглас­ных от глухих,

Получив изолированное звучание звонких согласных в, з, ж, ребенок произносит слоги:

ву — ув

ва — ав      
ви — ив      
вув, пув, вут    
вов пов вот  
вав пав ват  
вив пив вит  
зу— уз зуз пуз зут
за — аз заз паз  
зи — из зиз   зит
жу — уж жуж пуж ж у т

Затем можно перейти к смычным (взрывным, мгновенным) звонким согласным б, д, г. Взрывные согласные произносятся мгновенно, коротко, поэтому ребенку труднее найти правильное голосовое звучание, чем при произнесении щелевых согласных. в обратных слогах звонкие оглушаются, их специально не тренируем. Примерные упражнения бу—бо—ба—би ду — до — да — ди гу — го — га — ги

Все эти упражнения чередуются с работой над развитием и укреплением высоты, силы и тембра голоса.

I. Развитие силы голоса.

Умение изменять силу голоса — одно из важных его вырази- тельных средств. Нужно научить говорить громко, но не крикливо, ясно, четко, постепенно изменяя силу голоса — от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.

Упражнения

1) Удлинение произнесения звуков (при средней громкости голоса): У ____У ____ о ____ о ____ а ____ а ____ и ____ и ____ э ____э ____ в ____ в ____ 3 ______3 ______ ж ____ж ____ Постепенно произнесение звуков на одном выдохе все более удлиняется, но сила голоса остается неизменной (средней)

2) Усиление голоса- артикуляция—шепот—тихо—громко:

3) Ослабление звука, громко—тихо—шепот—артикуляция

4) Те же упражнения, но без паузы:

5) Усиление-ослабление голоса без паузы, на одном выдохе

6) Усиление голоса с увеличением длительности звучания.

7) Ослабление голоса с увеличением длительности звучания:

8) Счет десятками с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса:

Постепенное ослабление голоса

9) Произнесение алфавитного ряда с постепенным усилением и последующим ослаблением звучания:

10) Чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса.

II. Развитие высоты голоса. Изменение высоты голоса—од­но из наиболее значительных средств его выразительности. Высота голоса создает мелодику тона, т. е. движение голоса вверх и вниз. Мелодика тона окрашивает звучащее слово разно­образными оттенками чувства и мысли: осуждения, разочарова­ния, злобы, презрения, ненависти, любви, восхищения и т. д. Эти тонкие модуляции голоса передают все богатство интона­ций речи, делают ее выразительной и эмоционально окрашен­ной.

упражнения на постепенное расширение диапазона (объема) голоса, развитие гибкости, модуляций голоса (т. е. тембра голоса).

Упражнения

1. Речевое произнесение: повышение и понижение голоса при произнесении гласных, их сочетаний из двух и трех звуков, слогов.

2 Напевное произнесение. с органическими заболеваниями гортани певческий голос обычно отсутствует.

Голосовые упражнения необходимо проводить по подража­нию. Наглядный и доступный показ мобилизует ребенка к пра­вильному, естественному повторению, при этом помогает и зре­ние, и слух, и эмоциональное возбуждение от услышанного. Голосовые упражнения начинаются с пения вокализов (мело­дия без слов для развития голоса и вокальной техники). Вока­лизы поются либо на один гласный звук, т. е. вокализируются, либо с названиями нот—сольфеджируются. подбираются в зависимости от возраста ребенка и его голосовых возможностей.

 вокальные упражнения, , с одной сто­роны, своеобразной гимнастикой голосового аппарата, а с другой — прекрасным способом обогащения тембра его го­лоса, способствуют становлению и развитию разговорного голо­са детей.

III. Развитие тембра голоса. Тембр (окраска) голоса зависит от деятельности ротоносоглоточного резонатора, от его строения и функции.

стоят сле­дующие задачи:

) выработать звонкость, собранность звучания;

2) убрать горловую зажатость, сдавленность голоса путем разнапряжения мышц шеи, гортани;

3) снять зажатость челюстей, как препятствие свободному го-лосотечению;

4) выработать ровность, устойчивость, гибкость голоса, т. е уверенное звучание при всякой высоте, силе и длительности;

5) выработать выносливость голоса, т. е. его способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя ка­чества звучания.

1. Выработка звонкого, собранного, свободного звучания голоса. Развитие диапазона го­лоса.

1) Произнесение сонорных согласных (м, н) с гласными. Со­норные произносятся на стоне, легко, свободно, естественно, без напряжения, с привлечением тактильно-вибрационного, зрительного и слухового контроля. Голос звучит на среднем регистре, в одной тональности.

ммуммоммэммиммамм

2) Повышение и понижение голоса на сонорных согласных м, н с паузами и без пауз. Голос повышается и понижается на 2—3 тона.

Повышение и понижение голоса производится то речевым, то полунапевным способом произнесения,

3) Для тренировки собранного звучания предлагается упражнение «Гудок» — произнесение гласных у, о, а в одной тональности, а затем с повышением и понижением голоса.

 УУУУ

УУОУУОУУО

4) Произнесение фраз слитно, на стоне, сначала монотонно, негромко, затем с изменением высоты голоса. Сонорные согласные при этом удваиваются.

Мам, мёду нам,

ммаммёдуннамм.

5) Произнесение стихотворений на стоне с изменением диа­пазона голоса. Стихотворения подбираются в зависимости от воз­раста должны быть короткими, несложными

III этап — автоматизация процесса голосообразования. Труд­но провести резкую границу между II и III этапами логопедиче­ских занятий по восстановлению и развитию голоса

Основная задача

ввести голос в повсед­невную речевую практику, научить его пользоваться громким, звонким голосом легко, свободно, без напряжения, утомления и форсирования звука.

Занятия необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Они должны быть эмоциональ­ными, яркими, живыми, образными, наглядными, доступными и разнообразными.

Примерный перечень упражнений-

1) Счет десятками с усилением и ослаблением, повышением и понижением звучания, убыстрением темпа речи.

2) Произнесение пословиц, поговорок, загадок, скороговорок с изменением высоты, силы, модуляции голоса, использованием различных интонаций, сменой темпа речи (постепенным убыстре­нием темпа).

3) Разучивание стихотворных текстов с постепенным услож­нением рифмы и удлинением фраз:

4) Чтение и разучивание басен И. А. Крылова, С. В. Михал­кова в лицах с элементами драматизации.

5) Чтение и пересказ русских народных сказок, литературных сказок в лицах, подражая голосам героев сказок:

6) Чтение вслух стихотворений и текстов по выбору логопеда, пересказ прочитанного.

7) Свободный рассказ по заданной теме (времена года, явле­ния природы и др.), составление рассказа по картинке, по серии картинок, придумывание необычной ситуации.

8) Использование голоса во внутриклинической и внеклинической обстановке (беседы с медицинскими сестрами, врачами, товарищами, педагогами). По окончании курса восстановитель­ного обучения голос ребенка записывается на магнитофоне, ды­хание — на кимографе или электроэнцефалографе.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 194.