С точки зрения формирования речи, звонкие согласные появляются позже парных глухих.
При произнесении звонких ощущает вибрацию гортани, что устанавливает связь между мышечными и слуховыми ощущениями и вводит дополнительный тактильно-вибрационный контроль.
Последовательность постановки звонких согласных отличается от постановки глухих Работа начинается с щелевых (фрикативных) звонких согласных в, з ж..
логопед объясняет ребенку отличие звонких согласных от глухих,
Получив изолированное звучание звонких согласных в, з, ж, ребенок произносит слоги:
ву — ув | |||
ва — ав | |||
ви — ив | |||
вув, пув, | вут | ||
вов | пов | вот | |
вав | пав | ват | |
вив | пив | вит | |
зу— уз | зуз | пуз | зут |
за — аз | заз | паз | |
зи — из | зиз | зит | |
жу — уж | жуж | пуж | ж у т |
Затем можно перейти к смычным (взрывным, мгновенным) звонким согласным б, д, г. Взрывные согласные произносятся мгновенно, коротко, поэтому ребенку труднее найти правильное голосовое звучание, чем при произнесении щелевых согласных. в обратных слогах звонкие оглушаются, их специально не тренируем. Примерные упражнения бу—бо—ба—би ду — до — да — ди гу — го — га — ги
Все эти упражнения чередуются с работой над развитием и укреплением высоты, силы и тембра голоса.
I. Развитие силы голоса.
Умение изменять силу голоса — одно из важных его вырази- тельных средств. Нужно научить говорить громко, но не крикливо, ясно, четко, постепенно изменяя силу голоса — от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.
Упражнения
1) Удлинение произнесения звуков (при средней громкости голоса): У ____У ____ о ____ о ____ а ____ а ____ и ____ и ____ э ____э ____ в ____ в ____ 3 ______3 ______ ж ____ж ____ Постепенно произнесение звуков на одном выдохе все более удлиняется, но сила голоса остается неизменной (средней)
2) Усиление голоса- артикуляция—шепот—тихо—громко:
3) Ослабление звука, громко—тихо—шепот—артикуляция
4) Те же упражнения, но без паузы:
5) Усиление-ослабление голоса без паузы, на одном выдохе
6) Усиление голоса с увеличением длительности звучания.
7) Ослабление голоса с увеличением длительности звучания:
8) Счет десятками с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса:
Постепенное ослабление голоса
9) Произнесение алфавитного ряда с постепенным усилением и последующим ослаблением звучания:
10) Чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса.
II. Развитие высоты голоса. Изменение высоты голоса—одно из наиболее значительных средств его выразительности. Высота голоса создает мелодику тона, т. е. движение голоса вверх и вниз. Мелодика тона окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли: осуждения, разочарования, злобы, презрения, ненависти, любви, восхищения и т. д. Эти тонкие модуляции голоса передают все богатство интонаций речи, делают ее выразительной и эмоционально окрашенной.
упражнения на постепенное расширение диапазона (объема) голоса, развитие гибкости, модуляций голоса (т. е. тембра голоса).
Упражнения
1. Речевое произнесение: повышение и понижение голоса при произнесении гласных, их сочетаний из двух и трех звуков, слогов.
2 Напевное произнесение. с органическими заболеваниями гортани певческий голос обычно отсутствует.
Голосовые упражнения необходимо проводить по подражанию. Наглядный и доступный показ мобилизует ребенка к правильному, естественному повторению, при этом помогает и зрение, и слух, и эмоциональное возбуждение от услышанного. Голосовые упражнения начинаются с пения вокализов (мелодия без слов для развития голоса и вокальной техники). Вокализы поются либо на один гласный звук, т. е. вокализируются, либо с названиями нот—сольфеджируются. подбираются в зависимости от возраста ребенка и его голосовых возможностей.
вокальные упражнения, , с одной стороны, своеобразной гимнастикой голосового аппарата, а с другой — прекрасным способом обогащения тембра его голоса, способствуют становлению и развитию разговорного голоса детей.
III. Развитие тембра голоса. Тембр (окраска) голоса зависит от деятельности ротоносоглоточного резонатора, от его строения и функции.
стоят следующие задачи:
) выработать звонкость, собранность звучания;
2) убрать горловую зажатость, сдавленность голоса путем разнапряжения мышц шеи, гортани;
3) снять зажатость челюстей, как препятствие свободному го-лосотечению;
4) выработать ровность, устойчивость, гибкость голоса, т. е уверенное звучание при всякой высоте, силе и длительности;
5) выработать выносливость голоса, т. е. его способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.
1. Выработка звонкого, собранного, свободного звучания голоса. Развитие диапазона голоса.
1) Произнесение сонорных согласных (м, н) с гласными. Сонорные произносятся на стоне, легко, свободно, естественно, без напряжения, с привлечением тактильно-вибрационного, зрительного и слухового контроля. Голос звучит на среднем регистре, в одной тональности.
ммуммоммэммиммамм
2) Повышение и понижение голоса на сонорных согласных м, н с паузами и без пауз. Голос повышается и понижается на 2—3 тона.
Повышение и понижение голоса производится то речевым, то полунапевным способом произнесения,
3) Для тренировки собранного звучания предлагается упражнение «Гудок» — произнесение гласных у, о, а в одной тональности, а затем с повышением и понижением голоса.
УУУУ
УУОУУОУУО
4) Произнесение фраз слитно, на стоне, сначала монотонно, негромко, затем с изменением высоты голоса. Сонорные согласные при этом удваиваются.
Мам, мёду нам,
ммаммёдуннамм.
5) Произнесение стихотворений на стоне с изменением диапазона голоса. Стихотворения подбираются в зависимости от возраста должны быть короткими, несложными
III этап — автоматизация процесса голосообразования. Трудно провести резкую границу между II и III этапами логопедических занятий по восстановлению и развитию голоса
Основная задача
ввести голос в повседневную речевую практику, научить его пользоваться громким, звонким голосом легко, свободно, без напряжения, утомления и форсирования звука.
Занятия необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Они должны быть эмоциональными, яркими, живыми, образными, наглядными, доступными и разнообразными.
Примерный перечень упражнений-
1) Счет десятками с усилением и ослаблением, повышением и понижением звучания, убыстрением темпа речи.
2) Произнесение пословиц, поговорок, загадок, скороговорок с изменением высоты, силы, модуляции голоса, использованием различных интонаций, сменой темпа речи (постепенным убыстрением темпа).
3) Разучивание стихотворных текстов с постепенным усложнением рифмы и удлинением фраз:
4) Чтение и разучивание басен И. А. Крылова, С. В. Михалкова в лицах с элементами драматизации.
5) Чтение и пересказ русских народных сказок, литературных сказок в лицах, подражая голосам героев сказок:
6) Чтение вслух стихотворений и текстов по выбору логопеда, пересказ прочитанного.
7) Свободный рассказ по заданной теме (времена года, явления природы и др.), составление рассказа по картинке, по серии картинок, придумывание необычной ситуации.
8) Использование голоса во внутриклинической и внеклинической обстановке (беседы с медицинскими сестрами, врачами, товарищами, педагогами). По окончании курса восстановительного обучения голос ребенка записывается на магнитофоне, дыхание — на кимографе или электроэнцефалографе.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 250.