Через несколько дней после своей интронизации, 14 июня, Святейший Патриарх Алексий II отправился в свой прежний кафедральный город, для того чтобы совершить там на основании соборного определения прославление праведного Иоанна Кронштадтского. Торжество прославления совершилось в Иоанновском монастыре на Карповке, где был погребен угодник Божий. Верующие петербуржцы и гости города заполнили набережную перед монастырем, мост, другой берег Карповки. Богослужение совершилось под открытым небом, потому что восстановленный храм не мог вместить даже городское духовенство, затем Святейший Патриарх обратился к собравшимся со словами: "Эта обитель пережила разорение, запустение, но тропа народная не зарастала к святому месту погребения великого праведника: приходили люди Божий, приносили цветы, ставили свечи, испрашивали благословения. По милости Божией прошли тяжелые времена для Церкви Христовой. Вновь открываются святые обители и храмы Божий. Вновь зажглась лампада в Свято-Иоанновском монастыре, в усыпальнице святого праведного Иоанна Крон-70? штадтского" .
Вернувшись в Москву 27 июня, Патриарх Алексий II встретился с московским духовенством в Свято-Даниловом монастыре. На этой встрече он говорил о том, что новый устав об управлении Русской Православной Церковью позволяет возрождать соборность на всех уровнях церковной жизни, и что начинать надо с прихода. Святейший Патриарх особое внимание уделил организации воскресных школ при приходах. К преподаванию в них следует привлекать не только клириков, но и благочестивых мирян. Одной из задач прихода является подготовка благочестивых мирян к поступлению в духовные семинарии. Особо ответственного отношения от священнослужителей требуют ставшие многочисленными крещения взрослых, которых необходимо готовить к принятию таинства, проводить с ними катехизические беседы. Число крещений выросло за последние годы в Ъ раза, а венчаний - в 10 раз. "Церковь,- сказал Святейший Патриарх,- всегда помогала страждущим. И эту миссию особенно необходимо нести теперь, когда для священнослужителей открылись двери больниц, домов престарелых, тюрем"703. Не забыл Святейший Патриарх упомянуть и о таких болезненных явлениях в жизни Церкви, как агрессивные действия униатов и раскольников-автокефалистов на Западе Украины, как открытие зарубежных приходов на канонической территории Русской Православной Церкви, затрудняющее "диалог с православными соотечественниками за рубежом". Это первое выступление Патриарха Алексия II перед московским духовенством содержало емкую и конкретную программу преобразований в церковной жизни, направленных на то, чтобы нормализовать ее в условиях, когда существенно была расширена свобода Церкви. 16,19 и 20 июля под председательством Патриарха Алексия II состоялось заседание Священного Синода. В отличие от прежних заседаний, на которых по преимуществу рассматривались вопросы, связанные с внешней церковной деятельностью, на этот раз в центре внимания стояли темы внутренней жизни Церкви. Священный Синод постановил назначить митрополитом Ленинградским и Ладожским и постоянным членом Синода архиепископа Куйбышевского Иоанна (Снычева). Из состава Ленинградской епархии были выделены Новгородская и Олонецкая епархии. Таллинская епархия оставалась в ведении предстоятеля Церкви, но в помощь ему с титулом епископа Таллинского назначался викарный епископ. Им стал протоиерей Вячеслав Якобе, узник лагерей в годы хрущевских гонений, принявший после состоявшегося определения Священного Синода постриг с именем Корнилия (впоследствии правящий архиерей). Священный Синод принял и ряд других решений, относящихся к замещению епископских кафедр в России, Белоруссии, на Украине, в Молдавии и Средней Азии.
При Патриархе Алексии II Священный Синод стал заседать значительно чаще, чем раньше: раз в месяц или в два месяца. Этим обеспечивалось соблюдение канонической соборности в церковном управлении. На заседании Синода, состоявшемся 29-31 января 1991 г., по предложению Святейшего Патриарха было принято решение об образовании двух новых отделов Московского Патриархата - по религиозному образованию и катехизации и по церковной благотворительности и социальному служению. Характерная черта первосвятительского служения Святейшего Патриарха Алексия II - многочисленные посещения епархий, начало которым положено было поездкой в северную столицу сразу после интронизации; всего за первый год своего патриаршества он посетил 15 епархий, при этом Патриарх совершал богослужения не только в кафедральных соборах, но и в отдаленных от епархиального города приходах, во вновь открываемых монастырях, встречался с местным руководством, с общественностью, посещал высшие и средние школы, военные части, дома престарелых, тюрьмы, неся радость и утешение страдающим людям.
Святейший Патриарх Алексий II взошел на первосвятительский престол, когда кризис Советского государства вступил в завершающую фазу. Для Русской Православной Церкви важно было в быстро изменяющихся условиях обрести нормальный правовой статус, и успех в этом деле в значительной мере зависел от инициативы Патриарха, от его умения построить так отношения с государственной властью и политиками, чтобы утвердить достоинство Церкви, как высшей святыни и духовной путеводительницы народа, колыбели его государственного существования. С самых первых шагов первосвятительского служения Святейший Патриарх в контактах с сильными мира сего самой их этикетной, протокольной стороной умел оградить и подчеркнуть достоинство Церкви, которую он возглавлял. При Патриархе Алексии II стали невозможными такие отвратительные выходки чиновников по отношению к Русской Церкви, когда, как это было совсем недавно, тяжелобольной Патриарх должен был нанести визит новоназначенному председателю зловещего Совета по делам религий.
Святейший Патриарх сообщил Президенту СССР о критическом отношении Поместного Собора к проекту нового закона "О свободе совести и религиозных организациях", и тогда была достигнута договоренность об участии представителей Русской Православной Церкви и других религиозных общин в дальнейшей работе над законопроектом. Это благоприятно отразилось на содержании закона, принятого 1 октября 1990 г. и утвердившего за отдельными приходами, церковными учреждениями, в том числе и Патриархией, права юридического лица. У Церкви появилось право иметь в собственности недвижимость, защищать свои интересы в судебном порядке, религиозные организации могли теперь участвовать в общественной жизни и пользоваться средствами массовой информации. Исключительно важное положение нового закона содержалось в статье 6, которая, хотя и подтверждала принцип отделения школы от Церкви, тем не менее открывала юридическую возможность для религиозного обучения детей. "Религиозные организации, имеющие зарегистрированные в установленном порядке уставы (положения), вправе в соответствии со своими установлениями создавать для религиозного образования детей и взрослых учебные заведения и группы, а также проводить обучение в иных формах, используя для этого принадлежащие или предоставляемые им в пользование помещения"704. Закон запрещал командованию воинских частей препятствовать участию военнослужащих в богослужениях в свободное время; он дозволял совершение "религиозных обрядов" в больницах, госпиталях, домах для престарелых, в тюрьмах и лагерях, причем администрации этих учреждений предписывалось оказывать содействие в приглашении священнослужителей. Новый закон сохранял прежний Совет, но менял его функции, лишал его властных полномочий по отношению к религиозным организациям: "Государственный орган СССР по делам религий является информационным, консультативным и экспертным центром"705. Новый закон был более благоприятным для Церкви, чем действовавшее до тех пор постановление ВЦИК 1929 г., но действовал он недолго - всего 15 месяцев - ровно столько, сколько оставалось существовать СССР.
Спустя месяц после издания союзного закона был принят российский закон "О свободе вероисповеданий", который действует и поныне. Он не предусматривал правительственного учреждения, подобного Совету по делам религий; вместо него в Верховном Совете была образована Комиссия по свободе совести и вероисповеданиям. Положение об отделении школы от Церкви формулировалось в более деликатной форме: "Государственная система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии". При этом, однако, преподавание вероучения на факультативной основе допускалось "в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях". Преподавание же "религиозно-познавательных, религиеведческих и религиозно-философских дисциплин" могло "входить в учебную программу государственных учебных заведений"706.
Радикальные перемены в правовом статусе Русской Православной Церкви, рост ее влияния и авторитета в сфере государственной и общественной не вызывали, мягко говоря, энтузиазма у сторонников прежних порядков в области церковно-государственных отношений. Серия убийств московских священников, ни одно из которых не было раскрыто, убеждала верующих в том, что в определенных кругах к Церкви сохраняется враждебное отношение. 9 сентября 1990 г. неподалеку от своего дома был убит широко известный на Западе и пользовавшийся большим авторитетом в среде церковной и околоцерковной интеллигенции, особенно у новообращенных, протоиерей Александр Мень. Церковный народ и вся российская общественность были потрясены злодеянием, совершенным в Оптиной пустыни на Пасху 1993 г.,- зверским убийством иеромонаха Василия (Рослякова) и монахов Трофима и Ферапонта. Схваченный вскоре убийца признался в содеянном и назвал себя сатанистом.
В 1990 г. продолжалось по всей стране возвращение Церкви отнятых у нее ранее храмов, чаще всего разрушенных. Церковь столкнулась с колоссальными трудностями в восстановлении переданных ей храмов, но во многих случаях местные власти стали оказывать целевую финансовую помощь Церкви в реставрации храмов; великодушные пожертвования поступали от общественных организаций и фондов, таких, как Всероссийское общество охраны памятников культуры, Фонд мира, Фонд культуры, а также от государственных и частных предприятий, банков, компаний, частных лиц. Посильную помощь в восстановлении храмов оказывали и воинские части. 16 марта 1993 г. Святейший Патриарх Алексий II обратился с письмом к конференции Российского Фонда мира: "Мне, как предстоятелю Русской Православной Церкви, хотелось бы выразить благодарность правлению Российского фонда, его активным участникам за щедрую руку помощи, обращенную в сторону нашей Церкви. Еще несколько лет тому назад было трудно себе представить, что прежний Советский Фонд мира, получавший немало средств от православных приходов, вскоре будет одним из основных и постоянных "(работников Церкви в святом деле восстановления порушенных храмов и монастырей, возрождения христианского просвещения и благотворительности. Достаточно упомянуть несколько конкретных дел, чтобы убедиться в этом. На благотворительные миротворческие программы в 1992 г. Российским Фондом было направлено более 200 млн. руб., в том числе на восстановление Донского и Валаамского мужских монастырей, Иоанновского женского монастыря в Санкт-Петербурге, Оптиной Введенской пустыни. Были выделены средства на создание церковной типографии в Троице-Сергиевой лавре, на издание газеты "Московскии церковный вестник"
В Москве одним из самых богатых традициями и замечательных в архитектурном отношении храмов, переданных Церкви, явился храм Большого Вознесения на Никитской улице, в котором неоднократно совершали богослужение святитель Филарет Московский и святой Патриарх Тихон (настоятель - протоиерей Владимир Диваков). 23 сентября 1990 г. впервые после многих десятилетий запрета на крестные ходы вне ограды храма состоялся крестный ход по московским улицам от стен Кремля к храму Большого Вознесения во главе со Святейшим Патриархом Алексием II. 1/14 октября, в праздник Покрова Божией Матери, состоялось первое богослужение в Покровском соборе (храм Василия Блаженного) на Красной площади, Божественную литургию совершил Святейший Патриарх, затем состоялся крестный ход вокруг собора. 4 ноября 1990 г. Патриарх совершил освящение закладного камня восстанавливаемого Казанского собора, построенного в 1633 г. в честь освобождения России от польских интервентов, отреставрированного под руководством замечательного архитектора П. Д. Барановского и вскоре после завершения реставрации, в 1936 г., варварски разрушенного.
Уже в первые месяцы первосвятительства Алексия II повсеместно организуются братства, особенно много их появилось в Москве и Ленинграде. На Украине и в Галиции учреждались братства, которые ставили своей целью защиту православия от униатской агрессии и раскольнических действий авто-кефалистов. 12 и 13 октября в Москве прошел первый съезд представителей братств, на котором был учрежден Союз православных братств. Его почетным попечителем стал Патриарх Алексий II, председателем был избран иеромонах Кирилл (Сахаров). В декабре 1990 г. Священный Синод вынес решение о создании молодежной церковной организации.
Но картина возрождающейся церковной жизни омрачалась действиями раскольников. 16 мая 1990 г. в период межпатриаршества архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви вынес постановление об открытии своих приходов и епископских кафедр в России. Джорданвиль призвал клириков Московского Патриархата переходить в юрисдикцию зарубежного Синода, но войти в состав карловацкого клира можно было только после покаяния в том, что они ранее состояли в послушании Патриархии. Своей самой большой удачей в Джорданвиле сочли переход к ним архимандрита Валентина (Ру-санцова), священника из древнего Суздаля. Он пользовался особым доверием со стороны Совета по делам религий и местных властей, и сами чиновники настаивали на необходимости его хиротонии во епископа. Священный Синод не поддался давлению Совета, тем более, что архимандрит Валентин имел репутацию нравственно нечистоплотного человека и стяжателя. В то время, когда Церковь становилась все более свободной, отец Валентин вдруг объявил о своем намерении уйти из юрисдикции Патриархии "в катакомбы", для существования которых тогда уже практически не оставалось никаких причин. Преследования действительно нелегальных и в этом смысле ката-комбных религиозных общин любого толка, вплоть до общественно опасных, совершенно прекратились. Прямым поводом для разрыва архимандрита Валентина с Патриархией послужил его конфликт с правящим архиереем Владимирской епархии архиепископом Валентином (Мищуком), который не благословил ему домогаться на выборах депутатского места. Ушедший в "катакомбы" авантюрист через покаяние был принят в юрисдикцию зарубежного Синода, а в октябре 1990 г. председатель Синода митрополит Виталий (Устинов) издал указ о назначении его экзархом архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей на территории СССР и управляющим делами при Суздальском епархиальном управлении.
Еще одним приобретением зарубежного Синода мог стать Константин Васильев, бывший священник Успенского собора города Каширы, который 30 августа 1990 г. обратился с весьма своеобразным рапортом к своему архиерею митрополиту Коломенскому и Крутицкому Ювеналию, в котором сообщал: "27 августа с. г. за всенощным бдением мною, епископом Лазарем, Московским и Каширским (в миру Константин Алексеевич Васильев) было объявлено о выходе нашей общины из юрисдикции Московской Патриархии как Истинной Православной Церкви, находящейся в катакомбах после кончины Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона. Канонических изменений в таинствах и обрядах в нашей Церкви нет"708. Ближайшее ознакомление со случаем "епископа Лазаря" убедило даже Карловацкий Синод в том, что они имеют дело с душевнобольным человеком, и потому архиереем Карловацкой юрисдикции он не стал, пребывая в абсолютно "автокефальном" статусе и составляя указы об анафематствовании всех видных церковных, государственных и политических деятелей. Были и другие не менее одиозные "перебежчики". Деяния раскольников, которые они совершали при поддержке из Джорданвиля, наносили вред церковному делу, потому что раскольники захватывали приходы и увлекали за собой сбитых с толку верующих. В то же время развеялись иллюзии многих священнослужителей и мирян в России, которые ранее идеализировали Зарубежную Церковь.
* * *
С 25 по 27 октября 1990 г. в Свято-Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Алексия II заседал архиерейский Собор. В его деяниях участвовал 91 архиерей, 6 архипастырей отсутствовало по болезни. В центре внимания на Соборе стояли три вопроса: церковная ситуация на Украине, раскол, инициированный зарубежным Синодом, а также правовой статус Русской Православной Церкви, обусловленный двумя новыми законами о свободе совести и вероисповедания.
Важность нового закона "О свободе совести и религиозных организаций", говорится в определении архиерейского Собора, состоит в том, что "Русская Православная Церковь получила должную правовую основу своей деятельности и приобрела правоспособность юридического лица". В то же время Собор сделал ряд критических замечаний по отдельным положениям союзного Закона, во многом повторяющих те, что были высказаны при обсуждении проекта (отсутствие статуса юридического лица у Церкви в целом и гарантии права церковной собственности на используемые ею храмы и иную недвижимость). В категорической и даже жесткой форме архиерейский Собор настаивал на том, чтобы государственные учреждения соблюдали закон при регистрации приходских уставов; в случае отказа в регистрации государственные органы обязаны сообщить письменно, на каком основаниям подобное решение было ими принято. "Приход имеет право обжаловать в суде подобное решение. Нарушение установленного срока регистрации устава также подлежит судебному рассмотрению". Не вдаваясь в анализ содержания российского закона о свободе вероисповеданий, архиерейский Собор выразил удовлетворение его принятием, равно как и принятием аналогичных законов в других союзных республиках.
Соборное воззвание к архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви, посвященное действиям карловацкой иерархии по учинению раскола на канонической территории Русской Церкви, выдержано в жестком тоне, разительно отличающемся от того, каким проникнуто адресованное церковной диаспоре обращение Поместного Собора 1988 г., с его особым миролюбием и братской теплотой. Архиерейский Собор решил выразить позицию священноначалия Православной Церкви по тем вопросам, которые получали превратную трактовку в полемических выступлениях карловчан против Матери Церкви: "Отдавая дань глубокого уважения памяти Патриарха Сергия и с благодарностью вспоминая его борьбу за выживание нашей Церкви в тяжелые для нее годы гонений, мы тем не менее вовсе не считаем себя связанными его Декларацией 1927 г., сохраняющей для нас значение памятника той трагической в истории нашего Отечества эпохи. Нас обвиняют "в попрании памяти новомучеников и исповедников"... В нашей Церкви никогда не прерывалось молитвенное поминовение страдальцев за Христа, преемниками которых довелось стать нашему епископату и клиру. Сейчас, чему весь мир свидетель, у нас разворачивается процесс их церковного прославления, который в соответствии с древнецер-ковной традицией должен быть избавлен от суетного политиканства, поставленного на службу меняющимся настроениям времени. Среди других обвинений "называются и "подобострастное служение безбожной власти", и "небрежение в распространении слова Божия", и "искажение таинств", и "подчинение мирским властям", и "отрыв от паствы", и "нравственная распущенность и сребролюбие", и "перемещение архиереев и священников". Почти то же самое шесть с лишним десятков лет тому назад можно было услышать из уст раскольников-обновленцев в адрес русского дореволюционного епископата и клира. И разве не большинство этих служителей Божиих, невзирая на все свои немощи, вынесли затем основной удар беспримерных гонений, обрушившихся на Церковь, поддержав в недрах народа нашего живой огонь православной веры?.. Но насколько нравственно с точки зрения Евангелия выступать группе епископов Русской Зарубежной Церкви в роли наших обвинителей?.. Напомним только, что во время фашистского режима в Германии Зарубежная Церковь в этой стране отнюдь не была "свободна" и "независима" от мирской власти. Русской Православной Церкви вменяется в вину участие в деятельности Всемирного Совета Церквей. Участие в деятельности ВЦС уже в течение нескольких десятилетий всех Поместных Православных Церквей дает им возможность свидетельствовать перед лицом остального христианского мира истинность хранимой веры как залога возможного будущего единства всех христиан. Никакой измены православию здесь нет, а есть свидетельство о его спасительной красоте перед лицом всего христианского мира"
* * *
В этом документе архиерейский Собор поднимает вопрос о статусе самой "Зарубежной Церкви с канонической точки зрения: архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей должен был бы прекратить свое существование в соответствии с указом святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Священного Синода и Высшего церковного совета Русской Православной Церкви от 23 апреля (5 мая) 1922 г., которым за самочи-ние, выразившееся в политических заявлениях от имени всей полноты Русской Церкви, упразднялось Высшее церковное управление за границей, от коего имеет преемство нынешний зарубежный Синод. Свое осуждение чуждой природе Церкви деятельности этого Синода святой Тихон высказал также в своем предсмертном "Воззвании" от 25 марта (7 апреля) 1925 г., угрожая его участникам в случае упорства судом Собора"710. Воззвание заканчивается призывом, адресованным всем верным чадам Русской Православной Церкви, внутри страны и за рубежом, "искать мира и любви между собой".
Важнейшим результатом архиерейского Собора явилось решение о предоставлении Украинской Православной Церкви независимости и самостоятельности в ее управлении при сохранении юрисдикционной связи с Московской Патриархией, о чем записано в соответствующем определении Собора и в грамоте, адресованной епископату Украинской Православной Церкви. В заключение ее особо подчеркнуто, что Русская Православная Церковь уповает на то, что Украинская Православная Церковь не изменит "у себя ничего, что касается догматов веры и святых канонов". //
* **
По окончании архиерейского Собора Святейший Патриарх Алексий II выехал в Киев, чтобы торжественно вручить митрополиту Киевскому грамоту о даровании Украинской Церкви независимости и самостоятельности в управлении. Пребывание в Киеве предстоятеля Русской Церкви, которого решительное большинство православных на Украине встречало с искренней радостью как своего духовного отца, омрачено было действиями сепаратистов-руховцев, униатов и автокефалистов. Из Галиции в Киев направлены были сотни автобусов с боевиками. Националисты-галичане избивали участников крестных ходов - священнослужителей и мирян, которые двигались по улицам древней столицы Руси к Софийскому собору, в котором первосвятителем совершена была Божественная литургия.
Ранее, в июне 1990 г., автокефалистами в Киеве был проведен первый "собор" УАПЦ (Украинской Автокефальной Православной Церкви), который избрал лишенного епископского сана В. Боднарчука, именовавшего себя архиепископом Аьвовским и Галицким Иоанном, "патриаршим местоблюстителем", а проживавшего в Соединенных Штатах Мстислава (Скрыпника), переступившего через порог 90-летия, провозгласил "патриархом всея Украины".
В ноябре 1990 г. древний Софийский собор пережил событие, подобное тому, которое совершено было в нем в 1921 г., при зарождении самосвят-ства,- "патриаршую интронизацию" Мстислава Скрыпника, приехавшего впервые после войны на родину. После этого своим местоблюстителем Мстислав назначил не Боднарчука, а именовавшего себя епископом Ровенским Антония (Масендича), чем, разумеется, сделал Боднарчука своим врагом. Относительные успехи автокефалисты имели только в Галиции, где в обстановке антирусского психоза даже некоторые ревнители православия в борьбе против униатской экспансии находили более удобным и действенным держаться за знамя автокефалии.
22 и 23 ноября 1990 г. в Киеве заседал I Поместный Собор Украинской Православной Церкви, в котором участвовали епископы, а также представители клириков и мирян епархий, духовных школ и монастырей. На Поместном Соборе был принят одобренный предварительно на архиерейском Соборе устав Украинской Православной Церкви. При обсуждении возникла дискуссия в связи с вопросом об участии представителей Украинской Церкви в Поместных Соборах кириархальной Церкви. И большинство высказалось за то, чтобы епископы, клирики и миряне участвовали в этих Соборах. Собор осудил деструктивные действия униатов и автокефалистов на Западе Украины, подчеркнув, что движут раскольниками не церковные, а политические мотивы. Главой Украинской Церкви был избран занимавший Киевскую кафедру митрополит Филарет.
Кризисные явления в жизни Советского государства нарастали как снежный ком, утрата коммунистической партией контроля над страной стала вопросом времени, за этим неизбежно должен был последовать развал союзного государства, поскольку, кроме КПСС, в нем не было других общесоюзных политических сил, хотя большинство народа, отвергая коммунистическую идеологию, стремилось сохранить единое государство.
В этой обстановке Церковь не могла, как в годы советского режима, воздерживаться от суждений о путях развития страны, такое молчание не встретило бы понимания в обществе. 5 ноября 1990 г., впервые после послания святителя Тихона 1918 г. по поводу годовщины Октября, Святейший Патриарх в обращении к согражданам дает содержательную оценку этому роковому событию: "Семьдесят три года назад произошло событие, определившее путь России в двадцатом столетии. Этот путь оказался скорбен и тяжек. И сегодня еще мы не можем сказать, что прошли его до конца... Свершившегося не изменить и не вернуть. Но, развертывая летопись прошлого, можно яснее почувствовать ту Волю, которая и сейчас пролагает себе путь через переплетение тысяч случайностей и дел... Поймем ли мы, что 1917 г.- не лишняя страница в истории России? Не лишняя, не пустая, не бессмысленная. Да, страница горька. Но ведь, по слову Писания, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда (Иов. 5.6). Болезни, из которых выросло то горе и которые подвели Россию к той грани, нам еще долго придется осмыслять. Еще дольше многие из них нам придется изживать... И пусть все минувшие годы один за другим встанут в нашей совести и будут нас умолять не платить человеческими судьбами за эксперименты и принципы политиков"711.
Выступления Святейшего 'Патриарха Алексия II по актуальным проблемам политической и общественной жизни вызвали особое доверие к нему со стороны председателя Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина, который находился тогда в острой конфронтации с союзным руководством, особенно с консервативной его частью, и российские власти сделали шаги навстречу Церкви, на которые не способно было союзное правительство: по просьбе Святейшего Патриарха Рождество Христово было объявлено выходным днем, и в 1991 г. впервые после 20-х гг. в этот праздник граждане России не принуждались к работе.
В связи с трагическими событиями в Вильнюсе в январе 1991 г. Святейший Патриарх поместил в газете "Известия" свое первосвятительское слово, в котором осудил пролитие крови: "С глубокой скорбью узнал о случившемся в Литве. Прежде всего я молюсь о том, чтобы Господь принял к Себе с миром души погибших и чтобы их близкие и родные получили от Всемилостивого Спаса скорейшее исцеление своих душевных ран и то утешение, которое дает христианам понять, что у Господа нет деления на живых и усопших: для Него и в Нем все живы... Ошибки, что привели к сегодняшней скорби, были с обеих сторон. Литовцы, думаю, сами смогут найти свои промахи и трезво оценить, где и в чем они поддались духу утопизма и националистической мечтательности и где в отстаивании своих законных прав они перешли ту грань, за которой следует ущемление не менее законных прав других людей... Использование военной силы в Литве является большой политической ошибкой. На церковном языке - грехом... Я от всего сердца прошу литовцев не держать в душах зла и по-христиански простить боль, причиненную им. Я прошу русских, живущих в Литве, не считать эти печальные дни "днями победы". Я прошу их помнить (и думаю, что большинство из них это понимает), что в Литве им и дальше нужно будет жить с литовцами, и потому в конечном счете все равно лишь взаимоуважением и терпимостью, нормальными переговорами и признанием обоюдных прав и обязательств можно восстановить общественный мир. Солдатам, которые сейчас находятся в городах Литвы, я хочу напомнить слова, которые Иоанн Креститель сказал воинам, пришедшим к нему за советом: никого не обижайте (Лк. 3. 14). Прошу вас помнить, что вы находитесь не в чужой завоеванной стране, а в пределах вашего же отечества... И всем моим согражданам хочу напомнить мысль преподобного Серафима Саровского о том, что путь ко спасению тысяч окружающих людей лежит через стяжание мирного духа внутри каждого из нас"
Полгода спустя, когда политическая борьба поставила страну на грань гражданской войны, Святейший Патриарх недвусмысленно заявил, что его паства не может быть вмещена в рамки ни одной из партий и даже блока. "Церковь обращена к той глубине жизни человека, которая не имеет соприкосновения с политикой,- говорил Патриарх Алексий II, отвечая на вопросы корреспондента "Известий" в мае 1991 г.- И потому мой прямой пастырский долг - препятствовать политизации жизни Церкви и конечно же никого своими действиями не отталкивать от Христа... У нас иное назначение - указывать людям дорогу к Вечности"713.
30 мая 1991 г. министр юстиции РСФСР Н. Ф. Федоров вручил Святейшему Патриарху свидетельство о регистрации Гражданского устава Русской Православной Церкви, одобренного Священным Синодом 30 января 1991 г. Министр напомнил присутствующим о тех гонениях, которые претерпела Церковь при советском режиме, и о том, что она представляет собой "огромную ценность" для нашего народа и нуждается в "юридической защите". В ответном слове Святейший Патриарх отметил, что "за свою тысячелетнюю историю Русская Православная Церковь всегда старалась быть с народом, разделяя его радости и скорби... верующие считались людьми "второго сорта", подвергались гонениям и репрессиям. Сегодня справедливость торжествует. Мы видим перед собой огромные задачи в непосредственном участии в процессе возрождения духовно-нравственной жизни нашего народа. Церковь готова поделиться со всем обществом теми ценностями, которые она, несмотря на все трудности, сохранила в своих недрах"714 .
12 июня в РСФСР состоялись первые выборы президента. На церемонию принятия присяги был приглашен Святейший Патриарх Алексий II, который обратился к новоизбранному президенту Б. Н. Ельцину со словами поздравления, напутствия и благословения: "Мой долг Патриарха сказать Вам слова о том, какую ношу Вы принимаете на себя. Вы приняли ответственность за страну, которая тяжело больна. Семь десятилетий разрушения ее духовного строя и внутреннего единства сопровождались укреплением внешних тяжких обручей принудительной государственности. Три поколения людей выросли в условиях, отбивавших у них желание и способность трудиться. Сначала людей отучали трудиться духом, отучали от молитвенного подвига. Затем - от труда мысли, от стремления к самостоятельному поиску истины. Наконец, желая или не желая этого, тот образ жизни, от которого сейчас старается уйти наше общество, на деле отучал людей от самого обычного труда, от прилежания, от инициативы... Что касается Церкйи и ее будущего, то мы надеемся, что первый Президент России будет способствовать возвращению Церкви ее истинных святынь, храмов и обителей и будет предусмотрено участие России в их реставрации и восстановлении" .
Трагические события происходили в стране с 19 по 22 августа 1991 г. Группа государственных деятелей объявила об устранении Президента СССР М. С. Горбачева, находившегося на своей летней даче в Форосе, об образовании ГКЧП. Святейший Патриарх выразил свою озабоченность происходящим и осудил предпринятую авантюру, распорядившись, чтобы за Божественной литургией, которую он совершал 19 августа, в праздник Преображения Господня в Успенском соборе Кремля, вместо поминовения "властей и воинства" помянуть "народ страны нашей". Через вице-президента Российской Федерации Патриарх Алексий II передал слова поддержки Б. Н. Ельцину, который взял на себя задачу подавления мятежа, объявив ГКЧП вне закона. 20 августа утром Святейший Патриарх передал в Женеву свое Заявление в связи с происходящими событиями, которое затем было опубликовано в Москве. В нем говорилось, что остаются неясными обстоятельства отхода президента от верховной власти в стране, и это "смущает совесть миллионов наших сограждан... Мы обращаемся с призывом ко всем чадам Русской Православной Церкви, ко всему нашему народу, сугубо к воинству нашему, в этот критический для Отечества момент проявить выдержку и не допустить пролития братской крови"716. Когда в ночь с 20 на 21 августа поступили первые известия о пролитии крови у Белого дома, первосвятитель, чтобы предотвратить гражданскую войну, в особом обращении призвал вооруженных лиц воздерживаться от применения оружия под угрозой отлучения от Церкви. В результате поражения путчистов к власти в СССР вернулся М. С. Горбачев, но союзное правительство утратило контроль над страной. "В дни, которые только что довелось пережить нам, кончился Промыслом Божиим период нашей истории, начатый в 1917 г.,- писал 23 августа в своем послании к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий II.- Отныне уже не может вернуться время, когда одна идеология владела государством и пыталась навязать себя обществу, всем людям. Коммунистическая идеология, как мы убеждены, никогда более уже не будет государственной в России... Россия начинает труд и подвиг исцеления!.. К сожалению, и теперь те, кто в день Преображения провозгласил себя "спасителями" Союза, на деле сделали все возможное для его скорейшего распада. Дай Бог, чтобы вопреки им тот образ жизни, образ мысли и образ правления, которые установятся в Москве в ближайшем будущем, никого не отталкивали от совместной жизни в нашей возрожденной стране!"
28 августа, после Божественной литургии в Успенском соборе Кремля, на праздничном приеме в патриаршей резиденции, председатель Московского горсовета Н. Н. Гончар, обращаясь к Святейшему Патриарху, сказал о благотворном влиянии Церкви и ее предстоятеля на исход только что пережитых драматических событий: "Никто не позволил бы себе бросить хотя бы слово упрека, если бы Вы, Ваше Святейшество, промолчали в тяжелые дни переворота. Но Вы поняли, что Церковь - вне политики, но не вне судеб народа, и то, что происходило в эти дни,- не конфликт между политиками, а попытка не дать народу определить свою судьбу. И именно поэтому Ваше слово было так нужно и оказало такое большое влияние. Я надеюсь, что и в дальнейшем в непростых ситуациях... Ваше мудрое слово поможет нам правильно определять свою судьбу. И тем, кто еще раз попытается пойти против своего народа, оно подскажет, что можно воевать с политиками, с правительством, но нельзя воевать с народом - это грех". Значительное большинство архипастырей и пастырей Русской Церкви в тревожные августовские дни были в единомыслии с первосвятителем и реагировали на происходящие события подобно ему. В Ленинграде митрополит Иоанн благословил священникам свеей епархии выступить на митинге, организованном в поддержку президентов Горбачева и Ельцина.
Августовский путч сделал практически неизбежным распад союзного государства, и первым шагом к нему стал референдум на Украине, в котором большинство высказалось за суверенитет своей республики, вслед за этим Президент СССР признал независимость прибалтийских республик. Предвидя скорый распад Союза, Священный Синод Русской Православной Церкви 22 октября 1991 г. в своем заявлении напомнил чадам Церкви о том, что изменение государственных границ не должно повлечь за собой изменение состава поместной Церкви, а распад Союза не подразумевает автокефализации отдельных частей Русской Православной Церкви.
"Нынешние события,- говорится в этом заявлении,- в определенной мере напоминают нам то, что последовало за февралем 1917 г. Тогда распад Российской империи и образование на ее территории государств, объявивших о своей независимости, дали повод церковным нестроениям... И сейчас порой можно услышать голоса нецерковных людей, которые готовы видеть в самом факте существования Московского Патриархата некую "последнюю имперскую структуру" и всячески поощряют рост сепаратистских настроений с целью вызвать пагубный раскол в церковной среде... Согласно существующей в Православии канонической практике, внутри Патриархатов допускается внутренняя самостоятельность и самоуправление епархий и их объединений. Патриархат не сковывает самостоятельности входящих в него церковных образований, но служит обеспечению их един- * ства и общения. Границы Патриархата необязательно должны совпадать с государственными границами... Патриархат - это не политическое, не национальное и даже не географическое понятие. Патриархат есть церковно-каноническая реальность, образованная для поддержки единства и соборности входящих в него церковных структур"
Свои мысли о судьбе России Святейший Патриарх Алексий II выразил в речи, произнесенной в Исаакиевском соборе по случаю возвращения бывшей столице Российской империи ее исторического имени Санкт-Петербург.
"Сегодня знаменательный день в жизни этого великого города. Ему возвращается его исконное историческое имя. Наш град имеет небесных покровителей в лице святого благоверного князя Александра Невского, святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского, святой блаженной Ксении Петербургской. А сегодня он обретает небесное предстательство святого апостола Петра!.. Мне вспоминаются слова исповедника и мученика начала 20-х гг. митрополита Петроградского Вениамина, который говорил, что самой большой печалью и скорбью является разделение и вражда. Но придет время - объединится Русь. Будем верить, что это пророческие слова"
Новая российская власть относилась к Церкви без неприязни и предубеждений, отказавшись от официального атеизма и коммунистической идеологии. Президент в своих речах и выступлениях (например, 5 декабря 1991 г. в связи с 60-летием со дня разрушения храма Христа Спасителя) неизменно подтверждал стремление российского руководства устранить последствия глубоко несправедливой политики многолетней коммунистической диктатуры по отношению к верующим и передать православные святыни, храмы, обители тем, кому они по праву должны принадлежать. В связи с учреждением Содружества независимых государств и упразднением СССР Священный Синод Русской Церкви принял в конце 1991 г. заявление, в котором предостерегал государственных и политических деятелей об опасности разделения, взаимного отчуждения, создания искусственных барьеров между народами, связанными общей исторической судьбой, но главное, что выражено в заявлении,- это забота о сохранении духовного единства народов на всей канонической территории Московского Патриархата и после распада СССР. "Наша Церковь исторически связана с Киевской Русью, давшей жизнь белорусскому, русскому и украинскому народам, и потому историческая общность и братство славянских народов, крещенных в единой купели, не должно разрушиться. При государственной самостоятельности мы должны остаться духовно едиными, черпая в этом единстве силу для обновления жизни"721.
В 1991 г. продолжалось начатое ранее возвращение Русской Церкви ее святынь, храмов и монастырей, причем возвращались не только рядовые приходские церкви и разрушенные монастыри, но и древние храмы, которые составляют величайшее достояние Православной Церкви, в том числе и Софийский собор в Новгороде.
В конце 1990 г. в одном из служебных помещений музея истории религии и атеизма, оккупировавшего Казанский собор Петербурга, были обнаружены святые мощи преподобного Серафима Саровского, которого почитает православная Русь как одного из своих самых великих заступников пред Богом.
"После получения информации из музея,- рассказывал'Святейший Патриарх Алексий II,- я стал искать другие сведения, в первую очередь - акт о вскрытии мощей. Мощи не полностью нетленны. Митрополит Антоний (Вадковский) делал специальное разъяснение по их поводу в 1903 г. при прославлении. Акт был найден. И, сопоставив два акта - о канонизации в 1903 г. и о вскрытии в 1920 г., я направил в Петербург двух архипастырей, епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения, которые провели тщательное обследование мощей. В акте 1920 г. очень подробно были описаны некоторые детали: поврежденный позвоночник (он был поврежден грабителями, напавшими на преподобного), отсутствие одного ребра и целый ряд других признаков. Архипастыри, которые производили осмотр, свидетельствовали также о чувстве благодатное™ и о благоухании мощей, которые они обследовали. После сопоставления появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима"
11 января 1991 г. Святейший Патриарх прибыл в Петербург и после молебна в часовне блаженной Ксении и в Иоанновском монастыре на Карповке отправился в Казанский собор. Рака с мощами преподобного Серафима была перенесена из Казанского в Троицкий собор Александре-Невской лавры, и мощи оставались там до 6 февраля, привлекая к себе многие тысячи православных петербуржцев. Из Санкт-Петербурга святые мощи в сопровождении первосвятителя Русской Церкви, архипастырей и пастырей доставлены были в Москву и крестным ходом перенесены в кафедральный Богоявленский собор. Пять с половиной месяцев мощи преподобного Серафима находились в Москве, и каждый день выстраивалась перед патриаршим собором длинная очередь желающих приложиться к ним. С 23 по 30 июля 1991 г. святые мощи крестным ходом в сопровождении Святейшего Патриарха и сонма духовенства через Ногинск, Орехово-Зуево, Владимир, Нижний Новгород и Арзамас перенесены были в основанную преподобным Серафимом Саровским и любимую им Дивеевскую обитель, возрожденную незадолго до вторичного обретения мощей святого основателя этого монастыря. Многие тысячи людей приходили поклониться мощам святого на пути их следования. У врат Дивеевской обители 30 июля 1991 г. Святейший Патриарх сказал многознаменательные слова: "Перевернута последняя страница дивеевской летописи, пришло время исполнения пророчеств: мощи преподобного Серафима отныне упокоятся по его слову в соборе во имя Рождества Пречистой Матери Божией Дивеевского монастыря"723.
28 февраля 1991 г. в Казанском соборе Петербурга, где располагался музей атеизма, были обретены мощи еще одного святого, прославленного, как и преподобный Серафим, в начале XX столетия,- святителя Иоасафа Белгородского. Из Петербурга через Москву и Курск нетленные мощи святителя Иоасафа были перенесены в Белгород. 4/17 сентября, в день его памяти, Патриарх Алексий II совершил Божественную литургию в белгородском Преображенском соборе, куда были перенесены нетленные мощи.
Церкви переданы были знаменитые обители русского Севера: Соловецкий и Валаамский монастыри, Донской, Новоспасский и другие монастыри Москвы. Богослужения начали совершаться и в кремлевских церквах в их храмовые праздники, в дни памяти святых, чьи мощи покоятся в них, и в иные знаменательные церковные дни. 16 августа в Новгороде Святейшим Патриархом Алексием II вновь было совершено освящение закрытого в 1929 г. Софийского собора. В Успенском соборе Московского Кремля, при сохранении в нем музейного режима, стали регулярно совершаться богослужения, и он вновь стал патриаршим собором Русской Православной Церкви. Но одна из величайших святынь Руси, Киевская София, не была возвращена украинскими властями Православной Церкви, оставаясь только музеем. В Киево-Печерской лавре лишь часть церквей и строений была передана воссозданной обители, но доступ к мощам сонма Киево-печерских угодников, покоящихся в Ближних и Дальних пещерах, был открыт паломникам. На октябрь 1991 г. в 93 епархиях Русской Церкви действовало более 12 000 приходов и 117 монастырей. Богослужения совершали в них около 10 000 священнослужителей и диаконов. Из-за острой нехватки духовенства, многие священнослужители совершали богослужения в нескольких храмах, и поэтому, конечно, не во всех приходах службы были регулярными.
Начало 90-х гг. явилось временем освобождения Русской Православной Церкви из тисков рухнувшего тоталитарного режима, расширения ее влияния на жизнь общества, укрепления доверия к ней со стороны всех слоев населения. Но церковную жизнь омрачало происходившее одновременно развитие такого кризисного явления, как расколы.
В феврале 1991 г. в Брюсселе архиепископ Женевский и Западноевропейский Антоний с группой других карловацких архиереев совершили незаконную "хиротонию во епископа Суздальского" Валентина (Русанцова), назначенного викарием "архиепископа Тамбовского и Мичуринского" карловац-кой юрисдикции Лазаря (Журбенко). Хиротония эта не была признана действительной священноначалием Русской Православной Церкви. В Московской Патриархии принято было постановление не признавать действительными те рукоположения Зарубежной Церкви, которые совершаются над клириками Московского Патриархата или для служения на его канонической территории. Валентин (Русанцов) стал не единственным, но самым энергичным из карловацких эмиссаров в России; благодаря своим прежним связям во властных структурах он, вопреки закону, сумел удержать за собой Царе-Кон -стантиновский приход в Суздале, у карловчан появилось несколько приходов в Тамбовской и Курской епархиях, в Москве, Крыму и Сибири. Приходы эти малочисленны, но смущение в сознание некоторых людей они все-таки вносят.
Но и после того как зарубежным Синодом предприняты были откровенно раскольнические агрессивные действия в самой России, Московская Патриархия не теряла надежды на успешный диалог с ним, целью которого должно стать возобновление евхаристического общения и возвращение карловчан в лоно Матери Церкви. 17 октября 1991 г. Святейший Патриарх Алексий II направил открытое письмо участникам конгресса соотечественников в Москве, в котором, в частности, писал:
"Внешние оковы агрессивного безбожия, долгие годы связывавшие нас, пали. Мы свободны, и это создает предпосылки для диалога, ибо именно свобода нашей Церкви от гнета тоталитаризма была тем условием встречи с заграничными братьями и сестрами, о котором неоднократно говорило священноначалие Русской Зарубежной Церкви. Сегодня нужно преодолеть горечь, раздражение, личную неприязнь. Нужно отречься и от соблазна использовать мирские политические критерии оценки друг друга. Да, между нами стоит много нерешеных вопросов. Да, мы не согласны с рядом действий и заявлений иерархов Русской Зарубежной Церкви. Но мы не перестанем считать ее частью Русской Православной Церкви и полны желания разрешить все недоумения, препятствующие нам молиться в одном алтаре, у одного престола. Со всей искренностью говорю: мы готовы к диалогу. Целью диалога, на мой взгляд, должно стать восстановление литургического общения"
Между тем, раскольнические, захватнические действия карловчан в России продолжались. В Москве Борис Козушин, "постриженный" и "рукоположенный" в сан иеромонаха Валентином Русанцовым, предпринимает при поддержке Карловацкого синода и средств массовой информации попытку захватить храм святителя Николая в Пыжах, настоятелем которого был назначен протоиерей Александр Шаргунов, один из тех клириков Московского Патриархата, кто ранее всячески выражал свое сочувствие зарубежному Синоду. Действия карловчан побудили группу единомысленных с отцом Александром священников сообщить в марте 1992 г. митрополиту Виталию о "неприглядных делах", которые совершаются его именем в России.
В январе 1993 г. в "Свободную церковь", как называла себя часть Русской Зарубежной Церкви, находившаяся не в диаспоре, а в метрополии, возглавляемую Валентином Русанцовым, перешел архимандрит Адриан (Старина), который вышел из повиновения священноначалия и отказался оставить свой приход в Ногинске, откуда он был переведен в Ульяновск. При поддержке местных властей он удержал в своем распоряжении храм, принадлежащий все-таки не лично ему, а Русской Православной Церкви. Узнав об образе действий и личных качествах Адриана, Зарубежный Синод запретил его в служении "на основании весьма тягостных нравственных проступков". //
Заодно Карловацкий Синод запретил в служении и самого Валентина Ру-санцова, титуловавшегося "епископом Суздальским". Пренебрегая преще-ниями со стороны Зарубежного Синода, Валентин стал считать себя главой автокефальной русской православной Церкви и как таковой получил регистрацию.
* * *
Несравненно более серьезную угрозу для Церкви несли с собой события, которые происходили на Украине. В результате униатской агрессии в Галиции в конце 1991 г. появилось 597 приходов Украинской католической Церкви, раскольническая УАПЦ захватила 351 приход на Западе Украины. После провала августовского путча митрополит Филарет из непримиримого противника украинской церковной автокефалии становится ее ревнителем, тем более, что исход выборов Патриарха на Поместном Соборе 1990 г. он счел своим провалом. Немаловажное значение имели и публикации в периодических изданиях Киева и Москвы статей о его личной жизни; авторы утверждали, что митрополит Филарет имеет жену и детей, обкрадывает Церковь и связан с КГБ. Священнослужители Украинской Церкви обвиняли его в том, что он ответственен за успех униатов в Галиции и за раскол, учиненный бывшим епископом Житомирским, ушедшим в автокефалию во многом, надо полагать, из-за личной неприязни к митрополиту Филарету. Сыграло свою роль и стремление угодить властям Украины и прежде всего бывшему секретарю-ЦК Компартии по идеологии, а в ту пору президенту Кравчуку, провозгласившему лозунг: "Независимому государству - независимую Церковь".
Под давлением митрополита Филарета в начале ноября 1991 г. Собор Украинской Православной Церкви вынес постановление "обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и епископату Русской Православной Церкви с просьбой даровать Украинской Православной Церкви полную каноническую самостоятельность, то есть автокефалию, поскольку провозгласить автокефалию может только высший орган Поместной Церкви в лице Собора епископов". Собор считает, что это "будет способствовать укреплению единства православия на Украине, содействовать ликвидации возникшего автокефального раскола, противостоять униатской и католической экспансии, служить примирению и установлению согласия между враждующими ныне вероисповеданиями, сплочению всех национальностей, проживающих на Украине... Собор свидетельствует, что Украинская Православная Церковь имеет в настоящее время все необходимые условия для своего полного самостоятельного бытия: 22 епархии, 23 епископа, 35 млн. православных христиан, три духовные семинарии и три духовных училища (в 1992 г. открывается Киевская Духовная Академия), 32 монастыря, в том числе две лавры - Киево-Печерская и Почаевская, а также около 5,5 тыс. приходов... Учитывая тысячелетнюю историю Киевской митрополии, прямой пра-вопреемницей которой является Украинская Православная Церковь, имеющая 35-миллионную паству, Собор просит Русскую Православную Церковь после дарования полной самостоятельности Украинской Православной Церкви способствовать учреждению Киевского Патриархата Восточными Патриархами и главами других Поместных Церквей" .
На заседании Священного Синода, состоявшемся 25-27 декабря 1991 г. под председательством Святейшего Патриарха' и с участием митрополита //
Филарета, решено было разослать обращение и определение Украинского Со- I бора всем архиереям Русской Православной Церкви для тщательного изучения вопроса столь исключительной важности, с тем чтобы впоследствии он стал предметом обсуждения на архиерейском Соборе. Решение Собора Украинской Церкви встревожило значительную часть священнослужителей и мирян на Украине; и в Московскую Патриархию из разных епархий стали поступать телеграммы с просьбой оставить их приходы в Московской юрисдикции. Более 60 приходов Винницкой епархии прислали даже протоколы своих собраний с подписями от сотни до нескольких тысяч человек под каждым протоколом. В то же время митрополит Филарет предпринимал энергичные усилия к тому, чтобы ускорить процесс автокефализации, разослал по епархиям циркуляр о проведении собраний духовенства в поддержку решения Собора УПЦ о предоставлении ей независимости: "Списки духовенства и личные подписи необходимо привезти в канцелярию",- говорилось в циркуляре.
22 января 1992 г. в Киеве состоялось епископское совещание Украинской Церкви. На совещании принято было новое обращение к Святейшему Патриарху Алексию II, в Священный Синод и ко всем архиереям Русской Православной Церкви, в котором содержался упрек в том, что священноначалие Русской Церкви умышленно затягивает положительное решение вопроса об автокефалии, что "определенные силы, в том числе и из Москвы, сеют смуту среди монашествующих, духовенства и мирян в отдельных областях, и тем самым фактически работают против православия на Украине... Некоторые московские средства массовой информации развернули клеветническую кампанию против предстоятеля Украинской Православной Церкви, пытаясь путем грязной клеветы смущать умы и сердца несведущих людей". Однако вскоре три архиерея Украинской Церкви епископы Черновицкий Онуфрий (Березовский), Тернопольский Сергий (Генсицкий) и Донецкий Алипий (По-гребняк) дезавуировали свои подписи под обращением. На следующий день, 23 февраля, решением Синода Украинской Церкви они были смещены со своих кафедр и направлены в другие епархии. Решение Синода вызвало возмущение в пастве, находившейся в окормлении этих архиереев, и паства не выпустила их из своих епархий. Тогда епископы Онуфрий и Сергий направили личные послания Святейшему Патриарху, в которых заявляли об отказе от своих подписей под определением Собора Украинской Церкви, который состоялся в Киеве 1-3 ноября, и от своих подписей под обращением епископата Украинской Церкви от лица Собора. За отказ братии Киево-Печерской лавры поставить подписи в поддержку решения Собора Украинской Православной Церкви о даровании ей автокефалии с должности наместника был смещен архимандрит Елевферий (Диденко).
Между тем поток писем и телеграмм, направленных в Московскую Патриархию от приходов, монастырей, духовных школ, отдельных священнослужителей и мирян с просьбой предотвратить разделение Русской Церкви и сохранить существующий статус Украинской Церкви, нарастал. Встревоженный ситуацией, Святейший Патриарх Алексий II направил митрополиту Филарету телеграмму, предлагая в связи с опасным развитием церковных событий в некоторых областях Украины до заседания Священного Синода (18~19 февраля) "воздержаться от любых канонических прещений". 17 февраля от митрополита Филарета в адрес Святейшего Патриарха поступило две телеграммы; в первой он просил "не принимать" в Синоде "никаких постановлений, касающихся внутренней жизни Украинской Православной Церкви", а во второй заявил о том, что не приедет на заседание Синода по причине болезни. Это было явное игнорирование действий священноначалия кириар-хальной Церкви, направленных на разрешение тяжелого кризиса. Перед заседанием Священного Синода Святейший Патриарх Алексий II получил также "открытое письмо" Совета по делам религий при Кабинете министров Украины, в котором Совет настаивал на предоставлении Украинской Православной Церкви автокефалии.
Священный Синод Русской Православной Церкви, состоявшийся 18 и 19 февраля 1992 г., принял обращение к митрополиту Киевскому Филарету и епископату Украинской Церкви с требованием "незамедлительно пересмотреть решение Украинского Синода от 23 января, чтобы внести мир в сердца братьев архиереев и в их скорбящую паству, взывающую ныне о справедливости в Церкви. Это позволит сохранить мир церковный и единство Украинской Православной Церкви. Обращаясь к тем многочисленным клирикам, монашествующим и мирянам, которые направили в адрес Патриарха и Священного Синода просьбы остаться в лоне Московского Патриархата, мы хотим сказать: веруем и исповедуем, что Господь по молитвам сонма праведников, просиявших на Святой Руси, колыбели белорусского, русского и украинского народов, проведет корабль церковный через все опасности бушующего житейского моря... Нам же всем подобает сохранять верность Господу и жить по правилам церковным, дабы вольно или невольно не соделаться соучастниками греха... Если же, сохрани Бог, этот единственно правильный и канонически законный принцип будет нарушен, то каждый, кто останется верным православию, получит наше каноническое пастырское окормление и не будет брошен на произвол сил зла".
Дата: 2019-11-01, просмотров: 205.