Суды над духовенством по поводу защиты святых мощей.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1 ноября 1920 года в Новгороде перед ревтрибуналом предстал епископ Хутынский Алексий (Симанский) вместе с архимандритами Никодимом и Анастасием, игуменами Гавриилом и Митрофаном, про­тоиереем Стояновым, иеродиаконом Иоанникием. Подсудимые обви­нялись в тайном освидетельствовании мощей, почивавших в Софий­ском соборе, перед их официальным вскрытием. Епископ Алексий ви­новным себя не признал, заявив: «Освидетельствование мощей считаю делом исключительно церковным и отчет в этом могу дать только сво­им собратьям-епископам». Трибунал приговорил его к 5 годам заклю­чения, других обвиняемых – к 2 и 3 годам, но ввиду близкой победы в гражданской войне все осужденные были амнистированы.

В том же 1920 году Московский трибунал судил видных пастырей и церковно-общественных деятелей: игумена Иону (Сторожева), протоиерея Николая Цветкова, Председателя Совета объединенных приходов А.Д.Самарина, бывшего обер-прокурора Синода, членов со­вета: Рачинского, Н.Д.Кузнецова. Они обвинялись в распространении клеветнических слухов об оскорбительном для верующих поведении участников вскрытия мощей преподобного Саввы Сторожевского, в частности в том, что Н.Д.Кузнецов подал в Совнарком жалобу: «Гру­бость и издевательство членов комиссии по вскрытию мощей дошли до того, что один из членов комиссии несколько раз плюнул на череп Саввы, останки коего составляют святыню русского народа». А.Д.Са­марин и Н.Д.Кузнецов были приговорены к расстрелу, но, как сказа­но в приговоре, «ввиду победоносного завершения борьбы с интер­вентами» суд «заменил смертную казнь заключением в концентраци­онный лагерь впредь до победы мирового пролетариата над мировым империализмом». Другие обвиняемые получили разные сроки тюрем­ного заключения. В 1919–1920 годах вскрыты были мощи святого Митрофана Воро­нежского, преподобного Макария Калязинского, преподобного Евфимия Суздальского, святителя Питирима Тамбовского, преподобного Нила Столобенского, святого Иоасафа Белгородского. Всего до осени 1920 года было учинено 63 публичных вскрытия.

 

Вопрос 19

Указ святого Патриарха Тихона "О самоуправлении епархий в годы гражданской войны".

На исходе гражданской войны в крайне затруднительном положении оказались священнослужители, находившиеся на территориях, занятых белыми армиями, и после поражения белых не сумевшие или не поже­лавшие эмигрировать. Многие из них были осуждены за совершение молебных пений о победе белого оружия. В 1920 году в заключении скончался Омский архиепископ Сильвестр (Ольшанский), возглавляв­ший при Колчаке Сибирское временное высшее церковное управление.

Сознавая всю тяжесть ситуации, стремясь уберечь пастырей Рус­ской Церкви от печальных последствий их вовлеченности в политичес­кую борьбу, Святейший Патриарх еще в 1919 году, в день памяти преподобного Сергия Радонежского 25 сентября (8 октября) обратил­ся к архипастырям Русской Православной Церкви с посланием, в ко­тором призывал их отказаться от всяких политических выступлений:

«Доныне... брань не прекращается, и кровь обильным потоком льется по всему обширному пространству Русской земли, взаимная вражда между борющимися сторонами все чаще и чаще проявляется в жестоких кровавых расправах не только над теми, кто принимал непо­средственное и деятельное участие в этой борьбе, но и над теми, кто только подозревается в таковом участии, иногда и без достаточных к тому оснований... Не минуют эти ужасы и нас, служителей Церкви Христовой, и много уже и архипастырей, и пастырей, и просто клири­ков сделались жертвами кровавой политической борьбы. И все это за весьма, быть может, немногими исключениями, только потому, что мы, служители и глашатаи Христовой Истины, подпали под подозре­ние у носителей современной власти в скрытой контрреволюции, направленной якобы к ниспровержению Советского строя. Но мы с ре­шительностью заявляем, что такие подозрения несправедливы; уста­новление той или иной формы правления не дело Церкви, а самого народа. Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значе­ние... Указывают на то, что при перемене власти служители Церкви иногда приветствуют эту смену колокольным звоном, устроением тор­жественных богослужений и разных церковных праздников. Но если это и бывает где-либо, то совершается или по требованию самой но­вой власти или по желанию народных масс, а вовсе не по почину слу­жителей Церкви, которые по своему сану должны стоять выше и вне всяких политических интересов, должны памятовать канонические правила Святой Церкви, коими она возбраняет своим служителям вмешиваться в политическую жизнь страны, принадлежать каким-либо партиям, а тем более делать богослужебные обряды и священнодейст­вия орудием политических демонстраций. Памятуйте, отцы и братия, и канонические правила, и завет святого Апостола: «Блюдите себя от творящих распри и раздоры, уклоняйтесь от участия в политических партиях и выступлениях, повинуйтесь «всякому человеческому началь­ству» в делах мирских» (1 Пет. 2,13).

За годы гражданской войны в рядах российского епископата произо­шла серьезная убыль: одни архиереи умерли естественной смертью, дру­гие погибли, третьи оказались за пределами России. А между тем Поме­стный Собор постановил значительно увеличить число архиерейских ка­федр, в каждой епархии открыть по несколько викариатств. И поста­новление это было исполнено, несмотря на, казалось бы, неодолимые препятствия. В 1918 году совершено было 4 архиерейские хиротонии – примерно столько, сколько совершалось их в дореволюционные годы, а вот в 1919 году – во епископы хиротонисано 14 ставленников, в 1920 – 30 кандидатов, в 1921 году состоялось 39 архиерейских хиротоний. Сре­ди преемников апостолов, получивших благодать святительства в безмер­но трудные годы гражданской войны, были выдающиеся деятели нашей церковной истории, бесстрашные и мудрые архипастыри, столпы Церк­ви: митрополиты Петр (Полянский), Вениамин (Федченков), архиепис­копы Иларион (Троицкий), Петр (Зверев), епископы Серафим (Звездинский), Афанасий (Сахаров), Павлин (Крошечкин).

На Поместном Соборе в 1918 году вынесено было постановление о созыве очередного Собора в 1921 году. Но обстоятельства не позволи­ли выполнить это постановление.

Затруднены в своей деятельности были тогда и постоянные органы Высшего Церковного управления. Большая часть членов Синода оказа­лась в эмиграции. В начале 1921 года в заседаниях Священного Синода могли участвовать, помимо Святейшего Патриарха Тихона, только митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), митрополит Кру­тицкий Евсевий (Никольский) и архиепископ Гродненский Михаил (Ермаков), назначенный Экзархом Украины. Распался за убылью сво­их членов и прекратил деятельность и Высший Церковный Совет. В сущности, в 1921 году высшая церковная власть осуществлялась едино­лично Патриархом, опиравшимся на своих немногочисленных помощ­ников и ближайших советников. Затруднена была и связь между цер­ковным центром и епархиальными кафедрами.

Потому еще в ноябре 1920 года Святейший Патриарх, Святейший Синод и Высший Церковный Совет, состоявший тогда из Председате­ля и трех членов: протопресвитера Н.Любимова, протоиерея А.Стани­славского и Александра Куляшова, принимают постановление о само­управлении епархией при невозможности для последней поддерживать связь с каноническим центром, а также и в случае прекращения дея­тельности Высшего Церковного управления.

 

Вопрос 20

Дата: 2019-11-01, просмотров: 220.