Владеть: навыками подбора применимой нормы правового регулирования, ориентирования в судебной практике о предпринимательстве.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

§ 1. Понятие и виды источников предпринимательского права

 

Вопрос об источниках права является одним из ключевых, наряду с предметом и методами предпринимательского права, позволяющий определить место предпринимательского права в системе отраслей права. Многообразие существующих в России источников предпринимательского права предопределило научные дискуссии о необходимости принятия самостоятельного кодифицированного акта (Предпринимательского кодекса) <1>, а также отсутствия таковой <2>.

--------------------------------

<1> Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики. М.: Инфотропик Медиа, 2010. С. 13; Мамутов В.К. Современные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права. М.: ИГПАН РАН, 2011. С. 17 - 21.

 

КонсультантПлюс: примечание. Монография В.С. Белых "Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России" включена в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2009.

<2> Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Монография. М.: Проспект, 2010. С. 114 - 115.

 

Источник предпринимательского права - это основа (сила, фактор) формирования, выражения и закрепления норм права, регулирующих предпринимательские и иные экономические отношения. Иными словами, источники предпринимательского права - это совокупность норм о предпринимательстве и экономике в целом. При этом форма предпринимательского права - это способ внутренней организации и внешнего выражения (закрепления) норм о предпринимательской и иной экономической деятельности.

 Правовая доктрина исторически сформировала различные типы правопонимания: позитивистский, естественно-правовой, исторический, реалистический, психологический, социологический, марксистский и другие типы понимания сущности права <1>. Несмотря на действительность, о которой верно отмечает М.Н. Марченко: "В советский период, охватывающий собой более чем 70-летний отрезок времени, начиная с 1917 г. и кончая 90-ми годами XX в., проблемы правопонимания решались, как правило, с "нормативистско-позитивистских" позиций" <2>, следует согласиться с выводом М.В. Немытиной о том, что большинство правоведов приходят к выводу о целесообразности "интегрального" правопонимания, позволяющего сочетать в себе элементы разных типов правопонимания для более объективного и детального изучения природы права и различных правовых явлений <3>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Марченко М.Н. Источники права: Учеб. пособие. М.: Норма; ИНФРА-М, 2014.

<2> Марченко М.Н. Источники права: Учеб. пособие. М.: Проспект, 2011. С. 17 - 18.

<3> Проблемы современного правопонимания. Современные методы исследования в правоведении / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов, 2007. С. 115 - 116.

 

 Мартемьянов В.С. определял источник права как "государственная воля, выраженная в акте компетентного органа. В конкретном значении источником права являются именно эти акты, содержащие правовые нормы" <1>. Хозяйственная школа Украины, в частности в лице К.С. Хахулина, понимает "источник хозяйственного права как официально признанный способ внешнего и внутреннего (содержательного) выражения правил поведения в сфере хозяйствования, обеспечивающий их общеобязательное значение в качестве хозяйственных норм" <2>. В 60 - 70-е годы XX века В.В. Лаптев рассматривал в качестве "источника предпринимательского (хозяйственного) права" предпринимательское (тогда оно называлось "хозяйственное") законодательство - совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы регулирования хозяйственных отношений. При этом В.В. Лаптев всегда подчеркивал, что хозяйственное законодательство включает в себя не только законы в собственном смысле, а также и подзаконные акты и иные источники права <3>.

--------------------------------

<1> Мартемьянов В.С. Хозяйственное право: Курс лекций. М.: БЕК, 1994. Т. 1: Общие положения. С. 25.

<2> Хозяйственное право: Учебник / Под ред. В.К. Мамутова. Киев: Юринком Интер, 2002. С. 43.

<3> Лаптев В.В. Предмет и система хозяйственного права. М.: Юридическая литература, 1969. С. 155 - 156.

 

 Проводя деление на материальное и формальное значение источников права, В.С. Белых под источником права в материальном смысле понимает силу, создающую право, в то время как при формальном подходе "источник права" - это форма выражения государственной воли <1>.

--------------------------------

<1> Предпринимательское право России: Учебник / Отв. ред. В.С. Белых. М.: Проспект, 2010. С. 47.

 

Источники предпринимательского права предлагается разделять по следующим критериям.

1. По способу выражения (формирования) норм права, выделяются: общепризнанные принципы и нормы международного права, нормативный правовой акт (законы и подзаконные акты), нормативный правовой договор, судебная практика, правовой обычай, локальные (корпоративные) акты.

2. В зависимости от их юридической силы:

- международные (например, международные договоры);

- внутренние: федеральные (например, федеральные законы, подзаконные акты Правительства РФ и др.), региональные (конституции и уставы субъектов РФ, акты субъектов РФ и др.), муниципальные (муниципальные нормативные акты);

- локальные (уставы и иные локальные правовые акты, нормативные договоры, в том числе корпоративные договоры, и иные);

- правовые обычаи и судебная практика.

3. По критерию субъектов нормотворчества: федеральные законы - Федеральное Собрание РФ; подзаконные акты РФ - Президент РФ или Правительство РФ; локальные нормативные акты - корпоративные и унитарные организации; правовые обычаи - участники гражданского оборота (хозяйствующие субъекты) и т.д.

4. С учетом временного периода действия можно разделить на постоянные (например, ГК РФ или Закон об АО) и временные/срочные (например, Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества <1>).

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 // САПП РФ. 1992. N 21. Ст. 1731.

 

5. По территории (дислокации) применения нормы предпринимательского права можно поделить на нормы, действующие: на территории Российской Федерации и на территории зарубежных стран <1>.

--------------------------------

<1> Согласно п. 5 ст. 2 Закона о порядке осуществления иностранных инвестиций положения данного Закона применяются к сделкам, совершенным за пределами территории России (например, при обороте акций и долей уставных капиталов стратегических корпораций).

 

6. По адресату (по хозяйствующим субъектам): государство, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо (член корпорации, инвестор и др.), предпринимательское объединение и муниципалитеты.

7. В зависимости от сферы экономического сектора (реальный, непроизводственный, сельскохозяйственный, финансовый, инновационный, торговый и иные сектора экономики).

8. Источники права можно группировать по принадлежности их к соответствующей подотрасли предпринимательского права (конкурентного, инвестиционного, корпоративного, банковского и др.).

Существуют иные критерии классификации источников предпринимательского права. Так, учитывая реальное состояние правового регулирования экономических отношений в России, в системе источников предпринимательского права можно выделить общую и особенную части.

Общая часть включает в себя источники, регулирующие: общие положения о субъектах предпринимательского права; формы предпринимательства и требования, предъявляемые к экономической (в том числе предпринимательской) деятельности; правовой режим имущества субъектов; приватизация государственного и муниципального имущества; предпринимательско-правовые обязательства; ответственность; расчеты; виды регулирования экономической деятельности: государственное регулирование и саморегулирование; государственная поддержка предпринимательства; специальные территориально-правовые режимы (ОЭЗ, ЗТР и ТОР); правовые основы учета и отчетности результатов экономической деятельности; организация правовой работы на предприятии и др.

Особенная часть посвящена правовому регулированию отдельных сфер экономической деятельности (с учетом статуса участников рынка и правового режима осуществления конкретного вида деятельности), в частности: инвестиционная, строительная, инновационная, транспортная, связь, химическая, автомобилестроение, топливно-энергетическая, добыча полезных ископаемых, финансовая (в том числе кредитная), внешнеэкономическая, торговая, сельскохозяйственная, медицинская, аудиторская, оценочная и иные сферы.

 

§ 2. Международные нормы о предпринимательстве

 

При рассмотрении норм международного права вначале следует оговориться о существовании монистического и дуалистического подходов к вопросу о взаимосвязанности международной и национальной систем права. Представители монистических взглядов полагают, что правовая система государства едина и включает в себя нормы национального и международного права. Дуалистическая концепция предполагает существование взаимосвязанных систем права: международного и национального.

В случае с дуалистической теорией предполагается, что национальное право формирует свой "интерес", который впоследствии воплощается во внешней и внутренней политике и тем самым оказывает влияние на формирование общих международных принципов и норм (трансформируется в них). Также, наоборот, ряд международных институтов (в частности, ООН, СНГ или ЕАЭС) формируют нормы права, которые впоследствии перенимаются и детально закрепляются в нормах национального законодательства.

Видится, что российская правовая система монистична ввиду прямого закрепления в п. 4 ст. 15 Конституции РФ положения о признании международных норм "составной частью ее правовой системы". Правда, в ряде законов не все так однозначно и в качестве источника права, в частности, где-то упоминаются общепризнанные принципы и нормы международного права (ст. 7 ГК РФ), а где-то, вероятно ввиду их неочевидной правовой определенности, нет (ст. 13 АПК РФ).

К международным нормам права можно отнести 1) общепризнанные принципы, 2) общепризнанные нормы, 3) международные договоры и 4) международные обычаи, которые в силу ст. 15 Конституции РФ и ст. 5 ГК РФ составляют часть российской правовой системы, регулирующей предпринимательство.

 Согласно позиции ВС РФ в силу п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" <1> под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо (принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств). Под общепризнанной нормой международного права понимается правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

--------------------------------

<1> Бюллетень ВС РФ. 2003. N 12.

 

В отличие от принципов, нормы международного права имеют более конкретное выражение или, выражаясь правовым языком, правовую определенность. В системе предпринимательского права выделяются такие общепризнанные принципы, как запрещение злоупотребления правами, обеспечение защиты права собственности, принцип добросовестности. К общепризнанным нормам международного права можно отнести свободу передвижения товаров и свободу конкуренции или признание прекратившим существование отделения (филиала, представительства) корпорации в стране в случае прекращения деятельности корпорации в стране ее места регистрации (инкорпорации).

Законом о международных договорах закреплено, что международные договоры РФ имеют приоритет перед внутренним законодательством.

Международные договоры являются нормативными правовыми договорами. Выделяются два вида международных договоров (п. 3 ст. 5 Закона о международных договорах): 1) официально опубликованные и не требующие издания внутригосударственных актов для применения, а также 2) принимаемые через соответствующие правовые акты (подлежащие ратификация).

В зависимости от того, от чьего имени заключаются международные договоры с иностранными государствами, выделяются три вида: межгосударственные договоры (от имени России), межправительственные договоры (от имени Правительства РФ) и договоры межведомственного характера (от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций).

Межгосударственными договорами в сфере предпринимательства выступают, например, Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (Женева, 19 мая 1956 г.). Примером межправительственного соглашения является Соглашение о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ (Москва, 17 января 1997 г.). К межведомственному договору можно отнести Соглашение между Минздравом РФ и Минздравом Киргизской Республики о сотрудничестве в области здравоохранения и медицины (Москва, 27 июля 2000 г.).

Международные обычаи в сфере предпринимательства выступают самыми старыми источниками права, нормы которых вырабатывались исторически сложившимся правилом поведения участников рынка. Имея неписанную и писанную формы выражения, получили широкое распространение документально закрепленные обычаи. Ярким примером служат, в частности, Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс 2010" (англ. Incoterms, International commerce terms), закрепившие аббревиатуры условий международных контрактов (к примеру, цена "CIF" - cost, insurance and freight: товар страхуется и доставляется до порта заказчика без выгрузки), ставшей для юристов, экономистов и менеджеров незаменимым инструментом в международной торговле.

Стремление к унификации в области банковского дела породило создание таких международных предпринимательско-правовых обычаев в банковской сфере, как Унифицированные правила по Инкассо, Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (UCP 600) и многие другие.

 

§ 3. Нормативные правовые акты

о предпринимательской деятельности

 

В отечественном законодательстве не дается легального определения подзаконного нормативного правового акта. Согласно проекту Федерального закона "О нормативных правовых актах в Российской Федерации" (2014 г.) <1> нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, содержащих общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное применение.

--------------------------------

<1> Проект подготовлен Минюстом России, не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26 декабря 2014 г. // СПС "КонсультантПлюс".

 

 Законы и подзаконные акты, по мнению А.В. Мицкевича, представляют собой нормативный акт, "оформляющий установление, изменение или отмену правовых норм" <1>. Законы можно охарактеризовать как внешнюю форму выражения воли государства или "позицию" государства в области экономики и общества в целом. Обязательность применения закона обусловлена тем, что он отражает объективную потребность регулирования общественных отношений (Д.А. Керимов <2>). Стоит согласиться с мнением Т.Н. Рахманиной и Е.А. Юртаевой, что: "Главная практическая составляющая нормативного регулирования - формирование единой и непротиворечивой системы российского законодательства, строгая согласованность нормативных правовых актов, совершенствование юридического качества законоподготовительной деятельности, организационная и ресурсная обеспеченность реализации законодательных норм" <3>.

--------------------------------

<1> Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства. М.: Юридическая литература, 1967. С. 26.

<2> Керимов Д.А. Избранные произведения: В 3 т. М.: Академия, 2007. Т. 2. С. 43.

<3> Концепция развития российского законодательства. М.: Эксмо, 2010. С. 59 - 60.

 

 В науке предпринимательского права под категорией "предпринимательское законодательство" <1> нередко понимают все источники предпринимательского права, в том числе и законы.

--------------------------------

<1> Андреев В.К. Предпринимательское законодательство России: Научные очерки. М.: Статут; РАП, 2008; Лаптев В.В. Предмет и система хозяйственного права. М.: Юридическая литература, 1969. С. 155 - 175.

 

Согласно Указу Президента РФ от 15 марта 2000 N 511 "О классификаторе правовых актов" <1>, учитывая специфику и предмет регулирования отраслей права, в классификаторе правовых актов выделена "хозяйственная деятельность" наряду с гражданским правом и другими. В правовые акты о хозяйственной деятельности вошли акты, регулирующие: промышленность, геологию, геодезию и картографию, использование атомной энергии, захоронение радиоактивных отходов и материалов, строительство, градостроительство и архитектуру, сельское хозяйство, транспорт, связь, космическую деятельность, торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание населения.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1260.

 

В системе законодательства предлагается выделять: Конституцию РФ, законы о поправке в Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов РФ.

Конституция РФ установила основы предпринимательства в стране, закрепив принцип свободы экономической (предпринимательской) деятельности и равной защиты всех форм собственности, свободы конкуренции и ограничения монополий, единое экономическое пространство и т.д. (ст. ст. 8 и 34). Согласно ст. ст. 71 и 72 Конституции РФ нормы, формирующие предпринимательско-правовой режим, относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов <1>.

--------------------------------

<1> Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М., 1997. С. 31 - 32.

 

Федеральные законы в России предлагается делить на кодифицированные и некодифицированные. Кодифицированными нормативными актами выступают: ГК РФ, НК РФ, ЗК РФ, КоАП РФ, ГрК РФ, УК РФ и другие. Очевидно, что одним из ключевых актов выступает ГК РФ, обычно представляемый цивилистами как "экономическая конституция", регулирующая всевозможные сферы жизнедеятельности и гражданского оборота, в практической плоскости ограничивающийся регулированием имущественных и личных неимущественных отношений.

 Более того, как справедливо подчеркнул В.К. Андреев, положение ст. 2 ГК РФ "нуждается в серьезной переработке, а ключевое положение - "имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения", лежащие в основе структуры Гражданского кодекса Российской Федерации, нуждается в изъятии из Кодекса" <1>.

--------------------------------

<1> Андреев В.К. Предпринимательское законодательство России: Научные очерки. М.: Статут, 2008. С. 11.

 

Некодифицированные федеральные законы предлагается условно разделить на шесть групп, среди которых регулирующие (устанавливающие) <1>:

--------------------------------

<1> Современное предпринимательское право: Монография / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Проспект, 2014. С. 160 - 162.

 

1) правовое положение отдельных субъектов права;

2) предпринимательскую деятельность в целом, а также требования к ее осуществлению;

3) конкретный вид предпринимательской (экономической) деятельности в определенной сфере;

4) статус субъектов права и их экономическую деятельность;

5) правовой режим объектов предпринимательско-правовых отношений;

6) предпринимательско-правовые обязательства.

К законам, устанавливающим правовое положение отдельных субъектов, можно отнести Закон об АО, Закон об ООО, Закон о партнерствах, Закон о кооперативах и другие.

Примерами законов, регулирующих в целом предпринимательскую деятельность, устанавливающих требования к ее осуществлению, выступают Закон о защите конкуренции, Закона о МСП, Закон о лицензировании или Закон о техническом регулировании.

Специфика отдельных видов предпринимательской деятельности раскрывается в Законе об организации страхового дела, Законе о торговле, Законе о рекламе и т.д.

Встречаются законы, устанавливающие одновременно правовое положение отдельных субъектов предпринимательского права и особенности регулирования их деятельности (например, Закон о банках или Закон об организованных торгах).

Правовой режим объектов предпринимательской деятельности, в частности, отражен в Законе о драгоценных металлах и драгоценных камнях или Законе об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Вопросы предпринимательско-правовых обязательств, в том числе договоров, правовых форм предпринимательства, регулируются такими законами как Закон о соглашениях о разделе продукции, Закон о концессионных соглашениях или Закон о контрактной системе и др.

Огромный массив законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, говорит об оправданности идеи принятия Предпринимательского кодекса России, учитывая успешный опыт использования подобных актов (предпринимательских либо торговых кодексов) в Австрии, Германии, Франции и других странах. В 2015 г. принят Предпринимательский кодекс Республики Казахстан. На Украине наряду с Гражданским кодексом в течение ряда лет успешно применяется для регулирования хозяйственной деятельности Хозяйственный кодекс.

Более того, в России отмечаются первые шаги на этом пути в виде принятия Закона о промышленной политике, вобравшем в себя не только основы государственного регулирования, но и методы управления промышленным сектором экономики.

Акты нормотворчества субъектов Федерации касаются всевозможных сфер экономической деятельности.

В сфере публично-частного партнерства примерами служат Закон Московской области от 22 июня 2013 г. N 64/2013-ОЗ "Об участии Московской области в государственно-частном партнерстве" <1>, Закон Санкт-Петербурга от 25 декабря 2006 г. N 627-100 "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах" <2>, Закон Республики Татарстан от 1 августа 2011 г. N 50-ЗРТ "О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан" <3> и т.д.

--------------------------------

<1> Ежедневные Новости. Подмосковье. 2013. 4 июля. N 119.

<2> Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 2007. N 2.

<3> Ведомости Государственного Совета Татарстана. 2011. N 8. Ст. 956.

 

Региональная поддержка малого и среднего предпринимательства обеспечивается, в частности, Законом Мурманской области от 27 мая 2008 г. N 977-01-ЗМО "О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области" <1>, Законом Сахалинской области от 16 февраля 2009 г. N 9-ЗО "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области" <2> и т.д.

--------------------------------

<1> Мурманский вестник. 2008. N 95. С. 6.

<2> Губернские ведомости. 2009. N 29 - 30 (3236 - 3237). 18 февр.

 

Торговля в регионах регулируется специальными актами, среди которых, в частности, Закон г. Москвы от 9 декабря 1998 г. N 29 "О торговой деятельности в городе Москве" <1> или Закон Самарской области от 5 июля 2010 г. N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" <2>.

--------------------------------

<1> Ведомости Московской Думы. 1999. N 1.

<2> Волжская коммуна. 2010. 7 июля; 2011. 8 апр.

 

Развитие регионального туризма невозможно без таких законов, как Закон Калининградской области от 9 января 2004 г. N 354 "О государственной поддержке развития туристско-рекреационной сферы на территории Калининградской области" <1>, Закон Республики Крым от 14 августа 2014 г. N 51-ЗРК "О туристской деятельности в Республике Крым" и иных актов.

--------------------------------

<1> РГ (Запад России). 2004. 5 февр. N 20.

 

Предпринимательскую деятельность и экономику в целом невозможно регулировать исключительно законами. В целях исполнения законов, дополнения к законодательному регулированию и более детальной регламентации порядка осуществления экономической деятельности Президентом РФ, Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти в рамках своих компетенций принимаются подзаконные нормативные правовые акты. Подзаконные акты определяют специфику правового положения субъектов предпринимательского права, особенности порядка осуществления ими экономической деятельности, правовой режим конкретных объектов экономической деятельности и отдельные аспекты регулирования (государственного и саморегулирования) экономики страны.

Данная категория источников права характеризует политику главы государства и экономический курс правительства. Относительно простой (по сравнению с законами) способ принятия подзаконных актов наделил их возможностью оперативно корректировать предпринимательский правопорядок с учетом ситуации в экономике, потребностей общества и иных существенных факторов (финансовых кризисов, стихийных бедствий, изменения конъюнктуры рынка и т.д.).

В российском праве выделяются следующие подзаконные нормативные правовые акты в сфере регулирования предпринимательской деятельности:

1) акты, принятые во исполнение положений законов (например, Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" <1>);

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1872.

 

2) акты, принимаемые государственными органами в рамках своей компетенции - дискреционные полномочия (в частности, Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" <1> или Постановление Правительства РФ от 27 июня 2013 г. N 543 "О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" <2>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 859.

<2> СЗ РФ. 2013. N 27. Ст. 3602.

 

Предлагается деление подзаконных актов, как и любых нормативных правовых, на основные, производные, вспомогательные и дополнительные (ст. 6 проекта Закона о нормативных правовых актах). Основные акты имеют самостоятельное правовое значение. Производными являются акты, утверждаемые другими нормативными актами (например, правила, положения, инструкции, регламенты). Вспомогательными актами разъясняются, изменяются и отменяются другие нормативные правовые акты. Дополнительными актами конкретизируются положения основного акта.

 Важную роль выполняют акты федеральных органов исполнительной власти о предпринимательстве (так называемые ведомственные акты). Еще в советский период М.Н. Николаева справедливо обращала внимание на то, что значение нормативных актов исполнительных органов как источник права постоянно возрастает <1>, поскольку именно исполнительные органы реально воплощают в жизнь позицию государства в части детализации регулирования экономики в стране. Статистические факты роста количества актов федеральных органов исполнительной власти также подчеркивает А.Ф. Ноздрачев, отмечая регулирование ими наиболее важных "сервисных функций государства", обеспечивающих все публичные услуги (транспорт, экологическую безопасность, медицину, санитарное благополучие и др.) <2>. Правда, встречается и критика на запаздывание подзаконного нормотворчества, например в сфере саморегулирования, которое стало возможным в отсутствие четкого указания компетентных федеральных органов в п. 2 ст. 20 Закона о СРО в первые дни после его принятия (Д.Н. Парфирьев <3>).

--------------------------------

<1> Нормативные акты министерств и ведомств СССР. М.: Юридическая литература, 1975. С. 3.

<2> Ноздрачев А.Ф. Современная правотворческая деятельность федеральных органов исполнительной власти: анализ практики, оценка правовых форм, предложения и рекомендации // Законодательство и экономика. 2014. N 10, 11.

<3> Парфирьев Д.Н. Проблемы получения статуса саморегулируемых организаций в России // Российская юстиция. 2010. N 4. С. 18 - 22.

 

Нормативные акты федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств определяют административные процедуры; к примеру, во исполнение подп. 2 п. 2 ст. 23 Закона о защите конкуренции ФАС России утверждена Методика определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации (Приказ ФАС России от 24 августа 2012 г. N 548 <1>) или в целях эффективного применения Закона о техническом регулировании Минпромэнерго РФ принят Приказ от 12 апреля 2006 г. N 78 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов" <2> и т.д.

--------------------------------

<1> РГ. 2012. 17 окт. N 239.

<2> Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 2006. N 5.

 

§ 4. Локальное нормотворчество. Судебная практика

 

 Локальное нормотворчество составляет значимую часть источников предпринимательского права, о чем также свидетельствуют многочисленные труды правоведов последних годов (В.К. Андреев, Т.В. Кашанина, М.Н. Марченко и др.) <1>.

--------------------------------

<1> Кашанина Т.В. Структура права. М.: Проспект, 2012; Марченко М.Н. Источники права: Учеб. пособие. М.: Проспект, 2011, и т.д.

 

Локальные нормативные акты как источники российского предпринимательского права получили широкое применение в корпоративной практике <1>. Возникновение локальных актов регулирования отношений является неизбежностью и обусловлено их адаптированностью к конкретному хозяйствующему субъекту с учетом его направления деятельности, географического положения, трудового коллектива, особенностей рынка и других внешних и внутренних факторов.

--------------------------------

<1> Шишкина И.С. Правовое регулирование коммерческих организаций внутренними (локальными) документами. М., 2003.

 

 Встречаются мнения, согласно которым локальные нормативные акты квалифицируются как гражданско-правовые сделки (Н.В. Козловой <1>). Однако трудно согласиться с мнением об обязательственном характере локальных актов, поскольку сами цивилисты неоднократно замечали особый характер корпоративных (внутрихозяйственных) отношений и отличный от вещных и обязательственных отношений <2>.

--------------------------------

<1> Козлова Н.В. Гражданско-правовой статус органов управления юридического лица // Хозяйство и право. 2004. N 8. С. 55 - 56.

<2> Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева. М., 2008. С. 22 - 26.

 

Локальные нормативные акты характеризуются следующими особенностями:

- простота принятия и отсутствие формализации процесса их принятия (например, как у законов);

- отсутствие необходимости их специального опубликования в официальных периодических изданиях;

- обязательность их исполнения и применения в рамках деятельности конкретного хозяйствующего субъекта;

- рассчитаны на многократное применение;

- отражают задачи и экономическую политику хозяйствующего субъекта, поставленные участниками (акционерами, членами);

- должны соответствовать действующему законодательству и подзаконным нормативным актам.

Локальные акты регулирования можно классифицировать в зависимости от субъектов нормотворчества на принятые "собственниками" хозяйствующего субъекта (высшим органом управления - общим собранием) или уполномоченными органами (советом директоров, исполнительным органом).

Выделяются в зависимости от срока действия бессрочные и срочные локальные нормативные акты. В основном локальные акты бессрочные (например, устав), не предполагающие период действия, однако в практике встречаются случаи принятия локальных нормативных актов срочного характера (например, положение об обособленном структурном подразделении на время выполнения бизнес-проекта, связанного со строительством промышленного объекта в другом регионе).

 В.В. Лаптев предлагает делить локальные акты на акты, утверждаемые учредителями при создании предприятия (устав), и акты, издаваемые в процессе деятельности общества (положения о подразделениях общества, о порядке выплаты дивидендов) <1>.

--------------------------------

<1> Лаптев В.В. Акционерное право. М.: Контракт, 1999. С. 17 - 18.

 

По кругу отношений, регулируемых локальными нормативными актами, выделяются: корпоративные (положение об исполнительном органе, о ревизионной комиссии) и трудовые акты (правила внутреннего трудового распорядка). Данное деление весьма условно, поскольку ряд локальных актов является одновременно источником регулирования и корпоративных, и трудовых отношений (например, устав).

Формами выражения (закрепления) локальных нормативных актов являются: устав, положение об обособленном структурном подразделении (филиале, представительстве и иных обособленных структурных подразделениях), положение о порядке выплаты дивидендов (прибыли), положение об органах управления организации, положение об информационной политике, положение об охране конфиденциальной информации, положение о коммерческой тайне, правила внутреннего трудового распорядка, положение о персональных данных работников, штатное расписание и иные локальные акты.

Безусловно, основным локальным актом выступает устав организации, содержащий информацию о наименовании субъекта, адресе его местонахождения, организационно-правовой форме, предмете и целях деятельности, сведения о размерах уставного капитала, структуре и компетенции органов управления, об основных правах, обязанностях и об ответственности участников (акционеров, членов) организации, сведения о филиалах (представительствах) и т.д.

Локальные нормативные акты следует отграничивать от актов индивидуального характера (например, приказов и распоряжений по кадрам), последние из который не обладают свойством нормативности.

В законодательстве и доктрине мы можем наблюдать использование таких терминов, как "корпоративные договоры" (ст. 67.2 ГК РФ), "внутренние договоры", "внутрифирменные договоры" и др. В доктрине предлагается их обозначать "организационно-управленческими договорами", под которым следует понимать договоры (соглашения), связанные с учреждением, реорганизацией и иными вопросами, касающимися правового положения и правосубъектности организации (предпринимательского объединения), а также порядком реализации корпоративных прав (участия) <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Современное предпринимательское право: Монография / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Проспект, 2014. С. 177 - 180.

 

К организационно-управленческим договорам можно отнести: корпоративные договоры (акционерное соглашение, договор об осуществлении прав участников), соглашения участников предпринимательских объединений (банковского холдинга, инвестиционного товарищества и др.), договоры, связанные с созданием субъекта (например, договор о создании АО), договоры, связанные с реорганизацией и иные.

Указанные нормодоговоры являются локальными источниками регулирования организационно-управленческих отношений в рамках хозяйствующего субъекта (организации или предпринимательского объединения).

В корпоративной практике в свете изменений корпоративного законодательства в отношении публичных корпораций актуален вопрос о корпоративных кодексах ("кодексе корпоративного управления", "кодексе корпоративного поведения" и иные обозначения). Корпоративные кодексы представляют собой свод правил и принципов деловой этики (морально-этических и деловых норм), регулирующий поведение участников и сотрудников корпорации, а также корпоративные процедуры, связанные с управлением и деятельностью корпорации. Специфика корпоративных кодексов как писанных локальных правовых обычаев заключается в том, что обычаи в классическом понимании представляют собой исторически сложившееся правило поведения, и кажется некорректным обозначать корпоративные кодексы вновь созданных корпораций локальными обычаями. Вместе с этим корпоративные кодексы не утрачивают статут обычаев, поскольку также представляют собой свод сложившихся правил деловой этики, адаптированных применительно к конкретной корпорации.

В целях создания инвестиционного климата в стране и развития корпоративных инвестиций Банком России рекомендовано публичным корпорациям принимать собственные кодексы (письмо Банка России от 10 апреля 2014 г. N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления" <1>). Крупные бизнес-субъекты стали принимать собственные акты (к примеру, Кодекс корпоративного управления НК "Роснефть" или Кодекс корпоративного управления "Газпром").

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 2014. N 40.

 

Иными писаными локальными обычаями выступают, в частности, правила торговли фондовых или товарных бирж, обычаи в банковской практике, сложившаяся практика при транспортировке грузов, правила речных (морских) торговых портов и другие. В отличие от локальных нормативных актов, писанные обычаи не утверждаются особыми корпоративными процедурами или органами предприятия, ибо являются выработанным временем правилом должного поведения участников отношений.

 По вопросу признания судебной практики или судебных актов (прецедентов) источником права в России ученые разделились на два лагеря. При этом последние труды правоведов, ранее критикующих судебное нормотворчество и рассматривающих его как вмешательство в законотворчество, стали, скорее всего, "сочувствующими" либо попросту признали судебную практику источником регулирования общественных отношений. Так, в частности, Ю.К. Толстой указывает на невозможность рассмотрения источником права конкретных решений судов и одновременно на то, что "источником права можно признавать лишь множественный судебный прецедент по определенной категории дел" <1>.

--------------------------------

<1> Толстой Ю.К. Из пережитого. 5-е изд., доп. М.: Проспект, 2016. С. 479.

 

Системы источников права свидетельствуют о неизбежном существовании такого источника права, как судебная практика, способная корректировать огрехи законодательства и вырабатывать единые подходы в применении и толковании законов. Очевидно, что конкретный судебный прецедент не является источником права, хотя, например, в силу ст. 170 АПК РФ допускается в мотивировочной части решения суда ссылка на постановления Президиумов ВАС РФ и ВС РФ. Источником права является выработанный судебной системой правовой подход, используемый при рассмотрении споров.

Особое место занимают акты КС РФ, поскольку акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением КС РФ неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. Указанное свидетельствует о нормативной силе актов КС РФ, способных изменять существующий предпринимательский правопорядок.

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение понятия "источник предпринимательского права".

2. Охарактеризуйте систему источников предпринимательского права.

3. Какие виды норм международного права регулируют предпринимательские отношения? Охарактеризуйте общепризнанные нормы и принципы международного права.

4. Раскройте значение международных договоров для российского предпринимательства.

5. Охарактеризуйте федеральное законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность.

6. Каково значение региональных источников права в развитии предпринимательства в России?

7. Какие виды локальных источников права регулируют предпринимательские отношения? Дайте характеристику корпоративного договора.

8. Какова ваша позиция об отнесении судебной практики к источникам права?

 

Литература

 

1. Андреев В.К. Предпринимательское законодательство России: Научные очерки. М.: Статут, 2008.

2. Государственное регулирование экономической деятельности в условиях членства России во Всемирной торговой организации, Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе: Монография / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Норма; ИНФРА-М, 2014.

3. Лаптев В.А. Решения судов в составе судебной практики: применение закона и принципа справедливости // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. N 10.

4. Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики. М.: Инфотропик Медиа, 2010.

5. Марченко М.Н. Источники права: Учеб. пособие. М.: Норма; ИНФРА-М, 2014.

6. Современное предпринимательское право: Монография / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Проспект, 2014.

 

Глава 3. ПРАВО НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Знать: правомочия, составляющие содержание права на осуществление предпринимательской деятельности, правовые формы и режимы осуществления указанной деятельности.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 187.