по дисциплине «Экономика образования»
1. Используя данные официальной статистики о развитии образования как отрасли национального хозяйства РФ в 2014-2016 гг., заполните табл.
Основные характеристики образования РФ как отрасли экономики в 2014-2016 гг.
Наименование показателя | Значение показателя в млрд руб. | Значение показателя 2016 г. по отношению к 2014 г., % | ||
2015 г. | 2015 г. | 2016 г. | ||
Валовая добавленная стоимость | ||||
Среднегодовая численность занятых в экономике | ||||
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата | ||||
Основные фонды, по полной учетной стоимости | ||||
Объем платных услуг населению в системе образования | ||||
Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие образования | ||||
Расходы на образование из средств консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов | ||||
Численность воспитанников в дошкольных образовательных организациях | ||||
Численность учащихся в образовательных организациях с учетом вечерних (сменных) школ | ||||
Численность студентов, обучающихся по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих | ||||
Численность студентов, обучающихся по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена | ||||
Численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры) | ||||
Численность аспирантов | ||||
Численность докторантов |
Используя данные таблицы, укажите, какие изменения произошли в значениях основных показателей развития образования как отрасли хозяйства в 2016 г. в сравнении с предыдущими периодами. Чем, по вашему мнению, эти изменения обусловлены.
2. Отличаются ли факторы спроса и предложения для образовательных услуг, относящихся к разным уровням и видам образования? Обобщите информацию в таблице.
Факторы спроса и предложения образовательных услуг
(по уровням и видам образования)
Уровень образования | Факторы на рынке образовательных услуг | |
Дошкольное | ||
Общее | ||
Профессиональное | ||
Высшее | ||
Дополнительное (детей) |
3. Используя данные таблицы, определите изменения в образовательных потребностях, отраженные в выборе той или иной образовательной программы в указанный период.
Численность обучающихся в Российской Федерации
Вид организации | 1993 - 1994 г.г. | 2000 – 2001 г.г. | 2005 – 2006 г.г. | 2010 – 2011 г.г. | 2014 – 2015 г.г. | Изменение численности (6-4) / 4 *100 % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Общеобразовательные организации, тыс. человек | 21081 | 20554 | 15631 | 13642 | 14399 | -7,88 |
Профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих, тыс. человек | 1742 | 1679 | 1509 | 1007 | 727 | -51,82 |
Профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена, тыс. человек | 1994 | 2361 | 2591 | 2126 | 2103 | -18,83 |
Образовательные организации высшего образования, тыс. человек | 2613 | 4741 | 7064 | 7050 | 5209 | -26,26 |
Составлено по: Россия в цифрах – 2015 г. // Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/Main.htm (дата обращения 10.01.2016).
4. Приведите примеры организаций высшего образования (не менее трех), которые могут быть отнесены к одной из четырех категорий, выделяемых Министерством НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, заполните таблицы. Сформулируйте цели государственной политики в отношении каждого из типов организаций высшего образования из таблицы.
Примеры различных типов организаций высшего образования
Наименование категории вуза | Примеры организаций высшего образования |
Университеты мирового класса | |
Опорные региональные университеты | |
Отраслевые вузы | |
Вузы (и филиалы) широкого профиля подготовки |
5. На основании статей 89-98 главы 12 «Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности» № 273-ФЗ от 29.12.2012 составьте схему, отражающую ключевые элементы государственного управления образование в Российской Федерации.
6. Определите, выгодно ли фирме снизить цену на 0,2 рубля, если текущая цена товара 3 рубля, планируемый объем продаж 1 млн шт. Известно, что конкуренты вслед за данной фирмой также снизят свои цены. Коэффициент ценовой эластичности спроса равен 1,6.
7. Используя данные, приведенные ниже, определите цену на новую образовательную услугу балловым методом при условии, что цена базовой образовательной услуги (подготовка к ЕГЭ) составляет 9100 рублей. Количество часов подготовки по предлагаемым услугам одинаковое.
Характеристика базовой и новой образовательной услуги (подготовка к ЕГЭ)
Вид услуги | Параметры | |||||
Удобство времени занятия
| Наличие обратной связи в обучении
| Квалификация преподавателя
| ||||
Баллы | Коэффициент весомости | Баллы | Коэффициент весомости | Баллы | Коэффициент весомости | |
Базовая услуга | 50 | 0,3 | 75 | 0,5 | 80 | 0,2 |
Новая услуга | 40 | 0,3 | 80 | 0,5 | 85 | 0,2 |
8. Сформулируйте достоинства и недостатки бюджетного и внебюджетного финансирования деятельности образовательных организаций и заполните таблицу.
Достоинства и недостатки различных источников финансирования
образовательной деятельности
Название источника финансирования | Достоинства | Недостатки |
Бюджетное финансирование | ||
Внебюджетное финансирование |
9. Обобщите информацию о методах ценообразования и заполните таблицу.
Методы ценообразования
Методы ценообразования | Общая характеристика, предпосылки метода | Преимущества | Недостатки |
Затратные | |||
Рыночные | |||
Параметрические |
10. Проанализируйте объекты налогообложения в системе образования и заполните таблицу.
Объекты налогообложения в системе образования
Объект налогообложения | Конкретное воплощение в учебном заведении |
1.Хозяйственный результат Выручка Прибыль | |
2.Движение собственности Обороты Передача объектов | |
3.Объекты собственности Имущество Земельные участки |
11. Охарактеризуйте отношения собственности в системе образования и заполните таблицу.
Отношения собственности в системе образования
Объект | Право распоряжения объектом | Источники поступления | Использование для получения дохода (возможно/невозможно) | Обращение взыскания (возможно/невозможно) |
12. Рассчитайте размер оклада на 01.09.2016 год для учителя с недельной нагрузкой 9 часов экономики и 9 часов истории в старших классах в общеобразовательной школе. Образование – высшее педагогическое (бакалавр). Стаж работы 5 лет 4 месяца. Первая квалификационная категория. Он является классным руководителем в 6 классе (количество учащихся 28 человек). Как изменится его оклад, если бы он получил высшую категорию? (При решении задач необходимо учитывать нормативные документы – Постановления Правительства Ивановской области).
13. Рассчитайте размер оклада на 01.09.2015 год для учителя с высшим образованием (специалист) и педагогическим стажем 14,5 лет работы в гимназии. Его недельная нагрузка – 18 часов физики. Высшая квалификационная категория. Имеет почетное звание «Отличник…». Как изменится его оклад с 01.01.2016 года? (При решении задач необходимо учитывать нормативные документы – Постановления Правительства Ивановской области).
14. Численность работников образовательной организации равна 500 чел., объем оказанных услуг за год – 20 000 000 рублей; среднегодовая стоимость основных фондов – 11 500 000 рублей; материальные затраты 1 200 000 рублей. Определите уровень производительности, капиталоотдачи, материалоемкости и капиталовооруженности труда.
15. Определите экономическую эффективность, получаемую образовательной организацией при сокращении численности сотрудников на 10 человек и увеличении объема оказанных услуг на 5%, если валовой объем услуг составляет 72 439 000 рублей, а численность персонала – 563 человека.
Критерии оценки выполненной задачи реконструктивного уровня (5 баллов):
1) задание выполнено полностью: узнавание объектов изучения, правильное использование специальных терминов, понятий, дан полный и правильный ответ; четко, грамотно различает факты, аргументы, оценочные суждения, анализирует, преобразовывает и использует их для решения практических задач; грамотно осуществляет сбор, обработку данных, проводит оценку собранной информации; аргументировано проводит анализ, интерпретацию данных в процессе решения прикладных задач в области экономики; аргументировано и обосновано использует необходимые приемы работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией. (5 баллов);
2) задание выполнено полностью, но с неточностями: узнавание объектов изучения, правильное использование специальных терминов, понятий, найден и использован верный алгоритм решения задачи, ответ дан с незначительными неточностями, грамотно различает факты, аргументы, оценочные суждения; грамотно осуществляет сбор, анализ, обработку экономической информации; грамотно анализирует и интерпретирует данные в процессе решения прикладных задач в области экономики; демонстрирует навыки работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией. (3балла);
3) задание выполнено не полностью: узнавание объектов изучения, слабо показано умение использовать специальные термины, понятия, найден верный алгоритм решения задачи, применение расчетных формул не обосновано, ответ дан с значительными неточностями, студент применяет приемы работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией; применяет процесс сбора, анализа, обработки данных для решения прикладных задач в области экономики. (2 балла);
4) задание выполнено не полностью: узнавание объектов изучения, слабо показано умение использовать специальные термины, понятия, найден верный алгоритм решения задачи, применение расчетных формул не обосновано, ответ дан с значительными неточностями (1 балл);
5) задание не выполнено: не грамотное использование специальных терминов, понятий, не найден и не использован верный алгоритм решения задачи (или использован не неправильный алгоритм решения), дан не правильный ответ или ответ не дан (0 баллов).
Составитель ____________________________________О.В. Зинченко
УТВЕРЖДЕНЫ на заседании кафедры протокол от «_____» ______ 20 ___ г., № _____
Заведующий кафедрой ____________________________ О.Н. Рябова
«_____» 20_____г.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 301.