Тематика контрольно-курсовых работ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Методологическое направление в системе социальной коммуникации .

2. Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации.

3. Обоснование частно - научных и конкретных методов в социальной коммуникации.

4. Использование контент - анализа для исследования социальной коммуникации .

5. Использование дискурс - анализа для исследования социальной коммуникации .

6. Общее , особенное и единичное в методологии .

7. Методы исследования социальной коммуникации .

8. Конкретно - специализированные методы .

9. Возможности исследования социальной коммуникации .

10. Познавательно - прагматический подход к исследованию социальной коммуникации .

Тема 34. Технологии изучения социальной коммуникации: проблемы и перспективы

План:

   

1. Обоснование частнонаучных методов в социальной коммуникации.

2. Конкретные исследования социальной коммуникации и их основные характеристические черты.

   

Основные понятия темы: Социальная структура, коммуникативная система, коммуникативные средства, метод, выборочный опрос, метод экспертных оценок, метод наблюдения, эксперимент, метод тестирования, социометрия, корреляционный анализ, факторный анализ, детерминантный анализ, дисперсионный анализ, латентно - структурный анализ, метод импликационных шкал, контент - анализ, дискурс - анализ .

 

Литература

Основная

 

Алексеев А.Н., Дудченко В.С. Контент - анализ как специфический способ «прочтения» текстов. // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М., 1996.

Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1994.

Плотинский Ю.М. Визуализация информации. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1994.

Трескова С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1989.

Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. М., 1976.

Дополнительная

 

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Перевод с англ., Л.: Лениздат, 1992.

Дейк Ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. Перевод с англ. М.: Прогресс, 1991.

Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1993.

Бхаскар Р. Общества // Социо - логос. Общество и сферы смысла. М.: Прогресс, 1991.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Можно ли пользоваться методами , заимствованными из других наук ?

2. Какие требования предъявляются к частно - научным методам ?

3. Чем определяется выбор конкретных специализированных методов?

4. По каким критериям различаются конкретные методы ?

5. Чем объясняется незавершенность методологической концепции социологии коммуникации ?

6. Какие общенаучные принципы существенны для исследования социологии коммуникации ?

7. В чем состоит оптимальность познавательно - прагматического подхода к исследованию социальной коммуникации ?

8. Какие частнонаучные принципы существенны для исследования социальной коммуникации ?

9.Какие конкретные методы используются на начальном , последующем и завершающем этапах исследования социальной коммуникации ?

10. В чем суть контент-анализа и дискурс-анализа ?

 

Тематика контрольно-курсовых работ

 

1.Частнонаучный метод исследования социальной коммуникации.

2. Конкретные методы исследования социальной коммуникации .

3. Сравнительный анализ частнонаучного и конкретного методов исследования социальной коммуникации.

4. Этапы исследования социальной коммуникации.

5. Принципы , существенные для исследования социальной коммуникации.

6. Контент - анализ : сильные и слабые стороны.

7. Дискурс - анализ и возможности его использования для исследования социальной коммуникации .

8. Познавательно - прагматический подход к исследованию социальной коммуникации .

9. Методы исследования социальной коммуникации.

 

2. Примерные вопросы к зачету

 

Раскройте взаимозависимость между объектом и предметом социологии коммуникации.

Постройте логико-сущностную взаимосвязь понятий: общение, коммуникация, речевая деятельность.

Язык как средство социальной коммуникации людей и науки, его изучающие.

Раскройте особенности и специфику социальной коммуникации как вида человеческой деятельности.

Базовые компоненты социальной коммуникации.

Интегративный подход к изучению социальной коммуникации.

Онтологические основания теории социальной коммуникации.

Гносеологические основания теории социальной коммуникации.

Прагматические, коммуникативные и когнитивные факторы, определяющие социальный статус коммуниканта.

Методология и методика социальной коммуникации.

Основные направления методологии социальной коммуникации.

Доминирующие методологические аспекты теории социальной коммуникации.

Как стратификация общества влияет на процесс коммуникации?

Определите значение социальной ситуации в процессе коммуникации.

Какова роль содержательно-оценочных факторов в социальной коммуникации?

Понятие системы. Её основные характеристики.

Языковая система и её компоненты.

Текст как единица коммуникативной системы.

Естественные и искусственныые языки. Их классификация.

Информационные языки и языки программирования.

Сходства и различие в естесственных и искусственных коммуникитивных системах.

Общая характеристика коммуникативных средств.

Семиотика как научная дисциплина.

Особенности семиотических систем.

Назвать функции слова.

Дать определение речевого акта.

Какими чертами можно охарактеризовать высказывание.

Свойства дискурса.

Существующие модели социальной коммуникации.

Параметры дискурса.

Что называется метаязыком? Его назначение.

Вербальная основа метаязыков.

Особенности метаязыкового уровня коммуникации.

НВК в обыденной жизни.

Типы невербальных средств и их роль в социальной жизни общества.

Сравнительный анализ типологий коммуникативных единиц НВК.

Природа и базовые функции средств коммуникации.

Функции фонационных средств коммуникации.

Функции классических средств коммуникации(общие и часные).

40. Перечислить основные параметры в социальной и дифференциальной НВК.

41. Перечислить основные функции, в которых преимущественно проявляется социальная дифференциация НВК.

42. Назовите основные ситуативные переменные коммуникации.

43. Дайте характеристику (краткую) синтетическому уровню социальной коммуникации.

44. Назовите и кратко охарактеризуйте два основных подхода в семиотике.

45. Взаимосвязь искусства и социологии.

46. Способы создания образа в искусстве и его социальная значимость.

47. Способы передачи информации о социальной среде.

48. Сравнительный анализ коммуникативных единиц различных уровней коммуникаций.

49. Уровни коммуникации: общее и особенное.

50. Синтетический уровень как единство коммуникаций.

51. Понятие личности в социальных коммуникациях.

52. Теории личности в социологии коммуникаций.

53. Критерии оценки личности (общее, частное, специфическое).

54. Что такое “языковая личность”?

55. Назвать характеристики “языковой личности”.

56. В чем суть коцентивной характеристики?

57. Что такое “коммуникативная личность” ?

58. Перечислить параметры коммуникативной личности.

59. Что такое коммуникабельность ?

60. Коммуникация с точки зрения функциональной масштабности.

61. Установление контакта и коммуникации.

62. Коммуникация по временному и демографическому признаку.

63. Необратимость межличностной коммуникации.

64. Межличностные отношения.

65. Структурные модели социальных коммуникаций.

66. Рассказать о мотивационном принципе.

67. Что такое “благоприятное впечатление” ?

68. В каком случае мотив и цель социальной коммуникации могут совпадать?

69. Расскажите о наиболее эффективных вариантах межличностной коммуникации.

70. Назовите наиболее изучаемые механизмы межличностного восприятия.

71. Обозначьте этапы многоступенчатости процесса убеждения.

72. Перечислить условия, обеспечивающие функционирование массовой коммуникации.

73. Перечислить основные функции массовой коммуникации.

74. В чем заключается тенденция к смешению стилей, используемых различными СМИ ?

75. Назовите и дайте краткую характеристику основных зарубежных теорий массовой коммуникации.

76. Основные направления отечественных исследований в области массовой коммуникации.

77. Современные проблемы изучения массовой коммуникации.

78. Назовите основные модели массовой коммуникации. В чем состоят их достоинства и недостатки ?

79. Как понимается обратная связь в массовой коммуникации ?

80. Что такое “повторное открытие первичной группы” ?

81. Роль социологических факторов в массовой коммуникации.

82. Что включают в себя информационные факторы, обеспечивающие коммуникацию ?

83. Что понимается под коммуникационными факторами ?

84. Что такое коммуникативный контакт ?

85. Наиболее эффективные способы установления контакта.

86. Функции коммуникации.

87. Основные прагматические типы СМИ.

88. Основные прагматические типы СМК.

89. Что является главными характеристиками СМИ и СМК ?

90. Какие функции выполняет массовая коммуникация в сфере общественных связей и отношений ?

91. В чем проявляется воздействие массовой коммуникации на речевое поведение людей ?

92. В чем заключаются прикладные задачи социальной коммуникации ?

93. Типовая структура и функция рекламы.

94. Основные этапы подготовки рекламы.

95. Особенности газетной, радио- и телерекламы.

96. Принципы, составляющие методологию в социальной коммуникации.

97. Методы социальной коммуникации.

98. Критерии методов социальной коммуникации.

99. Частонаучный метод исследования социальной коммуникации.

100. Кокретный метод исследования социальной коммуникации.

101. Сравнительный анализ частонаучного метода исследования социальной коммуникации и конкретного метода.

 

3. Примерные вопросы к экзамену

 

Социальная коммуникация: психо-физиологические, со­циальные и технологические основания.

Коммуникативные системы.

Общение и речевая деятельность как основные средства социальной коммуникации.

Социальные структуры, коммуникативные системы и средства коммуникации как базовые компоненты социальной комму­никации.

Единицы социальной коммуникации.

Ситуационные коммуникативные модели.

Онтологические и гносеологические основания теории социальной коммуникации.

Социальный статус как категория социологии коммуни­кации.

Взаимосвязь и взаимозависимость методологии и мето­дики социальной коммуникации с точки зрения отечественной науки.

Основные положения направлений методологии соци­альной коммуникации ( бихевиоризм, символический интеракционализм, феноменализм, структурный функционализм, диалектика и неомарксизм).

Технологический детерминизм и компьютерная футуро­логия как методологические основания теории социальной коммуни­кации в контексте постиндустриального общества.

Основные элементы стратификационной группы социологических доминант коммуникации.

Основные компоненты ситуативной группы социологи­ческих доминант коммуникации.

Основные составляющие функциональной группы доминант коммуникаций.

Система языка социальной коммуникации: структура и сущность.

Способы представления системности элементов социальной коммуникации.

Целостность системы социальной коммуникации.

Искусственные языки системы коммуникации: назначение и функции; классифи­кация.

Естественные языки системы коммуникации: сущность и характеристика.

Смешанные искусственно – естественные языки социальной коммуникации ( языки программирования, информационные языки и т.д.).

Уровни коммуникации: кратная характеристика.

Типология знаков социальной коммуникации на семиотическом уровне.

Функциональные особенности коммуникативных семиотических систем.

Коммуникативные средства лингвистического уровня.

Сущность, структура и значение речевого акта в социальной коммуникации ( с примерами ).

Дискурс как единица социальной коммуникации.

Сущность, структура и значение дискурса.

Основные подходы к моделированию дискурса.

Свойства и характеристики дискурса в социальной коммуникации.

Метаязык: понятие, назначение, вербальная основа, осо­бенности.

Научный дискурс с учётом специфики метаязыкового уровня коммуникации: поле, смысл и способ.

Понятие о паралингвистике. Природа, сознательное и бессознательное в НВК.

Типология коммуникативных единиц НВК.

История изучения взаимодействия вербальных и невер­бальных средств коммуникации. Подходы к изучению. Знак как при-

рода вербальных и невербальных средств коммуникации ( функции и разновидности ).

Фокационные средства коммуникации: компоненты функции и возможности использования.

Классические средства коммуникации: коммуникативные единицы ( мимика, поза, жест ), функции ( частные и общие ), возможности функционирования.

Социальная дифференциация невербальной коммуникации: понятие, сущность, функции проявления и их характеристика.

Ситуативные переменные коммуникации: разновидности, их сущности и роли в актуализации социальной дифференциации и варьирования.

Синтетический уровень социальной коммуникации: понятие, природа, сущность.

Коммуникативные системы синтетического уровня: виды, общее и отличное.

История изучения социального аспекта искусства с древнейших времён по сегодняшний день. Взаимосвязь искусства и социологии. Массовая культура как объект социологического анализа.

Взаимовлияние общества и искусства. Социальная среда как мощный фактор, определяющий характер искусства.

Оценка социальной значимости произведения искусства с точки зрения его коммуникативной системы: способы и структура.

Базовый уровень коммуникации.

Социальная дифференциация в семиотическом уровне.

Синтетический уровень и его значение в социальной коммуникации.

Социологические концепции формирования личности с точки зрения социальной коммуникации.

Обоснование понятия «языковая личность» по Ю.Н. Караулову: уровни и их значение для социальной коммуникации.

Сущность и параметры коммуникативной личности.

Обоснование моделей коммуникативной личности.

Многоканальность межличностной коммуникации.

Объяснительно-функциональные модели коммуникаций.

Теории речевой деятельности Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева.

Социальная коммуникация как функция политического и духовного контроля.

Социокультурные теории массовой коммуникации.

Теория «информационного общества».

Моделирование массовой коммуникации: достоинства и недостатки.

Психолингвистическая модель речевого воздействия А.Н. Леонтьева.

Обратная связь в массовой коммуникации: понимание и осуществление.

Группы факторов, способствующих воздействию массовой коммуникации.

Особенности адекватного восприятия информации.

Установление коммуникативного контакта как одна из важнейших функций коммуникации.

Коммуникативный контакт и способы его установления.

Коммуникативные нормы и правила передачи информации.

Типология СМИ.

Типология СМК.

Массовая коммуникация в жизни современного общества.

Коммуникативная сфера общественных связей и отношений.

Воздействие массовой коммуникации на речевое поведение людей: причины, тенденции, результаты и прогнозирование.

Основные направления практических задач социокоммуникации.

Понятие рекламы. Её структура, функции и механизм в рамках социальной коммуникации.

Каналы восприятия рекламы: критерии эффективности. Сравнительный анализ.

Общенаучные принципы исследования социальной коммуникации.

Частнонаучные методы исследования социальной коммуникации.

Конкретные методы исследования социальной коммуникации.

 

4. Терминологический словарь

 

 В

Восприятие

 

 Г

Гносеология

 

 Д

Деятельность

Дискурс

Дискурсивный

Доминанта социологическая

 

И

Идентификация

Интерференция

Информация

Информация оценочная

Информация смысловая

    

К

Кинесика

Классификация

Коммуникабельность

Коммуникативная сфера

Коммуникативная установка

Коммуникация

Критический анализ дискурса

    

 Л

Лингвистика

Личность коммуникативная

Личность языковая

     

М

Маркетинг

Межличностная коммуникация

Межличностные отношения

Менеджмент

Метаязык

     

 

 Н

Натурализм в социологии

Наука

      

О

Общность социальная

Общение

Онтология

      

П

Паралингвистика

Параметр социального статуса когнитивный

Параметр социального статуса коммуникативный

Параметр социального статуса прагматический

ПР («паблик рилейшнз»)

Психолингвистика

     

 Р

Реклама

Речевой акт

Речевой этикет

Речь

Рефлексия

    

 С

Семиотика

Синтактика

Семантика

Система

Система социальная

Ситуативные переменные коммуникации

Ситуация социальная (коммуникативная)

Социальное

Социобиология

Социология массовой коммуникации

Структура социальная

Социолингвистика

Социум

Стереотипизация

Стратификация

      

Т

Таксономия

Темпо-ритм

Теория

Типология

     

 У

Уровень

     

 Ф

Феномен

Феноменология

Функция

     

 Х

Харизма

     

 Э

Эмпатия

Этнография

Этносоциология

Этнометодология

     

 Я

Язык

Языки информационные

Языки программирования

 

В

Восприятие – процесс приема и переработки смысловой и оценочной информации, необходимое условие для актуализации межличностной коммуникации (1,с.191).

Г

Гносеология (теория познания, эпистемология) – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, его возможностей, отношения знания к деятельности, исследуются предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности (5,с.650).

Д

Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя (2, с.551); специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания (6, с.172).

Дискурс (фр. discours – «речь») – актуализированное в речи смысловое единство, употребленное в коммуникативной функции воздействия (1,с.74);связанный текст, актуализация которого обусловлена множественными факторами, в том числе и социальными. Рассмотрение дискурса как целостной, социально обусловленной единицы коммуникации дает основание не отделять «специальные языки» (в т. ч. и язык рекламы) от языка как основного способа коммуникации. (1,с.15)

Дискурсивный ( от поздне лат. discours- рассуждение, довод)- рассудочный, понятийный, логический, опосредованный ( в отличии от чувственного, созерцательного) (4,с.400).

Доминанта социологическаяэто социально обусловленная и доминирующая характеристика коммуникации, которая нормативно закреплена в речевом этикете и имеет статус категории (1,с.40 ).

И

Идентификация- понимание другого человека путем отождествления себя с ним (1,с.191).

Интерференция - особый вид взаимодействия социальных и коммуникативных факторов, представляющее собой смешение двух языков (родного и неродного), либо разных коммуникативных кодов (официального и неофициального) в рамках одного языка, либо временное включение в действующую коммуникативную систему отдельных «инородных» по своей функционально-стилистической ценности элементов (1,с.49).

Информация (от лат. informftio- разъяснение, изложение)- в самом общем виде – передача сообщений между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояний последней. Первоначально это состояние связывалось исключительно с коммуникативной деятельностью в обществе.(6,с.246).
Информация оценочная-содержит качественную оценку смысловой информации и передает осознанно или неосознанно, намеренно или ненамеренно отношение говорящего (пишущего) к той или иной специальной информации (1,с.57).

Информация смысловая - совокупность компонентов содержательного аспекта коммуникации, отражающего познавательную деятельность человека, которая мотивирована социальными интересами и потребностями индивида и общества и используются в целях регуляции социальных отношений (1,с.56).

К

Кинесика - совокупность невербальных средств коммуникации, таких как жесты, позы, телодвижения (1,с.120).

Классификация (лат. classis- разряд, класс; facere- делать) - распределение объектов или понятий о них в какой-либо области знаний или реальности человека по классам на основе определенного признака, позволяющего установить однородные связи (1,с.69-70).

Коммуникабельность - способность индивида легко и по собственной инициативе устанавливать контакты в любой сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые контакты (1,с.174).

Коммуникативная сфера - социально обусловленная область коммуникативной деятельности человека, имеющая свои функции, определяемые коммуникативными потребностями - необходимостью сообщить или получить некоторую информацию (1,с.48).

Коммуникативная установка - обусловлена социопрагматическими факторами социальной коммуникации- воздействием на партнера с той или иной целью (1,с.53).

Коммуникация (от лат. communicatio-сообщение, передача)-

передача информации от одной системы к другой посредством специальных носителей, сигналов. В человеческом обществе К. осуществляется между индивидами, группами, организациями, государствами, культурами посредствам знаковых систем (языков). К. между людьми происходит в форме общения как обмен ценностями, знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отражаются знания , мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния, программы деятельности общающихся сторон;

  контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом (2,с.555).

  Критический анализ дискурса – направление, возникшее на теоретической основе так называемой критической лингвистики, которая сформировалась в Англии на рубеже 70-80 гг., трактует язык как один из видов «социальной практики» (Р. Фаулер, Ч. Кресс). Согласно этой теории тексты являются результатом деятельности говорящих и пишущих в определённой социальной ситуации; отношения коммуникантов обычно отражают разные модели социальных отношений людей; коммуникативные средства на любом уровне функционирования социально обусловлены и в этом смысле соотнесённость формы и содержания не произвольна, а всегда мотивирована (1,с.15).

Л

Лингвистика (от лат. lingua - язык), то же что языкознание, наука об общих законах строения и функционирования человеческого языка (4, с. 1586).

Личность коммуникативная – одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью её индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью её коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией – умением выбрать коммуникативный код, обеспечивающий адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации. (1, стр. 169).

Личность языковая – совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определённой целевой направленностью. (1, с. 166).

М

Маркетинг – (англ. marketing «торговля, продажа, сбыт, предмет торговли»; лат. mercatus, mercar: «торговля»). Это деятельность предприятий или их специальных отделов, направленная на эффективное продвижение продукта на рынке на основе тщательного изучения информации о мотивированности потребителя и планирования способов воздействия на него через формирование общественного мнения и популяризации собственного имиджа (1, с. 242).

Межличностная коммуникация – процесс одновременного речевого взаимодействия коммуникантов и их воздействия друг на друга. (1, стр. 179).

Межличностные отношения – отношения, складывающиеся в результате непосредственных контактов между людьми, в результате их способности эмоционально воспринимать друг друга через эмпатию. (1,стр 179)

Менеджмент (англ. management «управление, правление»; ит. maneggiare; лат. manus «рука») – это управление, понимаемое в широком смысле, которое предусматривает установление и поддержание оптимальных деловых отношений и творческих связей прежде всего в иерархической структуре самого предприятия, в так называемой закрытой, или внутренней, аудитории и организацию и установление разнообразных деловых связей с открытой, или внешней, аудиторией, включающей потребителей, государственные структуры, профессиональные ассоциации, членов разных общин и СМИ как общественный институт. (1, стр. 242)

Метаязык - язык, средствами которого описываются и исследуются свойства некоторого другого языка т.н. предметного (объектного) языка или языка – объекта. (5, с. 358)

Н

Натурализм в социологии – теоретико-методологич. ориентация на методы естественных наук. В социологии XIX – начала XX в. существовали две главные формы Н. Социальный биологизм и социальный механицизм. Господствующим было первое направление представленное концепциями организма социального   (Г. Спенсер, А. Шеффле, Р. Вормс и др.)     и дарвинизма  социального (У. Беджгот, Л. Гумплович, У. Самнер и др.). Представители этого направления стремились понять законы функционирования и развития об-ва путём установления аналогий с биологическим организмом или биологич. эволюцией в целом. Сторонники механицизма в социологии (А. Кетле,  Г. Кэри, Л. Винярский, В. Парето и др.) пытались объяснить общественную жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физич. науках. В современной социологии можно вычленить две основные ветви Н. – методологическую и онтологическую. (6, стр. 440)

Наука – сфера человеческой деятельности, направленная на получение обоснования и систематизацию объективных знаний о мире. Под Н. понимают исторически развившуюся совокупность таких знаний и социальный институт, в рамках которого она осуществляется. Часто Н. называют и отдельную отрасль знаний. (6, с.440-441)

 

О

Общность социальная - относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности ) условий и образа жизни, массового скопления, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов - это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. В отличие от социальных институтов и организаций общности не создаются людьми, складываются исключительно под воздействием объективного хода развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности. (6, с.480-481)

Общение

обмен информацией между людьми, их взаимодействие (2,с.560);

 специфич. межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп. Опосредствуется системой общественных отношений и является их персонифицированной личностной формой проявления. О.- важная составная часть социального бытия человека как общественного существа, источник его жизнедеятельности, условие формирования как общества, так и личности. Человек не может существовать вне О. с др. людьми. Потребность в О.- одна из базовых потребностей общественного индивида. Объективная необходимость О. как условия существования человека объясняется тем, что он не может удовлетворять свои жизненно важные потребности, жить и развиваться в одиночку. Производство необходимых средств существования предполагает О. индивидов между собой. (5, с.443)

 

 

П

Паралингвистика- раздел языковедения, изучающий звуковые средства, сопровождающие речь: степень громкости, распределение пауз и т.п. В широком смысле включает и т.н. кинесику (особенности мимики и жестикуляции в процессе общения) (4,с.978).

Параметр социального статуса когнитивный - характеристика индивида с точки зрения его коммуникативной компетентности, обеспечивающей адекватное в социальном плане общения.(1,с.42).

Параметр социального статуса прагматический - социально-экономическое положение индивида, его образ жизни, общественная деятельность, отношение к социальным ценностям и партнерам (1,с.41).

ПР (паблик рилейшнз) - управленческая деятельность, целью которой является установление взаимовыгодных отношений между государственными или частными структурами и общественностью, от которой во многом зависит успех функционирования этих структур (1,с.241).

Психолингвистика

пограничная между психологией и лингвистикой область науки, занимающейся изучением речи человека, её возникновением и функционированием (2,с.564.);

 наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний (4,с.1090).

 

Р

Реклама (лат. reclamare ²кричать, выкрикивать²) - это передаваемая при помощи СМИ информация о потребительских свойствах товара и видах услуг с целью их реализации и создания спроса на них. (1,с.247-248).

Речевая деятельность - один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива (4,с.1135).

Речевой акт - целенаправленное речевое поведение, совершаемое в соответствии с правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе (1,с.103).

Речевой этикет - система устойчивых высказываний - речевых формул общения, предписываемых обществом в данный исторический период в соответствии с социальной ориентацией коммуникации - коммуникативной сферой, ситуацией, статусно-ролевыми отношениями и коммуникативной установкой (1,с.66).

Речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации (2,с.566).

 Рефлексия - понимание другого через размышление за него (1,с.191).

 

С

Семиотика (от греч. seméion - знак, признак) –1) наука исследующая свойства знаков и знаковых систем (главным образом естественных и искусственных языков) (4,с.1205); 2) наука, которая изучает общие свойства знаков, строение и функционирование знаковых систем, способных хранить и передавать информацию (1, с.89).

Система - (греч. systema ²целое, составленное из частей, соединение² ) - совокупность элементов, находящихся в многомерных отношениях друг с другом и образующих определённое целостное единство, способное функционировать (1,с.69).

Система социальная - структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействия. (6, с. 671-672)

Ситуативные переменные коммуникациипроксимика (лат. proximus «ближайший»), т.е. дистанция, устанавливаемая между коммуникантами во время общения; ориентация – определённые положения, позиция говорящего по отношению к слушающему и наоборот; временной фактор (длительность взгляда, рукопожатие); последовательность (кто первым начинает кланяться или подаёт руку). (1, с. 134)

Ситуация социальная коммуникативная – совокупность социально значимых условий актуализации коммуникации, которые способствуют или ограничивают взаимодействие коммуникантов и их взаимное воздействие. (1, стр. 51)

Социальное – совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества, интегрированное в совместной деятельности индивидов или групп индивидов в конкретных условиях места и времени и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам в общественной жизни. С. – это то общее свойство, которое присуще различ. группам индивидов, являющееся рез-том интеграции индивидов, тех или иных свойств общественных отношения. В широком понимании С. противопоставляется природному, а также биологическому. (6, с. 690)

Социобиология – одно из направлений науки второй половины XX в., применяющее методы эволюционной биологии к анализу социальной жизни и пытающиеся объяснить поведение индивида, исходя из заложенной в него генетической программы. (6, с. 690)

Социология массовых коммуникаций – область социологии, предмет которой – закономерности массовых информационных процессов и деятельность объектов, производящих и распространяющих массовую информацию. Исследования С. м. к. традиционно разделяются (исходя из структуры процесса массовой коммуникации) на исследования проблем коммуникатора, аудитории, содержания и проблем восприятия массовой информации, проблем изучения функционирования отдельных средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино, реклама), всей системы массовой информации в целом.

Структура социальная – определённый способ связи и взаимодействия элементов, то есть индивидов, занимающих определённые социальные позиции (статус) и выполняющих определённые социальные функции (роль) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и потребностей. Основные свойства С. с. могут быть рассмотрены в зависимости от переменных:

отношения, взаимоотношения, взаимозависимость;

 регулярность, внутреннее разнообразие, постоянство;

фундаментальность ,существен-

                   ность, глубина измерения;

 4)        детерминирующее, ограничивающее,                контролирующее взаимодействие по отношению к эмпирически наблюдаемому явлению.

Социолингвистика - сокращение от термина «социологическая лингвистика», к-рый был введен советским лингвистом Е.Д. Поливановым еще в 20-х гг. Такое сокращение (англ. sociolinguistics) впервые было употреблено амер. исследователем Х.Карри (H.C.Currie) в 1952 г. В современной С. при анализе и языковых явлений, и языковых процессов упор делается на роль об-ва: влияние различных социальных факторов взаимодействие языков, систему отдельного языка и его функционирование. В предметную область С. включаются объекты, при рассмотрении которых происходит органич. соединение социологич. и лингвистич. категорий. (6, с. 692-693)

Социум - большая, устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-либо существующих отношениях и вследствие этого общностью культуры. (лекция)

Стереотипизациявосприятие и оценка другого путем перенесение на него общепринятых характеристик какой-либо социальной группы или ее представителя (1, с. 191).

Стратификация (лат. stratus «слой, настил» + facere «делать») выявление отдельных однородных множеств элементов в области, имеющей слоистое строение. (1, с.70)

 

Т

Таксономия (греч. taxis «расположение, порядок» + nomos «закон») – совокупность принципов и правил классификации объектов, а также и сама научная систематизация сложно организованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение. (1, стр. 70)

Темпо-ритм сложный признак звучащей речи, включающий в себя темп и ритм. (1, с. 232)

Теория (от греч theoria – рассмотрение, исследование, учение) – 1)особая сфера человеческой деятельности и ее результаты, представляющие собой совокупность идей, взглядов, концепций, учений об окружающей реальности. Как мысленная конструкция Т. противостоит практике и в то же время находится с ней в органическом единстве; 2) форма достоверных научных знаний, дающая целостное представление о закономерностях и существенных характеристиках объектов, основывающаяся на окружающей реальности. (6, с.798)

Типология (греч. typos «отпечаток, форма, образец» + logos «слово, учение»)– группировка элементов на основе общности их наиболее существенных признаков, часто с помощью обобщенной модели. (1, с.70)

У

Уровень – степень величины, развития, значимости чего-нибудь. (3, с. 745)

Ф

Феномен - философское понятие, означающее:     

 1) явление, постигаемое в чувственном опыте;

2) объект чувственного созерцания, в отличии от его сущностной основы - ноумена (как предмета интеллектуального созерцания). (5, с. 687)

Феноменология – в начале одна из философских дисциплин, позднее идеалистическое философское направление, стремившееся освободить философское сознание от натуралистических установок (резко расчленяющих субъект и объект) , достигнуть собственной области философского анализа - рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании, выявить предельные характеристики, изначальные основы познания человеческого существования и культуры. (5, 687)

Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление) –

1) деятельность, обязанность, работа, внешние проявления какого-либо объекта в данной системе отношений;

2) роль, которую выполняет определенный соц. институт или процесс по отношению к целому;

 (лингв.) назначение, роль (иногда и значение) языковой единицы или элемента языковой структуры (4, с.1449).

Х

Харизма (греч. xaris – грациозность, красота) - личное обаяние, притягательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуальными характеристиками, как динамизм, целеустремленность действий, понимание целей, склонность к лидерству, решительность, экспрессия и др. (1, с.175)

Э

Эмпатия понимание другого человека через эмоциональное сопереживание. (1, с. 191)

Этнография (от греч. ethnos – народ и grapho – писать, описывать) – наука о народах мира (этносах), их характерных чертах. Во многих зарубежных странах, прежде всего в романоязычных, в тех же целях употребляется термин «этнология». При этом последняя иногда рассматривается как теоретич. дисциплина и противопоставляется Э., к-рой отводится роль чисто описательной науки (6, с. 913-914).

Этносоциология дисциплина сложившаяся на стыке социологии, этнографии и истории. Предметом этносоцилогич. исследований является взаимосвязь общих социальных явлений и процессов с этническими. Основные темы, разрабатываемые этносоциологами, это: влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения; использование и рациональное распределение трудовых ресурсов с учетом их этнич. принадлежности; социальная детерминированность национального самосознания, межнациональных отношений; межэтнические конфликты; национальные особенности ценностных ориентаций, стереотипов поведения, культурных интересов и потребностей в социальных группах; этноязыковые процессы, в т.ч. билингвизм. (6, с. 918)

Этнометодология - социологическая дисциплина, исследующая процессы становления и функционирования нормативных моделей и структур в ходе социального взаимодействия; один из новейших вариантов феноменологической социологии. (5, с. 779)

Я

Язык - система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. (3, стр. 747)

Языки информационныеодно из средств коммуникации м/у человеком и машиной, предназначенное для представления информации, которая вводится, хранится и обрабатывается в ЭВМ. (1, с.81)

Языки программирования – средства символического представления алгоритмов в виде последовательных сложных действий. (1, с 80)


 



Список литературы

Конецкая В.П. Социология коммуникации. Учебник. –М., 1997.

Немов Р.С. Психология. Кн. 1. М., 1994.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984.

Советский энциклопедический словарь. М.,1981.

Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

Энциклопедический социологический словарь. Общ. ред. Осипов Г.В., М.,1995.

 

Утверждено на заседании                     Нормоконтролер, ответственный

кафедры ______________ 2000 г.              по стандартизации на кафедре

протокол № ___________                        

Зав. кафедрой                  

                       И. А. Батанина                                                                    

 

                                                                       Тираж ___________ экз-ров

                                                                       Заказ № _________

                                                                       Отпечатано в ТулГУ

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 171.