1. Природа и сущность синтетического уровень социальной коммуникации.
2. Танец и музыка как коммуникативные системы.
3. Проблема изучения испанских танцев в творчестве К. Чапека.
4. Коммуникативная система кино: природа и сущность.
5. Синтетическая природа киноискусства в творчестве С. М. Эйзенштейна.
6. Лингвистический и семиологический подходы к пониманию кинематографической коммуникации.
7. Взгляды П. П. Пазолини как представителя лингвистического подхода к пониманию кинематографической коммуникации.
8. Взгляды Кр. Метца как представителя семиологического подхода к пониманию кинематографической коммуникации.
9. Единицы кинематографической коммуникации.
10. Общее и различное в коммуникационных системах синтетического уровня.
Тема 16. Социальная значимость синтетического уровня коммуникации и социологические аспекты его изучения
План:
1. История изучения социального аспекта искусства: от древних времен до современного этапа развития человечества. Взаимодействие искусства и социологии.
2. Влияние социальной среды на характер искусства.
3. Оценка социальной значимости произведения искусства с точки зрения его коммуникативной системы (способы создания образа и его социальной значимости, способы передачи информации о социальной среде).
Основные понятия темы: индустрия развлечений, искусство, культура, коммуникативные средства, массовое общество (постиндустриальное общество), синтетический уровень коммуникации, художественный образ, чувство художественной меры.
Литература
16. Основная
1. Конецкая В. П. Социология коммуникаций. М., 1997.
2. Михалкович В. И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М., 1986.
3. Разлогов К. Э. Искусство экрана: проблемы выразительности. М.: Искусство, 1982.
4. Чахирьян Г. П. Изобразительный мир экрана. М.: Искусство, 1977.
13. Дополнительная
1. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л.: Худ. лит-ра, 1977.
2. Ждан В. Н. Введение в эстетику фильма. М.: Искусство, 1972.
3. Кулешов Л. В. Искусство кино. М., 1929.
4. Кукаркин А., Бояджиев Г., Шнеерсон Г., Чегодаев А. Кино, театр, музыка, живопись в США. М.: Знание, 1965.
5. Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики. М., 1927.
6. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.
7. Пазолини П. П. Письменный язык действия. / Пер. с итал. Ю. Добровольской. // Зарубежная эстетика и теория кино: Информ. сб. Италия. Научно-исслед. ин-т теории и истории кино. Госкино СССР. М., 1979.
8. Пудовкин В. И. Избранные статьи. М.: Искусство, 1955.
9. Сорокин Ю. А. Психо-лингвистические аспекты изучение текста. М., 1985.
10. Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. Т. 2. М., 1964.
11. Adorno T. Einleitung in die Musiksoziologie // Zwölf theoretische Verlesungen/ Fr./m., 1962.
12. Bell D. The Coming of the Post-Industrial Society. N. Y., 1973.
Вопросы для самопроверки
1. Какова история изучения искусства и культуры в социологии?
2. Какие ученые и по каким направлениям вели поиски оснований корреляции искусства и социологии?
3. В чем заключается взаимная ориентированность в социальном плане искусства и общества?
4. Какой фактор является наиболее мощным в определении характера искусства?
5. Почему социальная ориентация в плане коммуникации имеет первостепенное значение?
6. В чем смысл функции социализации как одной из функций искусства?
7. Какими способами выражается социально значимая оценка в коммуникативных системах синтетического уровня?
8. Как Вы считаете, почему при оценке социальной значимости произведения искусства, с точки зрения его коммуникативной системы, важны способы передачи информации о социальной среде, социальной ситуации, в которой живут и действуют персонажи?
9. Как используется в искусстве прием умолчания?
10. Какие наиболее спорные вопросы изучения социологического аспекта синтетического уровня коммуникации Вы знаете?
Дата: 2019-11-01, просмотров: 210.