ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

§ 1. Понятие исполнительного производства

и источники исполнительного права

 

1. Сущность исполнительного производства

 

Под исполнительным производством принято понимать урегулированный нормами исполнительного права порядок принудительной реализации требований, заложенных в судебных постановлениях и актах иных юрисдикционных органов, также именуемых исполнительными документами, должностными лицами Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП) и иными лицами в соответствии с требованиями федеральных законов.

Судебное постановление арбитражного суда, вступившее в законную силу, подлежит исполнению в добровольном или принудительном порядке. При этом порядок и условия добровольного исполнения судебных актов (как и актов иных юрисдикционных органов) не урегулированы нормами исполнительного права, которое направлено на регулирование возникающих правоотношений исключительно в сфере принудительного исполнения.

Под принудительным исполнением понимается деятельность уполномоченных законом должностных лиц ФССП и иных лиц (в соответствии с условиями, определенными федеральным законом) по реализации судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым предоставлено право возлагать на любых субъектов материальных правоотношений (включая публичные органы власти) обязанности по передаче гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий в принудительном порядке, т.е. помимо воли обязанных лиц. Порядок осуществления соответствующего принуждения, именуемого исполнительными действиями, определен Законом об исполнительном производстве, а основные полномочия должностных лиц ФССП установлены Законом о судебных приставах.

Возможность применения принуждения к тем или иным субъектам материальных правоотношений обусловлена спецификой реализации судебных постановлений, выносимых арбитражными судами в соответствии с их компетенцией в рамках реализации задач, установленных в ст. 2 АПК.

Так, одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере. Указанная защита являлась бы иллюзорной, если бы правовая система государства допускала, что судебное постановление, вступившее в законную силу и обязательное к исполнению, могло бы оставаться недействующим в отношении одной стороны в ущерб ее интересам. Следовательно, задача органов публичной власти заключается в том, чтобы создать эффективный механизм принудительной реализации требований актов различных юрисдикционных органов, поскольку реальная защита прав и законных интересов возможна только в случае подлинного исполнения исполнительного документа в установленном законом порядке.

Также одной из задач судопроизводства является справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом. Данная задача вытекает из ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (далее - Европейская конвенция), участником которой является с 1998 г. Российская Федерация и в которой закреплено право на справедливое судебное разбирательство. Согласно логике Европейского суда по правам человека (далее - ЕСПЧ), являющегося официальным органом, уполномоченным на толкование данной Конвенции, исполнение судебного решения, принятого любым судом, должно рассматриваться как составляющий элемент права на справедливое судебное разбирательство по смыслу ст. 6 Европейской конвенции. Подобная логика рассуждений содержится и в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1998 N 53/144 "Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы" <1>, согласно п. 2 ст. 9 которой каждый человек, чьи права или свободы предположительно нарушены, имеет право на принудительное исполнение судебного решения или постановления без неоправданной задержки. Подобные правила следует толковать и применительно к сфере арбитражного судопроизводства с последующим принудительным исполнением постановлений арбитражных судов.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 05.09.2016).

 

2. Источники исполнительного права

 

Исполнительное право, под которым понимается совокупность правовых норм, регулирующих порядок принудительной реализации требований различных исполнительных документов в установленном порядке, основывается на Конституции РФ, включает в себя Закон об исполнительном производстве, Закон о судебных приставах и иные федеральные законы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Например, ряд норм, регулирующих участие арбитражного суда в ходе принудительного исполнения, содержится в разд. VII АПК. В любом случае основным актом в сфере принудительного исполнения остается Закон об исполнительном производстве, иные федеральные законы, связанные с механизмом принудительного исполнения в России, должны ему соответствовать.

На основании и во исполнение Закона об исполнительном производстве Президент РФ и Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам обеспечения исполнительного производства. Например, согласно ч. 3 ст. 318 АПК формы бланков исполнительных листов, порядок их изготовления, учета, хранения и уничтожения, требования к форматам исполнительных листов, направляемых для исполнения в форме электронного документа, утверждаются Правительством РФ.

 

§ 2. Принципы исполнительного права

 

1. Принципы исполнительного права, установленные

в законодательстве об исполнительном производстве

 

Законодательство об исполнительном производстве содержит ряд положений, устанавливающих принципы исполнительного права как основополагающие начала, на которых строится соответствующая деятельность должностных лиц ФССП, судебных органов и иных лиц, так или иначе задействованных в ходе принудительного исполнения.

Исполнительное право основывается на следующих принципах, зафиксированных в ст. 4 Закона об исполнительном производстве:

1) законности;

2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

3) уважения чести и достоинства гражданина;

4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Данные принципы позволяют определить базис отрасли исполнительного права, лежат в основе всех действий, совершаемых в рамках исполнительного производства, и должны приводить процедуру к логичному завершению в форме реальной защиты нарушенного права, свободы и законного интереса путем приведения исполнительного документа в исполнение.

Однако следует заметить, что действующий перечень принципов исполнительного производства, содержащийся в действующей редакции Закона об исполнительном производстве, не полон и не влияет на усиление роли принудительного исполнения, на повышение эффективности совершения исполнительных и иных действий судебного пристава-исполнителя.

 

2. Система принципов исполнительного права

 

В систему принципов исполнительного права фактически следует включать следующие.

I. Общеправовые принципы:

1) принцип законности;

2) принцип государственного языка (исполнительного производства);

3) принцип уважения чести и достоинства гражданина, деловой репутации организации, соблюдения прав, свобод и законных интересов участников соответствующих материальных или процессуальных правоотношений.

II. Межотраслевые принципы:

4) принцип диспозитивности - данный принцип, широко используемый как в ряде отраслей материального права (например, в гражданском праве), так и в процессуальном праве (гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право, административное процессуальное право), имеет все основания для реализации в рамках исполнительного производства, чтобы реально уравнять в правах стороны исполнительного производства, и заключается в возможности участников исполнительного производства влиять на динамику осуществляемой процедуры путем предоставления им широких возможностей по распоряжению своими субъективными материальными правами и процессуальными средствами их защиты;

5) принцип соблюдения минимальных стандартов правовой защиты исходит из процессуального права и предопределяет характер действий, осуществляемых в рамках принудительного исполнения, к которым относятся: а) установление на уровне закона иммунитета от взыскания в отношении определенного имущества должника и иных лиц (например, членов семьи должника); б) установление справедливой очередности обращения взыскания на имущество в целях сохранения должника как субъекта хозяйствующей деятельности и неисключения его из сферы гражданского оборота; в) обязанность судебного пристава-исполнителя соблюдать права и законные интересы сторон исполнительного производства, иных лиц, задействованных в ходе принудительного исполнения; г) неприкосновенность личности должника - физического лица; д) широкие возможности для участников исполнительного производства по защите через представителей. Безусловно, в рамках реализации данного принципа возможны и иные его проявления;

6) принцип независимости судебного пристава-исполнителя означает отсутствие какого-либо неоправданного вмешательства в ход принудительного исполнения со стороны вышестоящего руководства, а также не обусловленного законом влияния на судебного пристава-исполнителя со стороны непосредственных участников исполнительного производства судебных органов и различных правоохранительных органов, представителей системы органов законодательной власти и любых иных лиц.

III. Отраслевые принципы:

7) принцип своевременности, правильности, реальности и эффективности совершения исполнительных действий, при этом следует учитывать, что он применяется как в комплексе указанных требований, так и может оцениваться применительно к каждому из элементов;

8) принцип соотносимости объема требований взыскателя с мерами принудительного исполнения и мерами косвенного принуждения должника к исполнению его обязанностей;

9) принцип оказания содействия судебному приставу-исполнителю и иным лицам, обязанным на исполнение, когда оно запрашивается на законном основании;

10) принцип публичного характера норм исполнительного права означает невозможность для сторон исполнительного производства обойти предусмотренные законом правила принудительного исполнения, заключать между собой соглашения, игнорируя деятельность судебного пристава-исполнителя и процедуру осуществляемого исполнительного производства. Если стороны договариваются об иных правилах взаимодействия, чем установленные законом, это должно соответствовать правилам исполнительной процессуальной формы и фиксироваться в соответствующих актах (например, в мировом соглашении);

11) принцип ответственности судебного пристава-исполнителя за совершаемые им исполнительные и иные действия в рамках исполнительного производства. Деятельность данного должностного лица подконтрольна как участникам исполнительного производства (в форме обжалования незаконных постановлений, действий или бездействия), так и органам судебной власти (в форме предварительного и последующего контроля), с широкой возможностью применения к нему мер ответственности - гражданско-правовой, дисциплинарной, уголовной;

12) принцип добросовестности исполнения - судебный пристав-исполнитель обязан надлежащим образом выполнять все возложенные на него функции.

Реализация данных принципов возлагается на должностных лиц ФССП. Принципы должны также учитываться арбитражными судами при осуществлении предварительного или последующего контроля за деятельностью судебных приставов-исполнителей в рамках осуществляемого последними принудительного исполнения. Однако следует учитывать, что ряд принципов предопределяет характер деятельности иных участников исполнительного производства, помимо судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП (например, принцип диспозитивности).

 

§ 3. Роль арбитражного суда в исполнительном производстве

 

Несмотря на то что принудительное исполнение судебных актов арбитражных судов возлагается на ФССП и ее территориальные органы, а непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов - на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений ФССП и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП, арбитражный суд наделен существенными полномочиями в рамках исполнительного производства, включая осуществление предварительного и последующего контроля за деятельностью указанных должностных лиц ФССП.

 

1. Выдача исполнительных документов

 

Прежде всего арбитражный суд выдает исполнительные документы, являющиеся основанием для возбуждения исполнительного производства: исполнительный лист - на основании судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, и судебный приказ - в случаях и по основаниям, которые предусмотрены АПК.

Требования к содержанию исполнительного листа установлены в ст. 320 АПК, к содержанию судебного приказа - в ч. 2 ст. 229.3 АПК. Исполнительный документ подписывается судьей и заверяется гербовой печатью арбитражного суда.

Исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом апелляционной инстанции, арбитражным судом кассационной инстанции или Верховным Судом РФ, выдается, как правило, соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.

Исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В этих случаях исполнительный лист выдается сразу после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника.

Исполнительный лист может направляться судом для исполнения в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

По каждому судебному акту выдается один исполнительный лист. Однако если судебный акт принят в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков либо если исполнение должно быть произведено в различных местах, арбитражный суд по ходатайству взыскателя выдает несколько исполнительных листов с точным указанием в каждом из них места исполнения или той части судебного акта, которая подлежит исполнению по данному исполнительному листу.

На основании судебного акта о взыскании денежных сумм с солидарных ответчиков по ходатайству взыскателя арбитражный суд также может выдать несколько исполнительных листов по числу солидарных ответчиков с указанием в каждом из них общей суммы взыскания, наименований всех ответчиков и их солидарной ответственности.

Исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного акта, за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отзыву судом, вынесшим судебный акт.

Исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в следующие сроки:

1) в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта;

2) в течение трех месяцев со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.

В случае если исполнение судебного акта было приостановлено, время, на которое исполнение приостанавливалось, не засчитывается в срок, установленный для предъявления исполнительного листа к исполнению.

Срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, частичным исполнением судебного акта.

В случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.

 

2. Восстановление пропущенных сроков

 

Арбитражный суд также восстанавливает пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению. Так, взыскатель, пропустивший срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, вправе обратиться в арбитражный суд первой инстанции, рассматривавший дело, с заявлением о восстановлении пропущенного срока, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, копии которого направляются взыскателю и должнику. Определение арбитражного суда по вопросу о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению может быть обжаловано.

 

3. Выдача дубликата исполнительного листа

 

В случае утраты исполнительного листа арбитражный суд, принявший судебный акт, может по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя выдать дубликат исполнительного листа. Заявление о выдаче дубликата исполнительного листа может быть подано до истечения срока, установленного для предъявления исполнительного листа к исполнению, за исключением случаев, если исполнительный лист был утрачен судебным приставом-исполнителем или другим осуществляющим исполнение лицом и взыскателю стало об этом известно после истечения срока, установленного для предъявления исполнительного листа к исполнению. В этих случаях заявление о выдаче дубликата исполнительного листа может быть подано в течение месяца со дня, когда взыскателю стало известно об утрате исполнительного листа.

Заявление взыскателя или судебного пристава-исполнителя о выдаче дубликата исполнительного листа рассматривается арбитражным судом в судебном заседании в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления заявления в суд. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. При рассмотрении заявления о выдаче дубликата исполнительного листа суд выясняет обстоятельства, свидетельствующие об утрате исполнительного документа, и исследует доказательства, подтверждающие его утрату. Определение арбитражного суда о выдаче дубликата исполнительного листа или об отказе в выдаче дубликата может быть обжаловано.

 

4. Поворот исполнения

 

Арбитражный суд может разрешить поворот исполнения судебного акта. Так, если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.

Если не приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения полностью или в части, либо производство по делу прекращено, арбитражный суд принимает судебный акт о полном или частичном прекращении взыскания по отмененному в соответствующей части судебному акту.

Вопрос о повороте исполнения судебного акта разрешается арбитражным судом, принявшим новый судебный акт, которым отменен или изменен ранее принятый судебный акт.

Если же в постановлении об отмене или изменении судебного акта нет указаний на поворот его исполнения, ответчик вправе подать соответствующее заявление в арбитражный суд первой инстанции, который выдает исполнительный лист на возврат взысканных денежных средств, имущества или его стоимости по заявлению организации, гражданина. К заявлению должен быть приложен документ, подтверждающий исполнение ранее принятого судебного акта. Определение арбитражного суда о повороте исполнения судебного акта или об отказе в повороте исполнения может быть обжаловано.

 

5. Предварительный судебный контроль

 

Предварительный судебный контроль заключается в совершении арбитражным судом отдельных процессуальных действий в рамках осуществляемого исполнительного производства, что позволяет гарантировать их правильность, справедливость и своевременность:

а) приостановление, возобновление, прекращение исполнительного производства арбитражным судом.

Арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве. При этом компетентным является арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, либо арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

Заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства рассматривается в 10-дневный срок. Вынесенное арбитражным судом определение о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства может быть обжаловано.

Исполнительное производство может быть возобновлено по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя арбитражным судом, который ранее приостановил исполнительное производство, после устранения причин или обстоятельств, послуживших основаниями для его приостановления, в форме определения о возобновлении исполнительного производства;

б) отложение исполнительных действий арбитражным судом.

При наличии обстоятельств, препятствующих совершению отдельных исполнительных действий, арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя может отложить исполнительные действия по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом. Отложение исполнительных действий производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

Заявление об отложении исполнительных действий рассматривается арбитражным судом также в 10-дневный срок, как и при решении вопроса о приостановлении или прекращении исполнительного производства. По результатам рассмотрения заявления суд выносит определение.

В определении об отложении исполнительных действий должна быть указана дата, до которой откладываются исполнительные действия, или событие, наступление которого является основанием для возобновления судебным приставом-исполнителем исполнительных действий. Копии определения об отложении исполнительных действий направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю;

в) отсрочка или рассрочка исполнения судебного акта, изменение способа и порядка его исполнения арбитражным судом.

При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Соответствующее заявление рассматривается арбитражным судом (1) в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд, (2) в отдельном судебном заседании, (3) с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, копии которого направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю. Определение арбитражного суда об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения либо об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения может быть обжаловано.

По тем же правилам рассматриваются вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом.

В случае предоставления должнику отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта арбитражный суд вправе по заявлению взыскателя принять меры по обеспечению исполнения судебного акта.

 

6. Последующий судебный контроль

 

Последующий контроль со стороны арбитражного суда заключается в разрешении дел об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий либо бездействия.

Так, постановления главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и порядке, которые предусмотрены АПК. Соответствующее заявление государственной пошлиной не облагается.

Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:

а) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

б) исполнения требований, содержащихся в актах органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, а также в судебных и несудебных актах по делам об административных правонарушениях, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

в) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

г) в иных случаях, установленных АПК.

Во всех иных случаях заявление подается в суд общей юрисдикции.

 

§ 4. Особенности исполнительного производства

в отношении субъектов предпринимательской деятельности

 

Особенности совершения исполнительных и иных действий в отношении субъектов предпринимательской деятельности предопределены Законом об исполнительном производстве и АПК.

Так, согласно ст. 69.1 указанного Закона, определяющей особенности обращения взыскания при введении в отношении должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, процедур, применяемых в деле о его несостоятельности (банкротстве), на основании определения арбитражного суда о введении реструктуризации долгов гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (за исключением исполнительных документов по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о взыскании алиментов, а также по требованиям об обращении взыскания на заложенное жилое помещение, если на дату введения указанной процедуры кредитор, являющийся залогодержателем, выразил согласие на оставление заложенного жилого помещения за собой в рамках исполнительного производства в соответствии с п. 5 ст. 61 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)").

При этом при приостановлении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает аресты с имущества должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, и иные ограничения распоряжения этим имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель вправе не снимать арест с имущества, стоимость которого не превышает размер задолженности, необходимый для исполнения требований исполнительных документов, исполнительное производство по которым не приостанавливается. Имущество, арест с которого не снят, может быть реализовано для удовлетворения требований по исполнительным документам, исполнение по которым не приостанавливается.

С даты утверждения плана реструктуризации долгов гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, новые аресты на это имущество и иные ограничения распоряжения этим имуществом могут быть наложены только в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).

При получении копии решения арбитражного суда о признании гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, банкротом и введении реализации имущества гражданина судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство по исполнительным документам, за исключением исполнительных документов по требованиям об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности, о взыскании алиментов, о взыскании задолженности по текущим платежам. Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, и иные ограничения распоряжения этим имуществом.

Исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства направляются арбитражному управляющему в течение трех дней со дня окончания исполнительного производства. Копия указанного постановления в тот же срок направляется сторонам исполнительного производства.

Если на имущество должника-организации (непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда) наложен арест, то судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня составления акта о наложении ареста на указанное имущество направляет в Федеральную налоговую службу (далее - ФНС), а в случае, когда должником является банк или иная кредитная организация, - в Банк России копии постановления и акта о наложении ареста, а также сведения о размере требований взыскателей.

В 30-дневный срок со дня получения постановления о наложении ареста и акта о наложении ареста на имущество ФНС либо Банк России должны сообщить судебному приставу-исполнителю об осуществлении или отказе в осуществлении ими действий по возбуждению в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) организации либо по отзыву у банка или иной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнительные действия по реализации имущества до получения от ФНС либо Банка России сведений об осуществлении или отказе в осуществлении указанных действий.

Если ФНС сообщила судебному приставу-исполнителю об осуществлении действий, связанных с возбуждением в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника-организации, то судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнительные действия по реализации имущества должника-организации до принятия арбитражным судом решения о введении в отношении должника процедуры банкротства, за исключением исполнительных действий по реализации имущества должника-организации для исполнения исполнительных документов:

1) о взыскании задолженности по заработной плате;

2) о выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности;

3) об истребовании имущества из чужого незаконного владения;

4) о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;

5) о взыскании задолженности по текущим платежам.

Если Банк России сообщил об отзыве у банка или иной кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, то судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнительное производство до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом или о его принудительной ликвидации, за исключением производства по исполнительным документам, указанным выше.

Аналогичные правила установлены при обращении взыскания на имущество должника - индивидуального предпринимателя в случае исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом, другим органом или должностным лицом в связи с предпринимательской деятельностью гражданина.

В случае обращения взыскания при введении в отношении должника-организации процедур банкротства, а также при ликвидации должника-организации установлена следующая процедура. Так, на основании определения арбитражного суда о введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения указанных процедур судебных актов или являющихся судебными актами, о выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также о взыскании задолженности по текущим платежам и исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате.

При этом судебный пристав-исполнитель снимает арест с имущества должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства, однако он не вправе не снимать арест с имущества, стоимость которого не превышает размер задолженности, необходимый для исполнения требований исполнительных документов, исполнительное производство по которым не приостанавливается. Имущество, арест с которого не снят, может быть реализовано для удовлетворения требований по исполнительным документам, исполнение по которым не приостанавливается.

При получении копии решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (а также когда должник находится в процессе ликвидации) судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, за исключением исполнительных документов о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам. Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом.

В случае реорганизации должника-организации взыскание по исполнительным документам обращается на денежные средства и иное имущество той организации, на которую судебным актом возложена ответственность по обязательствам должника-организации.

Помимо вышеуказанных особенностей осуществления исполнительного производства в отношении субъектов предпринимательской деятельности, арбитражный суд может привлечь банк или иную кредитную организацию к ответственности за неисполнение исполнительного документа. Так, в случае неисполнения в установленный федеральным законом срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, при наличии денежных средств на указанных счетах судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении (в порядке, установленном ст. 28.2 КоАП). Копия протокола вручается представителю банка или иной кредитной организации.

После составления протокола судебный пристав-исполнитель направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации подписанное им и заверенное печатью (штампом) подразделения ФССП заявление о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности. Копии заявления и прилагаемых к нему документов направляются в банк или иную кредитную организацию, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении.

АПК также предусматривает возможность возмещения вреда, причиненного судебным приставом-исполнителем в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по исполнению исполнительного листа, выданного арбитражным судом. Соответствующее требование о возмещении вреда рассматривается по общим правилам искового производства, а сам вред подлежит возмещению по правилам, предусмотренным гражданским законодательством.

Кроме того, арбитражный суд может наложить на лицо, виновное в утрате переданного ему на исполнение исполнительного листа, выданного арбитражным судом, судебный штраф (ст. 331 АПК). Также судебный штраф может быть наложен арбитражным судом на органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы, организации, должностных лиц и граждан за неисполнение судебного акта арбитражного суда. При этом уплата штрафа не освобождает соответствующее лицо от обязанности исполнить судебный акт. Соответствующее заявление может быть подано взыскателем или судебным приставом-исполнителем.

 

Литература

 

Исполнительное производство: Краткий учебный курс / Под ред. И.В. Решетниковой. 3-е изд. М., 2015.

Малюшин К.А. Принципы гражданского исполнительного права: теоретические проблемы понятия и системы. М., 2011.

Рогожин Н.А. Судебная практика по спорам в сфере исполнительного производства: Сб. судебных актов с комментариями. М., 2007 (http://znanium.com/bookread2.php7bookM28206).

Свирин Ю.А. Исполнительное право в системе российского права. М., 2012 (http://znanium.com/bookread2.php?book=461852).

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 266.