В ВЕРХОВНОМ СУДЕ РФ
§ 1. Построение кассационного и надзорного производства
в Верховном Суде РФ
1. Реформа Верховного Суда РФ
Федеральным конституционным законом от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" упразднен Высший Арбитражный Суд РФ. Исполняемые им в системе арбитражных судов функции надзорной инстанции были переданы Верховному Суду РФ, который в свою очередь подвергся значительному реформированию. В соответствии с ФКЗ о Верховном Суде РФ в его составе была создана Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ.
Федеральным конституционным законом от 04.06.2014 N 8-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статью 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" ВАС РФ был исключен из системы арбитражных судов в связи с его упразднением.
Федеральным конституционным законом от 05.02.2014 N 4-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" установлен особый статус Верховного Суда РФ как высшего судебного органа страны, который сейчас не входит ни в систему судов общей юрисдикции, ни в систему арбитражных судов, а занимает особое место в судебной системе, выполняя контрольно-надзорные функции по пересмотру судебных актов арбитражных судов в кассационном и надзорном производстве.
Реформа Верховного Суда РФ и возложение на него контрольно-надзорных функций потребовали нормативного закрепления необходимых для этого процессуальных механизмов. Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" были внесены значительные изменения в гл. 35 АПК, регулирующую вопросы кассационного производства, и в дополнение к существовавшей кассационной инстанции в арбитражных судах округов была создана новая вторая кассационная инстанция, действующая уже на уровне Верховного Суда РФ. Судебным органом, осуществляющим кассационную проверку судебных актов арбитражных судов на уровне Верховного Суда РФ, стала специально созданная в нем для этой цели Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ. Порядок кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ в настоящее время регламентируется ст. ст. 291.1 - 291.15 АПК.
Упразднение ВАС РФ потребовало реформирования и надзорного производства. Глава 36 АПК, ранее регулировавшая надзорное производство в Президиуме ВАС РФ, утратила силу. При этом в АПК была введена новая глава - гл. 36.1, регулирующая производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ.
Таким образом, в результате состоявшейся судебной реформы система пересмотра вступивших в законную силу судебных актов дополнилась новым кассационным производством в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, а надзорное производство в Президиуме ВАС РФ заменено на надзорное производство в Президиуме Верховного Суда РФ.
2. Принципы построения кассационного и надзорного
производства в Верховном Суде РФ
Объединение функций кассационного и надзорного пересмотра по делам, рассматриваемым в арбитражных судах и судах общей юрисдикции в одном высшем судебном органе страны - Верховном Суде РФ, предполагает унификацию правил осуществляемой им проверочной деятельности.
Основополагающим аспектом регулирования кассационного и надзорного производства в отношении судебных актов, принятых арбитражными судами, стала унификация процессуальных правил, установленных в АПК для рассмотрения кассационных и надзорных жалоб, подаваемых в Верховный Суд РФ, и правил кассационного производства, установленных в ГПК для производства в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и надзорного производства в Президиуме Верховного Суда РФ. В связи с этим урегулированные в ГПК и АПК кассационное производство в Судебной коллегии Верховного Суда РФ и надзорное производство в Президиуме Верховного Суда РФ имеют значительное сходство, а некоторые положения нормативного регулирования идентичны.
Кассационное и надзорное производство в Верховном Суде РФ являются ярко выраженными экстраординарными способами проверки вступивших в законную силу судебных актов. Для них характерны исключительные основания пересмотра, обязательный предварительный порядок исследования и оценки жалобы на предмет необходимости ее рассмотрения по существу в судебном заседании, ограничение проверки только вопросами права, возможность отмены судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение. Этап оценки приемлемости жалобы или, как его еще называют, этап "фильтрации" обусловлен презумпцией законности оспариваемых актов, поскольку предполагается, что эти акты уже были проверены в апелляционном и (или) кассационном порядке и не должны содержать судебных ошибок.
Кассационные жалобы, представления рассматриваются Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ, а надзорные жалобы, представления - Президиумом Верховного Суда РФ.
Общий порядок рассмотрения Верховным Судом РФ кассационных и надзорных жалоб, представлений выглядит следующим образом.
Кассационные, надзорные жалобы, представления подаются непосредственно в Верховный Суд РФ.
На начальном этапе поступившие жалобы, представления на предмет соблюдения требований к их форме, содержанию и порядку подачи, наличия у обратившегося лица права на их подачу, соблюдения правил подсудности, правил последовательного обжалования, срока на их подачу проверяются единолично судьей Верховного Суда РФ. В случае, если судьей обнаружены нарушения вышеуказанных требований, жалоба, представление возвращаются заявителю.
Если жалоба, представление соответствуют предъявляемым требованиям, они передаются судье для предварительного изучения и рассмотрения. Жалобы, представления изучаются по приложенным к ним судебным актам, принятым по делу. При необходимости для оценки доводов жалобы судья вправе истребовать и изучить материалы дела.
По результатам предварительного изучения жалобы, представления судья принимает одно из двух оформляемых определением судьи процессуальных решений:
1) отказывает в передаче жалобы, представления на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда РФ;
2) передает жалобу, представление на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда РФ по существу заявленных требований.
В случае, если жалоба передана на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда РФ, то указанные органы принимают дело к своему производству для рассмотрения по существу заявленных в жалобе, представлении требований.
В порядке подготовки дела к рассмотрению лицам, участвующим в деле, направляются:
- определение о передаче жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда РФ (если надзорная жалоба, то в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ);
- копия жалобы, представления.
Назначается время и место судебного заседания, о чем извещаются лица, участвующие в деле, и им предоставляется возможность представить отзыв на жалобу, представление.
В назначенное время жалоба, представление рассматриваются по существу в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, вправе участвовать в заседании и давать пояснения по доводам жалобы, представления, однако их неявка не препятствует рассмотрению жалобы, представления по существу изложенных в них требований.
По итогам рассмотрения кассационной жалобы, представления Судебной коллегией выносится определение, а Президиумом Верховного Суда РФ по результатам рассмотрения надзорной жалобы, представления принимается постановление, которые вступают в законную силу с момента их провозглашения.
Правомерность принятия судьей Верховного Суда РФ определения об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании контролируется Председателем Верховного Суда РФ и его заместителями, которые вправе не согласиться с определением судьи и вынести свое определение об отмене определения судьи и о передаче жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии (кассационное производство) либо Президиума Верховного Суда РФ (надзорное производство). Аналогичная форма контроля применяется и в отношении определений, принимаемых судьей Верховного Суда РФ по вопросу о восстановлении срока на подачу кассационной жалобы.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд РФ, кроме требований о пересмотре обжалуемого судебного акта может быть заявлено требование о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, которое рассматривается и разрешается одновременно с основным требованием.
§ 2. Правила обращения в Верховный Суд РФ с кассационными
и надзорными жалобами, представлениями
1. Объекты пересмотра, субъекты, наделенные правом подачи
жалоб, представлений, сроки обращения в Верховный Суд РФ
Объекты кассационного и надзорного пересмотра. Правило о последовательном обжаловании предусматривает, что в кассационном порядке в Судебную коллегию Верховного Суда РФ могут быть обжалованы только вступившие в законную силу судебные акты, законность которых ранее была проверена в первой кассационной инстанции (арбитражные суды округов, Суд по интеллектуальным правам, президиум Суда по интеллектуальным правам). Исключения составляют проверенные в апелляционном порядке судебные акты арбитражных судов, если АПК не предусматривает возможности их проверки в первой кассационной инстанции.
Перечень вступивших в законную силу судебных актов, которые в кассационном порядке могут быть пересмотрены Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ, указан в ст. 291.1 АПК и включает в себя:
1) решения и определения, приказы арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, законность которых в кассационном порядке была проверена арбитражными судами округов или Судом по интеллектуальным правам;
2) постановления и определения арбитражных апелляционных судов, законность которых в кассационном порядке была проверена арбитражными судами округов или Судом по интеллектуальным правам;
3) решения и определения арбитражных судов округов, принятые ими в первой инстанции. В данном случае имеются в виду решения и определения по делам, рассмотрение которых по первой инстанции отнесено к подсудности арбитражных судов округов, например о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (ч. 3 ст. 34 АПК, п. 3 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", ст. 26 ФКЗ об арбитражных судах в РФ);
4) решения и определения Суда по интеллектуальным правам, принятые им в первой инстанции, законность которых была в кассационном порядке проверена президиумом Суда по интеллектуальным правам. В этом случае имеются в виду дела, отнесенные к подсудности Суда по интеллектуальным правам ч. 4 ст. 34 АПК и ч. 1 ст. 43.4 ФКЗ об арбитражных судах в РФ;
5) определения арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам, вынесенные ими в процессе кассационного производства. К таким определениям следует отнести определения о возвращении кассационной жалобы, о прекращении производства по кассационной жалобе, о приостановлении исполнения оспариваемого акта, которые были обжалованы в кассационном порядке в арбитражный суд округа либо президиум Суда по интеллектуальным правам, но оставлены ими без изменения;
6) итоговые постановления и определения арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам, принятые по результатам рассмотрения кассационных жалоб;
7) вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов, в отношении которых возможность кассационного обжалования в арбитражный суд округа не предусмотрена, если они были предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции. Например, вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде кассационной инстанции в силу отсутствия оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 288 АПК, могут быть обжалованы в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 291.1 АПК <1>;
--------------------------------
<1> Пункт 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10.
8) постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, кассационное обжалование которых в арбитражный суд округа не предусмотрено.
Компетенция Президиума Верховного Суда РФ. Особенность компетенции Президиума Верховного Суда РФ, как органа, осуществляющего проверку судебных актов в порядке надзорного производства, заключается в том, что Президиум пересматривает только вступившие в законную силу решения, определения, принятые Верховным Судом РФ в лице Судебной коллегии и Апелляционной коллегии.
Перечень судебных актов, на которые могут быть поданы надзорные жалоба, представление, предусмотрен ст. 308.1 АПК и включает в себя:
1) вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
2) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ, принятые по первой инстанции;
3) определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные в порядке кассационного производства.
Такое определение компетенции обусловлено тем, что Верховный Суд РФ не только осуществляет кассационную проверку судебных актов нижестоящих судов, но и сам по первой и апелляционной инстанциям рассматривает определенные в ст. 2 ФКЗ о Верховном Суде РФ категории дел. Рассмотрение дел по первой инстанции осуществляется судебными коллегиями, их решения в апелляционной инстанции проверяются Апелляционной коллегией, определение которой в надзорном порядке пересматривается Президиумом Верховного Суда РФ.
Субъекты, наделенные правом обращения в Верховный Суд РФ с кассационными и надзорными жалобами, представлениями. К таким субъектам ст. ст. 291.1 и 308.1 АПК относит лиц, участвующих в деле, и не привлеченных к участию в деле лиц, вопрос о правах и об обязанностях которых разрешен оспариваемым судебным актом (ст. 42 АПК), Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
От лица органов прокуратуры по делам, указанным в ст. 52 АПК, с кассационным или надзорным представлением вправе обратиться только Генеральный прокурор РФ и его заместители.
Сроки реализации права на обращение в Верховный Суд РФ с кассационными, надзорными жалобами, представлениями. Кассационные жалоба, представление подаются в Верховный Суд РФ в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта, принятого по данному делу, если иное не предусмотрено АПК (ст. 291.2 АПК).
Надзорные жалоба, представление на судебные акты, которые могут быть объектом пересмотра, подаются в Верховный Суд РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу (ч. 4 ст. 308.1 АПК).
Сроки подачи кассационных, надзорных жалоб, представлений, пропущенные по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими жалобой, представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству указанного лица могут быть восстановлены судьей Верховного Суда РФ при условии, что ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта или, если ходатайство подано одним из лиц, указанных в ст. 42 АПК (не привлеченные к делу лица), со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и законных интересов обжалуемым судебным актом. Указанный шестимесячный срок является пресекательным, и его истечение полностью погашает возможность обращения в Верховный Суд РФ с кассационными, надзорными жалобой, представлением.
Ходатайства о восстановлении пропущенных сроков подачи жалобы, представления, поданные в пределах вышеуказанного шестимесячного срока, рассматриваются и разрешаются по существу единолично судьей Верховного Суда РФ в порядке, предусмотренном ст. 117 АПК, без извещения лиц, участвующих в деле, в пятидневный срок со дня их поступления, но в любом случае не позднее 10 дней с момента поступления жалобы, представления в Верховный Суд РФ.
Вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судьей в процессе проверки им соблюдения требований к форме, содержанию и порядку подачи жалобы, представления. По результатам рассмотрения ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы, представления выносится определение. Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель вправе не согласиться с определением судьи и вынести свое определение о восстановлении или об отказе в восстановлении срока на подачу кассационной жалобы, представления.
Определение судьи об отказе в восстановлении пропущенного срока на подачу надзорной жалобы, представления не может быть обжаловано и пересмотру не подлежит.
2. Подача кассационных, надзорных жалобы, представления,
требования к их содержанию
Принятию кассационных, надзорных жалобы, представления к производству Судебной коллегии Верховного Суда РФ либо соответственно Президиума Верховного Суда РФ для их рассмотрения в судебном заседании по существу заявленных требований предшествуют два этапа предварительной проверки.
На первом этапе судья Верховного Суда РФ проверяет соответствие жалоб, представлений требованиям к форме, содержанию, порядку подачи, наличие у обратившегося лица права на их подачу, соблюдение правил подсудности, правил последовательного обжалования, срока на их подачу. Эта проверка должна быть закончена в течение 10 дней со дня поступления жалобы, представления в Верховный Суд РФ. По результатам этого этапа проверки жалоба, представление либо возвращаются, либо передаются на дальнейшее изучение.
Обращения в кассационную и надзорную инстанции Верховного Суда РФ в зависимости от субъекта обращения именуются "жалоба" или "представление". Представлениями называются обращения Генерального прокурора РФ или его заместителя. В остальных случаях обращение именуется жалобой.
АПК предусматривает схожие требования к содержанию кассационных, надзорных жалоб, представлений прокурора (ст. ст. 291.3, 308.2).
В качестве общих требований в жалобе, представлении указываются:
1) наименование суда, в который подаются жалоба, представление;
2) наименование лица, подающего жалобу, представление, его процессуальное положение, место нахождения или место жительства;
3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;
4) сведения об обжалуемом судебном акте, дате его принятия и вступления в законную силу; наименования судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной и кассационной инстанциях, и содержание принятых ими судебных актов, предмет спора;
5) просьба лица, подающего жалобу, представление;
6) перечень прилагаемых документов.
Содержательная часть кассационных жалоб, представлений отличается от надзорных в связи с различием оснований для отмены или изменения оспариваемых актов в кассационном и надзорном производствах.
В кассационных жалобе, представлении должны быть приведены основания, по которым обращающееся лицо обжалует судебный акт, с указанием, в чем заключаются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявшие на исход судебного разбирательства, с приведением доводов, свидетельствующих о существенных нарушениях прав и законных интересов лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, со ссылкой на законы или иные нормативные правовые акты, подтверждающие наличие нарушений.
В надзорных жалобе, представлении приводятся основания для пересмотра судебного акта в порядке надзора, предусмотренные ст. 308.8 АПК, с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований.
В кассационной жалобе, представлении дополнительно к требованиям о пересмотре оспариваемого судебного акта может быть заявлено требование о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
В кассационных, надзорных жалобе, представлении дополнительно могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения, а также заявлены имеющиеся ходатайства, например о приостановлении исполнения оспариваемого судебного акта.
В жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены оспариваемым судебным актом.
Жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющий его полномочия. Представление должно быть подписано Генеральным прокурором РФ или его заместителем.
К жалобе, представлению прилагаются:
1) копии обжалуемого судебного акта и других судебных актов, принятых по делу, которые должны быть заверены соответствующим судом;
2) документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера. Размер государственной пошлины при подаче кассационной жалобы - 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, а при подаче надзорной жалобы - 100% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;
3) копии жалобы, представления, количество которых должно соответствовать количеству лиц, участвующих в деле;
4) доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия на подписание жалобы, представления, если жалоба подана представителем.
Жалобы, представления подаются в письменном виде непосредственно в Верховный Суд РФ. Они могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Верховного Суда РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, прилагаемые к жалобе, представлению, также могут быть представлены в Верховный Суд РФ в электронном виде.
3. Основания для возвращения кассационных, надзорных жалобы,
представления
Жалобы, представления возвращаются без рассмотрения по существу по следующим основаниям:
1) жалоба, представление поданы лицами, не имеющими права на обжалование судебного акта в порядке соответственно кассационного либо надзорного производства;
2) жалоба, представление поданы на судебный акт, который в соответствии с АПК не обжалуется в порядке соответственно кассационного либо надзорного производства;
3) жалоба, представление поданы по истечении срока, установленного на подачу соответствующей жалобы, представления, и не содержат ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока отказано;
4) поступило ходатайство о возвращении или об отзыве жалобы, представления;
5) жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных соответственно ч. 1 ст. 291.1 либо ч. 2 ст. 308.1 АПК;
6) жалоба, представление не отвечают требованиям к их форме и содержанию либо не содержат необходимых приложений.
Не подлежат возвращению по этому основанию жалоба, представление, в которых не указаны основания, по которым обращающееся лицо обжалует судебный акт, либо не приведены доводы, свидетельствующие о наличии таких оснований. Приведенные ограничения обусловлены тем, что основания и доводы (содержательная часть) кассационных, надзорных жалоб, представлений оцениваются на следующем этапе кассационного либо надзорного производства, где жалобы, представления изучаются и рассматриваются по существу заявленных требований.
В кассационном и надзорном производстве в Верховном Суде РФ институт оставления жалобы без движения не применяется. В связи с этим поданные в Верховный Суд РФ жалобы, представления, не отвечающие установленным АПК требованиям к их форме и содержанию либо не содержащие необходимых приложений, не оставляются без движения (как в апелляции и первой кассации), а возвращаются без рассмотрения по существу.
Возвращение жалобы, представления не препятствует повторному обращению после устранения обстоятельств, послуживших основанием для их возвращения.
§ 3. Порядок рассмотрения кассационных, надзорных жалобы,
представления в Верховном Суде РФ
1. Предварительное изучение кассационных, надзорных жалобы,
представления
При отсутствии оснований для возвращения жалобы, представления они передаются на предварительное изучение и рассмотрение судье Верховного Суда РФ.
На данном этапе кассационного, надзорного производства какие-либо судебные заседания не проводятся, лица, участвующие в деле, не вызываются и не заслушиваются. Изучение жалобы, представления производится по материалам, приложенным к жалобе, представлению, а при необходимости истребуются и изучаются все материалы дела.
Первоначально судья изучает доводы жалобы, представления и приложенные к ним копии постановленных по делу судебных актов. На этом этапе судья определяет, относятся ли приведенные в жалобе, представлении доводы и основания к основаниям, по которым судебные акты могут быть пересмотрены и отменены соответственно в кассационном либо надзорном порядке. При изучении судебных актов, копии которых приложены к делу, судья определяет, заявлялись ли приведенные в жалобе, представлении доводы в судах первой, апелляционной, кассационной инстанций, какая оценка дана этим доводам в судах нижестоящих инстанций и каковы мотивы, по которым эти доводы не были приняты во внимание либо отклонены. Судья оценивает, на основании каких норм материального и процессуального права принят оспариваемый акт, правильно ли были истолкованы и применены судами нижестоящих инстанций эти нормы.
Если при изучении доводов жалобы, представления и приложенных копий судебных актов судья придет к выводу о том, что приведенные в жалобе, представлении доводы не могут быть основаниями для отмены или изменения оспариваемого судебного акта в кассационном (надзорном) порядке (например, касаются правильности установления фактических обстоятельств дела, доказанности или недоказанности тех или иных обстоятельств, сводятся к переоценке доказательств) либо доводы о неправильном применении закона проверялись и оценивались при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб и приведенные в судебных актах мотивы отклонения этих доводов основаны на правильном толковании норм закона, то судья уже на этом этапе, даже без истребования материалов дела, вправе вынести определение об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании соответственно Судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда РФ.
Если изучение жалобы, представления и приложенных копий судебных актов не позволяет прийти к однозначному выводу о том, что доводы жалобы, представления не относятся к основаниям для пересмотра либо являются заведомо несостоятельными и у судьи Верховного Суда РФ возникают обоснованные сомнения в законности оспариваемого судебного акта, он обязан для более глубокого изучения истребовать все материалы дела, по которому принят оспариваемый акт. Запрос судьи Верховного Суда РФ об истребовании материалов дела подлежит незамедлительному исполнению.
После поступления в Верховный Суд РФ материалов истребованного дела судья продолжает изучение доводов жалобы, представления, соотнося их с содержащимися в материалах дела сведениями, имеющими значение для проверки и оценки доводов жалобы, представления.
По результатам изучения и анализа доводов жалобы, представления, копий приложенных судебных актов, материалов истребованного дела судья Верховного Суда РФ обязан принять одно из двух возможных оформляемых определением процессуальных решений:
1) об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании соответственно Судебной коллегии или Президиума Верховного Суда РФ;
2) о передаче жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании соответственно Судебной коллегии или Президиума Верховного Суда РФ.
АПК предусматривает требования к содержанию таких определений, в них указываются:
1) дата и место вынесения определения;
2) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;
3) наименование лица, подавшего жалобу, представление, его процессуальное положение, место нахождения или место жительства;
4) сведения об обжалуемом судебном акте (актах), дата его принятия и вступления в законную силу.
При отказе в передаче жалобы, представления на рассмотрение в судебном заседании соответствующего суда в определении судьи приводятся мотивы такого отказа.
В случае вынесения определения о передаче жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании соответствующего суда в нем должны быть дополнительно указаны:
- содержание дела, по которому принят обжалуемый судебный акт (акты);
- мотивированные основания передачи жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании соответствующего суда;
- предложения судьи, вынесшего определение.
В передаче кассационной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда РФ отказывается, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
В передаче надзорной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ отказывается, если отсутствуют установленные АПК основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.
Копии отказных определений направляются лицам, подавшим соответствующие жалобы, представления, а сами жалобы, представления с приложенными к ним документами остаются в Верховном Суде РФ - это необходимо для обеспечения контроля Председателем Верховного Суда РФ и его заместителями за правомерностью отказов. Эти должностные лица вправе как по своей инициативе, так и по обращениям заинтересованных лиц не согласиться с отказным определением судьи и вынести определение о его отмене и передаче жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии (для кассационных) либо Президиума Верховного Суда РФ (для надзорных).
Сроки предварительного рассмотрения жалобы, представления. Кассационные, надзорные жалоба, представление изучаются и рассматриваются судьей Верховного Суда РФ в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд РФ.
Председатель Верховного Суда РФ и его заместитель в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения жалобы, представления, но не более чем на два месяца. Приведенные сроки носят организационный характер, и их истечение не влечет прекращения кассационного, надзорного производства.
Приостановление исполнения оспариваемого судебного акта. Одновременно с направлением запроса на истребование материалов дела судья, изучающий и рассматривающий жалобу, представление, вправе вынести определение о приостановлении исполнения оспариваемого акта до окончания производства в суде кассационной или надзорной инстанции, если просьба об этом содержится в жалобе, представлении.
Вопрос о приостановлении может быть решен и при вынесении определения о передаче жалобы, представления на рассмотрение в судебном заседании соответствующего суда.
Ходатайство о приостановлении исполнения подлежит удовлетворению, если заявитель обосновал невозможность или затруднительность поворота исполнения судебных актов либо предоставил обеспечение возмещения другой стороне по делу возможных убытков (встречного обеспечения) путем внесения на депозитный счет арбитражного суда, принявшего соответствующий судебный акт в первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму.
Если определение о приостановлении исполнения вынесено одновременно с запросом материалов дела, то срок приостановления может ограничиваться моментом вынесения судьей определения об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании соответствующего суда. В иных случаях исполнение оспариваемого акта приостанавливается до принятия Судебной коллегией определения, а Президиумом Верховного Суда РФ - постановления по результатам рассмотрения кассационных, надзорных жалобы, представления вместе с делом. Судьей может быть установлен и иной срок приостановления исполнения судебного акта.
Ходатайство о приостановлении исполнения, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
2. Рассмотрение и разрешение по существу кассационных,
надзорных жалобы, представления в судебном заседании суда
кассационной и надзорной инстанций
Кассационные, надзорные жалоба, представление рассматриваются и разрешаются по существу в судебном заседании соответствующего суда. Кассационные жалоба, представление рассматриваются Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в составе трех профессиональных судей. Надзорные жалоба, представление рассматриваются Президиумом Верховного Суда РФ. В случае, если определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом на рассмотрение в судебном заседании приняты Председателем Верховного Суда РФ или его заместителем, указанные должностные лица не могут входить в состав Президиума, рассматривающего эти надзорные жалобу, представление.
В порядке подготовки к судебному заседанию лицам, участвующим в деле, направляются копии определения о передаче жалобы, представления на рассмотрение в судебном заседании соответствующего суда, а также копии самой жалобы, представления, одновременно они извещаются о времени и месте проведения назначенного судебного заседания. Лица, участвующие в деле, вправе направить в Судебную коллегию Верховного Суда РФ отзыв на кассационные жалобу, представление с приложением документов, подтверждающих возражения относительно жалобы, представления, и документов, подтверждающих направление копии отзыва другим лицам, участвующим в деле.
Неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению кассационных, надзорных жалобы, представления.
Судебное заседание. Рассматриваемые жалоба, представление вместе с делом докладываются судьей Верховного Суда РФ - докладчиком по данным жалобе, представлению.
Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы, содержащиеся в жалобе, представлении и послужившие основанием для передачи жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии (в кассационном производстве) либо Президиума Верховного Суда РФ (в надзорном производстве).
В судебном заседании вправе принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие жалобу, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным актом. Указанные лица могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном ст. 153.1 АПК. В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Судебной коллегии по поручению Генерального прокурора РФ принимает участие должностное лицо органов прокуратуры, а в судебном заседании Президиума Верховного Суда - Генеральный прокурор РФ или его заместитель.
Лица, явившиеся в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее представление.
Жалобы, представления подлежат рассмотрению в судебном заседании в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения судьей определения о передаче жалобы вместе с делом на рассмотрение в судебном заседании.
Кассационные жалобы, представления, поданные на решение, постановление, принятые по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства либо в порядке приказного производства, рассматриваются в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда РФ, проводимом без вызова сторон. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов жалобы, представления суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
Содержание итоговых судебных актов. По результатам рассмотрения жалобы, представления Судебная коллегия выносит определение, подписываемое всеми судьями, входившими в состав суда, а Президиум Верховного Суда РФ принимает постановление, подписываемое председательствующим. Вопросы, возникающие при рассмотрении жалобы, представления, разрешаются судьями большинством голосов. При равном числе голосов судей, входящих в состав Президиума Верховного Суда РФ, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.
АПК устанавливает следующие общие требования к итоговым актам, принимаемым Верховным Судом РФ по результатам кассационного, надзорного производства. В итоговом судебном акте должны быть указаны:
1) наименование и состав суда, принявшего определение (постановление);
2) дело, по которому принят итоговый акт, его номер, дата и место вынесения;
3) наименование лица, подавшего жалобу, представление, его процессуальное положение, место нахождения или место жительства;
4) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании;
5) содержание обжалуемых судебных актов;
6) выводы по результатам рассмотрения жалобы, представления.
В определении Судебной коллегии, вынесенном по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления, дополнительно должны быть указаны:
- фамилии лиц, присутствовавших в судебном заседании, с указанием их полномочий;
- наименования арбитражных судов, рассмотревших дело в первой, апелляционной и кассационной инстанциях; дата принятия обжалуемых решения, постановления, определения; фамилии судей, их принявших;
- объяснения лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании;
- законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовалась Судебная коллегия при вынесении определения; мотивы вынесенного определения; мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле;
- мотивы, по которым Судебная коллегия не согласилась с выводами суда первой, апелляционной или кассационной инстанции, если его решение, постановление или определение было отменено полностью или в части.
Если в кассационной жалобе, представлении содержались требования о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, то в определении должны указываться основания для присуждения компенсации и ее размер или выводы об отказе в ее присуждении.
Если определением Судебной коллегии дело передается на новое рассмотрение, в нем указываются действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом первой, апелляционной или кассационной инстанции.
В постановлении Президиума Верховного Суда РФ должны быть приведены мотивы, по которым Президиум пришел к своим выводам, со ссылкой на законы, которыми он руководствовался при принятии постановления.
Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенное по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления вместе с делом, вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть пересмотрено только в надзорном порядке Президиумом Верховного Суда РФ. Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит. Оно может быть пересмотрено только по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
3. Пределы кассационного и надзорного пересмотра. Основания
для отмены и изменения судебных актов
Пределы кассационного и надзорного производства в Верховном Суде РФ одинаковы. При рассмотрении дела в порядке кассационного либо надзорного производства проверяется правильность применения и (или) толкования норм материального права и (или) норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов, изложенных в жалобе, представлении. В интересах законности Судебная коллегия и Президиум Верховного Суда РФ вправе выйти за пределы доводов, изложенных в жалобе, представлении, при этом они не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
При рассмотрении дела в порядке кассационного и надзорного производства нельзя устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При отмене оспариваемого судебного акта и направлении дела на новое рассмотрение не допускается определять и указывать судам нижестоящих инстанций, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении дела, но указания на толкование закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда РФ судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права. Критерием существенности нарушения выступает совокупность двух условий:
1) эти нарушения повлияли на исход дела;
2) без устранения этих нарушений невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора является установление Президиумом Верховного Суда РФ того, что обжалуемое судебное постановление нарушает:
1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
3) единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.
4. Особый порядок возбуждения надзорного производства
по представлению Председателя Верховного Суда РФ или его
заместителя
В процессе проведенной судебной реформы из гражданского процесса было заимствовано ранее неизвестное АПК положение о праве Председателя Верховного Суда РФ и его заместителя по жалобам заинтересованных лиц своим представлением инициировать надзорное производство. Этот особый порядок возбуждения надзорного производства, установленный ст. 308.10 АПК, подвергается критике ученых-процессуалистов <1> и не признается ЕСПЧ в качестве эффективного средства правовой защиты. Законодатель отказался от него при регулировании административного судопроизводства (КАС), но распространил этот процессуальный институт на арбитражный процесс.
--------------------------------
<1> См.: Пацация М.Ш. О дискреционных полномочиях должностных лиц Верховного Суда РФ в гражданском и арбитражном процессах // Вестник гражданского процесса. 2015. N 5. С. 10 - 61; Терехова Л.А. Современное состояние системы пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу // Вестник гражданского процесса. 2016. N 1. С. 31 - 40.
Сущность этого специфического способа возбуждения надзорного производства, являющегося альтернативным общему порядку возбуждения надзорного производства, заключается в следующем.
Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель по жалобе заинтересованных лиц, поданной не позднее четырех месяцев со дня вступления обжалуемого судебного акта в законную силу, вправе внести представление о пересмотре этого судебного акта в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемого судебного акта и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных АПК, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.
Указанные цели обращения с представлением о пересмотре судебного акта в надзорном порядке соотносятся с основаниями для отмены или изменения судебного акта в порядке надзора, поскольку непосредственно направлены на устранение нарушений прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.
Применительно к этому процессуальному институту необходимо обратить внимание на неопределенность относительно круга судебных актов арбитражных судов, в отношении которых может быть внесено представление, и отсутствие четкой процедурной регламентации процесса рассмотрения и разрешения Председателем Верховного Суда РФ или его заместителем обращенных к ним жалоб заинтересованных лиц.
Представление Председателя Верховного Суда РФ или его заместителя рассматривается и разрешается в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ по общим правилам надзорного производства, но должностное лицо, внесшее представление, не вправе входить в состав Президиума, рассматривающего это представление.
5. Полномочия Верховного Суда РФ, применяемые по результатам
рассмотрения кассационных, надзорных жалобы, представления
Судебная коллегия Верховного Суда РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления и Президиум Верховного Суда РФ по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления вправе применить следующие полномочия:
1) оставить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции без изменения, жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд, при этом может быть указано на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
3) отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;
4) оставить в силе один из принятых по делу судебных актов;
5) отменить либо изменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
6) оставить жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии предусмотренных АПК оснований для возвращения, жалобы, представления, которые не были своевременно выявлены судьей Верховного Суда РФ.
Судебная коллегия Верховного Суда РФ вправе присудить компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или отказать в ее присуждении, если соответствующее требование было заявлено в кассационной жалобе, представлении.
Литература
Борисова Е.А. Апелляция, кассация, надзор в Концепции единого ГПК РФ // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. N 5. С. 40 - 46.
Князькин С.И. Экстраординарный характер деятельности надзорной судебной инстанции в гражданском и арбитражном процессе России. М., 2015.
Мусин В.А. Принцип правовой определенности на современном этапе судебной реформы // Арбитражные споры. 2015. N 2. С. 87 - 92.
Пацация М.Ш. Об основаниях отмены или изменения судебных постановлений в надзорном порядке в гражданском процессе // Закон. 2014. N 9. С. 128 - 149.
Терехова Л.А. Современное состояние системы пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу // Вестник гражданского процесса. 2016. N 1. С. 31 - 40.
Ярков В.В. Объединение высших судов: ожидания и последствия // Закон. 2014. N 3. С. 98 - 106.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 1050.