Глава 4. КОМПЕТЕНЦИЯ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Проблема подведомственности дел арбитражным судам вызвана наличием специализированных судов и своего рода их "конкуренцией" с судами общей юрисдикции в области защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Подведомственность как процессуальный институт в нормативных правовых актах раскрывается через такие понятия, как "компетенция" и "полномочия". Здесь нет каких-либо противоречий, поскольку компетенция органа государственной власти, а суд именно таковым и является, раскрывается через его полномочия.

В АПК РФ подведомственность и подсудность юридических дел арбитражному суду определена в гл. 4 как компетенция арбитражного суда. В этом смысле АПК РФ исходит из конституционного понимания компетенции судов как самостоятельных органов государственной (судебной) власти, которую они осуществляют в сфере правосудия посредством разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел (ст. 10, 11, 118, 125 - 127 Конституции РФ). Такой подход к определению подведомственности приемлем как для арбитражных судов, так и для судов общей юрисдикции.

Подведомственность юридических дел судам в юридической науке традиционно охватываться понятием "юрисдикция" (jurisdictio), или судебная власть. В таком узком смысле понятие компетенции нашло свое закрепление и в ст. 27 АПК РФ.

Подведомственность есть компетенция (юрисдикция) арбитражных судов на рассмотрение определенной категории дел.

К негосударственной (частноправовой) юрисдикции относится разрешение экономических споров третейскими судами, международным коммерческим арбитражем, претензионный порядок разрешения споров, медиация, посредничество.

Принимая во внимание, что суды, образующие судебную систему Российской Федерации, составляют обособленные системы федеральных судов, разграничение их компетенции определяется понятием "подведомственность", а не "подсудность", как это иногда предлагают в юридической литературе.

Арбитражные суды являются специализированными судами, их компетенция определяется федеральными законами. К таким законам относятся нормы АПК РФ, а также иные федеральные законы. В числе других федеральных законов в первую очередь следует назвать: ГПК РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ), ГК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и др.

Виды подведомственности. Нормы права о подведомственности юридических дел судам призваны не только разграничивать компетенцию судов, но и определять порядок реализации этих полномочий. В этой связи АПК РФ различает следующие виды подведомственности: специальная (исключительная), условная (императивная), альтернативная и договорная.

 

Схема 5. Виды подведомственности арбитражных дел

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│           ВИДЫ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ             │

└───────────┬───────────────────────────┬────────────────────────┬────────┘

      \│/                    \│/                 \│/

┌───────────┴────────────────┐┌─────────┴──────────────────┐┌────┴────────┐

│Специальная (исключительная)││ Условная (императивная) - ││ Договорная -│

│ - ч. 6 ст. 27 АПК РФ,   ││ч. 5 ст. 4 АПК РФ, гл. 28.1,││ст. 33 АПК РФ│

│ ч. 4 ст. 34 АПК РФ и др. ││ ч. 2 ст. 213 АПК РФ и др. ││        │

└────────────────────────────┘└────────────────────────────┘└─────────────┘

 

Специальная (исключительная) подведомственность дел арбитражным судам характеризуется тем, что закон относит определенную категорию дел к компетенции арбитражного суда независимо от субъектного критерия. Например, ч. 6 ст. 27 АПК РФ к специальной подведомственности дел арбитражным судам относит следующие дела: о несостоятельности (банкротстве); по спорам, указанным в ст. 225.1 АПК РФ; по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей; по спорам, вытекающим из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и с полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы; по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с ч. 4 ст. 34 АПК РФ; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

 

Перечень дел, относящихся к специальной подведомственности арбитражных судов, предусмотренный в ст. 33 АПК РФ, не является исчерпывающим.

 

К специальной подведомственности арбитражных судов могут быть отнесены и другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом. Так, согласно ст. 52 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

Дела, относящиеся к специальной подведомственности арбитражным судам, могут быть предусмотрены и в других федеральных законах. Все эти дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации.

 

! Дела, отнесенные к специальной подведомственности арбитражных судов, никакой другой юрисдикционный орган не может рассматривать и разрешать.

 

Если дело, отнесенное законом к исключительной подведомственности арбитражных судов, будет рассмотрено судом общей юрисдикции, то оно не имеет юридической силы и подлежит отмене.

Условная (императивная) подведомственность характеризуется тем, что дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной последовательности.

При условной подведомственности дело подведомственно арбитражному суду, если спор предварительно рассмотрен во внесудебном порядке.

Согласно ч. 5 ст. 4 АПК РФ по общему правилу все споры, вытекающие из гражданских правоотношений, могут быть переданы на рассмотрение в арбитражный суд только после того, как стороны приняли меры по досудебному урегулированию конфликта. Исковое заявление подается в арбитражный суд по истечении 30 календарных дней с даты, когда была направлена претензия (требование). Соглашением сторон или федеральным законом может быть предусмотрен иной срок и (или) порядок досудебного урегулирования. Однако стороны не могут предусмотреть в договоре отмену самого досудебного порядка урегулирования спора. Такое соглашение будет недействительным.

Досудебный порядок соблюдать не требуется, если рассматриваются дела: об установлении фактов, имеющих юридическое значение (гл. 27 АПК РФ); присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (гл. 27.1 АПК РФ); несостоятельности (банкротстве) (гл. 28 АПК РФ); защите прав и законных интересов группы лиц (28.2 АПК РФ); досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования (ст. 1514 ГК РФ); оспаривании решений третейских судов (гл. 30 АПК РФ); по корпоративным спорам (гл. 28.1 АПК РФ).

Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы в арбитражный суд после соблюдения досудебного порядка, если он установлен федеральным законом.

Так, согласно ч. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

Если истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, арбитражный суд оставляет заявление без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).

Договорная подведомственность устанавливается соглашением сторон, когда такая подведомственность допускается законом.

В соответствии с ч. 6 ст. 4 АПК РФ и п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 5 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом. Инициатива передачи дела на рассмотрение третейского суда принадлежит только сторонам по делу. Суд такими полномочиями не наделен.

Для отнесения дела к подведомственности третейского суда необходимо соблюдение ряда условий: а) спор должен быть гражданско-правовым; б) необходимо согласие обеих сторон; в) соглашение должно быть достигнуто до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу; г) отсутствие федерального закона, запрещающего рассмотрение спора в третейском суде.

 

! Изменение подведомственности дел на основании договора между судом общей юрисдикции и специализированными судами не допускается.

 

Критерии подведомственности дел арбитражным судам. В АПК РФ указано два критерия подведомственности дел арбитражному суду: характер спорного правоотношения (предметный критерий) и его субъектный состав (субъектный критерий).

Предметный критерий учитывает содержания спора (дела), связь предмета спора с предпринимательской или иной экономической деятельностью. Данный критерий прямо сформулирован в ч. 1 ст. 27 АПК РФ, ч. 3 ст. 22 ГПК РФ. Согласно ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абз. 3 ч. 1 ст. 2 ГК РФ).

Этой правовой нормой следует руководствоваться судам при определении подведомственности дел арбитражным судам. В то же время ни в АПК РФ, ни в других федеральных законах нет легального определения понятия экономической деятельности, что, бесспорно, затрудняет решение вопроса о подведомственности конкретного дела в судебной практике.

Экономический спор (характер дела) - спор, возникающий в сфере общественного производства и реализации товаров, работ и услуг (активная экономическая деятельность).

Споры (дела), возникающие из правоотношений в сфере личного потребления (пассивная экономическая деятельность), несмотря на свою экономическую природу, законодателем не признаются экономическими <1>.

--------------------------------

<1> Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Общая часть. М.: Норма, 2008. С. 403.

 

Такое понимание экономической деятельности согласуется с ее определением, содержащимся в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности". В данном Классификаторе определено, что экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг).

Субъектным критерием, которым руководствуются суды при решении вопроса о подведомственности конкретного дела арбитражному суду, является субъектный состав лиц, участвующих в деле.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ N 6/8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указывается, что с момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции. Исключение составляют случаи, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности.

В случаях, предусмотренных АПК РФ, а также иными федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

 

! Если суд общей юрисдикции отказал в принятии искового заявления или прекратил производство по делу из-за неподведомственности ему дела и истец обратился с этим же требованием в арбитражный суд, то арбитражный суд обязан принять заявление и рассмотреть дело по существу, даже если оно ему неподведомственно.

 

Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Данное положение соответствует ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующим с ней положениям международно-правовых актов, в частности п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Дело, по которому предъявлено несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие - арбитражному суду, подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции, если разделение этих требований невозможно; если же разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду (ч. 4 ст. 22 ГПК РФ).

Дата: 2019-11-01, просмотров: 204.