Главная задача технологического проектирования порта – получение оптимального решения порта как единого комплекса, удовлетворяющего требованиям безопасного приема, быстрейшей загрузки-разгрузки и комплексного обслуживания современных и перспективных транспортных судов и отвечающего условиям прогрессивных способов перевозок на морском, речном и смежных видах транспорта.
В соответствии с современными методами перевозки грузов и пассажиров и перевалки грузов морской порт в зависимости от структуры и объема грузо- и пассажирооборота, а также принятых схем механизации перегрузочных работ может иметь в своем составе:
а) универсальные терминалы с крановыми схемами механизации, предназначенные для перевалки генеральных грузов крытого и открытого хранения, включая скоропортящиеся, лесные, тяжеловесные, металлы и оборудование, а также навалочных грузов (угля, минеральных строительных материалов);
б) специализированные терминалы со специализированным технологическим оборудованием, предназначенным для перевалки определенного вида груза:
1) навалочных грузов (уголь, руда, химические грузы, зерно);
2) наливных грузов (нефть и нефтепродукты, сжиженные газы, химические жидкие наливные грузы, жидкие пищевые грузы);
3) контейнеров;
4) накатных грузов;
в) специализированные терминалы лихтеровозной системы;
г) специализированные терминалы морских паромных переправ;
д) специализированные пассажирские терминалы.
Основные размеры и количество портовых сооружений и устройств, а также количество технологических линий и технологического оборудования устанавливают на расчетный год и заданный грузооборот за исключением тех элементов порта, параметры которых определяют с учетом прогнозируемых изменений размерений судов на перспективу, перспективного грузооборота и судооборота: перспективные глубины акватории порта; перспективные глубины и длины причальных сооружений; размеры общей акватории порта, зон маневрирования и входных ворот; общие размеры и ширина территории порта.
При установлении в проекте общих размеров и ширины портовой территории необходимо учесть следующее:
– размещение на портовой территории сооружений, зданий, устройств и коммуникаций должно быть компактным, исходя из целесообразного и экономичного использования земельного участка, особенно искусственно созданного и прилегающего к причальным сооружениям;
– общие размеры территории порта должны быть определены с учетом перспективного грузооборота и рационального размещения всех береговых объектов, необходимых для выполнения технологических и производственных функций порта, комплексного обслуживания судов, а также береговых организаций, базирующихся в данном порту;
– ширина территории операционной зоны грузовых причалов принимается: на расчетный год – в соответствии с технологическими схемами перегрузочных работ, установленными в проекте для расчетного периода; на перспективу – с учетом прогнозируемого совершенствования перегрузочных процессов и применения новых видов подъемно-транспортного оборудования;
– возможность дальнейшего развития на отдаленную перспективу как порта (включая объекты транспорта, подсобно-производственного и обслуживающего назначения и комплексного обслуживания судов), так и объектов береговых организаций, базирующихся в порту.
В соответствии с функциональным назначением в состав порта входят следующие планировочные зоны:
– операционная зона грузовых причалов;
– производственная зона терминалов порта;
– зона общепортовых объектов;
– предпортовая зона.
Операционная зона грузовых причалов, производственная зона терминалов порта и зона общепортовых объектов входят в состав режимной (огражденной) территории порта.
В состав операционной зоны грузовых причалов включают основные производственные сооружения и здания, непосредственно реализующие перегрузочный процесс: причальные сооружения, склады, перегрузочное оборудование, грузовые фронты железнодорожного и автомобильного транспорта. В операционной зоне не допускается строительство объектов, не имеющих прямого отношения к перегрузочному процессу.
Производственную зону терминалов, предназначенную для размещения объектов вспомогательного и подсобно-производственного назначения данных терминалов, располагают, смежно с операционной зоной причалов, но за ее пределами.
В состав зоны общепортовых объектов, предназначенной для размещения объектов и служб, деятельность которых связана с портом в целом и комплексным обслуживанием судов, включают: базу портового флота, центральные мастерские порта, центральный материальный склад порта, бункеровочную нефтебазу, объекты энергетического и транспортного хозяйства, связи, водоснабжения, канализации и теплоснабжения, другие вспомогательные здания и сооружения общепортового назначения. Зона общепортовых объектов может состоять из отдельных территориально удаленных друг от друга участков.
Предпортовая зона, на которую не распространяется контрольно-пропускной режим, предназначается для размещения тех объектов общепортового назначения и комплексного обслуживания судов, которые нецелесообразно располагать в зоне общепортовых объектов на режимной территории, однако нахождение которых вблизи порта необходимо (администрация морского порта, узел связи порта, административные здания служб пограничного, таможенного, санитарного, карантинного и ветеринарного контроля, стоянки индивидуальных автомобилей).
Для эффективного использования территории, проектируемые объекты порта, как правило, следует размещать компактно с учетом их возможной блокировки по технологическим условиям и в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
Конфигурацию отдельных участков причальной линии по начертанию в плане сводят к одному из следующих видов:
– фронтальному – вдоль береговой полосы;
– пирсовому – с выносом причальной линии в акваторию;
– ковшовому – с врезкой причальной линии в территорию.
Конфигурация причальной линии может приобретать смешанный вид.
Независимо от конфигурации причальной линии, ориентация причалов в плане должна обеспечивать наиболее удобные и безопасные подходы ко всем причалам, как со стороны моря, так и железных и автомобильных дорог со стороны суши, а также безопасные условия стоянки судов у причалов. Конфигурация причальной линии представлены на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Начертание причального фронта:
а – фронтальное; б, в – ковшовое; г, д – пирсовое
Проектирование терминалов
4.3.1. Специальные требования к терминалам
Основными элементами технологической структуры проектируемого порта являются терминалы, которые представляют собой совокупность объектов транспортной инфраструктуры, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и обслуживания пассажиров.
Проектирование терминалов выполняется на основе исходных данных, представляемых застройщиком (техническим заказчиком) в задании на проектирование, в составе которых должны быть:
– грузооборот на расчетный год ввода терминала в эксплуатацию и на перспективу, распределение по видам груза, видам транспорта и направлениям перевозок;
– судооборот с распределением его по типам судов, с указанием типоразмера максимального расчетного судна;
– сезонность перевозок по видам транспорта;
– продолжительность навигации для судов морского и речного транспорта;
– режим работы порта (количество смен, продолжительность рабочего дня);
– сроки хранения груза на складе;
– особые требования к хранению и транспортировке грузов;
– условия примыкания к железнодорожным путям и автомобильным дорогам общего и не общего пользования.
При компоновке терминала следует выбирать кратчайшие пути транспортировки груза внутри терминала. Размещение зданий, сооружений и коммуникаций должно быть компактным с целью экономного использования территории и минимальных энергозатрат. Параметры терминала надлежит определять применительно к каждому виду перегружаемого груза, исходя из расчетных параметров конкретного функционального элемента терминала.
Санитарно-защитная зона, разрыв между терминалами и населенным пунктом, должна удовлетворять требованиям СанПиН, соблюдая минимальные разрывы между самими терминалами различного назначения.
Применительно для большинства видов терминалов в состав функциональных элементов входят:
1. Морской (речной) грузовой фронт;
2. Железнодорожный грузовой фронт;
3. Автомобильный грузовой фронт;
4. Склады.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 451.