Проектирование портов и зонирование территории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Главная задача технологического проектирования порта – получение оптимального решения порта как единого комплекса, удовлетворяющего требованиям безопасного приема, быстрейшей загрузки-разгрузки и комплексного обслуживания современных и перспективных транспортных судов и отвечающего условиям прогрессивных способов перевозок на морском, речном и смежных видах транспорта.

В соответствии с современными методами перевозки грузов и пассажиров и перевалки грузов морской порт в зависимости от структуры и объема грузо- и пассажирооборота, а также принятых схем механизации перегрузочных работ может иметь в своем составе:

а) универсальные терминалы с крановыми схемами механизации, предназначенные для перевалки генеральных грузов крытого и открытого хранения, включая скоропортящиеся, лесные, тяжеловесные, металлы и оборудование, а также навалочных грузов (угля, минеральных строительных материалов);

б) специализированные терминалы со специализированным технологическим оборудованием, предназначенным для перевалки определенного вида груза:

1) навалочных грузов (уголь, руда, химические грузы, зерно);

2) наливных грузов (нефть и нефтепродукты, сжиженные газы, химические жидкие наливные грузы, жидкие пищевые грузы);

3) контейнеров;

4) накатных грузов;

в) специализированные терминалы лихтеровозной системы;

г) специализированные терминалы морских паромных переправ;

д) специализированные пассажирские терминалы.

Основные размеры и количество портовых сооружений и устройств, а также количество технологических линий и технологического оборудования устанавливают на расчетный год и заданный грузооборот за исключением тех элементов порта, параметры которых определяют с учетом прогнозируемых изменений размерений судов на перспективу, перспективного грузооборота и судооборота: перспективные глубины акватории порта; перспективные глубины и длины причальных сооружений; размеры общей акватории порта, зон маневрирования и входных ворот; общие размеры и ширина территории порта.

При установлении в проекте общих размеров и ширины портовой территории необходимо учесть следующее:

– размещение на портовой территории сооружений, зданий, устройств и коммуникаций должно быть компактным, исходя из целесообразного и экономичного использования земельного участка, особенно искусственно созданного и прилегающего к причальным сооружениям;

– общие размеры территории порта должны быть определены с учетом перспективного грузооборота и рационального размещения всех береговых объектов, необходимых для выполнения технологических и производственных функций порта, комплексного обслуживания судов, а также береговых организаций, базирующихся в данном порту;

– ширина территории операционной зоны грузовых причалов принимается: на расчетный год – в соответствии с технологическими схемами перегрузочных работ, установленными в проекте для расчетного периода; на перспективу – с учетом прогнозируемого совершенствования перегрузочных процессов и применения новых видов подъемно-транспортного оборудования;

– возможность дальнейшего развития на отдаленную перспективу как порта (включая объекты транспорта, подсобно-производственного и обслуживающего назначения и комплексного обслуживания судов), так и объектов береговых организаций, базирующихся в порту.

В соответствии с функциональным назначением в состав порта входят следующие планировочные зоны:

– операционная зона грузовых причалов;

– производственная зона терминалов порта;

– зона общепортовых объектов;

– предпортовая зона.

Операционная зона грузовых причалов, производственная зона терминалов порта и зона общепортовых объектов входят в состав режимной (огражденной) территории порта.

В состав операционной зоны грузовых причалов включают основные производственные сооружения и здания, непосредственно реализующие перегрузочный процесс: причальные сооружения, склады, перегрузочное оборудование, грузовые фронты железнодорожного и автомобильного транспорта. В операционной зоне не допускается строительство объектов, не имеющих прямого отношения к перегрузочному процессу.

Производственную зону терминалов, предназначенную для размещения объектов вспомогательного и подсобно-производственного назначения данных терминалов, располагают, смежно с операционной зоной причалов, но за ее пределами.

В состав зоны общепортовых объектов, предназначенной для размещения объектов и служб, деятельность которых связана с портом в целом и комплексным обслуживанием судов, включают: базу портового флота, центральные мастерские порта, центральный материальный склад порта, бункеровочную нефтебазу, объекты энергетического и транспортного хозяйства, связи, водоснабжения, канализации и теплоснабжения, другие вспомогательные здания и сооружения общепортового назначения. Зона общепортовых объектов может состоять из отдельных территориально удаленных друг от друга участков.

Предпортовая зона, на которую не распространяется контрольно-пропускной режим, предназначается для размещения тех объектов общепортового назначения и комплексного обслуживания судов, которые нецелесообразно располагать в зоне общепортовых объектов на режимной территории, однако нахождение которых вблизи порта необходимо (администрация морского порта, узел связи порта, административные здания служб пограничного, таможенного, санитарного, карантинного и ветеринарного контроля, стоянки индивидуальных автомобилей).

Для эффективного использования территории, проектируемые объекты порта, как правило, следует размещать компактно с учетом их возможной блокировки по технологическим условиям и в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Конфигурацию отдельных участков причальной линии по начертанию в плане сводят к одному из следующих видов:

– фронтальному – вдоль береговой полосы;

– пирсовому – с выносом причальной линии в акваторию;

– ковшовому – с врезкой причальной линии в территорию.

Конфигурация причальной линии может приобретать смешанный вид.

Независимо от конфигурации причальной линии, ориентация причалов в плане должна обеспечивать наиболее удобные и безопасные подходы ко всем причалам, как со стороны моря, так и железных и автомобильных дорог со стороны суши, а также безопасные условия стоянки судов у причалов. Конфигурация причальной линии представлены на рис. 4.1.

 

Рис. 4.1. Начертание причального фронта:

а – фронтальное; б, в – ковшовое; г, д – пирсовое

Проектирование терминалов

 

4.3.1. Специальные требования к терминалам

Основными элементами технологической структуры проектируемого порта являются терминалы, которые представляют собой совокупность объектов транспортной инфраструктуры, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и обслуживания пассажиров.

Проектирование терминалов выполняется на основе исходных данных, представляемых застройщиком (техническим заказчиком) в задании на проектирование, в составе которых должны быть:

– грузооборот на расчетный год ввода терминала в эксплуатацию и на перспективу, распределение по видам груза, видам транспорта и направлениям перевозок;

– судооборот с распределением его по типам судов, с указанием типоразмера максимального расчетного судна;

– сезонность перевозок по видам транспорта;

– продолжительность навигации для судов морского и речного транспорта;

– режим работы порта (количество смен, продолжительность рабочего дня);

– сроки хранения груза на складе;

– особые требования к хранению и транспортировке грузов;

– условия примыкания к железнодорожным путям и автомобильным дорогам общего и не общего пользования.

При компоновке терминала следует выбирать кратчайшие пути транспортировки груза внутри терминала. Размещение зданий, сооружений и коммуникаций должно быть компактным с целью экономного использования территории и минимальных энергозатрат. Параметры терминала надлежит определять применительно к каждому виду перегружаемого груза, исходя из расчетных параметров конкретного функционального элемента терминала.

Санитарно-защитная зона, разрыв между терминалами и населенным пунктом, должна удовлетворять требованиям СанПиН, соблюдая минимальные разрывы между самими терминалами различного назначения.

Применительно для большинства видов терминалов в состав функциональных элементов входят:

1. Морской (речной) грузовой фронт;

2. Железнодорожный грузовой фронт;

3. Автомобильный грузовой фронт;

4. Склады.

 

Дата: 2019-11-01, просмотров: 409.