Порт и портовое хозяйство
Современный порт представляет крупный и очень сложный технический комплекс. Порт является транспортным узлом – местом пересечения различных видов транспорта: морского, речного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного. Поэтому должен иметь: удобные подходные каналы и оснащен навигационными средствами; сеть путей сообщения, удобно связанную с основными магистралями, подходящие к порту (железные и автомобильные дороги, внутренние водные пути); стационарные устройства, сортировочные станции, внутренний рельсовый и безрельсовый транспорт.
Порт – это место стоянки судов, однако, деятельность его должна соответствовать сокращению стоянки судов до минимума, с тем, чтобы они могли с максимальной отдачей выполнять свое главное транспортное значение – перевозку грузов.
В порту должна быть до минимума сведена и задержка подвижного состава, сухопутного транспорта, участвующего в перегрузочном процессе. Для выполнения этих задач порт оборудуется соответствующими причалами, высокопроизводительными подъемно-транспортными средствами: кранами, перегружателями, подъемниками, специализированными установками и т.д.
Весь комплекс работ, производимых в портах, должен строиться на прогрессивных технологических процессах, ускоренной обработки судов. От правильно выбранного и хорошо работающего оборудования порта в значительной мере зависит эффективность важнейших операций в порту – перегрузочных работ.
Основными признаками классификации портов являются: назначение; технико-экономическая характеристика; географическое положение; годовая продолжительность эксплуатации; отношение к уровню воды; характер и полнота услуг; отношение к международной торговле; характер эксплуатационной работы.
По назначению порты подразделяются:
1. торговые порты, обслуживающие транспортные перевозки и разделяются на порты общего назначения, предназначенные для переработки грузов с различными свойствами и характеристиками; и специализированными, перерабатывающие преимущественно один вид груза либо несколько видов груза со сходными свойствами и характеристиками (уголь, руда, лес, нефть) или же обслуживающие пассажирские перевозки;
2. военные порты или базы флота предназначенные для обслуживания кораблей военно-морского флота;
3. промысловые для обслуживания рыбопромыслового флота или других видов промысла;
4. промышленные порты для обслуживания расположенных на берегу промышленных предприятий;
5. порты-убежища для укрытия от штормового воздействия плавучих средств с пониженными мореходными качествами (плавучие краны, вспомогательные плавсредства);
6. бункеровочные или базы для бункеровки, пополнение запаса топлива судов.
По технико-экономическим характеристикам порты делят в зависимости от характера и объемов перерабатываемого груза на три разряда. Наиболее крупные порты относятся к категорийным (внеразрядным), как, например, Санкт-Петербург, Новороссийск, Находка.
По географическому положению порты делят:
1. расположенные на открытом морском побережье, требующие искусственной защиты от штормового волнения или бездействующие при сильном волнении;
2. в естественных бухтах под защитой береговых выступов, не требующих или почти не требующие искусственной защиты;
3. в лагунах или лиманах, отделенных от моря естественно создавшимися полосами (пересыпью);
4. внутренние – в значительном отдалении от устья реки, требующие, как правило, подходного канала большой длины;
5. островные – на естественных или искусственно созданных островах, связанных с берегом или отделенных от него;
6. устьевые, в устьях рек;
7. речные порты делят на русловые, акватория порта полностью расположена в русловой части реки; внерусловые – находящиеся в естественном затоне или в искусственном ковше; смешанные, размещаемые как в русле, так и в затоне;
8. расположенные на искусственных каналах;
9. водохранилищные порты.
По годовой продолжительности эксплуатации порты делятся на постоянные, эксплуатирующиеся круглый год, и сезонные, функционирующие только часть года, что обуславливается замерзаемостью порта или сезонностью поступления груза.
По отношению к уровню воды порты могут быть открытыми с беспрепятственным прохождением судов на их акватории; закрытыми, отделенными от моря водоподъемными сооружениями с морскими шлюзами или другого типа судопропускными сооружениями.
По характеру и полноте услуг, оказываемых судам, порты делятся на:
1. базовые – с максимальной полнотой услуг;
2. с ограниченным обслуживанием;
3. с минимальным обслуживанием.
По отношению международной торговле порты делят на мирового, международного и внутреннего значения. Мировые – крупнейшие центры мировой торговли и способные принимать и обрабатывать крупнейшие океанские суда. Международные – центры международной торговли, принимающие и обрабатывающие крупные морские суда. Каботажные предназначены для местных (каботажных) перевозок, не выходящих за пределы местного бассейна.
По характеру эксплуатационной работы порты делят на;
1. транзитные, в которых груз передается на другие виды транспорта или другие суда иного назначения или размеров, и следующие далее;
2. концевые, в которых груз после незначительной местной транспортировки оседает в районе расположения порта (терминалах).
Водный транспорт во взаимодействии с железнодорожным и другими видами транспорта способствует нормальному производству и обращению продукции промышленности и сельского хозяйства и удовлетворяет потребности населения в передвижении по водным путям.
Порт является прибрежным пунктом, который оснащен гидротехническими и производственными сооружениями, подъемно-транспортными и специальными устройствами, необходимыми для безопасной стоянки судов и их навигационного обслуживания, производства перегрузочных работ и передачи грузов на железную дорогу, автотранспорт и обратно, а также производства операций по обслуживанию пассажиров и мелкому ремонту судов.
В портах производятся следующие операции:
1. коммерческие,
2. технические,
3. пассажирские,
4. грузовые.
В портах выполняются следующие перегрузочные операции:
1. погрузка и выгрузка грузов из водного транспорта;
2. бортовая перевалка;
3. выгрузка из вагонов и погрузка в вагоны;
4. погрузка грузов на автотранспорт и выгрузка с него;
5. внутрискладские работы, выполняемые в порядке подготовки к обработке ожидаемых к прибытию транспортных судов или вагонов;
6. перевозка и перемещение из одного склада в другой.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 300.