Проектирования инфраструктуры портов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Порт и портовое хозяйство

Современный порт представляет крупный и очень сложный технический комплекс. Порт является транспортным узлом – местом пересечения различных видов транспорта: морского, речного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного. Поэтому должен иметь: удобные подходные каналы и оснащен навигационными средствами; сеть путей сообщения, удобно связанную с основными магистралями, подходящие к порту (железные и автомобильные дороги, внутренние водные пути); стационарные устройства, сортировочные станции, внутренний рельсовый и безрельсовый транспорт.

Порт – это место стоянки судов, однако, деятельность его должна соответствовать сокращению стоянки судов до минимума, с тем, чтобы они могли с максимальной отдачей выполнять свое главное транспортное значение – перевозку грузов.

В порту должна быть до минимума сведена и задержка подвижного состава, сухопутного транспорта, участвующего в перегрузочном процессе. Для выполнения этих задач порт оборудуется соответствующими причалами, высокопроизводительными подъемно-транспортными средствами: кранами, перегружателями, подъемниками, специализированными установками и т.д.

Весь комплекс работ, производимых в портах, должен строиться на прогрессивных технологических процессах, ускоренной обработки судов. От правильно выбранного и хорошо работающего оборудования порта в значительной мере зависит эффективность важнейших операций в порту – перегрузочных работ.

Основными признаками классификации портов являются: назначение; технико-экономическая характеристика; географическое положение; годовая продолжительность эксплуатации; отношение к уровню воды; характер и полнота услуг; отношение к международной торговле; характер эксплуатационной работы.

По назначению порты подразделяются:

1. торговые порты, обслуживающие транспортные перевозки и разделяются на порты общего назначения, предназначенные для переработки грузов с различными свойствами и характеристиками; и специализированными, перерабатывающие преимущественно один вид груза либо несколько видов груза со сходными свойствами и характеристиками (уголь, руда, лес, нефть) или же обслуживающие пассажирские перевозки;

2. военные порты или базы флота предназначенные для обслуживания кораблей военно-морского флота;

3. промысловые для обслуживания рыбопромыслового флота или других видов промысла;

4. промышленные порты для обслуживания расположенных на берегу промышленных предприятий;

5. порты-убежища для укрытия от штормового воздействия плавучих средств с пониженными мореходными качествами (плавучие краны, вспомогательные плавсредства);

6. бункеровочные или базы для бункеровки, пополнение запаса топлива судов.

По технико-экономическим характеристикам порты делят в зависимости от характера и объемов перерабатываемого груза на три разряда. Наиболее крупные порты относятся к категорийным (внеразрядным), как, например, Санкт-Петербург, Новороссийск, Находка.

По географическому положению порты делят:

1. расположенные на открытом морском побережье, требующие искусственной защиты от штормового волнения или бездействующие при сильном волнении;

2. в естественных бухтах под защитой береговых выступов, не требующих или почти не требующие искусственной защиты;

3. в лагунах или лиманах, отделенных от моря естественно создавшимися полосами (пересыпью);

4. внутренние – в значительном отдалении от устья реки, требующие, как правило, подходного канала большой длины;

5. островные – на естественных или искусственно созданных островах, связанных с берегом или отделенных от него;

6. устьевые, в устьях рек;

7. речные порты делят на русловые, акватория порта полностью расположена в русловой части реки; внерусловые – находящиеся в естественном затоне или в искусственном ковше; смешанные, размещаемые как в русле, так и в затоне;

8. расположенные на искусственных каналах;

9. водохранилищные порты.

По годовой продолжительности эксплуатации порты делятся на постоянные, эксплуатирующиеся круглый год, и сезонные, функционирующие только часть года, что обуславливается замерзаемостью порта или сезонностью поступления груза.

По отношению к уровню воды порты могут быть открытыми с беспрепятственным прохождением судов на их акватории; закрытыми, отделенными от моря водоподъемными сооружениями с морскими шлюзами или другого типа судопропускными сооружениями.

По характеру и полноте услуг, оказываемых судам, порты делятся на:

1. базовые – с максимальной полнотой услуг;

2. с ограниченным обслуживанием;

3. с минимальным обслуживанием.

По отношению международной торговле порты делят на мирового, международного и внутреннего значения. Мировые – крупнейшие центры мировой торговли и способные принимать и обрабатывать крупнейшие океанские суда. Международные – центры международной торговли, принимающие и обрабатывающие крупные морские суда. Каботажные предназначены для местных (каботажных) перевозок, не выходящих за пределы местного бассейна.

По характеру эксплуатационной работы порты делят на;

1. транзитные, в которых груз передается на другие виды транспорта или другие суда иного назначения или размеров, и следующие далее;

2. концевые, в которых груз после незначительной местной транспортировки оседает в районе расположения порта (терминалах).

Водный транспорт во взаимодействии с железнодорожным и другими видами транспорта способствует нормальному производству и обращению продукции промышленности и сельского хозяйства и удовлетворяет потребности населения в передвижении по водным путям.

Порт является прибрежным пунктом, который оснащен гидротехническими и производственными сооружениями, подъемно-транспортными и специальными устройствами, необходимыми для безопасной стоянки судов и их навигационного обслуживания, производства перегрузочных работ и передачи грузов на железную дорогу, автотранспорт и обратно, а также производства операций по обслуживанию пассажиров и мелкому ремонту судов.

В портах производятся следующие операции:

1. коммерческие,

2. технические,

3. пассажирские,

4. грузовые.

В портах выполняются следующие перегрузочные операции:

1. погрузка и выгрузка грузов из водного транспорта;

2. бортовая перевалка;

3. выгрузка из вагонов и погрузка в вагоны;

4. погрузка грузов на автотранспорт и выгрузка с него;

5. внутрискладские работы, выполняемые в порядке подготовки к обработке ожидаемых к прибытию транспортных судов или вагонов;

6. перевозка и перемещение из одного склада в другой.

Дата: 2019-11-01, просмотров: 294.