Состав промышленных узлов и особенности транспортного обслуживания нефтеперерабатывающих предприятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нефтеперерабатывающий завод является центром промышленного узла, в который входят предприятия химической, легкой промышленности, строительной индустрии. Сортировочная станция нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) является районной сортировочной, обслуживающей все железнодорожные перевозки узла. На рис. 3.15 в качестве примера приведена принципиальная схема транспортного узла, возникшего на базе нефтеперерабатывающего завода.

Особенностью узлов, возникающих на базе нефтеперерабатывающих заводов, является концентрация всей работы с вагонами общесетевого парка на специальных сортировочных станциях. Это объясняется большим объемом сортировочной работы с вагонами, прибывающими с внешней сети. В общем прибытии от 75 до 95 % вагонов – это цистерны специального назначения. Они требуют сортировочной работы перед подачей на промывочно-пропарочную станцию (ППС) по типу обработки и перед подачей на товарно-сырьевую базу (ТСБ) под налив по типу цистерн.

Кроме основной сортировочной станции в узле строится еще несколько специализированных станций, обслуживающих нефтеперегонный завод, битумные эстакады, товарно-сырьевые базы. Наличие этих станций определяется спецификой работы каждого из перечисленных предприятий, а также узкой специализацией подвижного состава.

На характер и объем работы основной сортировочной станции оказывают большое влияние разнообразие и специфика прибывающих и отправляемых грузов. По прибытию – это гидрат, сода, сульфат, реагенты, катализаторы, кислоты, топливо, оборудование, стройматериалы; по отправлению – в основном жидкие продукты перегонки нефти.

Рис. 3.15. Схема промышленного узла нефтеперерабатывающего завода

 

Большинство продуктов требует специального подвижного состава. Поэтому вагонов со сдвоенными операциями мало, в прибывающем и отправляемом вагонопотоке есть порожние, главным образом цистерны и специальный подвижной состав. В прибытии на нефтеперерабатывающий завод груженые вагоны составляют от 5 до 25 %, а в отправлении от 93 до 99 %. Общее прибытие составляет 600-1500 условных вагонов в сутки. До 80 % вагонопотока по прибытию и отправлению – маршрутные.

На основных сортировочных станциях производятся операции по приему маршрутных и передаточных поездов; расформированию поездов по пунктам обработки, выгрузке, погрузке вагонов; формированию маршрутов или маршрутных групп для отправления на общую сеть.

Порядок обработки различных групп вагонов следующий:

1) если порожние цистерны прибывают в вертушках, их непосредственно подают с приемо-отправочных путей на ТСБ для налива соответствующих нефтепродуктов;

2) основная масса порожних цистерн, прибывающая в маршрутах, расформировывается в сортировочном парке по типам нефтепродуктов, для которых они предназначены, или по видам обработки на ППС; количество цистерн, нуждающихся в обработке на ППС, может быть ориентировочно принято в размере 40-50 % общего их поступления;

3) после обработки на ППС цистерны выставляются на сортировочные пути, специализируемые по видам нефтепродуктов, на эти же пути отсортировываются цистерны, не требующие обработки на ППС; в некоторых случаях группы цистерн можно подавать под налив непосредственно с путей ППС;

4) накопившиеся на сортировочных путях группы порожних цистерн формируются в маршруты или маршрутные группы и затем подаются под налив на ТСБ; если ТСБ расположена на небольшом расстоянии от сортировочной станции, цистерны могут подаваться группами; если расстояние велико то целыми маршрутами, с делением на подачи по фронтам налива на путях ТСБ.

Расположение сортировочной станции и её схема тесно связаны с расположением ТСБ и ППС; последняя должна быть с подветренной стороны по отношению к предприятиям и населенным пунктам. От ППС не должно быть уклона местности к постоянно действующим водотокам. Крайне желательно располагать ППС так, чтобы использовать имеющиеся в узле источники энергии пара, воды.

С точки зрения выполнения требований технологического процесса ППС должна располагаться со стороны сортировочного парка с подключением эстакадных путей к обеим горловинам сортировочной станции. Должен быть также обеспечен прямой выход на пути ТСБ с путей приемо-отправочного и сортировочного парков, а также путей ППС.

Взаимное расположение приемо-отправочного и сортировочного парков может быть параллельным и последовательным. Станция с параллельной схемой удобнее располагаться на местности, на ней проще осуществляются технологические связи, меньше пробеги вагонов. Вместе с тем большое число угловых заездов затрудняет работу станции при больших вагонопотоках. При объеме сортировочной работы свыше 800 условных вагонов предпочтительнее последовательная схема. Окончательный выбор определяется технико-экономическим сравнением с учетом конкретных условий расположения предприятий и коммуникаций в узле, топографических условий местности и других особенностей.

На рис. 3.16 представлена типовая схема сортировочной станции с параллельным расположением парков. ППС находится со стороны сортировочного парка и имеет выход к обеим горловинам станции. Через вытяжной путь цистерны можно подавать на ППС минуя горку. Сортировочные пути специализированы. Пучок путей П предназначен для вагонов, следующих на ППС и предприятия промышленного узла. Укороченные пути рассчитаны на весовую норму внутриузловой передачи. На пучке путей Т сортируются и накапливаются цистерны для ТСБ. Пучок путей Ф предназначен для формирования поездов на внешнюю сеть.

 

Рис. 3.16. Схема сортировочной станции НПЗ с параллельным расположением парков

 

Более удобной с точки зрения поточности в обработке вагонов является схема с последовательным расположением приемо-отправочного и сортировочного парка (рис. 3.17). Из парка приема цистерны могут быть поданы непосредственно на пути ППС и на сортировочную горку и оттуда через парк ПП и вытяжной путь на пути ППС.

 

Рис. 3.17. Схема сортировочной станции НПЗ с последовательным расположением парков

 


 


Дата: 2019-11-01, просмотров: 427.