В современном машиностроении наиболее распространённым типом механических передач являются зубчатые передачи. Это передачи зацеплением при помощи непосредственного контакта звеньев. Ведущее звено передачи называется шестерня, ведомое звено - зубчатое колесо. В большинстве случаев зубчатая передача служит для передачи вращательного движения, но встречается её использование и как механизма для преобразования вращательного движения в поступательное (передача шестерня – рейка).
Классификация зубчатых передач.
Зубчатые передачи и зубчатые колёса классифицируют по следующим признакам:
1. По взаимному расположению осей валов, на которые одеваются зубчатые колёса:
1.1. Цилиндрические – оси параллельны (рисунок 33 а, б, в, д).
1.2. Конические – оси пересекаются (рисунок 33 з, и).
1.3. Винтовые – оси перекрещиваются (рисунок 33 е).
1.4. Шестерня – рейка – для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот (рисунок 33 г ).
1.5. Гипоидная (рисунок 33 к ).
2. По виду зацепления в зависимости от взаимного расположения шестерни и зубчатого колеса внутреннее зацепление (рисунок 33 е), внешнее зацепление (рисунок 33 все остальные).
Рисунок 33. Виды зубчатых передач.
3. По расположению зубьев относительно образующей колёс:
3.1. Прямозубые (рисунок 33 а, ж).
3.2. Косозубые (рисунок 33 б, з).
3.3. Шевронные (рисунок 33 в).
3.4. С криволинейным зубом (рисунок 33 е, и).
При переходе от прямозубых передач к непрямозубым возрастает плавность работы, уменьшается износ и шум, растёт несущая способность. Ввиду этого непрямозубые передачи могут работать при более высоких скоростях и передавать большие мощности.
4. По профилю боковой поверхности зуба:
4.1.Эвольвентные. Боковые поверхности зубьев очерчены по эвольвенте. Такие передачи получили преимущественное распространение, т.к. эвольвента считается наиболее технологичной кривой.
4.2. С круговым профилем (зацепление Новикова). Боковые поверхности зубьев очерчены по окружности. Такие передачи отличаются повышенной надёжностью. Применяются редко, т.к. их изготовление более затратно.
5. По конструктивному оформлению:
5.1.Закрытые – размещены в специальном непроницаемом корпусе и обеспеченные постоянной смазкой.
5.2. Открытые – работают без смазки или периодически смазываемые.
6. По окружной скорости:
6.1.Тихоходные (v < 3 м/с).
6.2. Среднескоростные (V = 3…15 м/с).
6.3. Быстроходные (v > 15 м/с ).
Цилиндрические прямозубые передачи.
Рисунок 34. Геометрия цилиндрической передачи.
- линия центров передачи.
П - полюс зацепления – точка на линии центров, в которой соприкасаются зубья.
Окружности с центрами в и , соприкасающиеся в полюсе называются начальными окружностями зацепления. Их диаметр обозначают и .
Зацепление считается нормальным, если его начальные окружности совпадают с делительными окружностями колёс.
Делительной окружностью считается та окружность, по которой ширина зуба равна ширине впадины. Делительные окружности обозначают и .
Величина диаметра делительной окружности определяется по формуле:
- число зубьев.
- модуль зубчатого колеса – основная его геометрическая характеристика.
Делительная окружность делит зуб на 2 равные части: верхнюю (меньшую) высотой называют головкой зуба и нижнюю (большую) высотой называют ножкой.
У нормального зацепления высота головки равна модулю, а высота ножки 1,25 модуля.
Окружность, ограничивающая выступы называется окружностью выступов. Её диаметр равен:
Окружность, ограничивающая впадины называется окружностью впадин. Её диаметр равен:
Способы определения модуля :
1) По отпечатку зуба (рисунок 35).. Высота зуба Н = ha + hf = m +1,25m = 2,25m
Следовательно, m =
Рисунок 35. Отпечаток зуба.
2) По диаметру выступов: m =
3) По диаметру впадин: m =
hh – общая нормаль, tt – общая касательная.
𝛼 – угол зацепления (у нормального зацепления 𝛼 = 20∘).
А1А2 – линия зацепления.
S1 S2 – длина активной линии зацепления.
Усилия в зацеплении. (рисунок 36).
Рисунок 36. Усилия в зацеплении цилиндрических прямозубых колёс.
Зуб шестерни оказывает давление на зуб колеса с силой, которая направлена по общей нормали NN/ Она обозначается .
Для удобства расчетов эту силу раскладывают на две составляющие:
- окружная сила – направлена по общей касательной.
- радиальная сила.
Дата: 2019-11-01, просмотров: 314.