Основные системы поддержки групповой деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В настоящее время сложилась сфера разработки группового программного обеспечения (Groupware) поддержки совместной работы людей. Об этом свидетельствуют многочисленные разработки, в которых принимают участие ведущие фирмы в области программного обеспечения (Group Calendaring and Scheduling CaLANdar, 1998; OnTime Enterprise, 1998; OnTime for Networks, 1998; Real-Time Meetings Enhanced CU-SeeMe, 1998; RoundTable, 1998; Bulletin Boards FirstClass, 1998; TeamTalk, 1998; WebBoard, 1998; Group Document Handling, Face to Face, 1998; Work Flow ActionWorkflow Enterprise Series Builder-Developer Edition, Process Manager, and Software Developer Kit, 1998; FormFlow, 1998; JetForm Filler Pro, 1998; Virtual Workgroups, 1998; The World Wide, 1998; Comp.Groupware, 1998).

Групповое программное обеспечение максимизирует человеческое взаимодействие и минимизирует технологические препятствия таким контактам. Тенденции, способствующие объединению совместных людских усилий, поддерживаются с технологической и культурной стороны. Технологическая тенденция обусловлена увеличением сетевых возможностей и быстрым ростом сети Интернет. Культурные изменения связаны с увеличением межкультурных взаимодействий.

В общей картине информационных технологий место группового программного обеспечения находится над сетевой инфраструктурой, включающей персональные компьютеры, сетевые операционные системы. Хотя групповое программное обеспечение является лишь частью среды сетевых приложений, не все сетевые приложения соответствуют групповому программному обеспечению. Например, доступ к корпоративным базам данных через сеть возможен не только через групповое программное обеспечение.

Рассмотрим особенности отдельных классов систем поддержки Groupware:

• Средства поддержки разработки концепций (стратегий).

• Системы поддержки групповых решений.

• Компьютерная поддержка совещательной среды.

• Компьютерная поддержка аудио-видеоконференции.

• Программное обеспечение руководства проектом.

Средства поддержки разработки концепции (стратегий). Основное назначение данного класса систем состоит в поддержке процессов генерации идей (предложений, вариантов, планов и др.) и их согласовании в процессе групповой работы. Во время совместной (кооперативной) работы неизбежно происходят содержательные (предметные) конфликты (мнений, позиций и др.). Если конфликты выявляются и контролируются, то они могут продуктивно использоваться во время разработки концепции. Речь идет не об личностных конфликтах, а о конфликтах противоположных, аргументированных точек зрения. В частности, инструменты для поддержки методов мозговой атаки (например, основанные на выводах информационные системы CogNoter и IBIS) были ориентированы прежде всего на выявление альтернативных точек зрения.

Системы поддержки групповых решений (GDSS). Устоялось представление о следующих главных целях данного класса систем:

· Помощь менеджерам в процессах принятия ими решений в слабоструктурированных задачах.

· Поддержка в принятии управленческих решений.

· Улучшение эффективности процесса принятия решения, а не только улучшить эффективность самого решения.

Ясно, что если лицо находит для себя затруднительным принятие решения, то это опасно для устойчивости группы, так как в ней необходимо поддержание согласия. Компьютерная поддержка решения означает, что представления каждого могут быть введены в компьютер. Представления могут оцениваться в терминах приоритета, предпочтения, затрат и выгод и т. д. Они агрегируются и результаты представляются группе для дальнейшего обсуждения. Существенно, что представления могут быть зарегистрированы и использоваться в дальнейшей работе. Однако, несмотря на использование в течение более чем 20 лет, системы GDSS все еще недостаточно популярны, дороги и негибки.

Компьютерная поддержка совещательной среды. Имеются целый спектр таких систем, изменяющихся от систем поддержки совещаний "лицом к лицу" до компьютерной поддержки виртуальной работы (организация телеконференций). Встречи лицом к лицу служат в основном для бизнеса. Помощник (facilitator) - это тот, кто может делать встречи более эффективными, гарантируя например, что ключевые моменты совещания не пропускаются, и что над встречей не доминирует одно специфическое лицо. Они могут быть консультантами или лидерами группы, которые используют регистрацию ключевых пунктов. Их действия можно компьютеризировать, позволяя помощнику напечатать ключевые пункты, проранжировать их, обратить внимание на ключевые моменты, возникающие вне сессий и представить их для обсуждения в течение той же самой встречи. В поддерживаемом компьютером совещании "лицом к лицу" каждый участник встречи имеет подсоединенный к сети компьютер. Члены группы способны работать конфиденциально или показывать во время совещания свою работу другим. В итоге имеем произвольно спроектированную комнату для совещаний, оснащенную программным обеспечением типа систем поддержки решений, мозговой атаки, презентационного программного обеспечения.

Поддерживаемые компьютером аудио- или видеоконференции являются еще одним типом разработок. В них члены группы могут работать дистанционно и способны видеть и слышать друг друга, передавать информация в интерактивном режиме, например система CAVECAT. Групповое авторство является общей практикой, обычно через ряд комментариев сделанных на версии владельца. Программное обеспечение позволяет членам группы производить ревизию документа на основе системы, помнящей, кто произвел каждую ревизию без уничтожения оригинала. Сравнения между альтернативными проектами легко могут быть сделаны. Основная цель - улучшить скорость и качество создания проекта. Программное обеспечение должно разрабатываться с учетом проблем координирования действий, авторства и собственности.

Программное обеспечение руководства проектом предназначено для помощи в планировании и регулировании действий группы, отслеживании процессов разработки и активности членов группы. В частности, программное обеспечение осуществляет напоминание крайних сроков выполнения отдельных работ, календарные системы позволяют составлять списки того, когда люди заняты или доступны.

Рассмотрим особенности отдельных подсистем общих для всех классов систем поддержки Groupware:

· Подсистема организации общего рабочего пространства.

· Подсистема поддержки хронологического осознания. Подсистемы организации общего рабочего пространства (совместные графические системы - shared drawing systems), как правило, ориентированы на учет следующих требований:

· Удовлетворять условию WYSIWIS (what you see is what I see) - вы видите то, что вижу я.

· Иметь множественный, активный курсор позволяющий идентифицировать своего пользователя и видимого на всех дисплеях группы.

· Обеспечивать одновременное взаимодействие - каждый может делать то, что ему нужно в любое время или согласиться с политикой контроля.

· Любое действие отдельного участника немедленно видно всем.

· Предусмотреть средства редактирования.

· Системы дизайна должны имитировать по возможности наиболее полно перо и бумагу.

На пути учета этих требований имеется ряд проблемы. Организация сети из двух PC и управление их одинаковым программным обеспечением не тривиально, и разделение экрана требует изменения привычного стиля индивидуальной работы пользователя. Было разработано программное обеспечение для сокращения конфликтов в ходе совместной работы (например, различный цветной курсор для различных пользователей, сохранение различных версий документа, различные политики контроля, кто может делать, какую часть рисунка и когда и др.).

Подсистемы поддержки хронологического осознания. Как часть коллективного осознания, система поддержки хронологического осознания предусматривает для каждого участника возможность индивидуального и своевременного осознания действий, произведенных другими участниками. Это позволяет участникам синхронизировать свои действия более тесным путем за счет своевременного информирования участников на Web-страницах или за счет других информационных ресурсов подходящих для текущих задач.

В качестве примера можно привести систему хронологического осознания CHRONO (L.L.Chen., 1995). Эта система генерирует хронологические листинги Web-страниц и страницу "что нового". Система CHRONO показывает, какие Web страницы были модифицированы с момента последнего визита на HTML-документ. В настоящее время система CHRONO реализована на платформе UNIX. CHRONO представляет пользователю листы с идентификаторами Web-страниц в обратном хронологическом порядке. Этот хронологический листинг выполняет также функцию собрания гиперссылок к найденным страницам. Система позволяет часто появляющимся на Web-сайте посетителям оперативно осознать, какие изменения произошли со времени их последнего визита.

Существуют многие другие системы хронологической поддержки, такие как Web Watch, Katipo, URL-minder, EarthWeb Moderator (NetMind, The URL-Minder: Your Own Personl Werb Robot.NetMind, 1995; M. Newberry, 1995; WebWatch. Specter Communications, 1995; Earth Web Moderator, 1997 и т.д.).

Всесторонняя поддержка работы группы относится к поддержке всех действий работ группы, получения и анализа информации, создания решений, испытания гипотез, и представления решений другим людям. Однако невозможно произвести только один объединенный программный пакет для выполнения всех потребностей всех групп. Каждая группа требует различных инструментов и выполняет работы различным способом. Эту гибкость очень трудно воспроизвести и пользователи не будут принимать систему, которая требует, чтобы они работали другим, не свойственным им способом.

Приведем основные правила, которые могут помочь успешной работе с групповым программным обеспечением (D.Coleman, 1998).

· Найдите лучшее групповое программное обеспечение.

· Групповое программное обеспечение изменяет корпоративную культуру. Планируйте это.

· Выберите “пилотный проект”, а не пытайтесь распространить действие группового программного обеспечения на всю организацию.

· Выберите ограниченный проект, который поддерживается технологией.

· Выберите проект с видимыми и финансовыми результатами.

· Осознайте, что тренинг и поддержка будут более затратными нежели начальные затраты на программное обеспечение.

· Измерьте продуктивные факторы, до и после начала осуществления проекта. Это хороший путь для выравнивания цены на групповое программное обеспечение.

· Выбирайте групповое программное обеспечение, ориентированное на нуждающиеся в решении специфические деловые проблемы, которые не могут быть разрешены традиционными методами.

· Не выбирайте сначала групповое программное обеспечение, а затем ищите проблемы для решения их с помощью этого программного обеспечения.

· Обеспечьте гарантии адекватного планирования, поддержки и тренинга для вашего проекта.

· Ни одно имеющееся групповое программное обеспечение не может решить все задачи.

· Не ждите, что продавцы предложат вам весь сервис для группового программного обеспечения. Вы нуждаетесь в персонале внутри вашей организации для успешной работы над проектом.

· Групповое программное обеспечение не есть быстрый успех. Результаты можно увидеть и через 2-4 года.

· Прислушивайтесь к людям, занятым в выполнении проекта. Они являются экспертами в своем деле и часто предлагают пути лучшей работы.

· Не бойтесь произвести изменения. Пилотный проект есть эксперимент. Учитесь по ходу его выполнения.

· Будьте уверены, что выбранное вами программное обеспечение поддерживается существующими системами. Пытайтесь амортизировать ваши инвестиции по локальной компьютерной сети путем соединения с вашей основной предыдущей системой.

· Будьте готовы к сопротивлению внедрения новой системы.

· Людям нужно время на изменения. Организации нужно на изменения гораздо больше времени.

· Нужна смелость для изменения корпоративной культуры. Люди, которые хотят изменений, достойны восхищения.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 182.