Типология сообществ в Интернет
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Типология сообществ в Интернет, на наш взгляд, не должна принципиально отличаться от типологии естественных сообществ. В контексте данной работы проведение типологии крайне важно в связи с тем, что средства поддержки сообществ существенно зависят от типа поддерживаемого сообщества, от связанных с этим типом специфических особенностей сообщества.

Не претендуя на полноту, рассмотрим ряд ведущих оснований для типологии сообществ в Интернет:

· «Целевая детерминация» сообществ.

· «Синхронность взаимодействий» участников.

· «Анонимность участия» в сообществе.

·  «Модерируемость» сообществ.

· «Регламентация групповых норм» сообществ.

· «Инициаторы» формирования сообщества.

· «Регистрация» сообществ.

«Целевая детерминация» сообществ.

Сообщества по интересам. Интересы могут быть самые разные: познавательные, установление деловых контактов, решение конкретных проблем, поиск партнеров для общения, организация досуга и многие другие. Наибольшее распространение в настоящее время имеют научные сообщества. Жизненный цикл сообществ по интересам, возникших на добровольных началах, выражается в традиционных для естественных сообществ основных периодах: период роста, период стабильного существования и период затухания.

По всей вероятности, погружаясь в глобальную сеть, каждый пользователь сможет выбирать себе подходящее культурное окружение из всего многообразия, созданного на настоящий момент человеческой цивилизацией.

Работа над проектами. В основном это профессиональные сообщества, имеющие регламентированное время существования. Для таких сообществ существуют свои специальные программные средства поддержки.

Можно проследить эволюцию сообществ, позволяющих увеличивать свою ценность или значимость в виде последовательного перехода от базисной системы телекоммуникаций электронной почты до создания коллаборативных, объединенных общей задачей, виртуальных сообществ.

Сообщества Интернет, ориентированные на выполнение общего проекта имеют, как правило, сложное распределение ролей между участниками. D.Coleman (1998) на примере выполнения гипотетического проекта рассмотрел задачу построения виртуального сообщества и привел обобщенное распределение ролей в таких сообществах:

· Инициатор проекта.

· Эксперты.

· Общие сотрудники или помощники.

· Обучающие участники (коммуникаторы).

· Скрытые, прячущиеся участники (lurkers).

· Служба технического развития и поддержки.

Управление системами и процессами. В таких сообществах возникает необходимость мыслить категориями распределенной корпоративной организации. Примером таких сообществ является «Виртуальный офис». Перечислим основные признаки, определяющие виртуальный офис (М.Отставнов, 1997):

· Дополнение совместной работы над проектами и системами расчетов как с сотрудниками, так и с клиентами при помощи быстрых и надежных сетевых средств.

· Заключение и исполнение контрактов в рамках тех юрисдикции, которые представляют более приемлемые условия, а не тех, где "прописана" организация.

· Сохранение коммерческой тайны и тайны контрактов в тех объемах, которые соответствуют природе конкретного бизнеса и стилю менеджмента партнеров, а не правилам того или иного общества.

· Например, такие финансовые учреждения, как банки присутствуют в сети по трем направлениям:

· Присутствие как таковое в чисто информационных и маркетинговых целях.

· Представление по каналам Интернет традиционных услуг прямого (домашнего) банковского обслуживания (direct banking, home banking).

· Перенос в сетевую среду таких инструментов, как чеки и платежные карточки, а также эксперименты со специфическими сетевыми расчетными и платежными средствами.

Культура как фактор детерминации сообществ. Имеет место мнение, что значительно большее влияние на формирование сообществ в Интернет оказывают национальные культуры и традиции, нежели национальные законы и границы. Отмечается подъем китайской, французской и других наций не внутри географических границ, а в рамках культурных пределов. Общество будет располагаться не на физико-географической, а на культурной «карте» (Корсунцев И.Г., 1998).

«Синхронность взаимодействий» участников (в реальном времени). В соответствии с этим признаком различаются синхронные и асинхронные сообщества.

Например, существует три основных типа асинхронных научных дискуссионных групп: списки рассылки, группа на Usenet и основанные на Web телеконференции.

«Анонимность участия» в сообществе. В соответствии с наличием этого признака будем различать реальные и виртуальные сообщества в Интернет.

Реальные сообщества. Сообщества, в которых имеет место полная идентификация всех членов, отсутствие анонимности. Например, сообщество специалистов работающих над совместным проектом.

Виртуальные сообщества. Сообщества, в которых допускается анонимность членов.

«Регламентация групповых норм» сообществ. Существует большой разброс от сообщества к сообществу в деталях правил для менеджмента при продуцировании общего продукта. Опасно переносить специфические правила одной группы для управления другой группой. Шесть ключевых документов (P. Kollock, M. Smith, 1994), регламентирующих поведение участников группы, объединены и названы как "обязательный порядок" (mandatory course) для новых пользователей телеконференций. Этот документ содержит правила этикета, предложения по эффективному использованию Usenet, список наиболее часто встречающихся вопросов (т.н. FAQ) no Usenet и т.д. Создание FAQ является первым сигналом о том, что группа преодолела некоторые препятствия на пути своей организации. Продуцирование FAQ иллюстрирует один из путей эндогенного создания локальных правил.

«Модерируемость» сообществ. Даже если сообщество имеет развитый свод правил, остается задача обучения новых членов сообществ этим правилам. В этом случае вновь обнаруживает себя логика социальной дилеммы - люди должны поступиться частью своей личной свободы в обмен на некоторую часть социального порядка. Это решение социальной дилеммы можно найти в форме модерируемых групп (The Moderator`s Home Page, 1998). В частности, модерируемые группы - это группы, в которых один или несколько ее членов должны одобрить статью перед ее опубликованием в сети (Moderation Policies and Procedures FAQ, 1998; National Capital Freenet Policy, 1998; Nemeton List Rules, 1998). Создание модерируемой группы возможно лишь при наличии человека - модератора, взявшего в свои руки функции контроля.

«Инициаторы» формирования сообществ. Наиболее аспространенное редставление о сообществах в Интернет связано со стихийностью и добровольными началами их формирования. Например, Рейнгольд (Rheingold's Brainstorm: Virtual Worlds Linklist, 1998) определяет виртуальные сообщества "как культурные агрегации" которые появляются, когда достаточное количество людей наталкиваются друг на друга достаточно часто в киберпространстве.

Компьютерные конференции

 

Научные компьютерные (электронные) конференции характеризуются неофициальным обменом тематической информацией, различными точками зрения и действиями. Наиболее распространенным является представление о научных электронных конференциях, связанное с выполнением функций по становлению обширного доступного хранилища информации и опыта, а также местом встречи для ученых разделяющих схожие интересы.

Обсуждение на интерактивных конференциях можно определить как новую форму научного диалога:

· диалог, производимый большим количеством авторов в продолжающемся взаимодействии через сообщения;

· диалог, который привносит в обмен информацией большие перспективы и разнообразие;

· диалог, который требует ясности и серьезных намерений и является местом для испытания новых идей, создания спектра мнений среди участников.

Как самоорганизующиеся сообщества научные дискуссионные группы (Scholarly Discussion Group /SDG/) зависят от персональной инициативы, основаны на обязательствах заинтересованных сторон и развиваются непосредственно через взаимодействие.

Научные телеконференции могут выдвинуть на первый план интерактивную, совместную (collaborative) природу производства знания. Телеконференции способны эффективно связывать потребности в информации с соответствующими источниками экспертизы и совмещать людей со схожими интересами, людей, которые иначе могли бы не встретится. Телеконференции позволяют людям просигнализировать о своих интересах и узнать за разумную стоимость о том, что интересует других.

Как среду, телеконференцию можно представить как гибрид интерперсональных и масс-медиа коммуникационных средств массовой информации. Центр в этом определении лежит на уникальной комбинации электронной связи в конференции многие-ко-многим и способности обратной связи многие-ко-многим, если сравнивать с широковещательной и интерперсональной средой. Все формы онлайновых конференций можно объединить в новой концепции: совместные (collaborative) средства массовой информации. В отличие от среды массовой информации в этом новом типе интерактивной среды аудитория является создателем и приемником содержания среды. Таким образом, и это важно для понимания динамики участия в конференциях, само существование среды зависит от участия аудитории, так как поданные сообщения суть содержание среды.

Принципиальным отличием компьютерной конференции от естественной является то, что она может функционировать в асинхронном и синхронном режимах. Простейшей формой компьютерной конференции являются списки рассылки (mailing lists), поддерживаемые соответствующим программным обеспечением (например:

· The ListProc homepage, 1998;

· The ListServ homepage, 1998;

· The Majordomo home page, 1998;

· Liszt: Directory of E-mail discussion groups, 1998;

· D. Kovacs, 1994, R.E. Quinn, 1997 и др.).

Более сложные формы конференции требуют подключения в сеть, на которой установлено программное обеспечение для конференций (например, Usenet). Эта форма конференции позволяет хранить все сообщения в одном, централизованном месте, при этом участники должны подключаться к системе или использовать клиентскую программу для чтения сообщений. Все сообщения инвентаризованы по предмету обсуждения и позволяют читать их последовательно или по группам по выбранной теме. Это избавляет участника от необходимости сортировать или хранить сообщения самому. Системы для конференций "Mainframe" (центральные) наподобие VaxNotes или CoSy построены на тексте и функционируют на основе концепции доски объявлений с отдельными областями для отдельных тем обсуждения, иногда включают в себя Е-mail и синхронные коммуникации. Сложные программы группового программного обеспечения (groupware programs), например, Lotus Notes (Knowledge Sharing Lotus Notes, 1998), позволяют участникам обсуждения работать над документами одновременно и иметь программную поддержку процесса принятия решений.

Синхронные компьютерные конференции принимают форму интерактивной системы сообщений наподобие "internet relay CHAT /IRC/" и комнаты для разговоров ("CHAT rooms"), которые на коммерческой основе предоставляются большинством провайдеров. Возрастает популярность интерактивных систем, созданных для ролевых многопользовательских игр, таких как MUDs/MOOs/MAUDs (R. Bartle, 1996; L.P. Burka, 1993; The Lost Librery of MOO, 1998; M. Resnick, A. Bruckman, 1993; R. Evard, 1994 и др.). Эта среда общения хороша для тех пользователей, кто читает и воспринимает информацию быстро, может держать в голове много направлений обсуждения одновременно, кто имеет навыки работы с клавиатурой.

Научные дискуссионные группы обсуждений в общем случае могут быть отнесены по крайней мере к четырем типам:

· Библиотеки, где собирают информацию, слушают, и думают.

· Семинары, встречи, конференции, или салоны, где новости и открытия обсуждаются неофициально с коллегами и где можно найти свежие идеи.

· Место, в котором уместна непринужденная беседа.

· Газетная подписка, где скрытность позволяется или даже поощряется и где позволяется "удовольствие от наблюдения за работой умов".

Преимущества и недостатки научных конференций в Интернет.

По сравнению с обычными конференциями можно отметить следующие преимущества компьютерных телеконференций:

· Свобода в выборе времени для взаимодействия.

· Пространственная независимость.

· Гибкие возможности находить людей со сходным образом мышления (сходных по духу).

· Богатейшие возможности профессионального роста и развития.

· Возможность участвовать в группе только по темам, в которых участник чувствует себя профессионалом.

· Сглаживание проблем, связанных с половыми различиями, физическими недостатками, этническими различиями.

· Номинальные цены на подписку в телеконференции.

Недостатками компьютерных конференций являются сложность технического обеспечения, проблемы общения в связи с ограниченностью средств коммуникаций.

Дискуссионные списки рассылки. Дискуссионный список рассылки (иначе называемый почтовыми конференциями) в Интернет - это сообщество людей, объединенных каким-то общим интересом, людей, которые хотят высказаться по волнующему вопросу и читать мнения других людей на эту тему. Обмен информацией происходит следующим образом: подписчик отправляет электронное письмо на адрес своего списка и оно рассылается на E-mail каждого подписчика. Эта услуга работает так же как рассылка «all staff» внутри крупной компании. По данным каталога Liszt (www . liszt . com) в Интернете на сегодняшний день существует около 90000 почтовых списков. Подписка через E-mail является частным случаем чтения телеконференции. Для того чтобы стать подписчиком, необходимо иметь персональный адрес электронной почты и отправить с него сообщение с командой subscribe и названием конференции, на которую вы хотите подписаться. Преимущество общения через почтовый список заключается в том, что не нужно специально выбирать время для общения. При общении через Интернет отсекается все, кроме содержательной части и чтобы заявить о своем мнении большой аудитории, нужно иметь определенное мужество и профессионализм.

Пример использования среды MOO (MUD) в организации телеконференций. Рассмотрим сетевую виртуальную среду /NVE/ подготовленную администраторами BioMOO (http :// bioinfo . weizmann . acc . il), предназначенную для международного виртуального общения биологов. Данная среда, названная «виртуальный центр конференции» (virtual conference centre /VCC/), применялась для проведения конкретной конференции - Electronic Computational Chemistry Conference (J. Towell, E. Towell, 1995). Топография виртуального центра конференции представлена на рисунке (Рис. 1-1).

VCC имеет конфигурацию, дающую подключившимся к ней людям простой доступ в любую комнату. VCC начинается в центральной комнате названной PLAZA. PLAZA используется для отправления по почте плановой информации и, как на обычных конференциях, содержит информационные табло, которые могли бы использоваться для размещения разнообразных сообщений типа рабочих вакансий и персональных сообщений. От PLAZA пользователь может выдать только одну команду, чтобы попасть в любую из десяти комнат, восемь из которых были названы согласно их местоположению относительно центральной комнаты, две другие комнаты находятся вверху и внизу от PLAZA. Каждая из "переговорных" комнат, кроме PLAZA, имеют один вход и один выход. Чтобы перейти к PLAZA из "переговорных" комнат нужно просто ввести: "out" или "exit".

VCC содержит регистраторы в каждой из комнат, кроме PLAZA, зарегистрированные обсуждения сохраняются и архивируются. Записи с предыдущего дня редактируются и отсылаются к списку рассылки конференции для всех читателей.

Общей проблемой является дискомфорт, связанный с переплетением персональных комментариев с “основной дискуссией”. Как вычленить только основную часть обсуждения для дальнейших расшифровок стенограммы? Эта проблема может быть решена несколькими путями. Например, VCC имеет команды, которые выделяют не регистрируемую межабонентскую связь. Эти команды могут использоваться эффективно для формирования сторонних комментариев, что и применяется более опытными NVE пользователями. Появление неадекватных комментариев может объясняться различными факторами. Например, это может быть связано с задержкам связи на Интернет, различными временными поясами участников конференции и др.

В процессе семинаров в BioMOO и сессиях обсуждения в VCC, проводились эксперименты с использованием модерируемой комнаты. Эта комната разрешает связь только после того, как пользователю поступил запрос. После команды запроса, пользователи помещаются в очередь. Текущие участники обсуждения имеют возможность для дискуссии, пока они не введут определенную команду. После этого открывается возможность говорить следующему лицу в очереди. Модератор может контролировать очередь, может поощрить пользователей, может ввести команду "итог".

Существует некоторая разница в статусе участников VCC. Простой "пользователь" может только соединиться с NVE, проводить навигацию в ней, вести переговоры с другими пользователями и управлять объектами - такими как комнаты и предметы, которые можно разместить

в комнатах. Так называемый "строитель" (builder) имеет все возможности "пользователя" и дополнительно может создавать новые объекты типа комнат и предметов. Наличие участников двух типов может приводить к определенным неудобствам пользователей, в частности, может не понравиться виртуальная среда, созданная строителями. Необходимо минимизировать потенциальные проблемы с отличием персональных мнений относительно среды VCC.

Переговоры на сцене (stage) - термин, используемый для направления комментариев или вопросов определенному лицу в той же самой комнате. Например, если Петр находится в одной комнате вместе с Сергеем, и Сергей напечатал: для Петра: «Что вы знаете?», то все присутствующие в комнате увидят на своих экранах: Сергей [к Петру]: «Что вы знаете?» Переговоры на сцене есть полезный инструмент в том случае, когда в обсуждение вовлечены многие лица.

Как может случиться на любой конференции участники, прибывающие к общему обсуждению с опозданием, будут просить повторять и обновлять текущую тему обсуждения. Обычно, один или более участников пытаются объяснить содержание текущего обсуждение вновь прибывшему, что является неэффективной тратой времени. Поэтому VCC комнаты изменены и содержат буфера, которые снабжают запоздавшего посетителя записью недавней беседы в комнате. Буфер настроен на запоминание последних 50 линий (threads) беседы.

Выделяют следующие направления развития NVE для интернациональных Интернет конференций:

• обеспечение контроля за управлением ввода/вывода;

• автоматизация регистрации конференции;

• контроль над анонимами или гостями конференций;

• упрощение NVE топографии;

• разработка методологии для регистрации сессий обсуждения;

• использование модерируемых комнат для компенсации задержек;

• обеспечение буферов для информирования последних участников.

Технологии для синхронных видеоконференций. Двумя наиболее крупными производителями программного обеспечения для сети Интернет являются Netscape (Netscape Conference) и Microsoft (Microsoft Netmeeting). Программы Netscape Conference и Microsoft Netmeeting работают с картой видеозахвата или с камерой, которая поддерживает видео для Windows, а также с работающими в реальном времени аудиоприложениями. Фирма Microsoft открывает также сервер Microsoft NetShow для передачи аудио/видео презентаций. Программа Netscape Conference позволяет пользователям отыскивать документы, рисовать на совместной доске (whiteboard), обмениваться информацией и разговаривать в реальном времени с коллегами по всему свету. Компания Intel продвигает на рынок компьютеров персональный компьютер TeamStation, спроектированный специально для комнат конференций.

Приведем яркий пример использования богатых возможностей современных телекоммуникацонных технологий для видеоконференций. Художественный директор Театра Гертруды Штайн в НьюИорке (Gertrude Stein Reportory Theatre) Джон Ривс использует Интернет не просто для связи со своими театральными коллегами, а для сценических представлений посредством проведения конференций в Интернет. Имея соответствующие программы для проецирования изображений из сети Интернет на сцену, Ривс пытается создать интернациональный театр. Используя технологии, спроектированные для преподавательских и деловых приложений, он буквально сплавляет воедино актеров из Нью-Йорка, Франции, России и других стран в одно представление на одной сцене. Впервые мысль о подобном виртуальном интернациональном театре посетила его семь лет назад. Он использовал средства видеоконференции и трехмерное анимационное программное обеспечение при связи между США и Францией для работы с директорами и дизайнерами при работе над общими идеями и образами. В настоящее время театр Джона Ривса занят осуществлением нескольких проектов, которые позволят протестировать различные основанные на использовании Интернет программные решения проведения видеоконференций. Театр получает помощь от таких компаний как IBM и AT&T для создания жизнеспособного театра в сети Интернет.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 164.