Для организации компьютерной поддержки совместной работы сообществ в Интернет работают многочисленные исследовательские центры (ссылки на исследовательские центры можно найти по адресу http :// www. crew.umich. edu/~brinck/cscw.html).
В основном деятельность этих групп реализуется в области, которую принято обозначать как поддерживаемая компьютером совместная деятельность CSCW.
CSCW - научно-практическое направление, которое на основе теоретического и практического исследования совместной работы людей в виртуальных сообществах, должно способствовать созданию так называемых систем поддержки Groupware, аппаратных и программных систем, которые поддерживают и улучшают работу группы, занятую выполнением общей задачи или достижением общей цели в условиях телекоммуникационных взаимодействий.
CSCW - общий термин, который относится к компьютер-опосредованной совместной (кооперативной) работе, включает программные системы поддержки Groupware, телекоммуникации, инжиниринг бизнес-процесса. Термин CMCW (Computer Mediated Cooperative Work) относится к области компьютер-опосредованной связи Термины CSCW и CMCW иногда используются взаимозаменяемо, однако в CMCW ударение делается на системах связи.
Системы поддержки совместной работы разработаны и развиваются для различных приложений: руководство проектом, управление процессами разрешения кризисных ситуаций и конфликтов, планирования и составления бюджета, совместного изучения сложных явлений и процессов, групповой терапии и медитации и многих других.
Сегодня является общепринятой точка зрения, что при организации совместной групповой работы в условиях телекоммуникационных взаимодействий мы нуждаемся в разнообразных средствах поддержки:
• Позволяющих видеть друг друга (videoconferencing).
• Обеспечивающих участия разнопредметных специалистов в проектировании изделия (совместное рабочее место).
• Стимулирующих активность группы, в частности в оказании помощи в генерации идей с использованием методов мозговой атаки.
• Предоставляющих интерактивный доступ к полезной информации (совместное информационное пространство) и многих других средствах поддержки групповой работы.
Развитие проблематики CSCW разработчики связывают прежде всего с получением ответов на следующие вопросы:
• Как люди работают вместе в качестве группы?
• Что им необходимо для совместной работы в качестве группы?
• Как компьютерные средства и средства связи могут быть использованы для поддержки людей, занятых над выполнением задания?
В настоящее время в практике проектирования CSCW сложились представления об общих положениях создания данного класса систем (CSCW & Groupware Index, 1998):
· Цель системы поддержки обеспечить группу возможностью продемонстрировать коллективный разум. Это означает, что результаты, которые показывает группа, должны быть лучше по сравнению с результатами, которые могли бы быть достигнуты любым отдельным членом группы.
· Система должна поддержать синхронные и асинхронные действия группы.
· Структура связи должна быть приспособлена к специфике общения и специфике группы.
· Коммуникационные структуры должны быть чувствительны к нормам и организационным структурам.
· Лица и группы должны быть относительно свободны в работе и связи друг с другом любым доступным способом.
· Схожий интерфейс должен позволять связываться как друг с другом, так и с другими компьютерами и информационными источниками.
· Ресурсы компьютеров должны быть объединены для решения индивидуальных и групповых проблем.
· Поскольку группы и отдельные лица используют и приспосабливают системы для удовлетворения своих потребностей, должна существовать обратная связь с проектировщиками системы, как часть итеративного цикла разработки.
· Человеческие роли и поддержка компьютером человеческих ролей являются ключевыми факторами успеха действий группы. Предпочтительней системы, которые отражают гибкость процессов человеческой коммуникации, что существенно для поддержки человеческих ролей.
· Секретность и безопасность связи существенны для приемлемости системы.
· Дизайн систем должен отражать групповые и индивидуальные коммуникативные различия в отношении поведения, управления и структуры коммуникаций.
· Будущий успех систем поддержки зависит от их специального приспособления и степени интегрирования различных систем.
Общепринятой является позиция, что разработка методов и средств поддержки совместной работы сообществ должна строится с учетом общих ресурсов:
· Общих особенностей рабочего пространства. Обеспечения рабочей области, в которой два или более участника могут видеть и работать, например электронные доски, общие средства обслуживания экрана, позволяющие воспроизводить на части экрана определенное количество других удаленных экранов.
· Общих информационных средств обслуживания. Они позволяют двум или более людям хранить, иметь доступ, упорядочивать и манипулировать общей информацией, например гипертекстом.
· Общих средств поддержки групповой работы. Предусматривается поддержка определенных типов задач, например: мозговой атаки, объединенного редактирования документов и др.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 191.