Глава 1. Общие сведения о сообществах в интернет.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Актуальность. Растущий интерес к сетевым сообществам связан с переходом общества на новую ступень цифрового развития. Компьютеры и сети уже перестали быть символом будущего, они прочно вошли в наше настоящее и теперь мы можем оценить их влияние на наши отношения с другими людьми. В связи с этим происходит заметный сдвиг интересов от глобальных организаций к региональным сообществам. Интерес сдвигается от всемирной аудитории, состоящей из слушателей и зрителей, к местным сообществам, где люди общаются между собой и помогают друг другу.

Общество все больше напоминает сложный организм, со своими особыми клетками, органами и тканями. Социальные органы и клетки функционально автономны, но тесно интегрированы в мировую самоорганизующуюся сеть.

Организации и отдельные люди все сильнее зависят от социальной среды. В качестве компенсации за растущую зависимость человек получает возможность самостоятельно планировать собственное время и распорядок собственной деятельности. Обязательность использования современных технических средств компенсируется растущей дружественностью этих средств и возможностью использовать эти средства по своему усмотрению. Современные компьютерные средства все активнее используются для расширения возможностей отдельных людей и сетевых коллективов. Люди хотят быть участниками, а не зрителями.

Развитие компьютерных и сетевых технологий создает новый тип цифровой урбанизации, когда наряду с привычными дорогами, рынками, торговыми центрами, больницами, музеями и школами все активнее строятся цифровые дороги, виртуальные центры торговли, искусства, здоровья и образования. На картах появляются целые информационные города, названия которых лишь отдаленно напоминают названия их физических прототипов – www.cityofboston.gov, www.amsterdam.info. Бизнес и общественная жизнь перемещается в новые места обитания - информационные города [Sproull L., Patterson J. 2004]. Для того, чтобы сделать эти города привлекательными для обитания, недостаточно насытить их информацией. Нужно чтобы эта информация включалась в те отношения, которые складываются между обитателями новых цифровых пространств. Люди чаще всего приходят в сеть Интернет в поисках информации. Но, остаются они в сети благодаря тем отношениям, которые складываются между ними и другими людьми.

В сети вырастают все новые организации торговли, науки, искусства, здравоохранения. Каждая из таких организаций борется, прежде всего, за доверие посетителей. Одним из главных факторов, влияющих на доверие посетителей, оказывается сообщество людей, участвующих в жизни и развитии организации.

Новым посетителям и новым членам сообщества важна возможность принять личное участие в деятельности сообщества, интересна информация, которую пишут другие люди не за деньги, не выполняя чей то заказ. В связи с этим многие организации и корпорации активно исследуют возможности сетевых сообществ и всячески поощряют их развитие.

Наиболее интересным и перспективным направлением в изучении сетевых сообществ является область непрерывного обучения. Электронное обучение не исчерпывается дистанционным образованием и поиском информации в сети. Все большее внимание уделяется сетевым сообществам обмена знаниями.

В центре нашего внимания будут находиться группы людей, обменивающиеся сообщениями при помощи компьютерных сетей. Значение сообщений, которыми они обмениваются, не подлежит сомнению и анализу. Все что мы можем сделать для того, чтобы увеличить шансы сообщества на успех, это проанализировать влияние средств обмена сообщениями на жизнь сообщества.



Исходные понятия

 

Интернет. Технологическая основа для сети Интернет была создана при решении Пентагоном задачи обеспечения надежной телекоммуникационной связи в условиях ядерной войны. Была построена сеть ARPANET. Основные идеи, которые легли в основу этой сети: каждый узел сети соединен с несколькими другими, так что существует несколько различных путей от узла к узлу; все узлы и связи рассматриваются как ненадежные; существуют автоматически обновляемые таблицы перенаправления сообщений.

В 1993-м году World Wide Web /WWW/ был задуман в ЦЕРНе (Швейцария) для поддержки групп физиков, работающих в различных институтах в разных странах над общими исследовательскими проектами. В настоящее время Интернет/WWW становится общим фондом человеческих знаний, поддерживающим совместные усилия входящих в него пользователей, объединенных в разнообразные сообщества.

Существует много определений Интернет.

E.Krol (1993) дает ответ на вопрос о том, что такое Интернет в трех определениях:

· это сеть сетей основанная на TCP/IP протоколах,

· сообщество людей, которые используют эти сети,

· собрание ресурсов, доступных в этих сетях.

T.Guay (1995) определяет Интернет с помощью системы парадигм: печати, мультимедиа, гипертекста, Docuverse, интерактивности. Понятие Docuverse было предложено (T.Nelson, 1990) для описания глобальной распределенной библиотеки, состоящей из взаимосвязанных документов, другими словами это глобальный метадокумент.

В контексте данной работы Интернет - это прежде всего совокупность сообществ, образуемых благодаря принципиально новым возможностям телекоммуникационных взаимодействий и средствам поддержки этих взаимодействий.

Сообщества в Интернет имеют свои преимущества и недостатки (J.Lapachet, 1994).

Преимущества сообществ в Интернет:

· Современная технология предоставляет ординарным людям необычайно большие средства для достижения своих целей.

· Возможность организации форума для проведения дискуссий по интересам.

· Возможность участвовать в сообществе в удобной для участника форме.

· Общение основано на тексте.

· Возможность участвовать в сообществе многим различным людям

· из различных мест.

· Возможность скрыть свою расу, пол, сексуальную ориентацию,

· недостатки и т.д.

· Возможность анонимности.

· Широкий круг контактов, которые могут привести к физической

· встрече с наиболее интересными партнерами.

· Некоторые дискуссионные арены модерируются.

· Общение идет не по широковещательной среде.

· Среда не "фиксирована".

· Слабые ограничения высказываемых мнений.

Недостатки сообществ в Интернет:

· Требуется умение читать, писать и печатать.

· Дискриминация другого характера, чем в естественных сообществах, но присутствует.

· Не строится ограничений в высказываемых мнениях.

· Легкая возможность для немногих доминировать в дискуссиях.

· Нужно иметь компьютер или доступ к компьютеру. Получение доступа в сеть может быть проблемой.

· Общение отнимает определенное, иногда значительное время.

· Возможность потери контакта с реальностью.

· Трудность навигации и нахождения предмета интереса. Некоторые области модерируются.

· В отдельных случаях, общение может быть основано исключительно на тексте.

· Предоставлена возможность анонимности.

· Расширение возможностей манипулирования отдельными индивидуумами и сообществами.

Компьютерные конференции

 

Научные компьютерные (электронные) конференции характеризуются неофициальным обменом тематической информацией, различными точками зрения и действиями. Наиболее распространенным является представление о научных электронных конференциях, связанное с выполнением функций по становлению обширного доступного хранилища информации и опыта, а также местом встречи для ученых разделяющих схожие интересы.

Обсуждение на интерактивных конференциях можно определить как новую форму научного диалога:

· диалог, производимый большим количеством авторов в продолжающемся взаимодействии через сообщения;

· диалог, который привносит в обмен информацией большие перспективы и разнообразие;

· диалог, который требует ясности и серьезных намерений и является местом для испытания новых идей, создания спектра мнений среди участников.

Как самоорганизующиеся сообщества научные дискуссионные группы (Scholarly Discussion Group /SDG/) зависят от персональной инициативы, основаны на обязательствах заинтересованных сторон и развиваются непосредственно через взаимодействие.

Научные телеконференции могут выдвинуть на первый план интерактивную, совместную (collaborative) природу производства знания. Телеконференции способны эффективно связывать потребности в информации с соответствующими источниками экспертизы и совмещать людей со схожими интересами, людей, которые иначе могли бы не встретится. Телеконференции позволяют людям просигнализировать о своих интересах и узнать за разумную стоимость о том, что интересует других.

Как среду, телеконференцию можно представить как гибрид интерперсональных и масс-медиа коммуникационных средств массовой информации. Центр в этом определении лежит на уникальной комбинации электронной связи в конференции многие-ко-многим и способности обратной связи многие-ко-многим, если сравнивать с широковещательной и интерперсональной средой. Все формы онлайновых конференций можно объединить в новой концепции: совместные (collaborative) средства массовой информации. В отличие от среды массовой информации в этом новом типе интерактивной среды аудитория является создателем и приемником содержания среды. Таким образом, и это важно для понимания динамики участия в конференциях, само существование среды зависит от участия аудитории, так как поданные сообщения суть содержание среды.

Принципиальным отличием компьютерной конференции от естественной является то, что она может функционировать в асинхронном и синхронном режимах. Простейшей формой компьютерной конференции являются списки рассылки (mailing lists), поддерживаемые соответствующим программным обеспечением (например:

· The ListProc homepage, 1998;

· The ListServ homepage, 1998;

· The Majordomo home page, 1998;

· Liszt: Directory of E-mail discussion groups, 1998;

· D. Kovacs, 1994, R.E. Quinn, 1997 и др.).

Более сложные формы конференции требуют подключения в сеть, на которой установлено программное обеспечение для конференций (например, Usenet). Эта форма конференции позволяет хранить все сообщения в одном, централизованном месте, при этом участники должны подключаться к системе или использовать клиентскую программу для чтения сообщений. Все сообщения инвентаризованы по предмету обсуждения и позволяют читать их последовательно или по группам по выбранной теме. Это избавляет участника от необходимости сортировать или хранить сообщения самому. Системы для конференций "Mainframe" (центральные) наподобие VaxNotes или CoSy построены на тексте и функционируют на основе концепции доски объявлений с отдельными областями для отдельных тем обсуждения, иногда включают в себя Е-mail и синхронные коммуникации. Сложные программы группового программного обеспечения (groupware programs), например, Lotus Notes (Knowledge Sharing Lotus Notes, 1998), позволяют участникам обсуждения работать над документами одновременно и иметь программную поддержку процесса принятия решений.

Синхронные компьютерные конференции принимают форму интерактивной системы сообщений наподобие "internet relay CHAT /IRC/" и комнаты для разговоров ("CHAT rooms"), которые на коммерческой основе предоставляются большинством провайдеров. Возрастает популярность интерактивных систем, созданных для ролевых многопользовательских игр, таких как MUDs/MOOs/MAUDs (R. Bartle, 1996; L.P. Burka, 1993; The Lost Librery of MOO, 1998; M. Resnick, A. Bruckman, 1993; R. Evard, 1994 и др.). Эта среда общения хороша для тех пользователей, кто читает и воспринимает информацию быстро, может держать в голове много направлений обсуждения одновременно, кто имеет навыки работы с клавиатурой.

Научные дискуссионные группы обсуждений в общем случае могут быть отнесены по крайней мере к четырем типам:

· Библиотеки, где собирают информацию, слушают, и думают.

· Семинары, встречи, конференции, или салоны, где новости и открытия обсуждаются неофициально с коллегами и где можно найти свежие идеи.

· Место, в котором уместна непринужденная беседа.

· Газетная подписка, где скрытность позволяется или даже поощряется и где позволяется "удовольствие от наблюдения за работой умов".

Преимущества и недостатки научных конференций в Интернет.

По сравнению с обычными конференциями можно отметить следующие преимущества компьютерных телеконференций:

· Свобода в выборе времени для взаимодействия.

· Пространственная независимость.

· Гибкие возможности находить людей со сходным образом мышления (сходных по духу).

· Богатейшие возможности профессионального роста и развития.

· Возможность участвовать в группе только по темам, в которых участник чувствует себя профессионалом.

· Сглаживание проблем, связанных с половыми различиями, физическими недостатками, этническими различиями.

· Номинальные цены на подписку в телеконференции.

Недостатками компьютерных конференций являются сложность технического обеспечения, проблемы общения в связи с ограниченностью средств коммуникаций.

Дискуссионные списки рассылки. Дискуссионный список рассылки (иначе называемый почтовыми конференциями) в Интернет - это сообщество людей, объединенных каким-то общим интересом, людей, которые хотят высказаться по волнующему вопросу и читать мнения других людей на эту тему. Обмен информацией происходит следующим образом: подписчик отправляет электронное письмо на адрес своего списка и оно рассылается на E-mail каждого подписчика. Эта услуга работает так же как рассылка «all staff» внутри крупной компании. По данным каталога Liszt (www . liszt . com) в Интернете на сегодняшний день существует около 90000 почтовых списков. Подписка через E-mail является частным случаем чтения телеконференции. Для того чтобы стать подписчиком, необходимо иметь персональный адрес электронной почты и отправить с него сообщение с командой subscribe и названием конференции, на которую вы хотите подписаться. Преимущество общения через почтовый список заключается в том, что не нужно специально выбирать время для общения. При общении через Интернет отсекается все, кроме содержательной части и чтобы заявить о своем мнении большой аудитории, нужно иметь определенное мужество и профессионализм.

Пример использования среды MOO (MUD) в организации телеконференций. Рассмотрим сетевую виртуальную среду /NVE/ подготовленную администраторами BioMOO (http :// bioinfo . weizmann . acc . il), предназначенную для международного виртуального общения биологов. Данная среда, названная «виртуальный центр конференции» (virtual conference centre /VCC/), применялась для проведения конкретной конференции - Electronic Computational Chemistry Conference (J. Towell, E. Towell, 1995). Топография виртуального центра конференции представлена на рисунке (Рис. 1-1).

VCC имеет конфигурацию, дающую подключившимся к ней людям простой доступ в любую комнату. VCC начинается в центральной комнате названной PLAZA. PLAZA используется для отправления по почте плановой информации и, как на обычных конференциях, содержит информационные табло, которые могли бы использоваться для размещения разнообразных сообщений типа рабочих вакансий и персональных сообщений. От PLAZA пользователь может выдать только одну команду, чтобы попасть в любую из десяти комнат, восемь из которых были названы согласно их местоположению относительно центральной комнаты, две другие комнаты находятся вверху и внизу от PLAZA. Каждая из "переговорных" комнат, кроме PLAZA, имеют один вход и один выход. Чтобы перейти к PLAZA из "переговорных" комнат нужно просто ввести: "out" или "exit".

VCC содержит регистраторы в каждой из комнат, кроме PLAZA, зарегистрированные обсуждения сохраняются и архивируются. Записи с предыдущего дня редактируются и отсылаются к списку рассылки конференции для всех читателей.

Общей проблемой является дискомфорт, связанный с переплетением персональных комментариев с “основной дискуссией”. Как вычленить только основную часть обсуждения для дальнейших расшифровок стенограммы? Эта проблема может быть решена несколькими путями. Например, VCC имеет команды, которые выделяют не регистрируемую межабонентскую связь. Эти команды могут использоваться эффективно для формирования сторонних комментариев, что и применяется более опытными NVE пользователями. Появление неадекватных комментариев может объясняться различными факторами. Например, это может быть связано с задержкам связи на Интернет, различными временными поясами участников конференции и др.

В процессе семинаров в BioMOO и сессиях обсуждения в VCC, проводились эксперименты с использованием модерируемой комнаты. Эта комната разрешает связь только после того, как пользователю поступил запрос. После команды запроса, пользователи помещаются в очередь. Текущие участники обсуждения имеют возможность для дискуссии, пока они не введут определенную команду. После этого открывается возможность говорить следующему лицу в очереди. Модератор может контролировать очередь, может поощрить пользователей, может ввести команду "итог".

Существует некоторая разница в статусе участников VCC. Простой "пользователь" может только соединиться с NVE, проводить навигацию в ней, вести переговоры с другими пользователями и управлять объектами - такими как комнаты и предметы, которые можно разместить

в комнатах. Так называемый "строитель" (builder) имеет все возможности "пользователя" и дополнительно может создавать новые объекты типа комнат и предметов. Наличие участников двух типов может приводить к определенным неудобствам пользователей, в частности, может не понравиться виртуальная среда, созданная строителями. Необходимо минимизировать потенциальные проблемы с отличием персональных мнений относительно среды VCC.

Переговоры на сцене (stage) - термин, используемый для направления комментариев или вопросов определенному лицу в той же самой комнате. Например, если Петр находится в одной комнате вместе с Сергеем, и Сергей напечатал: для Петра: «Что вы знаете?», то все присутствующие в комнате увидят на своих экранах: Сергей [к Петру]: «Что вы знаете?» Переговоры на сцене есть полезный инструмент в том случае, когда в обсуждение вовлечены многие лица.

Как может случиться на любой конференции участники, прибывающие к общему обсуждению с опозданием, будут просить повторять и обновлять текущую тему обсуждения. Обычно, один или более участников пытаются объяснить содержание текущего обсуждение вновь прибывшему, что является неэффективной тратой времени. Поэтому VCC комнаты изменены и содержат буфера, которые снабжают запоздавшего посетителя записью недавней беседы в комнате. Буфер настроен на запоминание последних 50 линий (threads) беседы.

Выделяют следующие направления развития NVE для интернациональных Интернет конференций:

• обеспечение контроля за управлением ввода/вывода;

• автоматизация регистрации конференции;

• контроль над анонимами или гостями конференций;

• упрощение NVE топографии;

• разработка методологии для регистрации сессий обсуждения;

• использование модерируемых комнат для компенсации задержек;

• обеспечение буферов для информирования последних участников.

Технологии для синхронных видеоконференций. Двумя наиболее крупными производителями программного обеспечения для сети Интернет являются Netscape (Netscape Conference) и Microsoft (Microsoft Netmeeting). Программы Netscape Conference и Microsoft Netmeeting работают с картой видеозахвата или с камерой, которая поддерживает видео для Windows, а также с работающими в реальном времени аудиоприложениями. Фирма Microsoft открывает также сервер Microsoft NetShow для передачи аудио/видео презентаций. Программа Netscape Conference позволяет пользователям отыскивать документы, рисовать на совместной доске (whiteboard), обмениваться информацией и разговаривать в реальном времени с коллегами по всему свету. Компания Intel продвигает на рынок компьютеров персональный компьютер TeamStation, спроектированный специально для комнат конференций.

Приведем яркий пример использования богатых возможностей современных телекоммуникацонных технологий для видеоконференций. Художественный директор Театра Гертруды Штайн в НьюИорке (Gertrude Stein Reportory Theatre) Джон Ривс использует Интернет не просто для связи со своими театральными коллегами, а для сценических представлений посредством проведения конференций в Интернет. Имея соответствующие программы для проецирования изображений из сети Интернет на сцену, Ривс пытается создать интернациональный театр. Используя технологии, спроектированные для преподавательских и деловых приложений, он буквально сплавляет воедино актеров из Нью-Йорка, Франции, России и других стран в одно представление на одной сцене. Впервые мысль о подобном виртуальном интернациональном театре посетила его семь лет назад. Он использовал средства видеоконференции и трехмерное анимационное программное обеспечение при связи между США и Францией для работы с директорами и дизайнерами при работе над общими идеями и образами. В настоящее время театр Джона Ривса занят осуществлением нескольких проектов, которые позволят протестировать различные основанные на использовании Интернет программные решения проведения видеоконференций. Театр получает помощь от таких компаний как IBM и AT&T для создания жизнеспособного театра в сети Интернет.

Вывод по главе 1

 

1. Проблемы исследования и поддержки сообществ в Интернет становятся центральными для проблематики связанной с Интернет и телекоммуникационными взаимодействиями в целом.

2. Предлагаемая в работе типология сообществ в Интернет отражает специфику данного класса сообществ и оказывается полезной для систематизации исследований и разработок.

3. Анализ наиболее развитых в Интернет научных сообществ, в частности научных конференций показал, что в условиях Интернет проявляются новые возможности для организации форм научного диалога, представления телеконференций как нового вида интерперсональных и масс-медиа коммуникационных средств массовой информации, богатейшие возможности асинхронных и синхронных форм взаимодействия участников сообществ.

4. Анализ сообществ Интернет, работающих над совместными проектами, показал перспективность такого типа сообществ, и вместе с тем, на наш взгляд, принципиальную ограниченность подходов к организации их деятельности, что связано прежде всего со следующими соображениями:

- доминирующая ориентация на централизованное управление;

- ведущая роль когнитивного подхода, соответственно «знаниевых» структур и потоков знаний;

- недооценка социально-психологических факторов, процессов самоопределения и самоорганизации субъектов деятельности, удовлетворенности и безопасности участников сообществ;

- когнитивный подход порождает парадигму представления сообществ в Интернет как многоагентных систем, в которых сводятся на нет принципиальные различия и специфика субъектов реализуемых на различных формах носителей (естественные субъекты - индивиды, группы, организации и другие формы общностей и искусственные субъекты на базе образований искусственного интеллекта).

5. Стихийное формирование сообществ в Интернет и их продолжительное существование явление уникальное. Для устойчивого развития сообществ и относительно продолжительного их существования необходимы модераторы (профессиональные или энтузиасты). Актуальна проблема специальной подготовки модераторов на базе психологического образования (специализация).

6. Анализ функций модераторов позволяет сделать вывод, что важнейшей задачей модераторов (а также и систем поддержки любых видов сообществ в Интернет) является обеспечение рефлексивных процессов в сообществе, как для отдельных членов сообществ, включая интеррефлексивные процессы, так и для сообщества в целом, включая и процессы «интергрупповой» рефлексии.

7.Многочисленные публикации, затрагивают вопросы безопасности различных типов сообществ в Интернет и отдельных членов (защита от манипуляций, уход от реальности и др.). Актуальна проблема комплексной постановки и проработки вопросов информационно-психологической безопасности в Интернет.



Вывод по главе 2

 

1. Сегодня общепринята точка зрения, что при организации совместной групповой работы в условиях телекоммуникационных взаимодействий мы нуждаемся в разнообразных средствах поддержки.

2. Общепринятой является позиция, что разработка методов и средств поддержки совместной работы сообществ должна строится с учетом общих ресурсов:

· Общих особенностей рабочего пространства. Обеспечения рабочей области, в которой два или более участника могут видеть и работать, например электронные доски, общие средства обслуживания экрана, позволяющие на части экрана воспроизводить определенное количество других удаленных экранов.

· Общих информационных средств обслуживания. Они позволяют двум или более людям хранить, иметь доступ, упорядочивать и манипулировать общей информацией, например гипертекстом.

· Общих средств поддержки групповой работы. Предусматривается поддержка определенных типов задач, например: мозговой атаки, объединенного редактирования документов и др.

3. В настоящее время к основным классам поддержки сообществ в Интернет относятся:

· Средства поддержки разработки концепций (стратегий).

· Системы поддержки групповых решений.

· Компьютерная поддержка совещательной среды.

· Компьютерная поддержка аудио-видеоконференции.

· Программное обеспечение руководства проектом.

Заключение

 

В заключение я перечислю основные свойства, влияющие на существование сетевого сообщества, и рассмотрю насколько эти свойства присущи различным формам сетевого общения. Поскольку сообщество это множество людей, общающихся между собой, то создание, редактирование и комментирование сообщений являются ключевыми свойствами сообществ. Сайт может содержать превосходную информацию, но сама по себе информация будет односторонним сообщением и не будет служить основанием для формирования сообщества.

Поскольку сетевое сообщество основывается на цифровой памяти, то необходимы специальные усилия и специальные агенты, которые бы поддерживали связь между сообщениями. Эта связь необходима для поддержания доверия между членами сообщества. Доверие вырастает из общей истории.

Всякое сообщество нуждается в устойчивом архиве, где бы хранились сообщения, которыми обменивались участники сообщества на протяжении всей истории.

Важно не только то, что говорится, но и кто это говорит. Люди стремятся, как можно больше узнать друг о друге. Среди тех форм сетевого общения, которые мы рассмотрели, проблема персонификации автора лучше всего решается внутри многопользовательских миров и в блогах. Простота и защищенность часто выступают как полярные конструкты. Чем легче попасть в сообщество, тем легче нанести ему урон. В этом смысле примеры списков рассылки, чатов и форумов достаточно показательны. Возможно, что внешняя непривлекательность Wiki обеспечивают ей дополнительную защиту. Другой возможный защитный фактор – устойчивый адрес создаваемых страниц. Дополнительные медийные возможности могут украсить пространство, в котором происходит общение. В многопользовательских микромирах общение происходит в среде насыщенной различными объектами. Эти объекты выполняют важную связующую роль и облегчают обмен сообщениями.

 



Список литературы

 

1. Гаффин А. Путеводитель по глобальной сети Internet. - М., 1966.

2. Корсунцев И.Г. Субъект и виртуальная реальность. - М.: ИПКгосслужбы, 1998.-172с.

3. Лепский В.Е. Концепция субъектно-ориентированной компьютеризации управленческой деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1998. - 204с.

4. Носов Н.А. Виртуальная цивилизация //Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 1. Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. -М.: Ин-т человека РАН, 1995. С. 105-116.

5. Отставнов М. Финансовая инфраструктура цифрового хозяйства. Москва, Компьютерра, N215, 1997.

6. Рекомендации парламентских слушаний: "Россия и интернет: выбор будущего" / Материалы подготовленные «АКДИ Экономика и жизнь», 1998. http://www.akdi.ru/gd/safety/p 17-1 2/page29 . htm

7. Садошенко Д. Computer Slang Dictionary, 1997 (FidoNet 2:464/666.13)

 



Приложение 1.

 

Словарь основных терминов.

Anchors -гипертестовые ссылки, внедренные в WWW-документ.

Avatar- воплощение, иконка или графический образ, предназначенный для обозначения участника виртуального сообщества.

Ban - команда используемая wizards и gods, чтобы предотвратить несанкционированное подсоединение к сайтам виртуального сообщества.

Banner - рекламное изображение, являющееся обычно гиперссылкой.

Bandwidth -обозначение объема передаваемой информации.

Browser - программа навигации в сети Интернет.

CHAT rooms - комнаты для телекоммуникационных разговоров (в реальном масштабе времени).

Clean- команда удаления всех опор из виртуальной комнаты.

Clone - Копирование avatar.

CMC (Computer mediated communication) - компьютер-опосредованные коммуникации.

CMCW (Computer mediated communication and work) - компьютер-опосредованные коммуникации и работы.

CSCW - (Computer supported cooperative work) поддерживаемая компьютером совместная деятельность.

Crash - отказ в работе сервера.

CT - кибергород.

Desktop conferencing - конференция с использованием персональных компьютеров.

Desktop video conferencing - видеоконференция с использованием персональных компьютеров.

E-mail - электронная почта - система пересылки почтовых сообщений между абонентами компьютерных сетей.

EMS - электронные системы совещаний.

ESPing - связь с пользователем в другой виртуальной комнате.

FAQ - часто задаваемые вопросы. Популярные в Интернет документы, в которых собраны не только часто задаваемые пользователями вопросы по какой-либо теме, но и ответы на них экспертов в данной области.

Finger - команда, позволяющая пользователю отобразить основную информацию о другом пользователе.

Flame - грубый отклик на какое-либо сообщение, ругань в чей-то адрес, может порождать войну наездов "flame war".

Ftp - протокол передачи файлов между компьютерами в сетях. Также называется и сама услуга, возможность обмениваться файлами с удаленным компьютером в Интернет.

Gag - способность волшебника (wizard) заставить молчать пользователя таким образом, что напечатанное этим пользователем не появляется на экранах других компьютеров.

Ghostavatar - который остается на ваших экранах даже при отсоединении пользователя от сайта.

God - грубый эквивалент "sysop" (системный оператор).

Guest - еще не зарегистрировавшийся пользователь.

GCSS - системы поддержки групповых коммуникаций.

GDSS - системы поддержки групповых решений.

Groupware - специализированное программное обеспечение для поддержки совместной групповой работы.

GSS - системы поддержки группы.

Hehe - выражение, указывающее на хихиканье (giggle): свидетельствует о том, что пользователь обнаружил смешное.

HCI - взаимодействие человек-компьютер.

Home page - первая страничка, которую видит пользователь, обратившись к серверу в системе WWW.

IRC - (Internet Relay Chat) - одна из услуг Интернет, «разговор» между собой пользователей различных компьютерных систем в реальном времени.

It - недружелюбное обращение к guest (гостю).

Kill - способность отключить (или "boot off) пользователя от сервера, только wizards и gods могут kill других пользователей.

Lag - задержка между печатанием текста и появлением его на другом экране.

Login - имя пользователя в компьютерной сети, а также часть его электронного адреса.

Magus - организация опытных Palatians, которые служат как помощники ("helpers"). Magus организуют основные мероприятия виртуального сообщества. Члены Magus могут быть идентифицированы по знаку "?" перед их именами.

Main - главный и наиболее населенный сайт Palace.

Mailing list - список рассылки, т.е. такая конференция, сообщения которой кладутся прямо в Ваш почтовый ящик.

Member - пользователь, который зарегистрировал свое программное обеспечение. Он может создать собственный avatar и опоры и иметь доступ ко всем комнатам мультимедийного виртуального сообщества.

MembersTPI - сайт, к которому имеют доступ только зарегистрированные пользователи виртуального сообщества. Там нет никаких гостей (guests).

Moderator - руководитель, администратор виртуального сообщества.

Mute - скрип, посредством которого пользователь может заставить замолчать другое лицо так, что напечатанное этим лицом сообщение не появится на экране пользователя делающего заглушку (muting).

MOO (Multi-user dimension Object Oriented) - многопользовательские объектно-ориентированные виртуальные среды.

MUD (multi-user dungeons/dimensions) - многопользовательские виртуальные среды.

Newbie -новичок в сети.

Netiquette - этикет Интернет- неформальный, но от этого не менее популярный и уважаемый, свод правил хорошего тона с точки зрения пользователей.

Network - сеть - коммуникаций, связывающая один или несколько компьютеров.

Newsgroup - то же, что и conference - электронный форум для общения или обсуждения чего-либо группой пользователей различных сетей.

NVE - сетевая виртуальная среда.

Pin - способность волшебника (wizard) к ограничению недисциплинированного пользователя путем помещения его в правый угол экрана.

Page - призыв к помощи wizard's.

Password - пароль, секретная комбинация букв и цифр, удостоверяющих права пользователя.

Phone - обычно отправляется как подписанный воздушный шар "признака" ("подписи"), указывает что пользователь на телефоне.

Satchel - место где Вы храните ваши опоры и avs.

Screen sharing systems - системы позволяющие пользователям работать с содержимым экранов чужих компьютеров.

Scripts - программы написанные в iptscrae, позволяющие пользователю автоматизировать действия типа перемещения опоры и показ графики. Используются стандартные scripts, которые поступают с программой поддержки мультимедийного виртуального сообщества. Пользователи, которые знают iptscrae, могут писать их собственные “скрипты”.

SDG - научная дискуссионная группа.

Server - сервер, компьютер, с которого можно получить данные или который предоставляет Вам услуги при обращении к нему.

Shared workspace systems - системы позволяющие членам группы работать совместно с общей информацией, общим текстовым или графическим документом.

Site - место, этот термин часто используется в Интернет вместо формального «сервер», полностью соответствует ему по смыслу.

Smilies - набранные из знаков препинания «улыбочки», позволяющие придавать эмоциональную окраску текстовым сообщениям в Интернет.

Snert -неприятный, невежливый пользователь.

Spam -широко распространенный в сети Интернет термин для обозначения попыток периодически посылать одинаковые сообщения.

Sparkey - имя прикрепляемое к смеющемуся лицу.

Spikeys - взволнованный (excited) текст на воздушном шаре.

Spoof - наложение расположенного в ограниченной области текста поверх avatar другого пользователя.

Tennis bal - недружественный способ обращения к гостю.

TNVE - основанные на тексте сетевые виртуальные среды.

TPI (The Palace Incorporated) - компания, которая создает программное обеспечение Palace и обслуживает несколько сайтов Palace .

TPI сайты - участки Palace (серверы), находящиеся непосредственно под контролем TPI, включая Main, Members, Welcome и Haunted House.

Trolling- (ловля на блесну) посылка смехотворных, необычных сообщений по сети для провоцирования необдуманных реакций на это сообщение.

Usenet –всемирная система передачи/обмена информацией в форме конференций (newsgroups).

User - пользователь.

Video conferencing - системы, позволяющие людям в разных местах взаимодействовать друг с другом с аудио и визуальным контактом.

VCC (Virtual Conference Center) - виртуальный центр конференции.

WAN - большая компьютерная сеть, чьи устройства расположены в различных географических местах.

Welcome - сайт Palace, устанавливаемый в клиентской программе по умолчанию.

Wizard - волшебник - пользователь, выбранный для специальной службы, встречается с "gods" для обсуждения положения в виртуальном сообществе,, выполняет роль модератора.

Whispering - шепот, частный разговор с другим пользователем в виртуальной комнате.

WWW (World Wide Web) - один из серверов Интернет, система навигации, поиска и доступа к ресурсам Интернет с помощью средств гипертекста. На серверах этой системы информация представлена в мультимедийном виде - т.е. содержит множество взаимосвязанных текстовых, звуковых, графических и видео файлов

Введение

 

Актуальность. Растущий интерес к сетевым сообществам связан с переходом общества на новую ступень цифрового развития. Компьютеры и сети уже перестали быть символом будущего, они прочно вошли в наше настоящее и теперь мы можем оценить их влияние на наши отношения с другими людьми. В связи с этим происходит заметный сдвиг интересов от глобальных организаций к региональным сообществам. Интерес сдвигается от всемирной аудитории, состоящей из слушателей и зрителей, к местным сообществам, где люди общаются между собой и помогают друг другу.

Общество все больше напоминает сложный организм, со своими особыми клетками, органами и тканями. Социальные органы и клетки функционально автономны, но тесно интегрированы в мировую самоорганизующуюся сеть.

Организации и отдельные люди все сильнее зависят от социальной среды. В качестве компенсации за растущую зависимость человек получает возможность самостоятельно планировать собственное время и распорядок собственной деятельности. Обязательность использования современных технических средств компенсируется растущей дружественностью этих средств и возможностью использовать эти средства по своему усмотрению. Современные компьютерные средства все активнее используются для расширения возможностей отдельных людей и сетевых коллективов. Люди хотят быть участниками, а не зрителями.

Развитие компьютерных и сетевых технологий создает новый тип цифровой урбанизации, когда наряду с привычными дорогами, рынками, торговыми центрами, больницами, музеями и школами все активнее строятся цифровые дороги, виртуальные центры торговли, искусства, здоровья и образования. На картах появляются целые информационные города, названия которых лишь отдаленно напоминают названия их физических прототипов – www.cityofboston.gov, www.amsterdam.info. Бизнес и общественная жизнь перемещается в новые места обитания - информационные города [Sproull L., Patterson J. 2004]. Для того, чтобы сделать эти города привлекательными для обитания, недостаточно насытить их информацией. Нужно чтобы эта информация включалась в те отношения, которые складываются между обитателями новых цифровых пространств. Люди чаще всего приходят в сеть Интернет в поисках информации. Но, остаются они в сети благодаря тем отношениям, которые складываются между ними и другими людьми.

В сети вырастают все новые организации торговли, науки, искусства, здравоохранения. Каждая из таких организаций борется, прежде всего, за доверие посетителей. Одним из главных факторов, влияющих на доверие посетителей, оказывается сообщество людей, участвующих в жизни и развитии организации.

Новым посетителям и новым членам сообщества важна возможность принять личное участие в деятельности сообщества, интересна информация, которую пишут другие люди не за деньги, не выполняя чей то заказ. В связи с этим многие организации и корпорации активно исследуют возможности сетевых сообществ и всячески поощряют их развитие.

Наиболее интересным и перспективным направлением в изучении сетевых сообществ является область непрерывного обучения. Электронное обучение не исчерпывается дистанционным образованием и поиском информации в сети. Все большее внимание уделяется сетевым сообществам обмена знаниями.

В центре нашего внимания будут находиться группы людей, обменивающиеся сообщениями при помощи компьютерных сетей. Значение сообщений, которыми они обмениваются, не подлежит сомнению и анализу. Все что мы можем сделать для того, чтобы увеличить шансы сообщества на успех, это проанализировать влияние средств обмена сообщениями на жизнь сообщества.



Глава 1. Общие сведения о сообществах в интернет.

Исходные понятия

 

Интернет. Технологическая основа для сети Интернет была создана при решении Пентагоном задачи обеспечения надежной телекоммуникационной связи в условиях ядерной войны. Была построена сеть ARPANET. Основные идеи, которые легли в основу этой сети: каждый узел сети соединен с несколькими другими, так что существует несколько различных путей от узла к узлу; все узлы и связи рассматриваются как ненадежные; существуют автоматически обновляемые таблицы перенаправления сообщений.

В 1993-м году World Wide Web /WWW/ был задуман в ЦЕРНе (Швейцария) для поддержки групп физиков, работающих в различных институтах в разных странах над общими исследовательскими проектами. В настоящее время Интернет/WWW становится общим фондом человеческих знаний, поддерживающим совместные усилия входящих в него пользователей, объединенных в разнообразные сообщества.

Существует много определений Интернет.

E.Krol (1993) дает ответ на вопрос о том, что такое Интернет в трех определениях:

· это сеть сетей основанная на TCP/IP протоколах,

· сообщество людей, которые используют эти сети,

· собрание ресурсов, доступных в этих сетях.

T.Guay (1995) определяет Интернет с помощью системы парадигм: печати, мультимедиа, гипертекста, Docuverse, интерактивности. Понятие Docuverse было предложено (T.Nelson, 1990) для описания глобальной распределенной библиотеки, состоящей из взаимосвязанных документов, другими словами это глобальный метадокумент.

В контексте данной работы Интернет - это прежде всего совокупность сообществ, образуемых благодаря принципиально новым возможностям телекоммуникационных взаимодействий и средствам поддержки этих взаимодействий.

Сообщества в Интернет имеют свои преимущества и недостатки (J.Lapachet, 1994).

Преимущества сообществ в Интернет:

· Современная технология предоставляет ординарным людям необычайно большие средства для достижения своих целей.

· Возможность организации форума для проведения дискуссий по интересам.

· Возможность участвовать в сообществе в удобной для участника форме.

· Общение основано на тексте.

· Возможность участвовать в сообществе многим различным людям

· из различных мест.

· Возможность скрыть свою расу, пол, сексуальную ориентацию,

· недостатки и т.д.

· Возможность анонимности.

· Широкий круг контактов, которые могут привести к физической

· встрече с наиболее интересными партнерами.

· Некоторые дискуссионные арены модерируются.

· Общение идет не по широковещательной среде.

· Среда не "фиксирована".

· Слабые ограничения высказываемых мнений.

Недостатки сообществ в Интернет:

· Требуется умение читать, писать и печатать.

· Дискриминация другого характера, чем в естественных сообществах, но присутствует.

· Не строится ограничений в высказываемых мнениях.

· Легкая возможность для немногих доминировать в дискуссиях.

· Нужно иметь компьютер или доступ к компьютеру. Получение доступа в сеть может быть проблемой.

· Общение отнимает определенное, иногда значительное время.

· Возможность потери контакта с реальностью.

· Трудность навигации и нахождения предмета интереса. Некоторые области модерируются.

· В отдельных случаях, общение может быть основано исключительно на тексте.

· Предоставлена возможность анонимности.

· Расширение возможностей манипулирования отдельными индивидуумами и сообществами.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 190.