Однажды утром, когда мы были уже в самой глубине штата Арканзас, впереди, в излучине реки, вдруг показался какой-то захудалый городишко. Не доезжая до него трех четвертей мили, мы спрятали плот в устье какой-то речки, так густо обросшей кипарисами, что она походила больше на туннель. Все мы, кроме Джима, сели в лодку и отправились в город – поглядеть, нельзя ли тут дать представление.
Нам здорово повезло: нынче днем в городе должен был выступить цирк, и из деревень уже начал съезжаться народ – верхом, и на дребезжащих повозках. Цирк должен был уехать к вечеру, так что наше представление пришлось кстати и могло иметь успех. Герцог снял залу суда, и мы пошли расклеивать афиши. Вот что на них было напечатано:
ВОЗРОЖДЕНИЕ ШЕКСПИРА!!!
ИЗУМИТЕЛЬНОЕ ЗРЕЛИЩЕ!
ТОЛЬКО ОДИН СПЕКТАКЛЬ!
ЗНАМЕНИТЫЕ ТРАГИКИ
Давид Гаррик Младший из театра Друри Лейн в Лондоне и Эдмунд Кин Старший из Королевского театра, Уайтчепел, Пуддинг Лэйн, Пиккадилли, Лондон и из Королевских театров в Европе в своем непревзойденном
ШЕКСПИРОВСКОМ СПЕКТАКЛЕ
под названием
СЦЕНА НА БАЛКОНЕ
из
“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТЫ”!!!
Ромео – мистер Гаррик.
Джульетта – мистер Кин.
Участвует вся труппа!
Новые костюмы, новые декорации, новая постановка!
А также
захватывающий, неподражаемый и повергающий в ужас
ПОЕДИНОК НА МЕЧАХ
из
“РИЧАРДА III”!!!
Ричард III – мистер Гаррик.
Ричмонд – мистер Кин.
А также
(по просьбе публики)
БЕССМЕРТНЫЙ МОНОЛОГ
ГАМЛЕТА!!!
в исполнении
ЗНАМЕНИТОГО КИНА!
Выдержал 300 представлений в Париже!
Только один спектакль!
По случаю отъезда на гастроли в Европу!
Вход – 25 центов; для детей и прислуги – 10 центов
Мы пошли шататься по городу. Почти все лавки и дома здесь были старые, рассохшиеся и испокон веку некрашеные; все это едва держалось от ветхости. Дома стояли точно на ходулях, фута на три, на четыре от земли, чтобы река не затопила, когда разольется. При домах были и садики, только в них ничего не росло, кроме дурмана и подсолнуха, да на кучах золы валялись рваные сапоги и башмаки, битые бутылки, тряпье и помятые ржавые жестянки. Заборы, сколоченные из разнокалиберных досок, набитых как попало одна на другую, покривились в разные стороны, и калитки в них держались всего на одной петле – да и та была кожаная. Кое-где они были даже выбелены, – видно, в давние времена, может, еще при Колумбе, как сказал герцог. Обыкновенно в садиках рылись свиньи, а хозяева их оттуда выгоняли.
Перевод Нины Дарузес
Чем кончилось дело? Вспомните другие проделки короля и герцога. Укажите фольклорно-мифологические истоки и литературные параллели к их образам. Почему Марку Твену было важно, чтобы эти два мошенника выдавали себя за аристократов?
Жулик – необходимое дополнение к провинциальному простаку. Америка «Приключений Гекльберри Финна» не похожа ни на Америку больших городов, ни на Америку Дикого Запада и фронтира. Это глубокая провинция. Охарактеризуйте ее: какова ее жизнь, каковы развлечения и занятия ее жителей. Вспомните другие известные вам произведения, действие которых происходит в провинции (Гоголь и др.). Есть ли сходные черты в разных «провинциальных текстах»? Какие типы провинциалов, встречающиеся в произведениях других авторов, можно найти в «Приключениях Гекльберри Финна»? Что специфично для образа американской провинции в романе Марка Твена? Какую роль в создании этого образа играют сцены насилия? В какой мере в романе сказывается ностальгия автора по давно прошедшим временам?
Трикстер
Найдите в доступных источниках материалы по теме «трикстер» (в энциклопедии «Мифы народов мира» в статье «Культурный герой»). Какое место занимает трикстер в мифологической картине мира? Как он связан с культурным героем? Какие персонажи мировой литературы восходят к трикстеру? Перечитайте в работе М. М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе» раздел VI «Функции плута, шута, дурака в романе». Какова роль этих ролей в истории романа?
Типы вроде короля и герцога в самом деле бродили по американской провинции, мороча олухов. Но в роман Марка Твена они явились не столько из актуальной современности, сколько из глубины литературной традиции. Плут, пройдоха, хитрец – персонаж неисчислимого множества произведений литературы и фольклора с древнейших времен. Вариации его разнообразны, нередко герой-плут наделяется обаятельными чертами: артистизмом, умом, остроумием. Он может иметь мужественный облик «разбойника», даже «благородного разбойника», который, однако, предпочитает добиваться успеха не силой, но хитростью и ловкостью.
Бахтин указывает на непричастность плута к быту, то есть к привычному повседневному порядку жизни. Плут действует не по правилам, его мир располагается «за чертой» закона, это преступный мир, обычно в самом прямом юридическом смысле. В законопослушном мире по эту сторону черты он действует как провокатор, подталкивает к нарушению запретов, дозволяет делать то, что делать нельзя. Рушатся авторитеты, разоблачается мнимая значительность официальной жизни, мудрецы оказываются дураками, солидные граждане – мошенниками и сластолюбцами. Плут делает ставку на худшие качества человеческой природы и редко ошибается. Плутовской сюжет обычно строится как кумулятивный ряд однотипных эпизодов, в которых плут снова и снова добивается успеха и уходит от наказания. Его жертвы, однажды обманутые, предполагают, что в следующий раз плут будет действовать по прежней схеме, и снова попадают впросак: медведь выбирает корешки, ожидая, что мужик опять посеет репу, а мужик посеял рожь.
В сюжете плут может занимать центральное положение (как Остап Бендер в романах Ильфа и Петрова) или выступать в роли спутника, друга или друга-врага главного героя – простака. Простак может по собственной инициативе обращаться к плуту за помощью (так Петруша Гринев обращается к Пугачеву), может быть вынужден терпеть его общество по тем или иным причинам. Плут искушает простака, соблазняет его легкими путями достижения цели с помощью подлости и обмана, испытывает его человечность. Разумеется, если простак поддастся на провокацию, он не только не получит желаемого, но потеряет и то, что у него есть.
Однако обычно плут в итоге терпит поражение: он осмеивается, подвергается побоям, изгоняется или физически уничтожается. В иных случаях обнаруживается относительность противопоставления плута и плутовского мира миру «нормальному». Благородный разбойник может оказаться графом и жениться на богатой наследнице. Остап Бендер, напротив, признает, что графа Монте-Кристо из него не получилось, и намерен переквалифицироваться в управдомы. Это означает, что «быт», то есть обыкновенный мир, основан именно на плутовстве, Остап в нем лишний не потому, что он плут, а потому, что он артист и поэт.
Подумайте, какое место в традиции плутовской литературы занимают «Приключения Гекльберри Финна». Как в образе самого Гека сочетаются черты плута и простака?
Текст 5. Гек-рассказчик.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 250.