Цивилизации Древнего Востока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вавилон.

История. Вавилон - это греческое наименование семитского города Бабилима, что обозначает "Врата Господни". Город располагался в Северной части Двуречья, там, где сближается Евфрат с Тигром, к юго-западу от современного Багдада. Он являлся столицей не только Древнего, но и Нового Вавилонского царства, сложившегося тысячелетием позже. В 538 г. до н.э. Вавилон был завоеван персами. Благодаря археологическим раскопкам, которые велись с 1899 года, на территории Вавилона обнаружены городские укрепления, царский дворец, храмовые сооружения, в частности комплекс бога Мардука, и жилой квартал.

Возникновению и возвышению Вавилона, который почти на два предстоящих тысячелетия станет одним из крупнейших центров древней цивилизации, предшествовал целый ряд политических событий в Месопотамии, сплетенных в замысловатый узел. Под ударами скотоводов-амореев пало централизованное государство - царство Шумера и Аккада, созданное III династией Ура. Не преминули воспользоваться легкой добычей и эламиты, обрушившиеся на южную Месопотамию. На территории Двуречья снова возникло множество мелких и средних царств, около двух столетий боровшихся между собой.

Одна из аморейских династий в результате очередного вторжения завоевателей около 1895 г. до н.э. утвердилась в небольшом городе Вавилон, находившемся в северной части государства Исин. Долгое время вновь созданное государство не играло значительной роли в политической жизни Междуречья. Целенаправленная и ловкая политика шестого царя I Вавилонской династии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э) способствовала превращению Вавилона в столицу огромного государства, подчинившего себе почти все Двуречье. В условиях бесконечных междоусобных войн Хаммурапи не раз заключал и легко расторгал военные союзы, которые были необходимы ему для реализации своих далеко идущих планов.

Первые годы своего правления Хаммурапи занимался возведением храмов и, скорее всего, активно готовился к военным действиям. На седьмой год царствования при поддержке Римсина, достаточно сильного эламского правителя в Ларсе, с которым был заключен договор о взаимопомощи, Хаммурапи подчинил себе южные города Урук и Исин. Чтобы укрепить свое влияние на захваченных землях, дальновидный политик уже через два года построил канал, о значении которого говорит само название - "Хаммурапи-изобилие".

Таким образом, на рубеже XIX-XVIII вв. до н.э. во время ожесточенной борьбы в Двуречье государств и династий различного происхождения стал выделяться Вавилон, со временем превратившийся в один из величайших городов мира. С XIX по VI столетия до н.э. он являлся столицей Вавилонии. Об исключительном значении этого экономического и культурного центра свидетельствует уже тот факт, что всю Месопотамию (Двуречье) - область в среднем и нижнем течении Тигра и Евфрата - нередко определяли термином Вавилония. Созданное Хаммурапи могучее централизованное государство со столицей Вавилоном просуществовало не слишком долго. Уже при преемниках Хаммурапи обозначились тенденции к некоторому упадку, о чем свидетельствуют вторжения эламитов и завоевание Вавилонии касситами. Несмотря на это, Вавилонию времен царя Хаммурапи по праву причисляют к тем регионам, которые можно называть колыбелью цивилизации.

Экономика. Уже в начале II тысячелетия до н.э. Двуречье, самый высокоразвитый регион того времени, вступило в период бронзового века. Известны даже случаи применения железных орудий труда. Систематическое использование металла способствовало росту производительности труда в земледелии, которое сохраняло первостепенное значение в экономике региона.

Использовались мотыга, приспособления для боронования, серпы. Орудия труда в сельском хозяйстве продолжали совершенствоваться. Возможно, именно во времена Старо-Вавилонского царства стал широко применяться плуг усложненной конструкции. Он был оснащен специальной воронкой, куда засыпалось зерно, и трубкой, через которую семена попадали в борозду. Правда, по некоторым сведениям, такой плуг знали еще при III династии Ура. При вспашке использовалась тягловая сила быков. Среди домашних животных наряду с ослами, ишаками, мулами начинает появляться лошадь.

Высокая урожайность земледелия определялась не только исключительным плодородием аллювиальной почвы, но и развитой ирригационной системой. Короткий зимний период дождей с небольшим количеством осадков, очень высокая температура воздуха в летние месяцы, а также несовпадение периода разлива рек со временем посадки обусловили исключительно важное значение искусственного орошения. У рек Тигра и Евфрата брали свое начало главные полноводные каналы, от которых ответвлялись все более и более мелкие, пока влага не попадала непосредственно на поля. Необходимый уровень воды в системе поддерживался благодаря наличию ряда плотин. Воду в высокие районы, куда она не достигала во время подъема рек, поднимали при помощи специальных приспособлений, более усовершенствованных по сравнению с шумерским временем. Правда, эти водоподъемные сооружения, скорее всего, оставались весьма несложными в техническом отношении и требовали значительных затрат физического труда человека.

Во II тысячелетии до н.э. на полях Вавилонии возделывали не только зерновые культуры. Очевидно, что во времена Хаммурапи активно развивается садовое хозяйство с различными сортами фруктовых деревьев. Обширные пространства засаживались финиковой пальмой. Наличие богатых пастбищ, под которые использовались горные склоны, степи, луга, способствовало дальнейшему развитию скотоводства. Активно развивается ремесло. Совершенствование ремесел стимулировало активизацию роста научных знаний.

Социальная структура. Нет сомнения в том, что Законы Хаммурапи отстаивали интересы рабовладельцев, защищали их от "строптивого" раба. В средней древневавилонской семье могло быть от двух до пяти рабов. Значительно реже их число доходило до нескольких десятков. Частноправовые документы свидетельствуют, что рабы могли продаваться, обмениваться, их передавали по наследству, дарили, одним словом, полностью распоряжались их жизнью по своему усмотрению, не учитывая при этом их семейного положения. Средняя цена раба составляла 150-250 г. серебра, что равнялось наемной плате за вола.

Закон всячески защищал интересы рабовладельца, имевшего право обратиться к властям с просьбой вернуть убежавшего раба и наказать вора, которому угрожала смертная казнь. Если убегал нанятый раб, то материальная ответственность возлагалась на его временного хозяина. Виновные в укрывательстве беглого раба наказывались самым строгим образом, им грозила смертная казнь. Как становится ясным из Законов Хаммурапи, рабы обычно имели клеймо, сообщавшее о принадлежности тому или иному владельцу. Изменение или уничтожение этого отличительного знака также считалось тяжким преступлением. О рабском положении человека могли свидетельствовать также особая стрижка, проткнутые уши, табличка на груди.

В Древнем Вавилоне существовало несколько источников пополнения рабской силы. В первую очередь, это многочисленные непрекращающиеся войны. Менее значимыми были внутренние источники. Свободный человек мог быть обращен в рабство за ряд преступлений, например, за нарушение правил содержания системы ирригации. Не исключалась и самопродажа в рабство. Следует заметить, что превращение в рабов свободных граждан, как мы увидим дальше, противоречило интересам самого государства. В зависимости от владельца рабы делились на государственных, храмовых, частновладельческих и рабов, принадлежащих мушкену.

Свободные граждане в Древневавилонском царстве не составляли единого класса. Они делились на полноправных, так называемых "мужей" или "сыновей мужей", с одной стороны, и неполноправных "мушкену", с другой. Мушкену мог владеть имуществом, которое охранялось законом наравне с дворцовым и храмовым, и рабов, за похищение которых преступнику, как и в других случаях, угрожала смертная казнь.

Отдельную социальную категорию в Древнем Вавилоне составляли воины, от которых в значительной степени зависела мощь государственной власти. Жизнь воина складывалась отнюдь не просто: в любом из боевых походов, которые следовали один за другим, его могли ранить, убить, захватить в плен. За отказ от участия в боевых действиях ему грозила смертная казнь, даже если он на свое место нанимал другого человека. Всегда по первому приказу царя воин должен был быть готов нести государственную службу с оружием в руках. Заинтересованность государства в поддержании боеспособной армии и соответственно в благосостоянии этой категории граждан отразилась в наделении их особыми правами.

Привилегиям и обязанностям воинов посвящался целый ряд статей Законов Хаммурапи - с 26-й по 41-ю. Из кодекса становилось ясно, что воин за службу получал от царя земельный надел, который в случае гибели воина передавали по наследству совершеннолетнему сыну. Если на руках у вдовы оставался малолетний сын, то она имела право на треть надела для воспитания будущего воина.

Имущество и земля воина, в соответствии с законом, не могли становиться объектом купли продажи или обмена. Купивший надел или скот воина терпел напрасные материальные убытки. Все возвращалось владельцу. И за долги поле, сад и дом не могли быть отняты у воина, кроме тех случаев, когда имущество было приобретено им на собственные средства. Воинский надел не разрешалось использовать даже для выкупа самого хозяина, попавшего в плен. Расходы торговому агенту, совершившему выкуп в другом государстве, возмещал храм или само царское хозяйство.

В настоящее время на территории государства Вавилон находится Ирак, это единственное что объединяет эти два государства, но это уже другая тема.


Тема 5. "Общество на современном этапе развития"

 


Сферы общественной жизни

 

Современное общество в отличие от первобытного является сложной системой. Системность общества проявляется в том, что оно состоит из отдельных элементов, которые взаимосвязаны между собой, при этом каждый элемент выполняет свою функцию, а все вместе они охраняют систему от распада, способствуют развитию системы. Элементами общества являются:

Человек - представляет собой первичную "клеточку общества", его строительный материал. Любое общество состоит прежде всего из людей, и зависит от них. Человеческие устремления, поступки, ценности и потребности определяют характер самого общества.

Социальные группы - совокупность двух или более людей, которые объединились на основе общих интересов, целей, деятельности. Естественной социальной группой является семья. Социальные группы очень разнообразны по своему характеру, численности, причинам, которые объединили людей в данную группу. Принадлежность человека какой-либо социальной группе позволяет определить его место в обществе, статус, интересы, образ жизни, круг знакомств и т.д.

Социальные институты - определенные группы людей, учреждения и организации, а также отдельные люди, которые выполняют определенную функцию в обществе. Чаще всего, регулируют какой-нибудь вид общественных отношений, формируют определенную модель поведения людей в конкретной ситуации. Основными социальными институтами являются семья, школа, армия, церковь, государство и т.д.

Жизнь современного человека состоит из множества видов деятельности. Люди в процессе этой деятельности вступают в самые разнообразные отношения. В зависимости от характера отношений, их можно объединить в отдельные, но взаимосвязанные между собой сферы общества.

Выделяют пять основных сфер общественной жизни:

Экономическая сфера - сфера, связанная с производством, распределением и потреблением материальных благ. Именно экономические отношения лежат в основе общественной системы в целом и определяют собой все другие общественные отношения.

Социальная сфера жизни общества - сфера, в которой реализуются разнообразные интересы и потребности общественных групп, образующих социальную структуру общества: этнических, демографических - в том числе семейных, поселенческих, классовых, профессионально-образовательных отношений. Именно в социальной сфере реализуются интересы человека в сфере образования, быта, здравоохранения.

Политическая сфера общественной жизни - сфера отношений между нациями, и другими большими социальными группами, а также отдельными индивидами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри общества, а также отношений между государствами на международной арене. Политическая сфера очень тесно связана с двумя понятиями - "власть" и "государство".

Духовная сфера жизни общества - сфера, в которой возникают и реализуются духовные (нравственные, художественные, религиозные) потребности люде, созидаются и потребляются духовные ценности. Однако многие идеи, созданные в духовной сфере предназначены именно для практического применения в других сфера общественной жизни. Например, информационные технологии, компьютерные программы создаются в процессе умственного труда, в духовной сфере, но потребляются в сфере экономики, социальной, политической и др.

Экологическая сфера общественной жизни - сфера отношений людей (находящихся в составе больших и малых социальных групп) по поводу их отношения к природе. Современное общество настолько далеко отошло от природы по пути технического прогресса, что возникла угроза существования человека на Земле в результате конфликта человеческой цивилизации и природы - естественной сферы обитания. Решение экологических проблем сейчас считается задачей первостепенной важности. Поэтому ученые-обществоведы стали выделять особую сферу жизни общества - экологическую.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 221.