Теория естественного права Томаса Гоббса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Томас Гоббс (1588-1679г. г) был видным представителем английской философской мысли. Гоббс является современником английской буржуазной революции, что отразилось на его политико-философских взглядах. Наиболее известный его труд - "Левиафан" - был публично сожжен в Оксфорде в 1682 году.

Гоббс первым из мыслителей Нового времени разработал светскую теорию политической власти, государства и права. Исходной точкой его рассуждений является "естественное состояние людей". Природу человека Гоббс не идеализировал. Он считал основным качеством человека не стремление к общению, взаимопомощь, солидарность и кооперацию, а эгоистическое стремление к индивидуализму, богатству и власти. Эта "природность" была присуща человеку в его догосударственном состоянии, в котором проявлялись две крайности - стремление к равенству и вражда. Во всеобщем равенстве, считает философ, заложена опасность раздора, ибо для всех не хватает тех благ, на которые люди могут претендовать, поэтому в свободном обществе, где нет верховной власти государства, права человека неизбежно ущемляются, в силу чего и возникают постоянные конфликты между людьми. Если общество будет долго находиться в таком состоянии, то оно вынуждено будет просто погибнуть. Страх смерти и желание мира необходимо ведут людей к ограничению своих прав в пользу общего закона и верховной власти. Разум и инстинкт самосохранения подсказывают человеку, что его абсолютная свобода должна быть ограничена, нормирована, упорядочена.

Выход из этого Гоббс видит в образовании общества. Общество может основываться на согласии интересов. Люди могут договориться о таком согласии, но оно будет искусственно, а значит недолгим. Поэтому необходимо, чтобы "кроме договора о согласии было что-то еще, что это согласие упрочило. Этим является общественная власть, которая будет держать людей в узде и направлять действия людей к общему благу". Государственная власть переводит общество в новое качественное состояние. Передав власть государству, люди должны мириться со своей несвободой, которая компенсирует им опасность погибнуть в бесплодной борьбе за свои личные интересы.

Нормальным, здоровым государством Гоббс считал такое, в котором обеспечены права человека на жизнь, труд, безопасность, справедливость и благоденствие.

Таким образом, проанализировав и сравнив представления об обществе в различные исторические эпохи (античность, средневековье, Новое время), можно проследить как с изменением действительности, исторической реальности изменяются и социальные взгляды. В течение веков накапливались знания об обществе, государстве, взаимодействии человека и общества. Обществознание в ХХ веке представляет собой целый комплекс наук об обществе - социология, политология, экономика, социальная психология, политическая философия и так далее. Социальные теории прошлого подготовили богатую почву для появления множества теорий и подходов к изучению общества в ХХ веке.

 

9. Развитие обществознания в ХХ веке

 

Достижения в области естественных наук в XIX веке способствовали углублению знаний об обществе, появлению новых направлений в обществознании, которые продолжали развиваться и сохранять свое значение и в ХХ веке (марксизм, например). Однако, бурный и стремительный ХХ век преподнес человечеству новую пищу для размышлений о социальной действительности. Две мировые войны, создание нового, мощного оружия (ядерного, химического, бактериологического), освоение человечеством космического пространства, распад мира на две социально-политические системы - социализм и капитализм - все это требовало осмысления, и в определенной мере пересмотра устоявшихся представлений об обществе и путях общественного развития.

Одним из центральных вопросов, который занимал и занимает философов, социологов, политологов, можно сформулировать так: что лежит в основе изменений общественной жизни, преобразования в каких сферах оказывают решающее значение на сдвиги в других областях?

Технократизм

 

Определенная группа исследователей исходит из убеждения, что решающим фактором общественного развития выступают техника и производственные технологии. Созданная разумом и руками человека техническая цивилизация обладает независимостью от человека и общества, имеет способность к саморазвитию, постоянному прогрессу. В таких условиях особая роль в обществе принадлежит людям, владеющим научно-техническими знаниями - технократам. Придя к власти, эти люди смогут эффективно управлять обществом, которое основано на техническом прогрессе и в котором техника играет главную роль.

Основная задача общества, как считал один из теоретиков данного подхода Дж. Гэлбрейт, - развитие производства, а реальная власть распределяется между специалистами производства и управления (менеджерами). Гэлбрейт полагал, что такие процессы идут и при капитализме (общество, основанное на частной собственности на средства производства), и при социализме (общественный строй, основанный на общественной собственности и уравнительном характере распределения материальных благ), и на этой основе в дальнейшем возможно сближение (конвергенция) двух систем и образование единого "смешанного" общества. Появление компьютерной техники и создание информационных технологий вызвали новый всплеск технократических идей. Стали высказываться предположения, что в настоящем и будущем человечества движущей силой развития общества будет уже не столько техника, сколько технологии (в частности информационные технологии), информация станет главной ценностью в обществе.

В философских науках сформировалось отдельное направление - философия техники, - представители которого пытались определить истинное место техники в обществе, перспективы развития и последствия технического прогресса для человеческой цивилизации. Многие ученые критиковали технократические идеи Гэлбрейта и его сторонников, обращая внимание на то, что преувеличение роли техники и индустрии в общественном развитии обусловило варварское отношение к природе, к человеку и поставило перед современным человечеством проблему выживания. Они указывали также на то, что сторонники технократических взглядов недооценивают роль таких важных сторон в жизни общества как духовная культура, не учитывают воздействие на человека и социальную среду биологических, природных факторов.

Ценностный подход .

Постепенно историческая реальность подтвердила тот факт, что в основе развития общества может быть не только технический прогресс, но и духовное развитие, культура. Общества, основанные на приоритете духовных ценностей, отстают в техническом развитии, но достигли больших успехов в культуре, философии, искусстве. Однако, общая тенденция такова, что все больше обществ стремиться идти по пути технического, а не духовного прогресса. Этот факт побудил ученых обратить внимание на такое понятие духовной культуры, как ценность.

М. Вебер, который ввел в научную проблематику понятие "ценность", определял ее как осознанный интерес человека либо всего общества. Попадая в поле зрения человека любой предмет может оцениваться с точки зрения его полезности, добра и зла, красоты и безобразия. Что является добром и злом, красивым или безобразным, полезным и бесполезным, определяется интересом конкретной исторической эпохи. При изменении исторической действительности изменяются и ценности общества. Макс Вебер прослеживал связь между потребностями общества и господствующими в нем ценностями. В своем труде "Протестантская этика и дух капитализма" он исследовал влияние ценностей протестантизма на становление индустриального общества. Лучшим выражением "духа капитализма", по мнению автора, могут служить высказывания Б. Франклина: "Помни, что время - деньги", "Деньги по своей природе плодоносны и способны порождать новые деньги", "Тому, кто точно платит, открыт кошелек других". Идеал раннего капитализма - кредитоспособный, предприимчивый человек, долг которого - стремиться к умножению своего капитала. На формирование таких моральных норм оказывала влияние этика протестантизма - религии, которая в отличие от католицизма считала богатство и предприимчивость не грехом, а добродетелью, угодной Богу. Так, продолжая мысль Вебера, следуя его логике, можно сделать вывод о том, что в современном обществе главными ценностями являются технический прогресс, профессионализм, карьера. Именно поэтому критерием общественного развития является техника.

Другие философы (Г. Риккерт, П. Сорокин) считали, что ценности - это "надысторическое" понятие, вечные и универсальные принципы существования общества. Русский социолог Питирим Сорокин считал, что существуют три основных ценности:

Ценность познания - Истина,

Ценность эстетического удовлетворения - Красота,

Ценность морали - Добро.

Все эти ценности присутствуют в любом обществе, однако в конкретную историческую эпоху на первый план выходит какая-то одна из них. Момент "перехода" от одной глобальной ценности к другой Сорокин назвал "культурным сдвигом", который выражается в глобальном кризисе во всех сферах жизни общества - политической, экономической, духовной, социальной. Общество будущего, по мнению Сорокина, будет основано на всех трех ценностях, которые соединяться в одну глобальную ценность - Пользу.


Тема 3. "У истоков человеческого общества"

 


Дата: 2019-07-30, просмотров: 188.