Государство как древнейшее и центральное политическое учреждение в обществе, всегда играло активную роль в экономике. По мере развития общества и усложнения его хозяйственной жизни экономическая роль государства усугублялась, разнообразились способы его воздействия на экономику. Во многом это зависело от того, какое устройство и характер самой государственной власти: деспотизм, тоталитаризм или демократия.
Цивилизованная рыночная экономика, выступающая как "социальное рыночное хозяйство", объективно требует демократизации политической жизни, участия всего общества в выработке и реализации экономической политики государства. Разногласия между учеными-экономистами существуют лишь по вопросам определения степени вмешательства государства в экономику, форм и методов, способов воздействия его на хозяйственную жизнь. Но все сходятся в одном вопросе: современное рыночное хозяйство не может не регулироваться из единого экономического центра, а роль такого центра может выполнять только государство.
Несмотря на все механизмы саморегулирования, рынок - не идеальная система. Сама жизнь показала, что в определенных ситуациях рынок дает неправильные ответы на вопросы - что? как? и для кого производить? В результате возникают экономические кризисы, чреватые социальными потрясениями. В таких случаях для преодоления или предотвращения кризисной ситуации необходимо вмешательство государства в экономику. Недостатки рыночной системы получили название побочных (внешних) эффектов рынка. К ним относятся:
Стремление рынка к монополизации, то есть укрупнению субъектов рынка. В результате конкурентной борьбы мелкие предприятия разоряются, на рынке остаются лишь крупные производители, которые начинают диктовать ценовую политику на рынке, снижается конкуренция, рыночный механизм дает сбой. В этом случае необходимо вмешательство со стороны государства. Для поддержания конкуренции государство проводит антимонопольную политику, поддерживает и развивает малый бизнес, вводит различные ограничения для предприятий-монополистов.
Рынок, ориентированный на спрос платежеспособных потребителей, остается "глух" к справедливому распределению социальных благ, за рамками рыночной системы распределения остаются те члены общества, кто в силу возраста, болезни либо других обстоятельств не способен обеспечить себе достойный уровень жизни. Поэтому государство берет на себя финансирование различных социальных программ - бесплатное образование, обязательное медицинское страхование, социальная защита малоимущих и т.д.
За рамками производства остаются услуги общенационального значения, стоимость которых практически невозможно определить (оборона и национальная безопасность, правопорядок, энергетика, водоснабжение). Обеспечить эти потребности общества берется государство.
Производитель в рыночной системе всегда стремиться минимизировать затраты на производство продукции. Крайне неохотно идут производители на использование экологически чистых систем производства, установку различных очистных сооружений и т.д. Поэтому решение экологических вопросов, контроль за соблюдением экологического законодательства государство берет на себя.
Рыночная экономика имеет циклический характер. Ей свойственны периоды подъема деловой активности, застоя и стагнации, периоды экономического спада, кризисы. Одними из побочных эффектов рынка является инфляция и безработица. Именно эти явления дестабилизируют социально-политическую ситуацию в стране, приводят к народным волнениям и т.д. “Сгладить" подъемы и спады рыночной экономики помогают различные социальные меры, принимаемые государством (переподготовка кадров и трудоустройство, выплата различных пособий - по безработице, адресная социальная помощь, пособия на детей и др.)
Кроме того, всеобщим эквивалентом стоимости товаров и услуг являются деньги. Для того, чтобы обеспечить равные условия для всех участников рынка, необходим независимый производитель денежной массы. Таким производителем и является государство. Процесс выпуска центральных денег (т.е. той валюты, которая имеет хождение в конкретном обществе) называется эмиссией.
Развитие фундаментальных научных исследований и связанных с ними крупных инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь не обойтись без участия государства, которое стимулирует научно-технический прогресс.
Государство проводит также региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.
Все вышеперечисленное - только необходимые функции государства в экономике. На практике же роль государства в экономической системе может быть более существенной, вплоть до полного контроля. Примером тому может служить пример советской экономической системы.
Государство, выполняя свои функции, может применять различные механизмы регулирования экономики. Различают две группы механизмов государственного регулирования рынка: экономические и административные.
Экономические методы оставляют свободу выбора для участников рынка, поэтому их использование более эффективно. К экономическим методам относятся:
фискальная политика - взимание налогов и умелое распоряжение бюджетными средствами. Благодаря этому можно стимулировать деловую активность, подавлять инфляцию, бороться с безработицей.
кредитно-денежная политика - регулирование денежной массы, для того, чтобы влиять на цены, инвестиции, темпы роста. т.д. Подумайте, как количество денег в стране может влиять на уровень цен?
инвестиции из государственного бюджета - вложение денежных средств в развитие различных производств.
Однако, экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой. Хотя административные регуляторы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а порой сводят ее к нулю, тем не менее административные регуляторы вполне оправданы. Они могут использоваться в тех случаях, когда максимальная свобода одних субъектов рынка оборачивается тяжелыми потерями для других субъектов или всего рыночного механизма в целом. Существуют области, где применение административных регуляторов необходимо:
жесткий государственный контроль монопольных рынков,
регулирование внешних эффектов и их последствий для окружающей среды,
определение и поддержание минимально допустимого уровня благосостояния граждан,
защита национальных интересов в системе мирового хозяйства.
Среди основных административных мер можно выделить следующие:
законодательство - государство при помощи законов обеспечивает правовую основу для экономической деятельности, разрешая или запрещая те или иные формы участия граждан в экономике.
лицензирование отдельных видов экономической деятельности,
установление различных квот (ограничителей) на ввоз или вывоз товаров, минимального размера оплаты труда, минимального прожиточного минимума, различных социальных стандартов и др.
контроль за уровнем цен,
запрещение отдельных видов деятельности, использования экологически вредных производственных технологий и др.
В странах с развитой рыночной экономикой административные методы давно превратились в необходимый элемент хозяйственного механизма. Мировая и отечественный опыт показывает, что административные меры разрушают рыночный механизм, если не имеют экономического обоснования.
Применительно к России, взявшей курс на демократизацию, проблемы нахождения оптимальных механизмов взаимодействия экономики и государства еще не отрегулированы. В этом вопросе для нас характерно "шараханье" из стороны в сторону: от полного огосударствления и мелочной опеки над всеми сторонами жизни общества до "невмешательства" государства, бросившему всякие бразды правления. Это недопустимо сегодня в любой стране, тем более в стране, которая только осуществляет переход к рынку и потому рыночные регуляторы не действуют в полную силу. При этом наше государство стало еще более бюрократическим, а его экономическая политика носит больше конфискационный, нежели стимулирующий характер.
Рыночные реформы в России
В нашей стране развитие товарно-денежных отношений искусственно сдерживалось. Тотальное огосударствление экономики, государственный монополизм на средства производства, отсутствие конкуренции, административный произвол в ценообразовании, отсутствие у производителей заинтересованности в результатах своего труда - это и многое другое делало экономику неэффективной. Требовалась глубокая перестройка всей жизни страны, причем изменения коснулись не только экономической сферы, но и политики, права, морали, общественной системы ценностей.
Переход к рынку естественно должен осуществляться постепенно, в переходный период должны быть созданы необходимые условия для нормального функционирования рыночной системы. С этой целью в стране был проведен ряд экономических реформ:
В первую очередь необходимо было заинтересовать производителя в результатах своего труда и создать конкуренцию на рынке. Для этого была проведена приватизация значительной части предприятий. Государственные предприятия были переданы в частную собственность (индивидуальную и коллективную).
Кроме того, многообразие форм собственности прежде всего требовало своего законодательного закрепления. Были приняты необходимый пакет законодательных актов - Закон о собственности, Закон о предприятии и предпринимательской деятельности, новые Гражданский, Налоговый и Уголовный кодексы, и др.
Была также проведена либерализация цен. Государство перестало контролировать цены на различные товары и услуги, теперь цены должны были складываться исходя из реальной рыночной ситуации, из взаимодействия спроса и предложения. Однако первый эффект от либерализации привел к неоправданному росту цен, сворачиванию производств и гиперинфляции.
Перестройка налоговой системы обернулась на деле ужесточением налогового бремени и сделала невыгодным занятие бизнесом. Результатом стало массовое сокрытие доходов в стране, процветание "теневой" экономики, рост коррупции и преступности.
В настоящее время в стране ведется активная работа по созданию рыночной инфраструктуры - то есть той среды, которая необходима для нормального функционирования экономики. Создается сеть коммерческих банков, различные биржи (валютная, фондовая и т.д.), ведется активная компьютеризация всего экономического пространства.
Для нормального функционирования экономики начата ее структурная перестройка. В период существования государственной экономики отдельные отрасли народного хозяйства были приоритетными, именно туда вкладывались основные средства государства. К таким отраслям относились ВПК (военно-промышленный комплекс), черная и цветная металлургия, тяжелое машиностроение, химическая промышленность. В настоящее время приоритет отдается отраслям легкой промышленности, добывающим - нефтяной, газовой, а также точному машиностроению. Средства вкладываются в первую очередь в те отрасли, которые наиболее отвечают запросам времени, а следовательно являются прибыльными с экономической точки зрения. Проявлением структурной перестройки экономики является конверсия предприятий оборонного комплекса. На этих предприятиях начинают выпускать "мирную" продукцию - товары широкого потребления, приборы и оборудование для здравоохранения, компьютерную технику и др.
К сожалению, политика государства по переходу к рыночным отношениям была слабо продумана, и потому имела крайне негативные для общества последствия. Результатом стал глубокий экономический, социальный и политический кризис, проявлениями которого стали:
массовая безработица,
резкое падение уровня жизни в стране,
глубокое расслоение населения (разница в доходах между "богатыми" и "бедными" составляет десятки и сотни раз),
нестабильная политическая ситуация, частая смена правительства,
политическое безразличие населения,
инфляция,
падение объемов производства,
рост внешнего долга РФ,
криминализация общества и т.д.
Тема 8. "Социальная структура"
Социальная структура
При рассмотрении предыдущих вопросов общество предстало перед нами не как механическая сумма индивидов, а как социальная система (вспомните, какие признаки указывают на системность общества), в фундаменте которой лежит способ производства материальных благ. В рамках этой системы формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые - роды, племена, классы, нации, семьи, производственные коллективы и т.д. Сфера взаимоотношений всех этих общностей и групп рассматривается как социальная сфера жизни общества.
В развитом обществе структуру социальной сферы можно представить себе следующим образом:
Человек в центральной точке схемы означает то, что индивид "вписан" в каждую из общностей, характеризующих социальную структуру. Он одновременно осуществляет свою деятельность и как член семьи, и как представитель определенного социального слоя или профессии, и как горожанин либо селянин, и как представитель определенной национальности.
Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии.
Итак, в обществе можно выделить следующие элементы социальной структуры:
Этническая структура общества. В основе этнической структуры общества лежит понятие "этноса" как исторически сложившейся на определенной территории общности людей, объединенных общей территорией, языком, культурой, бытом, традициями. Первобытное общество выработало свои, обусловленные потребностями жизни, общности людей. Род и племя являются первой исторической формой этноса. Главным признаком такой общности является кровнородственная связь. Более высокой формой исторической общности людей является народность - здесь в основу легли не родственные, а соседские связи. Таким образом, это уже не только этническая, а социально-этническая общность, имеющая свой язык, культуру, территорию, зачатки экономических связей. Высшая форма развития этноса - нация - появилась в эпоху развития индустриального общества и формирования национальной экономики (общность экономической жизни того или иного народа, возникающая на основе хозяйственной специализации различных районов страны и упрочения торгово-обменных связей между ними).
Демографическая структура общества. В качестве центрального понятия здесь выступает понятие "народонаселение" - непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей. Народонаселение наряду с географической средой является первейшим условием жизни и развития общества. Ускоренные или замедленные темпы общественного развития в значительной степени зависят от таких демографических показателей, как общая численность населения, его плотность, темпы роста, половозрастная структура, состояние психического здоровья, миграционная подвижность. Как вы думаете, при каком демографическом составе общества темпы развития будут наиболее высокими?
Поселенческая структура общества. Это понятие выражает отношение людей к территории их обитания, а еще точнее - отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселений (отношения внутрисельские, внутригородские, межпоселенческие). При характеристике поселенческой структуры общества принято выделять городское и сельское население. Эти две категории населения отличаются не только в социально-экономическом, но и в географическом отношении. Плотность сельского населения определяется соотношением численности жителей селения и площади их земельного пользования. Жизнь и деятельность горожан протекает, как правило, в пределах городской черты. Если разделить число жителей города на его площадь, то мы получим показатели городской плотности. Разделение населения на городское и сельское может быть произведено лишь приближенно, так как само понятие городского населения в разных странах трактуется по-разному. Например, в России городом считается лишь тот населенный пункт, которому официально, обычно по совокупности признаков (численность, основное занятие жителей, тип застройки и др.), присвоено звание города. В других странах городом считается каждый населенный пункт, имеющий свыше определенного числа жителей.
Классовая структура общества. Классы являются наиболее важным элементом социальной структуры во всех послепервобытных обществах. Очень часто говоря о социальной структуре общества имеют в виду именно классовую структуру.
Класс - это крупная социальная группа, объединяющая внутри себя людей с общим социально-экономическим и политическим статусом.
Различные классы существенно отличаются друг от друга по своему статусу (положению). Вопрос о разделении общества на классы вызывает много споров среди социологов и политологов. В прошлом широкое распространение получила распределительная теория классов, в которой главным признаком класса выступало богатство, его размеры и способы получения. Автором "распределительной теории классов" был английский политэконом Адам Смит. Опираясь на теорию А. Смита, Карл Маркс создал свою классовую теорию. Классы Маркс определял как историческое явление. Главным признаком класса, по Марксу, была его роль в экономической системе, которая в свою очередь определялась отношением к средствам производства. В любом обществе Маркс выделял существование двух классов - класс собственников средств производства (они владеют всей собственностью и эксплуатируют, т.е. используют, труд наемных рабочих) и класс несобственников (так как они не имеют в собственности никакие средства производства, то должны наниматься на работу к владельцам предприятий и менять свой труд на заработную плату). Какие классы существовали в рабовладельческом, феодальном, капиталистическом и социалистическом обществах? Дайте сравнительную характеристику их статуса в обществе.
Социальная структура имеет иерархическое строение. От того, на какой ступени социальной лестницы находится человек, зависит его удовлетворенность своим социальным положением, социальное и физическое самочувствие. Помимо классов, истории известны другие социальные общности людей, составляющие социальную структуру.
Наиболее ранней исторической группой были сословия - социальный слой людей, обладающих определенным статусом в зависимости от своего происхождения и основного занятия. Сословия являются крайне малоподвижным образованием. Это закрытое объединение людей, принадлежность к тому или иному сословию определялась с рождением человека. Стать членом другого сословия, изменить свой социальный статус было практически невозможно. "Границы", которые отделяли одно сословие от другого, были практически непреодолимы. Сословное деление общества существовало в основном в средневековой Европе, в том числе и в России, странах Азии. В Индии сложилась своя, отличная от сословной, социальная структура. Основным социальным образованием была каста, которая также определяла место человека в обществе в зависимости от его происхождения. Кастовое деление отражало также и место человека в религиозной иерархии. Самой уважаемой кастой была каста "брахманов", которые выполняли функции религиозных жрецов, отверженной кастой являлись "неприкасаемые", находящиеся на самом дне индийского общества. Считалось позором не только дотронуться или заговорить с неприкасаемым, но и стоять или сидеть ядом с ним.
Современная социология, не отрицая самого факта деления общества на классы, выдвигает на первый план иные социальные общности - страты - более подвижные социальные группы, чем классы, сословия и тем более касты.
Социальная стратификация
Понятие "страта" послужило основой для развития теории стратификации общества. Автором этой теории был американский социолог русского происхождения Питирим Сорокин.
Социальная стратификация - это иерархически организованная структура социального неравенства.
Социальная стратификация представляет собой разделение общества на социальные слои (страты). Основой социальной стратификации является неравенство людей в обществе. П. Сорокин выделяет четыре группы причин неравенства людей:
права и привилегии;
обязанности и ответственность;
социальное богатство и нужда;
власть и влияние.
Социальная стратификация имеет свои особенности: во-первых, ранговое расслоение - высшие слои общества находятся в более привилегированном положении, чем низшие. Они обладают большими правами, властью, богатством. Во-вторых, верхние слои значительно меньше по количеству входящих в них членов. Однако в современных обществах этот порядок может нарушаться. Неимущие слои в количественном отношении могут уступать слою, составляющему так называемый "средний класс". Это связано с тем, что увеличение численности среднего класса выступает гарантом политической стабильности и развития общества. поэтому государство всячески заинтересовано в его создании, в увеличении числа людей, стоящих в середине социальной лестницы.
Питирим Сорокин выделял три вида стратификации в обществе:
Экономическая стратификация - разделение общества по критериям дохода и богатства.
Политическая стратификация - расслоение людей по степени влияния на поведение других членов общества, по объему принадлежащей им власти.
Профессиональная стратификация - разделение общества на различные слои на основе успешного исполнения социальных ролей, наличия знаний и умений, образования, и т.д.
Итак, социальная структура общества, согласно теории стратификации Питирима Сорокина, выглядит следующим образом:
Вид стратификации | Экономическая | Политическая | Профессиональная |
Социальный слой | Богатые | Руководители | Мастера |
бедные | подчиненные | подмастерья |
Каждый человек занимает определенное положение в обществе, то есть обладает социальным статусом. Социальный статус человека зависит от его происхождения, пола, возраста, семейного положения, профессии. Различают прирожденный статус (социальное происхождение, национальность), который не зависит от действий и желаний человека, и достигаемый статус (образование, семейное положение, и т.п.), то есть то, чего человек может сам добиться в жизни.
Статус определяет поведение человека в обществе, его предназначение - в этом случае говорят о социальной роли. Если поведение человека соответствует моральным нормам, принятой в обществе системе ценностей, то говорят, что человек справляется со своей социальной ролью и его статус при этом повышается. Статус также предопределяет образ жизни индивида, круг общения, интересы и потребности - здесь речь идет уже об определенном имидже (образе), который складывается у большинства людей о представителях той или иной социальной группы. Для оценки статуса человека в обществе используются также понятия авторитета и престижа.
Социальный престиж можно определить как соотносительную оценку обществом действий и поведения человека, его физического достоинства и нравственно-психологических качеств на основании определенной системы ценностей, принятой в данном обществе.
Носителем престижа выступает человек. Престижное явление выступает как побудитель желаний, чувств, намерений, действий человека, стремления подражать носителю престижа, занять соответствующее положение, овладеть престижной профессией. Престижные оценки как регуляторы поведения определяют такие процессы в обществе, как миграция, профессиональная занятость, структура потребления и т.д.
Авторитет - это одна из форм осуществления власти, выражающаяся в неформальном воздействии определенного лица или социальной группы на поступки и мысли человека.
Влияние авторитета обычно не связано с принуждением. Оно основано на знании, нравственном достоинстве, опыте (например, авторитет родителей, учителя). Авторитет имеет вес там, где человек сталкивается с проблемой, которую не может решить. В этом случае появляется потребность принять точку зрения носителя авторитета, положиться на его опыт и знание жизни.
Социальная стратификация российского общества. В качестве основных элементов социально-классовой структуры социалистического общества в научной литературе выделялись рабочий класс, колхозное крестьянство и классово-подобный слой (классовая прослойка) - интеллигенция. Основной упор при анализе социальной структуры делался на динамику отношений между классами. Ведущими тенденциями в изменении социальной структуры признавались сокращение удельного веса крестьянства, рост рабочего класса и интеллигенции. Однако следует признать, что указанная триада схематична, носит упрощенный характер и, по сути дела, не отражает реальную действительность. В первую очередь хотя бы потому, что не учитывает так называемой "номенклатуры", которая занимала господствующее положение в социалистическом обществе. Положительным моментом в деятельности номенклатуры как социального класса является проводимая ей индустриализация и связанное с ней распространение культуры. Однако хозяйничанье в экономике отличается крайней расточительностью, а культура носит характер пропаганды. Слабость номенклатуры состоит в том, что она сама отгородилась от общества, которым управляет.
В настоящее время номенклатура как класс не существует, но проблема управления и управляемых в обществе остается. То, что раньше называлось номенклатурой, сейчас трансформировалось, "перекрасилось в другие цвета", но по сути осталось тем же - бюрократией, представляющей собой довольно замкнутую группу, куда посторонних ("людей с улицы") стараются не допускать, имеющей определенный круг привилегий, границы которого постоянно пытаются расширить. Бюрократия - характерное для любого развитого общества явление. Эффективно выполняя организаторские функции в обществе, она доказывает свою необходимость. Однако присвоение бюрократией политических функций ведет к дестабилизации общества, к авторитаризму. Поэтому необходимо четкое разграничение функций политических (эти функции должны выполнять люди, занимающие выборные должности) и административных (их реализуют государственные служащие, назначенные на должность).
Социальная структура современного российского общества является предметом споров российских и зарубежных социологов и политологов. Происходящие в стране процессы повысили мобильность (подвижность и изменчивость) социальной структуры России, резко увеличилось количество социальных слоев. Это связано с тем, что в обществе наблюдается тенденция к росту социального неравенства, причем по различным основаниям (экономическим, политическим, профессиональным, региональным, национальным и т.д.). Некоторые исследователи выделяют в российском обществе такие слои:
высшая политическая и культурная элита,
средние слои правящего аппарата,
низшее звено органов управления;
ведущие хозяйственные руководители,
хозяйственные руководители среднего ранга,
низовые начальники, вплоть до мастеров и бригадиров;
специалисты всевозможных профилей;
рабочие разной квалификации и разного социального статуса;
члены колхозов и кооператоры;
сельскохозяйственные фермеры;
пенсионеры и инвалиды;
сезонные работники, деклассированные и уголовные элементы и др.
Такое представление социальной структуры возможно на основе концепции социальной стратификации, которая учитывает многомерность строения общества на основе таких критериев, как власть, собственность, профессионально-трудовая деятельность и уровень образования.
Отличительной чертой современного общества, помимо всего прочего, является относительная открытость страт - человек может в течение жизни неоднократно менять свой социальный статус, так как объективный критерий распределения людей по слоям общества - происхождение, - больше не играет определяющей роли. Перемещение индивида из одного социального слоя в другой, изменение своего социального статуса называется социальной мобильностью. Социальная мобильность бывает двух видов:
горизонтальная мобильность - перемещение индивида внутри одного социального слоя. Различают территориальную мобильность (перемена места жительства), религиозную (изменение вероисповедания), семейную (изменение семейного положения);
вертикальная мобильность - движение индивида "вверх-вниз" по социальной лестнице, из одного социального слоя в другой. Выделяют экономическую, политическую и профессиональную мобильность. Вертикальная мобильность может быть восходящей - повышение своего социального статуса, и нисходящей - понижение социального статуса человека. Однако каждых нормальный человек стремиться улучшить свое положение, приобрести более высокий социальный статус. Пути, которыми человек изменяет свое социальное положение получили название "социальных лифтов". Всего существует шесть основных "лифтов" - экономика, политика, армия, церковь, наука, брак.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 200.