Приблизительно в III - II тысячелетиях до н.э. часть человечества совершила гигантский прорыв - перешла от первобытности к цивилизации. Древние цивилизации, зародившиеся на заре истории человечества, некоторые ученые называют первичными. Это название подчеркивает, что они выросли непосредственно из первобытности. В отличие от более поздних цивилизаций им еще не предшествовала цивилизационная традиция, плодами которой можно было бы воспользоваться. Напротив, древние цивилизации должны были создавать ее сами, преодолевая первобытность.
Начал создаваться качественно иной мир, хотя долгое время он имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизации, конечно осуществлялся постепенно. Зависимость людей от природы была все еще велика, что особенно сильно проявлялось в экстремальных ситуациях природных бедствий - наводнений, землетрясений, извержений вулканов и т.п. Мировоззрение человека все еще сохраняло первобытные черты: было мифологичным, синкретичным. И тем не менее, грани, отделявшие цивилизацию от первобытности, вполне ощутимы.
Где и почему появились первые цивилизации? Какие факторы способствовали переходу человечества на качественно иной уровень общественного развития? Для этого давайте проанализируем условия, в которых происходило становление первых цивилизаций на земле.
Уже в IV - III тысячелетиях до н.э. очаги цивилизации возникли в Египте, в долине реки Нил, и в Месопотамии - между реками Тигр и Евфрат. Там были заложены основы египетской и вавилонской цивилизации. Несколько позднее - в III-II тысячелетиях до н.э. зародились индийская и китайская цивилизации. Примерно в это же время складываются цивилизации хеттов в Малой Азии, финикийцев - в передней Азии, древнееврейская - в Палестине. На рубеже III-II тысячелетий до н.э. на юге Балканского полуострова появилась крито-микенская цивилизация, из которой выросла древнегреческая.
Ученые уже давно обратили внимание на то, что все древние цивилизации возникли в особых климатических условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. Среднегодовая температура была достаточно высока - около +20С. Лишь в Китае в некоторых районах зимой иногда выпадал снег. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизаций стала распространяться к северу, где природа была более сурова.
Многие цивилизации родились в долинах рек либо на морском побережье. Реки играли такую огромную роль в их жизни, что эти цивилизации нередко называют речными (Индия, Китай, Египет, Вавилон) либо приморскими (Греция и Рим). Плодородная почва в долинах рек способствовала развитию земледелия, а выход к морю и островное положение привели к возникновению навигации и мореходства. Реки связывали разные районы и создавали возможность для установления торговых, культурных и политических связей с соседями.
Благоприятные природные условия и удобное географическое положение способствовали заселению этих территорий. Достаточно высокая плотность населения на сравнительно небольшой территории приводит к своеобразной конкуренции между представителями различных народностей. В результате такой "борьбы" в обществе закреплялись те традиции и обычаи, и тот образ жизни, которые были наиболее приспособлены к существующим условиям. Так происходил естественный отбор, в результате которого первые цивилизации усваивали наиболее "передовые" способы выживания. Кроме того, морские и речные путешествия дали возможность общаться и обмениваться социальным опытом с другими народами - все это способствовало развитию первых цивилизаций.
Цивилизации древнего мира при всем их разнообразии и уникальности, все же имеют ряд общих черт. Этот этап развития человечества существенно отличается от последующих эпох. Итак, каковы же были основные черты древних цивилизаций?
Достаточно высокий уровень технического развития. Для ряда речных земледельческих цивилизаций характерно развитое ирригационное орошение. Искусственный полив позволил увеличить урожаи, получить излишки зерна и наладить торговлю с соседними народами. Появились также первые механизмы - повозки, мельницы. В городах - выложенные камнем дороги, водопровод. Время древних цивилизаций - это эпоха бронзы и железа. К традиционным для первобытного строя ремеслам - ткачеству, прядению и гончарному делу, добавились металлургия и кузнечное дело. Собирательство как способ добывания пропитания отошло в прошлое. На смену добывающему типу хозяйства пришло производящее. Продолжало усложняться общественное разделение труда. К земледелию и скотоводству добавилось ремесло, торговля, политика, военное дело, мореходство, наука и искусство.
Усложнилась структура общества: в нем появились разные социальные слои, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по материальному положению, объему прав и привилегий. Образовалось государство - система органов управления обществом. При этом принадлежность к власти стала считаться почетной. Власть передавалась по наследству. Объем прав и привилегий напрямую зависел от того, насколько человек был далек или, наоборот, близок к верховной государственной власти. Именно в первых цивилизациях появляются первые города как центры ремесла, торговли, оборонительные пункты, как религиозные центры.
Еще одним важнейшим фактором развития цивилизаций стало появление письменности. Для догородской бесписьменной культуры было характерно отсутствие специальных каналов передачи накопленного жизненного опыта. Навыки и умения прививались в процессе непосредственной практики. Дети вместе с взрослыми трудились и учились на собственных ошибках и примере родителей и соплеменников. Знания о мире передавались устным путем от одного поколения к другому. Но постепенно количество знаний об окружающем мире становилось все больше и для хранения и передачи этой информации требовался более эффективный, чем человеческая память, механизм. Постепенно стала складываться письменность. Появился алфавит как система условных знаков-символов, каждый из которых обозначает отдельный звук или понятие. Появление письменности окончательно отодвинуло древние цивилизации от первобытности. Начали развиваться науки, появилась литература.
Однако при всей своей похожести, каждая из древних цивилизаций уникальна, обладает неповторимыми, только ей присущими особенностями. Уже тогда в зависимости от характера социальной жизни выделяются два больших региона - Восток и Запад, в которых начинают складываться разные цивилизационные традиции, определившие их различную судьбу и в древности, и в эпоху средневековья, и в новое время.
Дальнейший наш обзор коснется в основном цивилизаций Средиземноморья - Древней Греции и Древнего Рима, ведь именно на их развалинах выросла европейская цивилизация.
Цивилизация Древней Греции
Первый очаг цивилизации зародился на острове Крит на рубеже III - II тысячелетий до н.э. Около XV в. до н.э. критская культура трагически погибает (очевидно, после извержения вулкана). Ей на смену приходит ахейская культура. Племена ахейцев распространились на большую часть Греции и острова Эгейского моря. Эпохи критской и ахейской культур можно считать своего рода подготовительным этапом, после которого и начинается история собственно греческой цивилизации.
С VIII по VI вв. до н.э. Греция занимала юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Около 500 года до н.э. начинается великая греческая колонизация, которая открыла огромные возможности для торговли, ускорила развития судостроения и всех разнообразных ремесел, с ним связанных. В колониях быстро росли богатые города - Халкида, Коринф, Мегары, Милет, Эретрия. Между ними и метрополией устанавливались прочные торговые связи. Из колоний поставлялись зерно, лес, металлы и продукты. В свою очередь из метрополии в колонии везли то, чем так славилась Греция - изделия ремесленников, вина, оливковое масло.
К V веку до н.э. Греция приобрела те характерные черты, которые до сих пор будят интерес у миллионов людей, заставляя их снова и снова обращаться к памятникам греческой истории, перечитывать произведения Гомера и любоваться развалинами афинского Акрополя.
Основной формой социальной организации в Древней Греции был полис - гражданская община, основанная на античной форме собственности. Гражданином полиса мог стать только грек по рождению, он должен быть свободным (не рабом) и иметь собственность. Полис состоял из города-центра и прилегающей к нему сельскохозяйственной округи. Вся земля находилась в собственности полиса. Стать владельцем земельного участка мог стать только гражданин полиса Основными занятиями были земледелие (садоводство, виноградарство), скотоводство (овцеводство, свиноводство), ремесло. Для полиса было характерно натуральное хозяйство, которое строилось на принципе автаркии. Полис жил по своим законам. Нормы поведения и жизни в полисе постепенно складывались в гражданское право. Полис считался главной ценностью. Благо каждого гражданина зависело от благополучия полиса. Все граждане полиса были формально равны и обладали определенными политическими (гражданскими) правами, которые позволяли участвовать им в управлении полисом.
Древняя Греция стала колыбелью демократии. Классическая форма демократии сложилась в Афинах. Все граждане полиса имели право избираться на высшие должности (кроме должности военачальника). Народное собрание было стало верховным органом власти и получило широкие полномочия:
принимало законы,
решало вопросы о войне и мире,
заключало или расторгало договоры с другими полисами,
избирало должностных лиц и проверяло их работу.
На собраниях все вопросы тщательно обсуждались, и каждый имел право высказать свою точку зрения. Высший орган управления - Коллегия архонтов состоял из девяти человек, которые были выбраны всеми свободными гражданами Афин (позже ее сменил Совет пятисот). Кроме Коллегии архонтов и народного собрания в Афинах были и другие государственные органы - гелиэя (высший суд) и Коллегия стратегов. Афинские граждане сами выдвигали обвинения, сами защищали себя (тот, против кого было направлено обвинение должен был лично выступать в суде, как впрочем и тот, кто обвинял. Выставлять своего представителя запрещалось), сами выносили решения по делу.
Другая характерная черта Древней Греции - классическое рабство. Все население Греции делилось на свободных граждан и рабов. Рабами становились по рождению (дети рабыни тоже считались рабами) и в результате военного пленения. Хозяин обладал неограниченной властью над рабом, мог его продать, купить, наказать, убить. Рабы не считались за людей. Их нередко называли "говорящими орудиями труда", о которых надо заботиться, так как сами они не могут принимать самостоятельные решения.
Но Древняя Греция известна не только как родина демократии. Культура и искусство Древней Греции стали основой для развития европейской культуры. В Греции развивались науки - математика, медицина, логика, риторика, философия. Особенностью античной культуры является эпический способ восприятия действительности и соединение мифа и человека. Фантастическое истолкование действительности носило художественный характер, при этом героизм считался непременным условием жизни. В художественной культуре постепенно нарушается синкритичность, появляются новые жанры - драма, комедия, трагедия. Стремление отразить гармонию природы и человека нашло отражение в скульптуре, архитектуре, живописи, искусстве.
Цивилизация Древнего Рима
Римская цивилизация во многих своих чертах была похожа на греческую. Поэтому между историками давно уже идет спор: существует ли самостоятельная римская цивилизация? Некоторые известные ученые отвечали на этот вопрос отрицательно. К их числу относятся прежде всего уже известные нам философы Шпенглер и Тойнби, которые считали, что история Рима - это всего лишь последняя стадия жизни единой греко-римской (античной) цивилизации. Они не видели оригинальности в римской духовной культуре и называли ее подражательной и слишком утилитарной. По их мнению, главные достижения римлян - в технике, прикладных науках, в законодательстве. А литература, искусство, философия были всецело под греческим влиянием.
Другие историки, и их большинство, утверждают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, своеобразную систему ценностей и государственность, которые резко отличают его от Древней Греции. Те черты культуры, которые Шпенглер и Тойнби приписывали "вырождению", оцениваются иначе: как проявление особой направленности в развитии римской цивилизации.
Римская цивилизация, как и греческая, была морской. Климат в Италии мягкий и теплый, только на севере бывают суровые зимы. Самыми плодородными были долины рек По, Тибра, Арно. В древнейшие времена Апеннинский полуостров населяло множество племен: среди них были лигуры, умбры, венеты, а также латины, жившие в нижнем течении Тибра. Эта область, отделенная от соседей невысокими горами, называлась Лаций. Именно здесь возник центр будущей римской цивилизации.
Римляне гордились тем, что в отличие от многих других народов знают историю своей страны до глубокой древности, начиная с того дня, когда, по преданию, был основан Рим - 21 апреля 753 г. до н.э. Легенда гласит, что по приказу жестокого отца двух маленьких братьев - Рема и Ромула бросили в Тибр. Мальчики чудом спаслись, и были выкормлены волчицей. Они заложили город Рим, но Ромул, поссорившись с братом, убил его и стал первым царем и законодателем римлян.
Центральное место в системе ценностей древних римлян занимало такое понятие, как патриотизм (представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой назначенных им победах). Рим рассматривался как высшая ценность, а долг гражданина состоял в том, чтобы служить ему всеми силами, не щадя жизни.
Классическое рабство достигло в Риме наивысшего расцвета. Когда родовая община начала распадаться, основной ячейкой общества стала семья - фамилия, в которую входили родители, их дети и внуки, рабы. Фамилия напоминала общину в миниатюре: отец (на латыни pater familias) полностью распоряжался своими домочадцами. Его решения никто не мог оспорить, даже власти. Глава фамилии владел всем имуществом, имел право казнить, наказывать или продавать в рабство своих родственников. После смерти отца сыновья наследовали его имущество и становились главами своих фамилий. Распространение рабства привело к противопоставлению раба и свободного гражданина. Слова "раб", "рабский" стали синонимами всего низкого, недостойного, заслуживающего презрения.
"Рабскими" занятиями в Риме считались ремесло, сочинение пьес, работа скульптора и живописца, игра на сцене. Делами, достойными свободного римлянина, признавались только политика, война и законотворчество.
Большой вклад в становление европейской системы права внесло римское право, которое складывалось на протяжении многих веков. В нем была разработана система правовых норм, регулирующих имущественные и другие хозяйственные отношения, связанные с правом собственности. В современном гражданском праве используются понятия, которые сложились еще в Древнем Риме: ипотека (залог земли), сервитут (ограниченное пользование имуществом) и др. именно римляне сформулировали презумпцию невиновности: "каждый считается честным, пока не доказано обратное" и "без вины нет ответственности".
В архаическом Риме экономика носила патриархальный характер с ярко выраженными чертами натурального хозяйства. Главными занятиями были земледелие (которое требовало осушения болот) и скотоводство.
Основной формой организации общества была гражданская община - civitas. Жизнь общины была организована так, чтобы поддерживалось равновесие между личной и общественной пользой. В Риме не было налогов, за счет которых содержался государственный аппарат. Люди, занимающие высшие должности, не получали жалованья и должны были за свой счет устраивать пиры, игры, строить храмы, обеспечивать бедных граждан наделами земли. Служба в армии была почетной обязанностью для граждан. Человек не мог стать государственным деятелем, не имея военного стажа. В общественной жизни Рима большую роль играло народное собрание. Важнейшим органом управления был сенат, в который входили представители 300 знатнейших семей. Сенат ведал вопросами внутренней и внешней политики, под контролем сената были финансы и религиозный культ.
В римской общине можно выделить две социально неравные группы:
Патриции - родовая знать, аристократия, "дети первоначальных граждан Рима". Они были полноправными членами римской общины, первоначально только они и считались римским народом. Членом сената мог стать только патриций. Из их числа избирались консулы - два высших должностных лица, которые отмены монархии выполняли функции прежних царей.
Плебеи - простой народ (ремесленники, торговцы, городская чернь и т.д.). Плебеи лично были свободны, но не входили в состав родов, и поэтому не считались членами общины. Первоначально плебеи не имели никаких прав: они не допускались в народные собрания, не участвовали в религиозных обрядах, не могли вступать в браки с патрициями. Но в результате борьбы патрициев за свои гражданские права положение постепенно изменилось. В VI веке до н.э. плебеев допустили к военной службе и в народные собрания. В 451-450 годах законы "12 таблиц" уравняли в правах патрициев и плебеев. Браки между патрициями и плебеями больше не запрещались, решения, которые принимали собрания плебеев, имели силу закона, один из консулов обязательно выбирался из плебеев.
Современные историки называют Рим аристократической республикой. Однако власть сената не была безграничной. Римляне создали государственную систему, в которой различные органы могли контролировать друг друга, а это ставило преграду самовластию.
Цивилизация Древнего Египта.
Египетское государство возникло на северо-востоке Африки в долине Нила. Поэтому не случайно египетская цивилизация называлась "Дар Нила". Египетская цивилизация относится к речным цивилизациям. Жизнь Египта была очень тесно связана с природными циклами реки. В результате непрерывных тропических ливней и таяния снегов истоки Нила переполнялись, и ежегодно в июле он разливался. Почти вся долина оказывалась под водой, за исключением возвышенностей и искусственных дамб и насыпей. Через четыре месяца, к ноябрю вода спадала, и на полях оставался плодородный слой ила. В удобренную таким образом почву египтяне и сеяли различные зерновые культуры.
Первые государства в Египте возникли как религиозные центры. Во главе таких объединений стояли первосвященники-жрецы. Эти поселения назывались "номы". Каждый ном стремился к тому, чтобы его храм посещало больше людей, так как тогда именно в этот храм шли налоги. Поэтому номы постоянно соперничали друг с другом и вели борьбу за сферы влияния и территории.
Постепенно на территории Египта образовалось два государства: Верхний и Нижний Египет. Около 3000 года до н.э. царь Верхнего Египта Менес подчинил себе Нижний Египет. Объединение двух частей страны приобрело религиозный смысл. Царь объединенного Египта стал называться "фараоном", считался живым богом и олицетворял собою абсолютную власть. Вся обрабатываемая земля считалась собственностью фараона, но часть этой земли он раздавал своим родственникам и вельможам.
В средних слоях населения во II тысячелетии до н.э. появилось много зажиточных людей, с которыми не стеснялись родниться и знатные люди. Простолюдин мог превратиться в вельможу и благодаря удачному стечению обстоятельств: проявив храбрость на войне, благодаря милости царя и т.д. зажиточный крестьянин мог отдать сына на обучение, после чего тот мог стать чиновником.
Фараон управлял страной, опираясь на многочисленный бюрократический аппарат. Стать царским чиновником считалось большой честью. Чиновником мог стать только грамотный человек, успешно прошедший все испытания. Поскольку получить образование мог далеко не каждый, то чиновники считались привилегированным сословием. Они представляли власть фараона в номах, собирали налоги, вели учет хозяйственным запасам, производили перепись населения, нанимали рабочих на строительство пирамид.
Благодаря жаркому климату Сахары, до наших дней дошло очень много памятников египетской архитектуры. Самыми известными и самыми загадочными из них являются гробницы фараонов - Великие пирамиды. Строительство пирамид считалось в Египте делом государственной важности. Не было такого человека во всей долине Нила, который бы не хотел участвовать в строительстве пирамиды.
С июня по ноябрь из-за разлива реки крестьяне не могли трудиться на своих полях. И они были рады, когда каждый год в середине июня в их деревне появлялся писец фараона, составлявший списки желающих работать на строительстве пирамиды. Почти все желали этой работы, а значит, она была не подневольным, а добровольным трудом. Это объяснялось двумя причинами: каждый участник строительства во время работы получал жилье, одежду, питание и скромное жалованье. Через четыре месяца, когда воды Нила сходили с полей, крестьяне возвращались в свои деревни. Кроме того, каждый египтянин считал своим естественным долгом и делом чести участвовать в сооружении пирамиды для фараона. Ведь всякий, кто вносил свою лепту в выполнение этой грандиозной задачи, надеялся, что и его коснется частица бессмертия богоподобного фараона. Поэтому в конце июня нескончаемые потоки крестьян устремлялись в Гизу. Там их размещали во временных бараках и объединяли в группы по восемь человек. Можно было начинать работу.
Религиозные представления египтян, связанные с фараоном, были основой культуры Древнего Египта. Египтяне были язычниками, но главным богом считался бог Солнца Ра. Считалось, что он возник в первобытном хаосе, вышел из цветка лотоса и создал все существующее. Все остальные боги вышли из уст Ра, а люди из его глаз.
Больших успехов достигли египтяне в науке. Особенно развита была математика. Египтяне умели вычислять отношение длины окружности к ее диаметру круга (число "пи"), умели доказывать теорему Пифагора. Сильно была развита астрономия. В Египте был создан один из первых календарей. Год у египтян делился на 12 месяцев, в каждом из которых было по 30 дней.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 266.