Человечество при всем его необычайном многообразии мечется между двумя культурными полюсами: Восток и Запад. Известно, что мировая цивилизация началась с Востока, именно он - очаг цивилизации. Здесь возникли и приобрели устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты. Недаром древние римляне говорили: "Свет - с Востока".
Что же такое Восток? Речь идет не о географическом, а о цивилизационном понятии. Востоку присущи такие черты, как:
воспроизводство практически в неизменном виде сложившихся на протяжении тысячелетий социальных культур;
стабильность образа жизни;
приоритет мифологическо-религиозных представлений об окружающем мире;
растворение личности в коллективе, преобладание интересов общества и государства над интересами и потребностями отдельного человека.
Восток - это прежде всего традиционное общество и традиционный путь развития. Такой стиль жизни объясняется, во-первых, цикличностью сельскохозяйственных работ, от которых впрямую зависело процветание первых очагов цивилизации, а во-вторых, оформившись в первые государственные образования, они всячески стремились противопоставить себя варварам и утвердить свои приоритеты как определяющие и исключительно важные.
Важнейшим элементом, характеризующим Восток, является "восточная деспотия". Деспотизм как форма власти возникает там, где у частной собственности нет приоритета и земля принадлежит сельской общине. Для того, чтобы организовать общинные работы по обработке земли формируется специальный орган власти, который постепенно набирает силу и становится деспотичным по отношению к общинникам. На Востоке под ритуалы традиционной культуры подгоняется вся жизнь человека чаще всего без всякого к нему почтения и снисхождения. Индивид должен приспособиться к правлению, а не правление к нуждам индивида.
В большинстве стран Востока (Индия, Китай, древние восточные цивилизации Египта, Вавилона и др.) частная собственность особой роли не играла, а приоритет отдавался духовной жизни индивида, для которого освобождение от закона кармы - цель жизни. Поскольку судьба каждого человека определяется кармой, соотношением добрых и неблаговидных дел в прошлом перевоплощении, поскольку его имущественное положение не имеет существенного значения для данного перевоплощения и заботиться он должен о том, что бы не сделать чего-нибудь такого, за что он должен расплачиваться в следующем своем перевоплощении. На этом были построены древнейшие философские системы йоги, дзен-буддизма, конфуцианства. Традиционное восточное общество ценит различные сведения, нужные для организации повседневной жизни, но отвергает абстрактные, отвлеченные теории. Вследствие этого на Востоке наука развивалась трудно. Из нововведений приживались только те, которые способствовали укреплению власти, интересам государства, стабильности общества.
Традиционные цивилизации обладают удивительной живучестью. Александр Македонский покорил весь Ближний Восток, основал громадную империю. Но Восток сохранил неповторимое своеобразие своей культуры. Как огромный шквал прошли по странам Востока орды Чингиз-Хана - и все же все возвратилось на старые места, народы продолжали жить по-старому, своими родами и общинами, поклоняться старым богам, менявшим разве что название. Все это - Восток...
Прямо противоположный Востоку характер имеет западная цивилизация. Под термином "Запад" понимают особый тип цивилизованного и культурного развития, который сформировался в Европе примерно в 15-17 столетиях. Предшественниками этого типа были культуры античности и христианская традиция. Именно античная культура привнесла в современную европейскую цивилизацию традицию быстрого логического усвоения знаний. Именно древнегреческая философия сформулировала идею любви к знанию самому по себе. Христианство же возвело Логос (знание - греч) в ранг Бога. В христианстве Бог происходит не из природы, а из самого человека. Человек создан "по образу и подобию божьему" и поэтому может претендовать на то, чтобы стать как Бог, стать самим Богом.
Именно эти предпосылки смогли создать культуру, которая своей целью ставит покорение и преобразование природы, что немыслимо, даже кощунственно, для мировоззрения Востока.
Не менее важным фактором в становлении западной цивилизации стала демократия и идея правового государства, главной целью которой является обеспечение свободного развития личности, реализация прав и свобод человека и гражданина. Высшей ценностью признается человек. Именно он - венец природы, конечная точка эволюции. В обществе, основанном на частной собственности высоко ценится индивидуализм, личные интересы ставятся выше интересов общественных.
Но достижения Запада не абсолютны. Технологический, экономический и правовой рационализм плохо уживаются с нравственной верой в добро. Конкуренция резко ограничивает сферу сострадания и милосердия. Не случайно, что именно западноевропейская культура породила социал-дарвинизм с его пренебрежительным отношением к народам Азии и Африки, культы насилия и техники, две мировые войны и завоевательные "крестовые" походы против неевропейских народов. Мир массового потребления полностью поглотил и подчинил себе европейца. Обладание вещами в соответствие с рекламой стало целью, любовь заменил секс, дружбу - денежный расчет. Западная цивилизация обрекает людей на мелкий практицизм и заботу о банковском счете. Акцент делается не на личности, а на ее эгоизме и индивидуализме, на ее праве в угоду себе принести в жертву и семью, и государство, и этнос, и Родину.
Современный кризис индустриального общества заставил задуматься о дальнейших путях развития западной цивилизации, внимательнее отнестись к ценностям традиционного восточного общества, к достижениям китайской, индийской, исламской культуры. Без диалога Запада и Востока у человечества нет будущего. Многие мыслители в диалоге Запада и Востока большое место отводят России. Такая точка зрения объясняется не только ее географическим положением (где находится Россия? В чем особенности ее географического положения?). В российской цивилизации огромную роль играют традиционные начала. Соборность, коллективизм, служение своему народу, то есть приоритет общенациональных интересов над личными заботами - все это существенные черты русской культуры. Культура русской нации всегда складывалась как реакция на неустроенность и административный произвол в практической жизни. Русская культура всегда обладала “компенсаторным" механизмом развития, суть которого - в самозабвенном искании чистых идеалов в ответ на внешнее насилие.
В самом деле, чем хуже в стране дела практические, тем с большим рвением русская душа стремилась в царство добра, справедливости и правды. Факт, что именно в России 19 века, страдавшей от варварских пережитков крепостничества, уступавшей своим европейским соседям по многим параметрам экономического и политического благоустройства, наблюдался беспрецедентный взлет искусства, были созданы шедевры, покорившие "сытую и спокойную" Европу.
Своеобразие каждой культуры наиболее полно проявляется в критические периоды истории. Для России таким периодом оказались петровские реформы. Петр повернулся лицом на Запад. Технические и научные достижения западных стран вызывали у него восторг. Здравый смысл подсказывал ему, что невозможно развитие страны, распространение грамотности и здравоохранения без крутых социально-культурных преобразований. Петровские реформы всколыхнули Россию, не оставив равнодушных к дальнейшим судьбам русского народа. Одним из следствий глубоких раздумий о судьбе своей родины явилось формирование в среде русской интеллигенции западничества, славянофильства, а затем и евразийства. Западники связывали будущее страны с усвоением достижений Западной Европы. Для России заразительными были успехи Запада в области просвещения, здравоохранения, демократии и быта. Приобщение России к ценностям Западной Европы было неизбежно.
Против европеизации, но за диалог с Западом выступали славянофилы. Они предложили учение о соборности, самодержавии и православии. Эти три принципа, по мнению славянофилов, определяют устройство России, уклад жизни русского населения и его нравственные идеалы. Славянофилы категорически выступали против слепого копирования западных образцов жизни. Чрезмерная рационализация культуры Запада, ее мещанский практицизм и утилитаризм убивает духовность, превращает человека в расчетливого эгоиста.
Культура как Запада, так и Востока полна непреходящих духовных ценностей. В наше время идет процесс интеграции, взаимообогащения культур. Занимая выгодное географическое положение, учитывая свое евразийство и опираясь на богатство своей культуры, Россия способна содействовать диалогу Запада и Востока. Участвуя в этом диалоге, Россия сохранит свою самобытность и самостоятельность, свое православное лицо и коллективистские принципы. Только в этом случае ей посчастливиться стать образцовым государством как в политико-экономическом, так и в научно-техническом и культурно-нравственном отношениях.
Тема 6. "Роль экономики в жизни общества"
Содержание экономической сферы
Экономическая сфера общества (экономика) - это совокупность общественных отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Среди всех видов человеческой деятельности экономике принадлежит особая роль. Эта сфера связана с важнейшим условием человеческой жизни - удовлетворением материальных благ. Каждый человек имеет материальные потребности - вкусная еда, модная одежда, предметы гигиены, бытовая техника, удобная мебель, красивая посуда…. Можно до бесконечности перечислять то, без чего современный человек не мыслит своей жизни. Свои потребности мы стремимся удовлетворить в первую очередь. И в этом нам помогает экономика, создавая то, что нам необходимо.
Производя материальные блага, экономика отвечает на три главных вопроса:
Что производить?
Как производить?
Для кого производить?
Другими словами, речь идет о том, как решить проблему эффективного использования экономических ресурсов. Экономические ресурсы, то есть источники, необходимые для производства материальных благ, ограничены. Поэтому главное для производителя - затратить на производство меньше, а прибыли получить как можно больше. Это возможно только при экономии (сбережении) ресурсов. Экономические ресурсы называют "факторами производства".
Существует четыре вида основных факторов производства:
Первичные факторы производства | Вторичные факторы производства |
Земля - ограниченный природный ресурс, необходимый для любого производства. Земля нужна для того, чтобы построить на ней производственные цеха, мастерские, офисные здания и т.д. Кроме того, в сельском хозяйстве земля является основным средством производства - используется ее плодородные возможности. | Капитал - это созданные человеком ресурсы, которые чаще всего выступают в виде денежного капитала или реального (здания, сооружения, сырье, оборудование, механизмы, информация и т.д.). |
Труд - это способность человека, которая становится потребностью. Именно в процессе человеческого труда создаются все блага цивилизации, материальные и духовные ценности. В современной экономике используется наемный труд - это труд человека, работающего по трудовому договору на предприятии, собственником которого он не является, за заработную плату. | Управление - это непрерывный процесс организации, координации и контроля за производством и сбытом продукции. Имея первые три фактора производства (землю, наемных рабочих и капитал), но не имея грамотного управляющего, мы не только не получим прибыли, но и не сможем произвести ни одной единицы продукции. Поэтому управление ценится также высоко как и все другие ресурсы. |
Структура экономической сферы включает в себя четыре взаимосвязанных и взаимодействующих между собой сферы - производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.
Производство - процесс создания материальных благ. Основой производства является промышленность. Вся промышленность делится на отдельные отрасли (легкая промышленность, пищевая, химическая, деревообрабатывающая, машиностроение, ВПК, АПК и др.). Отраслью называется группа предприятий и фирм, выпускающих однородную продукцию или использующих одинаковое сырье.
Распределение - произведенный товар должен быть распределен между членами общества. В процессе распределения материальных благ участвуют как сами производители, так и различные государственные учреждения (например, налоговые органы, органы социальной защиты населения и др.). Главной задачей в распределении материальных благ в обществе является соблюдение принципа социальной справедливости. Во-первых, каждый человек должен получать материальные блага в соответствии со своим трудовым вкладом в общественную жизнь, во-вторых, общество должно заботиться о тех, кто по объективным причинам не может трудиться (больные, престарелые, дети и другие незащищенные и малообеспеченные слои населения).
Обмен - это процесс превращения товара в деньги и денег в товар, то есть купля-продажа материальных благ. Чтобы соблюсти интересы всех участников экономической сферы и для обеспечения принципа социальной справедливости, обмен материальными благами между членами общества производится на основе определенного эквивалента, выражающего стоимость (ценность) каждой вещи, - денег. Деньги как мера стоимости появились очень давно. В качестве денег использовались различные металлы, ракушки, другие предметы. В настоящее время в качестве денег используются монеты и бумажные ассигнации (денежные знаки). Каждая страна имеет свою денежную систему, свой вид денег (валюта). Однако всемирным эквивалентом является золото. Ценность каждой денежной единицы определяется в зависимости от ее обеспечения золотом, имеющимся у того или иного государства (золотой запас страны).
Потребление - материальные блага используются по своему прямому назначению - они удовлетворяют материальные потребности людей. При этом в сфере экономики производятся товары широкого потребления (собственно использование их по назначению выходит за рамки экономической сферы и относится к социальной сфере общества) и промышленные товары, которые могут выступать как средства производства товаров широкого потребления. Например, станки и механизмы сначала выступают как товары, а затем, после продажи, как средства производства, то есть их потребление (использование по назначению) происходит в сфере экономики. Есть товары, которые могут использоваться как средства производства и как товары широкого потребления. Например, канцелярские товары - их можно использовать в офисе (тогда они выступают как орудия труда) и дома, в школе (в этом случае они непосредственно удовлетворяют наши материальные потребности, но уже в социальной и бытовой сфере).
Товар: понятие и свойства
Материальные блага, попадая из сферы производства в сферы распределения, обмена и потребления, становятся товаром. На рынке (место, где непосредственно осуществляется обмен) товаром может быть все, что можно продать и купить: сельскохозяйственная продукция, сырье, вещи, рабочие руки (навыки и умения, способность трудиться), земля, информация, сами деньги, наконец…. Большинство товаров обменивается через прямые контакты продавца и покупателя, а также через посредника или различные торговые организации.
Товар - это продукт, предназначенный для продажи или обмена
Помимо товаров, на рынке существуют услуги - т.е. некая полезная деятельность, выполненная за деньги.
Товар (услуга) имеет свои характеристики или свойства:
Качество - потребительские свойства товара, степень его полезности для потребителя. Качество товара зависит от используемого сырья и технологии его производства, а также от уровня квалификации рабочих, его создавших. Качество товара создается в процессе производства. Существуют определенные требования к качеству тех или иных товаров или услуг. Эти требования содержатся в специальных нормативных документах - государственных и отраслевых стандартах, технических условиях и т.д. Потребитель имеет право требовать от продавца качественный товар, который должен быть способен удовлетворить ту материальную потребность, для удовлетворения которой он и был создан. Это право потребителя охраняется законом, и производитель, выпускающий на рынок некачественный товар, преследуется по закону.
Стоимость - затраты на изготовление и сбыт товара (расходы на сырье, электроэнергию, заработную плату, транспортные расходы, рекламу, и т.д.). Стоимость товара также возникает в процессе производства. В интересах каждого производителя максимально снизить себестоимость товаров и услуг. Этого можно достичь использованием энергосберегающих технологий производства, более высокой производительностью труда, экономией электроэнергии, снижением транспортных расходов, оптимальным использованием рабочей силы и т.д.
Цена - денежное выражение стоимости товара. Цена товара создается в сфере обмена и зависит от затрат на его производство, качества товара, спроса и предложения данного товара на рынке, имиджа и известности фирмы-производителя. При определенных условиях цена может быть выше, ниже или равна стоимости товара. Поскольку разница между ценой и стоимостью товара или услуги является прибылью, то естественно производитель или продавец заинтересован в том, чтобы эта разница была как можно больше. Однако бесконечно повышать цену на товар невозможно. Этому мешают целый ряд обстоятельств (количество продавцов и покупателей, покупательная способность населения, законодательные ограничения, соглашения между производителями однородного товара и т.д.).
Дата: 2019-07-30, просмотров: 201.