Античные мыслители об обществе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Люди издавна пытались объяснить существование общества. Как возникает общество? Как оно развивается? Куда оно идет в своем развитии, каковы его перспективы? Ответы на эти вопросы определялись уровнем развития конкретного общества.

На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира была мифология. Мифы существовали у всех народов. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим, обеспечивалась духовная связь поколений. В древних мифах о происхождении мира и людей часто выделяются две идеи: идея творения (мир создан каким-либо сверхъестественным существом - Богом, великим колдуном и т.д.) и идея развития (мир постепенно развился из некоего бесформенного состояния - хаоса, воды или из яйца…).

Наряду с мифологией и религией свои ответы на вечные вопросы происхождения мира и людей искала и возникшая позднее философия. Большой вклад в развитие представлений о происхождении общества внесли философы античности. Давайте рассмотрим более подробно представления об обществе двух древнегреческих мыслителей - Платона и Аристотеля.

"Идеальное государство Платона".

Платон Афинский, настоящее имя Аристокл, родился в Афинах 27 мая 427 года до н.э. Платон сначала был поэтом, а позже под влиянием Сократа стал одним из самых выдающихся философов античности, много путешествовал. Умер в 347 году.

Вопросам устройства общества посвятил два своих произведения: "Закон" и "Государство".

Государство, по Платону, возникает потому, что человек сам не может обеспечить удовлетворение своих потребностей. Для этого ему необходимо государство. Платон, в духе того времени, не делал различия между обществом и государством. Согласно Платону, государство - это человек в гораздо более крупном масштабе. Его высшая задача - воспитание граждан в духе добродетели. Политическая цель государства - совершенный человек идеального государства.

Идеальное государство возникает как общество трех неравных между собой социальных групп:

Правители (философы), которые управляют государством и определяют законодательство. Это люди с разумной душой. В своих поступках руководствуются только логикой, разумом.

Стратеги (воины), беспрекословно выполняющие свой долг, охраняющие устои государства. Люди с благородной душой. Этими людьми управляют прежде всего благородство и чувство долга. Стратеги защищают общество.

Производители (крестьяне и ремесленники), которые своим трудом обеспечивают материальную основу общества. Эти люди обладают чувственной душой, ими управляют эмоции и страсти, поэтому они не могут разумно управлять, как Правители, и храбро сражаться, как Стратеги. Производители должны работать и обеспечивать остальным членам общества пропитание.

Платон считает, что каждый человек, чтобы достичь совершенства, должен обладать определенной добродетелью.

Но, поскольку разные люди обладают разными душами, то и добродетели у них тоже должны различаться. Так, правители, которые обладают разумной душой, должны следовать такой добродетели, как мудрость. Стратеги, имеющие благородную душу, должны обладать храбростью, а народ, имеющий чувственную душу, - благоразумие (или умеренность). Но для всех сословий в идеальном государстве существует одна общая добродетель - это справедливость, которая компенсирует и сочетает другие добродетели.

Помимо социальной структуры, Платон рассматривал также наиболее приемлемые для идеального государства формы правления. Все возможные формы правления Платон делил на две категории - прогрессивные (или приемлемые) и регрессивные (или упадочные).

К прогрессивным формам правления он относил аристократическую республику, считая, что власть в обществе должна принадлежать немногим, но лучшим. Как вы думаете, почему? Кто такие аристократы? Какая форма правления называется республикой?

К регрессивным формам -

демократию, которую Платон определял как "власть толпы",

олигархию, то есть власть, основанную на богатстве,

тимократию, власть, основанную на военной силе.

Упадочные формы правления не могут обеспечить большинству людей счастливую жизнь, так как люди, стоящие у власти (простолюдины при демократии, богатые при олигархии и военные при тимократии), не приспособлены к разумному поведению, не могут справедливо управлять обществом.

Таким образом, общество у Платона представляется как организованное сообщество людей, объединившихся для достижения всеобщего блага. При этом, будучи воспитанным на ценностях греческого полиса, Платон понимает всеобщее благо не как благо (счастье) каждого человека в отдельности, а как процветание всего государства. Поэтому каждый гражданин этого государства должен в первую очередь заботиться не о своих интересах, а об интересах общественных.



Дата: 2019-07-30, просмотров: 183.