Сущность и задачи информационно-просветительной
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

и познавательной деятельности в современных досуговых учреждениях

 

       Не зависимо от уровня общего культурного развития познавательные потребности есть у каждого человека. Периодически переживаемые в ходе  исторического развития общества процессы реформирования  отодвигают вопросы образования и самообразования личности на второй план. Но с завидным постоянством общество «прозревает» и интерес к образованию и просвещению, повышению общего уровня культуры появляется вновь.

        Массовое просвещение и самообразование направлены на то, чтобы постоянно поддерживать имеющиеся знания на уровне современной научной картины мира. Это особенно необходимо, если учесть, что научная картина находится в непрерывном совершенствовании и многие из ее элементов, усвоенные человеком на этапе базового обучения устаревают и меняются.

Понятие «информация» в буквальном смысле означает «сообщение», «изложение». Информация – это не все знание, которым располагает человечество, а лишь его часть, помогающая ориентироваться в конкретной ситуации. Информационная деятельность является направлением работы многих структур: средства массовой информации, образовательные учреждения, издательская деятельность, самообразование личности. Для этого направления характерны следующие особенности: доступность, свободный характер, возможность синтеза научного, документального и художественного материала, а так же возможность гибкого реагирования на запросы и интересы аудитории.

Учреждения культурно-досуговой сферы не должны конкурировать  при организации информационно-просветительной деятельности со всеми выше перечисленными структурами. Имея возможность прямого контакта с аудиторией, оценивая ее реакцию, специалисты учреждений культуры дополняют средства массовой информации квалифицированными комментариями событий, опираясь на интересы конкретной аудитории.

 В настоящее время практике просветительной деятельности явно недостает глубокого психологического подхода к научно обоснованному выстраиванию важнейших этапов просветительного воздействия. Речь идет о знании того, как привлечь внимание к предлагаемому материалу, обеспечить его полноценное восприятие, добиться внимания и достичь прочного закрепления. Массовая аудитория по своим характеристикам неадекватна учебной группе из системы базового или профессионального образования.

Безусловно исходной базой для организации  процесса информационно-просветительной деятельности  выступает дидактика, как часть педагогической теории и практики. Но необходимо акцентировать внимание на специфических принципах организации образования взрослых людей:

1. Принцип фасилитации (от английского facilitate). Что означает облегчение для человека той или иной работы путем умелого ее направления. Познавательный процесс при таком подходе лишь стимулируется и в нужных случаях корректируется, основой же его становится собственная активность занимающихся самообразованием.

2.Принцип интереса. Специалисты, занимающиеся информационно-просветительной деятельностью должны уметь вызывать удивление аудитории, которое всегда есть начало пути к пониманию. Кроме того, должны уметь сделать процесс познания активным, заставить людей размышлять, сравнивать, анализировать, действовать.       

       Учреждениям социально-культурной сферы в области информационно-просветительной деятельности присущи свои специфические задачи:

1. Изучение информационных потребностей, мотивов и интересов посетителей.

     В основе деятельности всегда лежит потребность. Потребность категория психологическая – это настоятельная, осознанная нужда человека в чем-либо. Потребности есть у каждого человека, в том числе информационные. Потребности человека в информации разнообразны: потребность в конкретной информации, потребность в анализе информации, потребность в разнообразии информации и т.п.

  Кроме потребностей существуют мотивы, которые заставляют человека действовать в информационном пространстве: необходимость получить оценку по учебному предмету, желание повысить профессиональное мастерство, желание выделиться своей информированностью и т п.

  Сфера культурно-досуговой деятельности кроме потребностей и мотивов опирается еще и на интересы человека. Это ключевое понятие в организации досуга, отсутствие интереса делает досуговую деятельность бессмысленной. Интерес к информации человек может проявлять на разном уровне:

- интерес-любопытство. Характерен для каждого человека, но

особенно ярко проявляется в детском возрасте;

- интерес- любознательность. Так же более ярко представлен в детском возрасте, но это более высокий уровень интереса. Наличие его говорит об определенной организации в информационной культуре личности;

- интерес осознанный. Еще более высокий уровень информационной культуры личности. Выражается в конкретизации сфер знаний, которым человек отдает предпочтение;

- интерес специализированный. Наиболее ярко представлен в сфере профессиональной деятельности человека;

  Таким образом, организуя информационно-познавательную деятельность учреждения культурно-досуговой сферы, должны знать и характер потребностей посетителей, и мотивы участия в этой деятельности и уровни интереса людей.

 

2. Формировать информационные потребности.

 Учреждения культуры не выдерживают конкуренции с деятельностью образовательных учреждений и средств электронной информации, так как материальные и технические возможности их ограничены. Но в деятельности культурно-досуговых учреждений есть и преимущества, которые привлекают аудиторию: в основе их деятельности лежит интерес. Все материальные и технические возможности будут бесполезны вне желания человека. Существуя в информационном мире, надо не только уметь изучать потребности, мотивы, интересы, но и формировать их.

 

3. Формировать культуру потребления информации.

Современное информационное пространство настолько разнообразно, что в последнее время идет речь об эффекте «отравления информацией». Еще Гераклит говорил: «Многознание уму не научает». Для учреждений культурно-досуговой сферы важнее не усвоение информации посетителями, а формирование у них умения ориентироваться в потоке информации. Поэтому  для учреждений культурно-досуговой сферы актуально медиаобразование (подготовка подрастающего поколения к качественному восприятию видеопродукции), методика самообразования, консультационная деятельность, обсуждение и обмен информацией.

       Современный этап информационного развития общества обрушивает на людей огромный поток очень противоречивой информации, далеко не все оказываются способны самостоятельно разобраться в обилии сведений и фактов. Самостоятельный анализ всего того, что происходит в мире, далеко не всегда отличается четкостью и определенностью. Здесь особенно мешает свойственная многим завышенная самооценка собственной практики и чрезмерная вера в силу рассуждений с позиции так называемого здравого смысла.  Поэтому возрастает потребность в истолковании фактов и повышается роль тех, кто способен дать квалифицированную интерпретацию противоречивых событий и фактов.

       Надежда на то, что все это сделают газетные и экранные комментаторы не оправдываются. Чисто психологически здесь нужен кто-то другой и, наверное, тот, о ком можно сказать – «это один из нас», его мы знаем, ему мы верим, с ним можно поспорить, но не прислушаться к нему нельзя. Не исключено, что в системе формирования ценностных ориентаций современного общества нам больше всего не хватает именно таких «лидеров мнения».

 

Лекция 4.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 231.