Формы художественно-зрелищной деятельности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методические особенности их подготовки

 

      Формы художественно-зрелищной деятельности чаще всего носят массовый характер. Сложность и многоплановость массовых форм культурно-досуговой деятельности требуют глубокого понимания механизма их действия. Исходной точкой технологии подготовки этих форм является определение цели, то есть ради чего создается эта форма. В каждой массовой форме культурно-досуговой деятельности имеется четыре основных компонента, которые влияют на особенности подготовки и проведения формы: содержание, композиция (построение), набор средств художественного воздействия, аудитория и ее расположение в пространстве. В деятельности современных культурно-досуговых учреждений наиболее популярными формами художественно-зрелищной деятельности являются: праздник, ярмарка, обряд, вечер, концерт (шоу, представление).            

       Праздник– массовая акция, рассчитанная на один или несколько дней. По структуре и содержанию представляет из себя целый комплекс культурных мероприятий, связанных между собой единой идеей. Праздник является одной из самых древних форм художественно-зрелищной деятельности и он стал неотъемлемым элементом современной общественной жизни. В праздничном календаре присутствуют государственные праздники (Новый год, День Победы, День Конституции и пр.), профессиональные праздники ( День учителя, День строителя и пр.), народные праздники (Масленница, Святки и пр.), религиозные праздники (Рождество, Пасха и пр.). Но с точки зрения культурно-досуговой деятельности праздник – это не просто календарная дата. Праздник не состоится, если его участники не проявят определенный уровень активности. Поэтому методика подготовки праздника соединяет три составные части праздничного действия масс:

- предпраздненство (время перед праздником, когда формируется праздничное настроение людей);

- собственно праздник (время проведения праздника);

- послепраздненство.

     В подготовке каждой части есть своя специфика. Предпразднество проходит при добровольном участии будущей аудитории праздника. Это не период усиленных репетиций. Характер действий в этот период должен быть другой: изготовление костюмов, работа над оформлением площадки праздника, изготовление бутафории и реквизита, проведение конкурсов, итоги которых будут подводиться на празднике. Этот период создает эмоции, готовит настроение участников, так как сам праздник настроение не создает, он только его усиливает.

     Подготовка собственно праздника требует совместной деятельности профессионалов: сценаристов, режиссеров, художников, музыкантов и т.п. Чаще всего они объединяются в оргкомитет и работают над художественным воплощением программы праздника. В программу праздника могут быть включены представления, конкурсы, игровые программы, шествия, карнавалы, парады, шоу, фейерверки и салюты. Все это требует значительных материальных, финансовых и творческих затрат.

       Послепраздненство занимает незначительный промежуток времени, но оно необходимо для того, чтобы участники праздника привыкли к новому эмоциональному состоянию, праздничному настроению. При подготовке к празднику необходимо продумать и эту часть действия. Здесь будет уместны слова благодарности участникам и организаторам праздника, представление творческих коллективов, различного рода объявления и приглашения к сотрудничеству.

      Если подготовка праздника станет делом коллективным – и оргкомитета, и непосредственно будущих участников, - тогда успех праздничной программы гарантирован.

            Ярмарка – массовая акция, устраиваемая с целью распродажи товаров. Но и в историческом прошлом, и сегодня ярмарка всегда рассматривалась не только как место, где можно приобрести необходимые товары, но и как повод для забав и увеселений. В наше время ярмарки проводятся как в их традиционном виде (осенняя ярмарка, предпраздничная ярмарка и пр.), так и в видоизмененных вариантах ( ярмарка вакансий, ярмарка идей, ярмарка талантов и пр.) Ярмарка может проводиться как отдельная форма и как часть какой либо программы.

     Подготовка ярмарки требует тщательного подбора помещения, предварительной работы с продавцами товаров, широкой рекламной кампании. Вырученные от реализации деньги как правило перечисляются на благотворительные нужды - различные социальные фонды, в помощь пострадавшим от стихийных бедствий, в детские дома и т.п.

             Обряд – установленное традицией действие, имеющее для

участников магическое, юридическое, бытовое и ритуально-игровое значение. Действия обряда, как правило, носят символический характер и предназначаются для того, чтобы в наглядно-образной форме отметить события личной или общественной жизни. Обряд, так же как и праздник, является исторически сложившейся формой художественно-зрелищной деятельности. С древних времен обряды сопровождают производственную и бытовую жизнь человека, являются неотъемлемой частью культуры народа.

       За длительную историю своего существования обряды изменились и по форме, и по содержанию. Современные обряды можно разделить на религиозные и светские (гражданские). Историческая ситуация сложилась так, что некоторые религиозные обряды продублированы светскими: венчание – бракосочетание, крещение – имянаречение, отпевание – гражданская панихида. Каждый человек выбирает для себя каким обрядовым действием отметить значимое в его жизни событие. Но в практике культурно-досуговой деятельности встречаются и другие обряды: посвящение в студенты, торжественное вручение, торжественные проводы и т .п. Постепенно формируются традиции и ритуалы этих обрядов.     

      Уникальность и самобытность обряда требует от организаторов этой формы специальных профессиональных знаний и умений, постоянно ставится вопрос о подготовке специалистов данного профиля в высших и средних специальных учебных заведениях. Специалистам, занимающимся обрядами, всякий раз проходится сталкиваться с проблемами межнационального, правового, психологического характера.

      К основным методическим требованиям при подготовке обряда можно отнести:

- хорошее знание традиций проведения данного обряда;

- наличие в программе обряда ритуальных действий.

             Одной из самых универсальных форм в практике художественно-зрелищной деятельности является вечер. Это форма, в которой органично сочетаются элементы общения, информации, искусства, зрелища и развлечения. В культурно-досуговой деятельности можно встретить разнообразные вечера: тематические, торжественные, юбилейные, танцевальные, благотворительные и т.п. Отличительной особенностью всех вечеров является то, что присутствующие на них люди – это не просто зрители или посетители, это активные участники происходящего. Они участвуют в конкурсных заданиях, исполняют концертные номера, обмениваются мнениями и жизненным опытом. При всем разнообразии вечеров требования к программе и подготовке этой программы едины:

- наличие композиционно выстроенного сценария;

- присутствие реальных героев или почетных гостей;

- своевременное планирование и проведение репетиций и других мероприятий по подготовке вечера;

- активное использование технических и других выразительных средств;

- коллективность творчества в процессе подготовки.

      Концерт - самая популярная и общедоступная форма художественно-зрелищной деятельности многих учреждений социально-культурной сферы. Посещение концерта – это хорошая возможность отдохнуть и приобщиться к миру прекрасного. В работе культурно-досугового учреждения можно встретить отчетные, юбилейные, праздничные, театрализованные концерты. Для проведения любого концерта необходима заранее составленная программа, качественная работа звукооператора и администратора, выпускающего участников на сцену. Гораздо сложнее подготовка театрализованного концерта, программа которого построена по законам театрального действия. Для него необходим сценарий, работа режиссера, репетиционная работа с ведущими и участниками.

     Таким образом, с помощью различных форм художественно-зрелищной деятельности можно организовывать процесс общения большого количества людей, программировать его с помощью сценария. Профессионально написанный и организованный праздник, концерт или вечер способны вызвать большой заряд коллективной созидательной энергии, повлиять на настроения и чувства людей.

 

Лекция 7.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 986.