Методики социально-культурной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

  В практике организации социально-культурной деятельности технологический подход конкретизируется в методике.

  Методика – совокупность приемов и действий для достижения поставленной цели. В педагогике под методикой понимаются способы упорядоченной и взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанника для решения задач образования, воспитания, развития. По своей сущности такое определение методики ближе всего к социально-культурной сфере. Но ни одна педагогическая методика не может быть заимствована в социально-культурной деятельности в чистом виде, так как сфера организации свободного времени – это весьма своеобразная педагогическая деятельность, это процесс свободного творческого общения в сфере избранного интереса, протекающего по своим законам.

  Содержательной стороной социально-культурной деятельности является культурно-досуговая деятельность. В культурно–досуговой деятельности сложилась определенная классификация методик: общая методика, типовые методики и частные методики. Все они функционируют по своим законам, включая в себя все наиболее общее и существенное в построении технологического процесса.

   Общая методика – система знаний о средствах, формах и методах, применяемых учреждениями социально-культурной сфере.  Средства, формы и методы в социально-культурных методиках выступают в качестве основных составляющих технологического процесса и применяются в качестве инструмента для достижения социально-значимых целей. Профессиональное мастерство специалиста в социально-культурной сфере заключается в том, чтобы в конкретной ситуации выбирать те средства, формы и методы, которые наилучшим образом решат поставленные задачи, при этом владеть многообразием методических приемов работы.

В зависимости от характера профессиональной деятельности специалист может владеть частными методиками (основы драматургии, основы постановочной деятельности и т.д.) на высоком уровне, но владение общей методикой позволит ему более системно осваивать новые знания и совершенствовать навыки.

      Культурно-досуговая деятельность доводит содержание до посетителей учреждений культуры, пользуясь совершенно конкретными средствами, формами и методами.

     Средства – это один из важных компонентов в общей методике культурно-досуговой деятельности. Под средствами социально-культурной деятельности понимаются разнообразные материалы, орудия и условия социокультурного процесса, благодаря использованию которых более успешно и рационально передается и усваивается содержание социально-культурной деятельности. Таким образом, это своеобразный инструмент, с помощью которого раскрывается содержание, достигается цель.

Средства можно сгруппировать в две большие группы:

  1. Средства – источники информации: устное и письменное слово, система условных обозначениц (ноты, формулы), жанры искусства, средства наглядности, компьютерные программы и т.д.
  2. Средства – инструменты воздействия: технические средства(оборудование сцены, звуковая аппаратура, аттракционы и пр.), дизайн среды, методы и приемы воспитания, реклама и т.д.

       Каждое средство служит носителем того или иного содержания. В зависимости от характера содержания выбирается определенное средство или, чаще, набор средств.

       К числу компонентов общей методики относятся и формы культурно-досуговой деятельности.  Форма является одной из философских категорий, рассматриваемых в неразрывной связи с содержанием. Форму можно рассматривать как структуру организации содержания, как характер подачи материала, как способ организации аудитории.

Применительно к деятельности учреждения культуры форма может иметь различное значение: это и структура оформления документов (форма отчета, форма плана и т.д.), и способ организации досугового мероприятия.

Форма в переводе с греческого означает наружный вид, внешнее очертание. Если форму рассматривать применительно к деятельности учреждений культуры, то ее можно понимать как «внешнюю сторону организации социокультурного процесса, отражающую характер взаимосвязи его участников».

      Если в основу классификации форм положить содержание досуговой деятельности, то можно предложить следующие группы форм: информационно-просветительные, зрелищные, рекреационно-оздоровительные.

        В зависимости от характера аудитории и используемых средств воздействия формы культурно-досуговой деятельности делят на массовые, групповые и индивидуальные.

Формы досуговой деятельности не существуют сами по себе, их выбор обусловливается содержанием и средствами. Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации, но именно от удачно или неудачно выбранной формы часто зависит результат.

     В такой же неразрывной связи с формами и средствами культурно-досуговой деятельности находятся методы. Метод – это способ, прием, образ действия, позволяющий достигнуть ожидаемого результата. Под методом социально-культурной деятельности понимают способ деятельности для достижения социально-значимых целей. При этом способы деятельности работника социально-культурной сферы и способы деятельности людей, участвующих в социально-культурных акциях на протяжении  всего процесса о замысла до воплощения, проходят на фоне живого общения и являются актами совместной деятельности. В  практике работы досуговых учреждений используются

- методы учебно- познавательной, самообразовательной деятельности (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция и пр.);

- методы формирования общественного сознания личности (этическая беседа, увещевание, внушение и пр.);

- методы включения в социально-культурную деятельность и формирования опыта  общественного поведения (упражнение, приучение, формирования общественного мнения; поручение и пр.)

- методы стимулирования социально-культурной активности (соревнование, поощрение, порицание, наказание и пр.);

- методы социологических исследований социально-культурной деятельности (опрос, наблюдение, мониторинг, рейтинг и пр.).

 Родовыми методами культурно-досуговой деятельности являются метод иллюстрации, метод театрализации и метод игры.

     Метод иллюстрации (художественного иллюстрирования) – это педагогический метод, являющийся способом организации творческого дела, где идейно-эмоциональное усиление информационного материала происходит посредством внесения элементов художественности в сценарную ткань или с помощью различных жанров искусства, но без организации творческой деятельности масс участников. Например, театрализованный концерт.

     Метод театрализации – это художественнно-педагогический метод, являющийся, с одной стороны, способом единства драматургической обработки материала по законам театра, где есть завязка действия, его развитие, кульминация и развязка, а с другой стороны художественно оформленное действие группы, коллектива или масс участников, являющееся стимулом действия самой массы участников.

     В ряду специфических методов культурно-досуговой деятельности особое место занимает метод игры. В зависимости от содержания деятельности игра может быть и средством, и формой, и методом. Если рассматривать игру как метод, то это способ стимулирования активности участников в различных видах досуговой деятельности. В игровом методе цель находится за пределами данной игровой ситуации и результат игрового действия выражается в виде вещественных продуктов труда, художественного творчества или новых знаний. Происходит своеобразная подмена мотивов: участники начинают действовать из желания играть, получать удовольствие, а результаты оказываются реальные (программа, сценарий, изделие и т п.). Потребность личности в игровом поведении, способность входить в игровой режим, обусловлены особым видением мира. Поэтому умение играть – это показатель культуры как личности, так и общества в целом.

     Вопрос овладения специалистом культурно-досуговой сферы общей методикой достаточно сложен. Учреждениями культуры накоплен большой опыт использования различных средств, форм и методов, но важно не только их знать, но и научиться их творчески применять в зависимости от обстановки и решаемых задач. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у людей интерес, привлечь их в учреждения культуры.

     Типовые методики культурно-досуговой деятельности носят более конкретный характер. Содержание культурно-досуговой деятельности можно раделить на три составляющих: информационно-просветительная деятельность, художественно-творческая деятельность, культурно-развлекательная деятельность. Эти составляющие взаимосвязаны, но каждая из них имеет свою специфику, свои особенности подготовки и проведения программ. Все три типа деятельности имеют не только общие структурные компоненты. Но и свою специфику в формах, средствах и методах, что и позволяет говорить о типовых методиках деятельности.

     Частные методики культурно-досуговой деятельности позволяют профессионально организовать работу с различными аудиториями посетителей учреждений культуры. Например, методика организации массовых форм, методика работы с творческим коллективом, методика индивидуального обучения.

    Таким образом,содержательность, насыщенность, новизна деятельности учреждений культуры во многом зависит от профессионального знания методики специалистами социально-культурной сферы. Важно усвоить, что методика – это творческий процесс технологии культурно-досуговой деятельности.

Лекция 3.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 322.