В социально-культурной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

  Слово «технология» латинского происхождения. В основе лежат два корня: «техне» –искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука. В производственном процессе технология – это предложенные наукой алгоритмы, применение которых гарантирует получение продукции заданного качества. Все современные производства основываются на технологии.

Любая деятельность может быть либо искусством, либо технологией. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы потом все началось сначала. В любой сфере деятельности человека господствует индивидуальное мастерство до тех пор, пока не появляется мастерство коллективное. Например: использование передового опыта в практике своей работы. Концентрированным выражением коллективного мастерства и является технология.

  Можно выделить несколько характеристик, которые позволяет рассматривать процесс деятельности как технологию:

  1. Процесс деятельности основан на научных достижениях.
  2.  Четкая последовательность в выполнении операций.
  3. Процесс выполнения операций повторим.

  Долгое время интеллектуальные производства (в том числе и социально-культурная деятельность) обходились без понятия технология. Считалось, что в этих сферах деятельности решающее значение имеет индивидуально мастерство. Современная теория и практика организации досуга уже признает целесообразность технологического подхода к деятельности. Но механически перенести технологические подходы с производства на социальную сферу невозможно, хотя логика производства изделия и услуги (одного из основных продуктов социально-культурной сферы) имеет ряд общих характеристик.

К общим позициям в производственных и социальных технологиях можно отнести следующие характеристики:

- социальный заказ общества;

-  наличие материальной базы;

- информация как основа деятельности;

- оценка эффективности по качеству деятельности; 

- деятельность осуществляет коллектив специалистов.

 Социально-культурная среда достаточно специфична 

и социальные технологии имеют свои особенности, так как продуктом деятельности специалиста социально-культурной сферы является человеческая личность. Процесс воспитания этой личности средствами и методами досуговой деятельности можно назвать своеобразным производством, у которого свои особенности:

- только личность может воспитать другую личность, поэтому решающее значение в «человеческом производстве» имеет личность, индивидуальность организатора деятельности;

- специалисты социально-культурной сферы поставлены перед необходимостью вести весь процесс воспитания личности от начала до конца;

- работать с человеком невозможно по частям, поэтому на каждом этапе технологического процесса решается одновременно целый комплекс задач;

- каждый специалист, работающий с людьми должен соединять в деятельности технологический подход и одновременно действовать творчески (что порой недопустимо в производственных технологиях).

Общественная значимость социальных технологий уже не подвергается сомнению. Первыми примерами социально-культурных технологий, сформировавшихся в исторической практике, могут служить традиционные национальные обрядово-ритуальные формы, комплексные программы эстетического и художественного воспитания и т. п. Современный уровень развития теории и практики организации свободного времени уже позволяет предложить классификацию технологий социально-культурной деятельности.

    Рассмотрим вариант классификации, предложенный учеными Московского университета культуры и искусства. В практике современной социально-культурной деятельности можно выделить следующие технологии:

- культуроохранные (проведение этнографических и  

    фольклорных экспедиций, организация экскурсий и выставок

     в музеях и т.п.);

- культуротворческие (работа самодеятельных творческих

      коллективов, поисково-исследовательская деятельность в

     в области художественного творчества);

- рекреативные (игровое творчество, сценарий и постановка

праздничного действия и т.п.);

- образовательные (обучающие, развивающие, компьютерные);

- проектные (поиск резервов, разработка инноваций и т. п.);

- коммуникационные (межличностное общение, групповое общение, тренинги общения и т.п.);

- информационно-рекламные (создание рекламы, создания имиджа);

- управленческие (планирование, контроль, маркетинг и т. п.).

   В основе многих социальных технологий лежит программно-целевой принцип организации деятельности. Структура универсальной, общей технологии организации выглядит следующим образом:

1. Анализ обстановки.

2. Формулировка цели.

3. Программирование деятельности по достижению цели.

4. Собственно деятельность.

5. Анализ результатов деятельности.

Это основные этапы общей технологии организации, между этими узловыми точками каждый специалист действует творчески, в зависимости от условий деятельности и имеющихся ресурсов. Рассмотрим особенности каждого из этапов отдельно.

Анализ обстановки.

    При организации любого вида деятельности следует знать, понимать и учитывать те условия, в которых протекает эта деятельность. Владея этой информацией можно создать благоприятные условия и устранить неблагоприятные факторы для людей в сфере организации свободного времени. При анализе обстановки следует сконцентрировать внимание на следующих элементах: объект деятельности (обслуживаемое население, посетители), субъект деятельности (руководители, специалисты, другие работники социально-культурных учреждений), все компоненты деятельности учреждений культуры (содержание, целевые установки, формы, средства, методы используемые для работы).

    Все эти элементы находятся во взаимодействии, образуют единую систему, но главный элемент этой системы – люди, среди которых учреждение ведет свою деятельность. Если при изучении ситуации акценты делаются на другое, трудно достигнуть желаемого результата. Необходимо повседневно изучать аудиторию, настроение, интересы и потребности различных групп.

      2. Формулировка цели.

   Всякое изменение начинается с желания. Если четко не сформулировать свое желание, никогда не узнаешь, как его воплотить. Грамотно поставленная цель выполняет сразу три функции:

- является первым шагом к программированию деятельности;

- позволяет оценить успешность действий;

- приносит положительные эмоции (серьезный стимул для дальнейших действий).

   Цель должна быть конкретной, оптимально сложной и выполнимой.

В работе с людьми цель – это мысленное, заранее определяемое представление о результате, качестве, состоянии личности, которые предполагается достичь. Стратегической целью деятельности учреждений культуры является удовлетворение потребностей населения в сфере культуры. Конкретизируется эта цель в деятельности отдельных коллективов, мероприятиях, акциях и других видах деятельности.

   3. Программирование деятельности по достижению цели.

  После определения цели выбираются наиболее оптимальные средства, формы и методы достижения этой цели. Начинается создание сценария или планирование занятий, создаются условия для коллективной творческой деятельности, определяются людские и материальные ресурсы для достижения цели.

   4. Собственно деятельность.

    Для этого этапа характерна репетиционная деятельность, регулярные сборы организационного комитета, высокий уровень активности и самостоятельности всех участников проекта. Возможна корректировка целевых установок. Заканчивается этап проведением программы.

     5.Анализ результатов деятельности.

  Этот этап напрямую влияет на качество организации последующих программ. Если в ходе анализа обнаруживаются недостатки, ошибки, то необходимо предусмотреть все возможные меры по их устранению. Анализ завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков.

       Примерная схема анализа мероприятия:

1.Соответствие содержания намеченной цели.

2.Соответствие уровня организации намеченной цели.

3.Что получилось лучше всего, почему?

4.Что не получилось, почему?

5.Что было новое?

6.Какова была реакция аудитории на предложенное мероприятие?

7.На что стоит обратить внимание в дальнейшем, от чего отказаться?

8.Оценка участия каждого организатора.

  Таким образом, технологическая цепочка включает следующие основные этапы: анализ социально-культурной ситуации, формулировка цели, программирование деятельности по достижению цели, собственно социально культурную деятельность и анализ результатов этой деятельности.

Технологические подходы к практике организации свободного времени – это целостная, научно обоснованная система, поэтому профессиональная организация деятельности человека в сфере свободного времени должна быть технологически выстроена.

Лекция 2.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 227.