деятельности в современных досуговых учреждениях
Методика рекреативно-оздоровительной деятельности учреждений культуры является одной из наиболее сложных, так как практическая деятельность в этом направлении носит достаточно противоречивый характер. С одной стороны, рекреативная деятельность в учреждениях культуры – дело популярное, а с другой – уровень организации и содержания этой деятельности все еще остается низким.
Рекреация – отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Даже самый квалифицированный, привлекательный и творческий труд не может быть достаточно плодотворным, если его не чередовать с отдыхом. Отдых – способ снятия утомления, которое неизбежно возникает в процессе труда, способ восстановления работоспособности. Особую социальную ценность имеет активный отдых. От отдыха в житейском смысле активный отдых отличается целенаправленностью и включает в себя те занятия, которые эффективно влияют на восстановление сил человека. Активный отдых имеет гораздо больше педагогических возможностей: предоставляются условия для тренировки и проявления способностей, находчивости, изобретательности, приобретаются навыки культурного поведения, формируется эстетическая культура личности.
К сожалению, в последнее десятилетие социологи фиксируют тенденцию к пассивным занятиям населения в свободное время. В условиях психологических стрессов, эмоциональных перегрузок и негативной информации все настоятельнее проявляется потребность в расслаблении. А состоянию расслабленности более соответствует пассивный отдых.
Изучение содержания занятий человека во время отдыха дало следующую информацию: около 90 % рекреационного времени занимают занятия, общие для всех. Это следующие виды деятельности: прием пищи, посещение друзей, чтение, общественные развлечения, спорт, путешествия, просмотр телевизионных программ. Классовое расслоение общества выделяет предпочтения в рекреационных занятиях, применительно к профессии, социальной принадлежности, дохода и положения в обществе. Отдых высшего класса ориентирован на посещение закрытых вечеринок и клубов, частных зон отдыха и различных презентаций. Средний класс привлекает исполнительская деятельность и деятельность различных любительских центров и объединений. Низший класс выбирает домашний отдых, отдавая преимущество занятиям утилитарной направленности ( вязание, вышивка. выращивание растений, кулинария и т.п.)
Если рассматривать отдых как условие снятия различного вида усталости и утомления (физического, эмоционального. интеллектуального), то его структуру можно представить в виде нескольких уровней отдыха, отличающихся друг от друга степенью умственного и эмоционального вовлечения, а так же степенью духовной активности личности.
Первый уровень – пассивный отдых. Наиболее простой уровень отдыха, связанный прежде всего с физическим расслаблением человека. Пассивный уровень отдыха представлен в образе жизни любого человека, так как прежде всего он влияет на процесс восстановления физических сил.
Второй уровень – развлечения. На этом уровне восстанавливаются не физические, а в первую очередь эмоциональные силы. Развлечение более эффективно обеспечивает возможность быстрой эмоциональной разрядки, приносит радость, наслаждение, влияет на развитие личности.
Третий уровень – реализации духовного потенциала. Этот уровень связан с значительной активностью человека в сфере его духовных интересов. Результатом рекреационной деятельности на этом уровне является расширение кругозора, повышение уровня общей культуры человека.
Четвертый уровень – творчество. Это высший уровень рекреационной деятельности, приносящий человеку одновременно и восстановление сил, и эмоциональное удовлетворение, и совершенствование личности. Именно через творческую деятельность проявляется подлинно созидательная сущность рекреационной деятельности.
Умение разумно отдыхать, сделать свой досуг содержательным, провести его так, чтобы дать психологическую разрядку организму, получить заряд бодрости и хорошего настроения значительно продлевает работоспособность и жизнь. Но проблема современного этапа организации рекреационной деятельности заключается в том, что культура отдыха, содержательная сторона отдыха, а так же уровень развития ресурсной базы отдыха оставляет желать лучшего. А организация отдыха по своей сути выступает как творческий процесс, эффективность которого во многом зависит от участия в нем самого населения, его умения отдыхать.
Отдых в современных учреждениях культуры носит массовый, групповой и индивидуальный характер. Организуя различные формы рекреационной деятельности, необходимо учитывать особенности работы с массовой аудиторией, групповой деятельности и индивидуальных занятий. Массовая аудитория, как правило, не является однородной по своему составу, поэтому разный уровень развития общей культуры, возрастные особенности и убеждения, что естественно накладывает отпечаток на рекреационные предпочтения. Методика подготовки групповых форм отдыха характеризуется, прежде всего, особой непринужденностью атмосферы общения друг с другом. Индивидуальный отдых связан с раскрытием внутреннего мира человека, его предпочтений и интересов.
Кроме этого, следует учитывать специфику различных видов отдыха: праздничного отдыха, повседневного отдыха, семейного отдыха. Каждый из этих видов отдыха имеет свою психологическую основу. Праздничный отдых максимально активизирует эмоциональную сферу человека. Семейный отдых направлен на установление межличностных контактов в атмосфере взаимопонимания. Повседневный отдых ориентирован не на организацию деятельности, а на создание условий для самоорганизации отдыха (молодежные кафе, читальные залы, игровые залы и т.п.).
Перемены, происходящие в обществе в последнее время, существенно изменили рекреационную сферу современного человека: совершенствуется материально-техническая база отдыха, территориальные, организационные, управленческие ресурсы, а так же система подготовки специалистов – рекреаторов. Но эта деятельность в основном осуществляется силами коммерческих и частных структур. Единые требования к содержанию и качеству отсутствуют. В зарубежном опыте рекреационной деятельности иные подходы - разрабатывается общегосударственный план развития рекреации. Рекреационная деятельность признана важным фактором общественной жизнедеятельности, так как она способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала личности, обретению психологического равновесия и физического здоровья. Специалисты сферы рекреации считают, что их профессиональная деятельность может быть определена как «бизнес качества жизни». Нам же пока еще только предстоит выработать требования к качественным рекреационным услугам, которые будут по-настоящему улучшать качество жизни.
Лекция 9.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 313.