Создание сценария художественно-зрелищной программы – один из важных элементов технологии работы с большим количеством посетителей учреждения досуга. Понять механизм построения сценария культурно-досуговой программы – значит научиться программировать работу с аудиторией, управлять этой аудиторией, сознательно строить свою профессиональную деятельность.
Драматургия культурно-досуговых программ имеет свою специфику. В театральном творчестве в качестве исходного материала выступает конкретная пьеса, на основе ее материала создается спектакль. В досуговом творчестве исходным материалом является конкретная жизненная ситуация или реальный герой. Получается, что в первом случае режиссер идет от пьесы к жизни, а во втором наоборот - от жизни к пьесе. Представление в условиях культурно-досуговой деятельности организуется по законам театра, но своими специфическими средствами. Поэтому драматургия культурно-досуговых программ имеет много особенностей. Но неоспоримым фактом, говорящим в пользу ее существования, является то, что самые популярные формы культурно-досуговых программ проводятся на основе хорошо драматургически разработанных сценариев.
Сценарий – это подробная литературная разработка содержания, где конкретно указывается, что говорят и как поступают действующие лица, какие художественные произведения исполняются, в какой обстановке проходит действие и т.д.
Работу над сценарием следует начать с определения темы и идеи. Эти два понятия тесно связаны, но отличаются друг от друга.
Тема – это круг явлений, отобранных и освещенных автором. Всегда трудно говорить о чем-то вообще, желательна конкретизация. Выбор темы сценария – это и есть конкретизация рассматриваемой проблемы. Тема обычно задана с самого начала мероприятия, а к идее сценаристу и режиссеру следует подвести зрителей.
Идея – это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий. Типичная ошибка некоторых практических работников состоит в том, что они нередко с самого начала стараются подать зрителю идею в готовом виде. Но их творческая задача состоит в другом – пробудить активное восприятие действия, заставить каждого стать участником события и самому осмыслить идею.
Следующим шагом в подготовке сценария является продумывание композиции сценария – логического расположения материала для организации действия. Основными элементами композиции сценария являются:
1.Экспозиция. Это часть сценария, которая вводит в действие. Это своеобразное вступление, задача которого – эмоционально настроить аудиторию на восприятие зрелища, вечера, праздника или другой формы. Эта часть сценария должна быть лаконичной и четкой.
2. Завязка. Важнейший структурный элемент композиции. В основе завязки лежит "исходное" событие, которое определяет начало драматургического конфликта и находит свое развитие в дальнейших элементах композиционного построения сценария.
3. Основное действие. Это часть, в которой по нарастающей развиваются события сценария. Основное действие состоит, как правило, из эпизодов, которые логически выстроены по принципу возрастания эмоционального напряжения. В каждом эпизоде - своя внутренняя логика построения, но кроме того он связан по смыслу со всеми остальными эпизодами сценария.
4. Кульминация. Действие обязательно необходимо довести до кульминации. Это весьма важная часть композиции, он несет в себе особую смысловую нагрузку, так как является наиболее важным моментом для максимального проявления активности всех участников.
5. Развязка. Этот элемент композиции выполняет функцию завершения сюжетной линии сценария. Развязка ставит последнюю точку с помощью заключительного события, разрешающего конфликт.
6. Финал. Финал означает полное завершение сценического действия, подводит итоги всего действия, происходившего на сцене.
Для того, чтобы сценарий не распадался на отдельные эпизоды, чтобы художественные иллюстрации не выглядели вставленными номерами, а устные выступления не казались ненужными дополнениями к ним, необходимо в качестве стержня найти единый сюжетный ход. Сюжетный ход – это единый образ, через который решается тема сценария. Наиболее ярко сюжетный ход просматривается в основном действии. В практике работы сценаристов наиболее часто встречается один из следующих сюжетных ходов:
-хроникально-исторический ход основного действия;
-игровой ход основного действия;
-публицистический ход основного действия;
-фольклорный ход основного действия;
Специфика сценария культурно-досуговых программ заключается так же в его документальной основе. Документальная основа нужна для того, чтобы на близком и понятном материале раскрыть важные социальные проблемы, отразить общее процессы в судьбах реальных людей, придать действию особую эмоциональную окраску и убедительность. Документальная основа сценария способствует активному восприятию действия зрителем. Успешное использование в сценарии документального материала создает возможность импровизации в массовом действии, создает атмосферу непринужденного общения и как бы снимает барьер между зрительным залом и сценой. Этому способствуют так же другие элементы активизации, которые могут быть включены в сценарий: прямое обращение к аудитории, коллективное исполнение песен, вопросы из аудитории, игра и т.д.
Таким образом, культурно-досуговая программа это наиболее универсальная и всеобъемлющая форма художественного моделирования. Сценарий культурно-досуговой программы создается из разных выразительных средств - изображение, слово, музыка и т.д. Он способен обладать целостностью благодаря единой композиции, подчиненной общему замыслу автора, теме и идее.
Лекция 8.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 428.