Технологические основы организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Технологические основы организации

социально-культурной деятельности.

 

Конспекты лекций по предмету

 «Социально-культурная деятельность» (раздел 2)

для студентов дневного и заочного отделений

Издание четвертое, дополненное

 

(Специальность 071302 «Социально-культурная деятельность

и народное художественное творчество»)

 

Курган

2011

 

 

      Автор: Подушко С.Ю. – преподаватель высшей категории КОКК.

 

 

       Утверждено методическим советом КОКК.

           

       Рецензенты:

       Меньщикова Н.А. преподаватель высшей категории КОКК

       Погорелова Н.В., к.п.н, преподаватель ЧГАКиИ

 

       Редактор:

 

       Саранцева Ю.С.., зам. директора по НМР КОКК.

 

Содержание

 

       Пояснительная записка …………………………………………………4

 

       Лекция1. Сущность технологического подхода в

       социально-культурной деятельности………………………………… 5

 

       Лекция 2. Методики социально-культурной

       деятельности……………………………………………………………..8

 

       Лекция 3. Методика информационно-познавательной

       деятельности…………………………………………………………….11

 

       Лекция 4. Формы информационно-познавательной

       деятельности. Методические особенности их подготовки ………….13

           

       Лекция 5. Методика художественно-зрелищной

       деятельности…………………………………………………………….15

 

       Лекция 6. Формы художественно-зрелищной

       деятельности. Методические особенности их подготовки ………….17

 

       Лекция 7. Сценарий массового мероприятия…………………………20

 

       Лекция 8. Методика рекреативно-оздоровительной

       деятельности…………………………………………………………….22

 

       Лекция 9. Формы организации отдыха

и методические особенности их подготовки…………………………24

 

Лекция 10. Игра как специфическая форма

организации отдыха………………………………….………………..27

 

Лекция 11. Физкультурно-оздоровительная

деятельность в культурно-досуговых учреждений ………………….29

 

Список литературы …………………………………………………….32

 

Пояснительная записка

 

Современные организаторы социально-культурной деятельности работают в достаточно сложных и противоречивых условиях. Время меняет требования к специалисту, но еще быстрее меняется та среда, в которой работает этот специалист. Поэтому проблема базовых профессиональных знаний становится более актуальна. Меняются творческие ориентиры, возникают новые направления деятельности, но неизменными должны оставаться фундаментальные основы профессионального сознания.

Без овладения технологическими основами организации социально-культурной деятельности практически невозможна самостоятельная работа специалиста в этой сфере, поэтому содержание раздела «Технологические основы организации социально-культурной деятельности» формирует прикладные знания и умения студентов по специальности.

Цель данного пособия – систематизировать теоретический материал по разделу «Технологические основы организации социально-культурной деятельности». Основой лекционного материала, представленного в пособии, стали научные разработки ведущих российский ученых в теории и практике социально-культурной деятельности: Д.М. Генкина, Ю.Д.Красильникова, Т. Г. Киселевой, А.Д.Жаркова, В.Е.Новаторова, В.С.Русановой, Ю.А.Стрельцова, В.Я.Суртаева, Б.А.Титова и др.

Содержание лекционного материала последовательно рассматривает:

-сущность технологического подхода к деятельности социально-

культурных учреждений;

-понятие и характеристику методик социально-культурной

деятельности;

-характеристику основных форм культурно-досуговой деятельности;

-методические особенности подготовки форм культурно-досуговой

деятельности.

     Лекции помогают сформировать у студентов систему знаний, составляющих основу профессионального сознания. От качества усвоения студентом данного материала будет зависеть в дальнейшем уровень его профессионального мастерства.   Кроме того, содержание лекций по данному разделу является базовой основой для формирования умения проектировать деятельность в социально-культурной сфере, учитывая особенности среды, конкретной ситуации и потребностей личности.

 

 

Лекция 1.

Сущность технологического подхода

Анализ обстановки.

    При организации любого вида деятельности следует знать, понимать и учитывать те условия, в которых протекает эта деятельность. Владея этой информацией можно создать благоприятные условия и устранить неблагоприятные факторы для людей в сфере организации свободного времени. При анализе обстановки следует сконцентрировать внимание на следующих элементах: объект деятельности (обслуживаемое население, посетители), субъект деятельности (руководители, специалисты, другие работники социально-культурных учреждений), все компоненты деятельности учреждений культуры (содержание, целевые установки, формы, средства, методы используемые для работы).

    Все эти элементы находятся во взаимодействии, образуют единую систему, но главный элемент этой системы – люди, среди которых учреждение ведет свою деятельность. Если при изучении ситуации акценты делаются на другое, трудно достигнуть желаемого результата. Необходимо повседневно изучать аудиторию, настроение, интересы и потребности различных групп.

      2. Формулировка цели.

   Всякое изменение начинается с желания. Если четко не сформулировать свое желание, никогда не узнаешь, как его воплотить. Грамотно поставленная цель выполняет сразу три функции:

- является первым шагом к программированию деятельности;

- позволяет оценить успешность действий;

- приносит положительные эмоции (серьезный стимул для дальнейших действий).

   Цель должна быть конкретной, оптимально сложной и выполнимой.

В работе с людьми цель – это мысленное, заранее определяемое представление о результате, качестве, состоянии личности, которые предполагается достичь. Стратегической целью деятельности учреждений культуры является удовлетворение потребностей населения в сфере культуры. Конкретизируется эта цель в деятельности отдельных коллективов, мероприятиях, акциях и других видах деятельности.

   3. Программирование деятельности по достижению цели.

  После определения цели выбираются наиболее оптимальные средства, формы и методы достижения этой цели. Начинается создание сценария или планирование занятий, создаются условия для коллективной творческой деятельности, определяются людские и материальные ресурсы для достижения цели.

   4. Собственно деятельность.

    Для этого этапа характерна репетиционная деятельность, регулярные сборы организационного комитета, высокий уровень активности и самостоятельности всех участников проекта. Возможна корректировка целевых установок. Заканчивается этап проведением программы.

     5.Анализ результатов деятельности.

  Этот этап напрямую влияет на качество организации последующих программ. Если в ходе анализа обнаруживаются недостатки, ошибки, то необходимо предусмотреть все возможные меры по их устранению. Анализ завершается общими выводами и предложениями, рекомендациями по устранению недостатков.

       Примерная схема анализа мероприятия:

1.Соответствие содержания намеченной цели.

2.Соответствие уровня организации намеченной цели.

3.Что получилось лучше всего, почему?

4.Что не получилось, почему?

5.Что было новое?

6.Какова была реакция аудитории на предложенное мероприятие?

7.На что стоит обратить внимание в дальнейшем, от чего отказаться?

8.Оценка участия каждого организатора.

  Таким образом, технологическая цепочка включает следующие основные этапы: анализ социально-культурной ситуации, формулировка цели, программирование деятельности по достижению цели, собственно социально культурную деятельность и анализ результатов этой деятельности.

Технологические подходы к практике организации свободного времени – это целостная, научно обоснованная система, поэтому профессиональная организация деятельности человека в сфере свободного времени должна быть технологически выстроена.

Лекция 2.

 

Лекция 3.

 

Лекция 4.

 

Лекция 10.

 

Лекция11.

  

Список литературы

 

1. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУК, 1995.-136 с.

2. Коробейников Н.К., Михеев А.А., Николенко И.Г. Физическое воспитание: Учебное пособие. – М.: Высш. шк.., 1989. – 384 с.

3. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Д.Жаркова и В.М. Чижикова. – М.: Изд-во МГУК, 1998. – 462 с.

4. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь –справочник. – Омск: Омич, 1992. – 184 с.  

5. Организация и методика художественно-массовой работы: Учебное пособие \ Под ред. Д.М. Генкина. – М.: Просвещение, 1987.- 192 с.

6. Подласый И.П. Педагогика: Учебник . – М.: Просвещение, 1996. – 432 с.

7. Русанова В.С. Словарь-справочник социального педагога-организатора досуга детей и подростков.- Челябинск: Изд-во ЧГАКИ, 2002. – 132 с.

8. Титов Б.А., Кострова Н.А. Досуг в США: Учебное пособие. – С-Пб.: Изд-во СПГИК, 1992. – 84 с.

9. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1992. – 240 с.

 

Технологические основы организации

социально-культурной деятельности.

 

Конспекты лекций по предмету

 «Социально-культурная деятельность» (раздел 2)

для студентов дневного и заочного отделений

Издание четвертое, дополненное

 

(Специальность 071302 «Социально-культурная деятельность

и народное художественное творчество»)

 

Курган

2011

 

 

      Автор: Подушко С.Ю. – преподаватель высшей категории КОКК.

 

 

       Утверждено методическим советом КОКК.

           

       Рецензенты:

       Меньщикова Н.А. преподаватель высшей категории КОКК

       Погорелова Н.В., к.п.н, преподаватель ЧГАКиИ

 

       Редактор:

 

       Саранцева Ю.С.., зам. директора по НМР КОКК.

 

Содержание

 

       Пояснительная записка …………………………………………………4

 

       Лекция1. Сущность технологического подхода в

       социально-культурной деятельности………………………………… 5

 

       Лекция 2. Методики социально-культурной

       деятельности……………………………………………………………..8

 

       Лекция 3. Методика информационно-познавательной

       деятельности…………………………………………………………….11

 

       Лекция 4. Формы информационно-познавательной

       деятельности. Методические особенности их подготовки ………….13

           

       Лекция 5. Методика художественно-зрелищной

       деятельности…………………………………………………………….15

 

       Лекция 6. Формы художественно-зрелищной

       деятельности. Методические особенности их подготовки ………….17

 

       Лекция 7. Сценарий массового мероприятия…………………………20

 

       Лекция 8. Методика рекреативно-оздоровительной

       деятельности…………………………………………………………….22

 

       Лекция 9. Формы организации отдыха

и методические особенности их подготовки…………………………24

 

Лекция 10. Игра как специфическая форма

организации отдыха………………………………….………………..27

 

Лекция 11. Физкультурно-оздоровительная

деятельность в культурно-досуговых учреждений ………………….29

 

Список литературы …………………………………………………….32

 

Пояснительная записка

 

Современные организаторы социально-культурной деятельности работают в достаточно сложных и противоречивых условиях. Время меняет требования к специалисту, но еще быстрее меняется та среда, в которой работает этот специалист. Поэтому проблема базовых профессиональных знаний становится более актуальна. Меняются творческие ориентиры, возникают новые направления деятельности, но неизменными должны оставаться фундаментальные основы профессионального сознания.

Без овладения технологическими основами организации социально-культурной деятельности практически невозможна самостоятельная работа специалиста в этой сфере, поэтому содержание раздела «Технологические основы организации социально-культурной деятельности» формирует прикладные знания и умения студентов по специальности.

Цель данного пособия – систематизировать теоретический материал по разделу «Технологические основы организации социально-культурной деятельности». Основой лекционного материала, представленного в пособии, стали научные разработки ведущих российский ученых в теории и практике социально-культурной деятельности: Д.М. Генкина, Ю.Д.Красильникова, Т. Г. Киселевой, А.Д.Жаркова, В.Е.Новаторова, В.С.Русановой, Ю.А.Стрельцова, В.Я.Суртаева, Б.А.Титова и др.

Содержание лекционного материала последовательно рассматривает:

-сущность технологического подхода к деятельности социально-

культурных учреждений;

-понятие и характеристику методик социально-культурной

деятельности;

-характеристику основных форм культурно-досуговой деятельности;

-методические особенности подготовки форм культурно-досуговой

деятельности.

     Лекции помогают сформировать у студентов систему знаний, составляющих основу профессионального сознания. От качества усвоения студентом данного материала будет зависеть в дальнейшем уровень его профессионального мастерства.   Кроме того, содержание лекций по данному разделу является базовой основой для формирования умения проектировать деятельность в социально-культурной сфере, учитывая особенности среды, конкретной ситуации и потребностей личности.

 

 

Лекция 1.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 196.