Тема 13. Прокуратура Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конституционный статус прокуратуры РФ. Место прокуратуры в системе органов государственной власти.

Правовые основы организации и деятельности прокуратуры РФ.

Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.

Система органов и учреждений прокуратуры: общая характеристика. Система и структура территориальных прокуратур. Виды, особенности организации и деятельности специализированных прокуратур. Генеральная прокуратура РФ.

Основные направления деятельности прокуратуры: общая характеристика.

Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора как одного из направлений деятельности прокуратуры. Отрасли прокурорского надзора. Акты прокурорского реагирования.

Иные направления деятельности прокуратуры РФ: уголовное преследование, участие прокурора в рассмотрении дел судами, рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений в органы прокуратуры координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие прокурора в правотворческой деятельности, международное сотрудничество прокуратуры.

Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров. Порядок назначения на должность прокурора. Присяга прокурора. Статус прокурорских работников.

Тема 14. Адвокатура в Российской Федерации

Понятия адвокатской деятельности и адвокатуры. Роль адвокатуры в обеспечении права каждого на получение квалифицированной юридической помощи.

Принципы организации и деятельности адвокатуры. Взаимодействие адвокатуры и государства.

Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Осуществление адвокатской деятельности на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Оказание юридической помощи бесплатно. Участие адвоката в рассмотрении судебных дел.

Приобретение, приостановление и прекращение статуса адвоката. Реестры адвокатов.

Права и обязанности адвоката. Гарантии независимости адвоката. Страхование риска профессиональной имущественной ответственности адвоката.

Федеральная адвокатская палата и адвокатская палата субъекта РФ, их органы и полномочия. Взаимодействие с органами юстиции.

Формы адвокатских образований: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация.

Тема 15. Нотариат в Российской Федерации

Нотариат как институт, призванный обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени РФ.

Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность нотариуса. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса. Наделение нотариуса полномочиями и прекращение его полномочий.

Права, обязанности и ответственность нотариуса.

Правовое положение нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах и занимающихся частной практикой.

Федеральная нотариальная палата и нотариальная палата субъекта РФ, их органы и полномочия.

Формы, способы и пределы контроля за организационной и профессиональной деятельностью нотариусов. Полномочия судов, органов юстиции, налоговых органов и нотариальных палат по контролю за деятельностью нотариусов.

Должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, полномочные совершать нотариальные действия.

Лекции

 

5.2.1.Лекции для очной формы обучения студентов (32 часа)

Тема 1. Предмет и система курса «Правоохранительные органы» (2 часа)

1. Предмет курса. Понятие, задачи, функции.

2. Нормативные источники к курсу. Конституция РФ, Федеральные законы, иные нормативные акты.

3. Система курса: последовательность изучения вопросов.

4. Соотношение курса «Правоохранительные органы» с другими отраслями науки и учебными дисциплинами.

Модельное задание для подготовки к лекции

Сделать подборку Федеральных законов РФ, являющихся источниками для данной дисциплины, в которые были внесены изменения после подписания учебника из основного списка в печать.

 

Тема 2. «Судебная власть и принципы правосудия» (2 часа)

Тематика (план) лекции

1. Судебная власть как ветвь государственной власти: понятие, сущностные характеристики и свойства. Отличия от иных ветвей государственной власти.

2. Суд, правосудие, судопроизводство: основные понятия дисциплины «Правоохранительные органы».

3. Понятие и значение принципов правосудия, их признаки и система.

Модельное задание для подготовки к лекции

Укажите основные направления и задачи судебной реформы, предусмотренные Концепцией судебной реформы в РСФСР, утв. постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г.

 

Тема 3. «Судебная система РФ: общая характеристика» (2 часа)

Тематика (план) лекции

1. Понятие и признаки судебной системы РФ. Тенденции развития судебной системы РФ.

2. Суды, составляющие судебную систему РФ: общая характеристика.

3. Федеральные суды и суды субъектов РФ, их соотношение.

4. Звено судебной системы и судебная инстанция: понятие, виды, соотношение.

 

Модельное задание для подготовки к лекции

Найдите в Конституции РФ все положения, относящиеся к организации и деятельности судов в РФ. Сделайте ссылки на соответствующие статьи.

Темы 4-5. «Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды» (4 часа)

Тематика (план) лекции

1. Общая характеристика судов общей юрисдикции судебной системы РФ.

2. Законодательство об арбитражных судах и их задачи.

3. Арбитражные суды: полномочия, система и основные принципы их деятельности.

Модельное задание для подготовки к лекции

Студентам может быть предложено при подготовке к лекции ознакомиться с материалами, размещенными на официальных web-сайтах судов общей юрисдикции и арбитражных (по указанию преподавателя либо по выбору студентов), в том числе с видеосюжетами, с фотоматериалами, с судебными решениями по разным категориям дел за последний календарный год.

 

Темы 6-7. «Верховный Суд РФ. Конституционный Суд РФ» (4 часа)

Тематика (план) лекции

  1. Верховный Суд РФ и законодательство о нем.
  2. Полномочия Верховного Суда РФ.
  3. Состав Верховного Суда РФ.
  4. Конституционный суд РФ и законодательство о нем.
  5. Полномочия Конституционного Суда РФ, его состав и принципы деятельности.

Модельные задания для подготовки к лекции

1. Студентам может быть предложено при подготовке к лекции ознакомиться с материалами, размещенными на официальных web-сайта Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ: с общей информацией о судах, с примерами вынесенных решений и др.

 

Тема 8-9 «Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей. Органы судейского сообщества» (4 часа)

Тематика (план) лекции

1. Понятие судьи и требование к нему и к кандидату в судьи

2. Присяжные и арбитражные заседатели и требования к ним

3. Система органов судейского сообщества, их основные задачи и принципы организации и деятельности

Модельные задания для подготовки к лекции

Студентам может быть предложено при подготовке к лекции ознакомиться с материалами, размещенными на официальных web-сайтах органов судейского сообщества РФ: с общей информацией о результатах их деятельности, с примерами вынесенных решений и др.

Тема 10. «Федеральная служба судебных приставов» (2 часа)

Тематика (план) лекции

1. Задачи и правовые основы организации и деятельности Федеральной службы судебных приставов (ФССП России).

2. Структура и организация деятельности ФССП России.

3. Правовой статус судебного пристава.

Модельные задания для подготовки к лекции

Студентам может быть предложено при подготовке к лекции ознакомиться с материалами, размещенными на официальных web-сайтах Федеральной службы судебных приставов РФ: с общей информацией о результатах их деятельности, и др.

 

Тема 11. «Судебный департамент при Верховном Суде РФ» (2 часа)

Тематика (план) лекции

1. Основные задачи, функции и полномочия Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его управлений (отделов) в субъектах РФ.

2. Структура и организация деятельности Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его управлений (отделов) в субъектах РФ.

Модельные задания для подготовки к лекции

Студентам может быть предложено при подготовке к лекции ознакомиться с материалами, размещенными на официальном web-сайте Органов судейского сообщества РФ: с общей информацией о результатах их деятельности, с примерами вынесенных решений и др.

 

Тема12. «Организация выявления и расследования преступлений» (4 часа)

Тематика (план) лекции

1. Деятельность по выявлению и расследованию преступлений: понятие, общая характеристика и виды (оперативно-розыскная деятельность, предварительное следствие, дознание в общем порядке, дознание в сокращенной форме). Соотношение со сходными видами деятельности.

2. Система, состав и полномочия органов предварительного следствия. Следственный комитет РФ. Руководитель следственного органа: круг полномочий, взаимодействие со следователем.

3. Органы дознания, их система, задачи и полномочия.

4. Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность: система, задачи, полномочия.

 

Модельные задания для подготовки к лекции

1. Студентам может быть предложено при подготовке к лекции ознакомиться с материалами, размещенными на официальном web-сайте Следственного комитета РФ (http://www.sledcom.ru): с общей информацией о Следственном комитете РФ, его структурой, посетить блог Председателя Следственного комитета РФ и др.

2. Также следует рекомендовать ознакомиться с одним-двумя последними номерами периодических печатных изданий Следственного комитета РФ - журналами «Вестник Следственного комитета при прокуратуре РФ» и «Предварительное следствие» (в электронном виде либо на бумажном носителе). После ознакомления студент должен подготовить ответить на вопросы: какие материалы публикуются в данных изданиях, каково их значение, кому могут быть полезны эти материалы.

 

Тема 13. «Прокуратура РФ» (2 часа)

Тематика (план) лекции

1. Правовые основы и принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.

2. Система органов и учреждений прокуратуры РФ. Генеральная прокуратура РФ.

3. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора как одного из направлений деятельности прокуратуры. Отрасли прокурорского надзора:

3.1. Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов (общий надзор).

3.2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

3.3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

3.4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судами меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

3.5. Надзор за исполнением законов судебными приставами.

4. Акты прокурорского реагирования на нарушения закона: протест, представление, постановление, предостережение, указание и другие.

5. Иные направления деятельности прокуратуры РФ.

 

Модельные задания для подготовки к лекции

1. Студентам может быть предложено при подготовке к лекции ознакомиться с материалами, размещенными на официальном web-сайте Генеральной прокуратуры РФ (http://genproc.gov.ru): с общей информацией об организации и деятельности Генеральной прокуратуры РФ, с видеоматериалами, с материалами о проведенных прокурорских проверках и вынесенных актах прокурорского реагирования (в разделе «Новости»), посетить страницу Генерального Прокурора РФ и др.

2. Также следует рекомендовать ознакомиться с одним-двумя последними номерами периодического издания Генеральной прокуратуры РФ - журналом «Законность», посетив web-сайт данного издания (http://www.pressa-lex.ru). После ознакомления студент должен подготовить ответить на вопросы: какие материалы публикуются в данном издании, их значение, кем и в каких целях могут использоваться эти материалы.

Тема 14. «Адвокатура в РФ» (2 часа)

Тематика (план) лекции

1. Понятия адвокатской деятельности и адвокатуры. Принципы организации и деятельности адвокатуры.

2. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами, и формы адвокатских образований (адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация).

3. Права и обязанности адвоката. Гарантии независимости адвоката.

4. Федеральная адвокатская палата и адвокатская палата субъекта РФ, их органы и полномочия. Взаимодействие с органами юстиции.

 

Модельные задания для подготовки к лекции

1. Студентам может быть предложено при подготовке к лекции ознакомиться с материалами, размещенными на официальных web-сайтах:

а) Федеральной палаты адвокатов РФ (http://www.fparf.ru);

б) палаты адвокатов субъекта РФ (по указанию преподавателя либо по выбору студента);

Студент должен ознакомиться с общей информацией об органах и структуре палаты, с документами палаты, посетить страницу Президента палаты и др.

2. Также следует рекомендовать ознакомиться с одним-двумя последними номерами печатных изданий (в электронном виде или на бумажном носителе): Федеральной палаты адвокатов РФ – журналами «Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ», «Российский адвокат» и «Новой адвокатской газеты»;

После ознакомления студент должен подготовить ответить на вопросы: какие материалы публикуются в данном издании, их значение, кем и в каких целях могут использоваться эти материалы.

Тема 15. «Нотариат в РФ» (2 часа)

Тематика (план) лекции

1. Понятия нотариальной деятельности и нотариата.

2. Права и обязанности нотариуса, порядок наделения нотариуса полномочиями и прекращения его полномочий. Правовое положение нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах и занимающихся частной практикой.

3. Федеральная нотариальная палата и нотариальная палата субъекта РФ, их органы и полномочия.

 

Модельные задания для подготовки к лекции

1. Студентам может быть предложено при подготовке к лекции ознакомиться с материалами, размещенными на официальных web-сайтах:

а) Федеральной нотариальной палаты (http://www.notariat.ru);

б) нотариальной палаты субъекта РФ (notary.ru).

Студент должен ознакомиться с общей информацией об органах и структуре палаты, с документами палаты, посетить страницу Президента палаты и др.

2. Также следует рекомендовать ознакомиться с одним-двумя последними номерами печатных изданий (в электронном виде или на бумажном носителе): Федеральной нотариальной палаты – журналом «Нотариальный вестник».

После ознакомления студент должен подготовить ответить на вопросы: какие материалы публикуются в данном издании, их значение, кем и в каких целях могут использоваться эти материалы.

5.2.2. Лекции для заочной формы обучения студентов (6 часов)

Лекция 1: «Судебная власть и принципы правосудия» (2 часа)

Тематика (план) лекции

1. Судебная власть как ветвь государственной власти: понятие, сущностные характеристики и свойства. Отличия от иных ветвей государственной власти.

2. Суд, правосудие, судопроизводство: основные понятия дисциплины «Правоохранительные органы».

3. Понятие и значение принципов правосудия, их признаки и система.

Модельные задания для подготовки к лекции

В качестве заданий для подготовки к лекциям по дисциплине «Правоохранительные органы» для студентов заочной формы обучения могут быть использованы модельные задания, предлагаемые для студентов очной формы обучения.

 

Лекция 2: «Судебная система РФ: общая характеристика» (2 часа)

Тематика (план) лекции

1. Понятие и признаки судебной системы РФ. Тенденции развития судебной системы РФ.

2. Суды, составляющие судебную систему РФ: общая характеристика.

3. Федеральные суды и суды субъектов РФ, их соотношение.

4. Звено судебной системы и судебная инстанция: понятие, виды, соотношение.

Лекция 3: «Прокуратура РФ. Адвокатура в РФ» (2 часа)

Тематика (план) лекции

1. Правовые основы и принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.

2. Система органов и учреждений прокуратуры РФ. Генеральная прокуратура РФ.

3. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора как одного из направлений деятельности прокуратуры. Отрасли прокурорского надзора.

4. Акты прокурорского реагирования на нарушения закона: протест, представление, постановление, предостережение, указание и другие.

5. Иные направления деятельности прокуратуры.

6. Понятия адвокатской деятельности и адвокатуры. Принципы организации и деятельности адвокатуры.

7. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами, и формы адвокатских образований (адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация).

8. Права и обязанности адвоката. Гарантии независимости адвоката.

9. Федеральная адвокатская палата и адвокатская палата субъекта РФ, их органы и полномочия. Взаимодействие с органами юстиции.

Практические занятия

 

5.3.1. Практические занятия для очной формы обучения студентов (32 часа)

Практическое занятие 1

Тема: «Судебная власть и субъекты, ее осуществляющие» (2 часа)

Содержание (план) практического занятия

1. Судебная власть как ветвь государственной власти: понятие, сущностные характеристики и свойства.

2. Судьи и состав суда как носители судебной власти и государственный орган, осуществляющий судебную власть.

3. Правосудие как содержание осуществления судебной власти: понятие, отличительные черты.

4. Судопроизводство как форма, посредством которой осуществляется судебная власть. Осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

 

Модельные задания для подготовки к практическому занятию

Изучить разделы учебной, монографической литературы, законодательство и судебную практику, соответствующие теме практического занятия.

Примеры творческих заданий

1. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"[1], судопроизводство определяется как регулируемая процессуальным законодательством Российской Федерации деятельность суда или судьи в ходе судебного разбирательства гражданских, административных и уголовных дел, а также деятельность органа дознания, лица, производящего дознание, следователя или прокурора при возбуждении уголовного дела, проведении дознания и предварительного следствия.

Как соотносится такое определение судопроизводства с содержанием этого термина в ст. 118 Конституции РФ? Какое из определений шире? Почему?

Примеры тестовых заданий.

1. Вставьте пропущенное слово:

Правосудие осуществляется только ____________

 

2. Судебную власть в РФ осуществляют:

А) Конституционный Суд РФ

Б) арбитражные суды

В) третейские суды

Г) суды общей юрисдикции

Д) суды офицерской чести

Е) товарищеские суды

Практическое занятие 2

Тема: «Принципы правосудия» (2 часа)

Содержание (план) практического занятия

1. Понятие и значение принципов правосудия, их признаки и система.

2. Законность как принцип правосудия.

3. Охрана прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия.

4. Осуществление правосудия только судом.

5. Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону. Гарантии обеспечения независимости судей.

6. Участие граждан в отправлении правосудия.

7. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.

8. Право на судебную защиту. Обеспечение доступа к правосудию. Право на компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок

9. Обеспечение права на получение квалифицированной юридической помощи при осуществлении правосудия.

10. Осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон.

11. Презумпция невиновности.

12. Открытое разбирательство дел во всех судах (гласность в деятельности судов).

13. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах. Гарантии права участников судопроизводства на пользование родным языком.

Задания для подготовки к практическому занятию

Изучить разделы учебной, монографической литературы, законодательство и судебную практику, соответствующие теме практического занятия.

Примеры задач (казусов)

1. В октябре 1919 г. проходил один из самых громких судебных процессов времен Гражданской войны по обвинению в попытке государственного мятежа и других контрреволюционных преступлениях целого кавалерийского корпуса.

В распорядительном заседании Чрезвычайный трибунал разбил всех подсудимых на категории: первую составил «командный состав и коммунисты, шедшие с командиром», вторую – комендантская сотня и технический эскадрон, третью – кавалерийский полк, четвертую – все остальные красноармейцы корпуса.

В обвинительной речи обвинитель потребовал для всех командиров, комиссаров и коммунистов, шедших за комкором, расстрела. «Для всех солдат комендантской сотни так называемых «янычар», вину которых персонально разобрать нельзя, но которые безусловно виновны … требую расстрела через десять по списку. По отношению к остальным красноармейцам – расстрела через двадцать по списку с зачислением остальных, которые не будут оправданы по суду, в тыловое обеспечение…».

Чрезвычайный трибунал в принципе согласился с таким подходом обвинителя. Общее количество осужденных превысило тысячу человек. Указывалось, что приговор окончательный, входит в силу немедленно и подлежит исполнению в 24 часа.

Каким современным принципам правосудия не соответствует данное судебное разбирательство и принятое решение? Что изменилось в понимании демократических основ правосудия по сравнению с приведенным примером?

Примеры творческого задания

1. Выберите какое-либо лицо (например, себя, своего знакомого, персонаж литературного произведения) и укажите, отвечает ли данное лицо требованиям, предъявляемым к присяжным или арбитражным заседателям.

Ответ обоснуйте ссылками на нормы Федерального закона «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ», Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ»

2. Определите, о каких принципах правосудия упоминается в стихотворении Ивана Пнина «Ода на правосудие» (1805)[2]:

 

ОДА НА ПРАВОСУДИЕ[3]

 

(извлечение)

 

Правосудие есть основание

всех общественных добродетелей.

 Гольбах

 

Блаженство смертных, царств подпора,

Злодеев страх, невинных щит,

Ты, коего трепещет взора

Порок, хоть он венцом покрыт;

Ты, кое лиц не разбираешь,

Равно щадишь, равно караешь

Рабов, вельможей и царей;

Ты, без кого б и боги сами

Не почитались бы богами

И не имели алтарей.

Где ты – там царствуют законы,

Там человек всегда почтен.

Там тверды в основаньях троны

И к правде путь не загражден.

Там истина без страха ходит,

Ко всем без робости подходит

И чистою своей рукой

Личину зависти срывает,

Коварство, мщенье обнажает

И кажет умысел их злой.

 

Где ты – там равными правами

Граждане пользуются все.

Там над породой и чинами

Заслуги верх берут одне.

Там гнусна лесть у всех в презреньи.

Наружный блеск не в уваженьи.

Не чтут достоинством его.

Богатый с подлою душою

Ничто пред честной нищетою,

Добро превыше там всего.

Где нет тебя – там нет невинных,

Там гибнут все своей чредой;

Тот ныне жертвою был сильных,

А завтра сильных жребий злой

Ведет на эшафот кровавый.

Там совесть и рассудок здравый

Не сильны произнесть свой глас.

 

Примеры тестовых заданий.

1. Граждане РФ имеют право участвовать в осуществлении правосудия:

а) в качестве присяжных заседателей

б) в качестве народных заседателей

в) в качестве арбитражных заседателей

г) в качестве общественных обвинителей и общественных защитников

 

2. Неприкосновенность Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей является исключением из принципа:

а) состязательности и равноправия сторон при осуществлении судопроизводства

б) равенства всех перед законом

в) равенства всех перед судом

г) обеспечения подозреваемому, обвиняемому права на защиту

Практическое занятие 3

Тема: «Судебная система РФ: общая характеристика» (2 часа)

Содержание (план) практического занятия

1. Понятие и признаки судебной системы РФ.

2. Суды, составляющие судебную систему РФ (общая характеристика): суды общей юрисдикции; арбитражные суды; Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ; конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

3. Федеральные суды и суды субъектов РФ, их соотношение.

4. Понятие судебной инстанции. Суды первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций.

5. Соотношение понятий «звено судебной системы» и «судебные инстанции».

6. Составы суда при рассмотрении дел в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.

Модельные задания для подготовки к практическому занятию

Изучить разделы учебной, монографической литературы, законодательство и судебную практику, соответствующие теме практического занятия.

Пример творческого задания.

Составьте схему судебной системы РФ.

Используя схему, укажите, какие подсистемы (ветви) можно условно выделить в судебной системе РФ. Дайте общую характеристику каждой из них, указав, какие суды в нее входят и как они связаны отношениями инстанционности, какие категории дел подведомственны данным судам (суду), какими нормативными актами регулируется организация и деятельность данной группы судов (суда).

Практическое занятие 4 -5

Тема: «Суды общей юрисдикции» (4 часа)

Содержание (план) практического занятия

1. Система судов общей юрисдикции: общая характеристика.

2. Мировые судьи: понятие, полномочия, порядок назначения (избрания).

3. Районный суд — основное звено федеральных гражданских судов общей юрисдикции. Его полномочия, порядок образования и деятельности.

4. Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суды автономной области, суды автономных округов – среднее звено федеральных судов общей юрисдикции: полномочия, структура, порядок образования и деятельности.

5. Апелляционный суд общей юрисдикции: полномочия, структура, порядок образования и деятельности

6. Кассационный суд общей юрисдикции: полномочия, структура, порядок образования и деятельности.

7. Военные суды: понятие, полномочия, система, соотношение с иными судами общей юрисдикции.

Задания для подготовки к практическому занятию

Изучить разделы учебной, монографической литературы, законодательство и судебную практику, соответствующие теме практического занятия.

Пример творческого задания.

Составьте схему верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, указав на схеме структуру, состав и полномочия структурных подразделений.

Работа с видеоматериалами

1. Студентам предлагается при подготовке к практическому занятию ознакомиться с материалами, размещенными на официальном web-сайте одного или двух районных судов (например, Тверского районного суда г. Москвы - http://tverskoy.msk.sudrf.ru): с общей информацией о суде, с подразделениями суда, полномочиями, составом суда, с несколькими судебными постановлениями по конкретным делам, со списком мировых судей данного района и др.

2. Студентам предлагается при подготовке к практическому занятию ознакомиться с материалами, размещенными на официальном web-сайте одного или двух военных судов (например, Московского окружного военного суда – http://movs.msk.sudrf.ru, Тихоокеанского флотского военного суда – http://tihookeanskyfvs.prm.sudrf.ru/), а также одного верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (по указанию преподавателя или по выбору студента): с историей суда, с общей информацией о суде, с подразделениями суда, полномочиями, составом суда, с несколькими судебными постановлениями по конкретным делам и др.

Практическое занятие 6

Тема: «Арбитражные суды» (2 часа)

Содержание (план) практического занятия

1. Арбитражные суды в РФ: правовые основы организации и деятельности, система, задачи.

2. Арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов РФ): полномочия, порядок образования и деятельности.

3. Арбитражные апелляционные суды: полномочия, порядок образования и деятельности.

4. Арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды): полномочия, порядок образования и деятельности.

5. Суд по интеллектуальным правам: полномочия, порядок образования и деятельности.

6. Роль третейских судов в защите гражданских прав. Соотношение третейских и арбитражных судов.

 

Задания для подготовки к практическому занятию

Изучить разделы учебной, монографической литературы, законодательство и судебную практику, соответствующие теме практического занятия.

Примеры творческих заданий.

1. Составьте схему арбитражных судов в РФ. Укажите структуру судов и полномочия структурных подразделений.

2. Выберите постановление по любому делу, рассмотренному арбитражным судом. Можно воспользоваться примерами из судебной практики, имеющимися в справочных правовых системах либо размещенных на официальных сайтах арбитражных судов.

Отметьте на схеме арбитражных судов (см. предыдущее задание) «движение» выбранного Вами дела по звеньям системы арбитражных судов и судебным инстанциям.

Заполните таблицу:

 

№№ пп. Суд, вынесший судебное постановление Название судебного постановления Судебная инстанция Звено судебной системы Краткое содержание судебного постановления
...          
           

Практическое занятие 7

Тема: «Верховный Суд РФ» (2 часа)

Содержание (план) практического занятия

1. Верховный Суд Российской Федерации – высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами. Его полномочия и состав.

2. Судебные коллегии Верховного Суда РФ. Полномочия, состав и порядок формирования. Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда РФ.

3. Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ.

4. Президиум Верховного Суда РФ. Полномочия и его состав, порядок формирования.

5. Пленум Верховного Суда РФ, полномочия и его состав. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, их значение.

6. Председатель Верховного Суда РФ, его полномочия. Заместители председателя Суда. Председатели Судебных коллегий.

 

 

Задания для подготовки к практическому занятию

Изучить разделы учебной, монографической литературы, законодательство и судебную практику, соответствующие теме практического занятия.

Примеры творческих заданий.

1. Составьте схему Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Укажите структуру судов и полномочия структурных подразделений.

2. Выберите из журнала «Бюллетень Верховного Суда РФ» или иного источника судебное постановление (решение, приговор, определение, постановление). Можно воспользоваться примерами из судебной практики, имеющимися в справочных правовых системах либо размещенных на официальных сайтах судов.

Отметьте на схеме судов (см. предыдущее задание) «движение» выбранного Вами дела по звеньям системы судов общей юрисдикции и судебным инстанциям.

Заполните таблицу:

 

№ пп. (или дата) Суд, вынесший судебное постановление Название судебного постановления Судебная инстанция Звено судебной системы Краткое содержание судебного постановления
1.          
...          

 

Работа с видеоматериалами

Совершите видеоэкскурсию по залам Верховного Суда РФ (http://www.vsrf.ru).

Практическое занятие 8

Тема: «Конституционный Суд РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ» (2 часа)

Содержание (план) практического занятия

1. Конституционный Суд РФ: полномочия и место в судебной системе России.

2. Состав Конституционного Суда РФ.

3. Решения Конституционного Суда РФ, их юридическое значение.

4. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: место в судебной системе РФ, задачи, полномочия.

Задания для подготовки к практическому занятию

Изучить разделы учебной, монографической литературы, законодательство и судебную практику, соответствующие теме практического занятия.

Пример творческого задания.

Согласны ли Вы с утверждением, что Конституционный суд РФ выполняет, по определению известного австрийского юриста Х. Кельзена, основоположника идеи европейского конституционного контроля, роль "негативного законодателя"[4], так как фактически отменяет акты, не соответствующие Конституции?

Какие нормы Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» подтверждают данное высказывание?

Работа с видеоматериалами

Студентам предлагается при подготовке к практическому занятию ознакомиться с материалами, размещенными на официальном web-сайте одного конституционного и одного уставного суда субъектов Российской (по указанию преподавателя или по выбору студента): с общей информацией о суде, полномочиями, составом суда, с несколькими судебными постановлениями по конкретным делам, с историей суда и др.

Практическое занятие 9

Тема: «Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей» (2 часа)

Содержание (план) практического занятия

1. Судейский корпус, его понятие и состав. Единство статуса судей. Требования, предъявляемые к судьям.

2. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, и порядок формирования судейского корпуса.

3. Гарантии независимости судей при осуществлении ими своих полномочий.

4. Приостановление и прекращение полномочий судьи.

5. Статус присяжных и арбитражных заседателей.

Задания для подготовки к практическому занятию

Изучить разделы учебной, монографической литературы, законодательство и судебную практику, соответствующие теме практического занятия.

Пример казуса

Управлением Судебного департамента Н-ской области претенденту на должность судьи А. было предложено пройти психодиагностическое обследование в центре психологической диагностики Министерства внутренних дел РФ[5].

А. выразил нежелание проходить обследование, процедура которого, по его мнению, связана с унижением достоинства, а результаты не имеют научного обоснования.

Претенденту было разъяснено, что психодиагностическое обследование проводится в соответствии со ст. 41 Закона РФ "О статусе судей в РФ" и постановлением Совета судей РФ от 26 июля 2002 г.[6] для оценки психологической пригодности кандидатов на должность судьи, выявления лиц с нервно-психической неустойчивостью, асоциальными установками, ко­рыстно-утилитарной мотивацией, а также употребляющих психоактивные вещества[7].

По результатам обследования А. специалистами было составлено заключение, в котором отмечалось, что у претендента заниженный интеллект, соци­альная незрелость, недостаточный самоконтроль, от­сутствие аналитических способностей, узкий кругозор, низкий уровень куль­турного развития, а нежелание проходить обследование связано с высоким уровнем тревожности, неуверенностью в своих знаниях и действиях, эмоциональной неустойчивостью, отсутствием твердой жизненной позиции.

Выводы специалистов о несоответствии кандидата требованиям профессии были учтены квалификационной коллегией судей, отказавшей А. в рекомен­дации к назначению на должность судьи.

А. обжаловал в суд решение квалификационной коллегии судей.

Какое решение должен вынести суд?

1. Проверками квалификационной коллегии судей установлено, что в судебных заседаниях судья И. допускал грубости и нравоучения, пренебрежительные высказывания в адрес участников процесса: «Мне, юристу с зеленым дипломом, приходится учить юриста с красным дипломом»; «прокуратура не работает и не желает работать». При рассмотрении гражданского дела судья И. перемигивался и перешептывался с ответчицей по делу, допускал по отношению к свидетелям истца несдержанность, выразившуюся в обвинении их в клевете и даче ложных показаний, нравоучениях в их адрес. Представитель администрации города, участвовавшая в судебном процессе, вместе с судьей удалилась в совещательную комнату и оставалась наедине несколько минут.

Какое решение по результатам этой проверки следует вынести квалификационной коллегии судей в отношении судьи И.? Обоснуйте ответ ссылками на положения закона РФ «О статусе судей в РФ» и Кодекса судейской этики.

Примеры тестовых заданий

1. Совершение судьей дисциплинарного проступка может повлечь наложение дисциплинарного взыскания:

а) замечания;

б) предупреждения;

в) выговора;

г) прекращения (досрочного прекращения) полномочий судьи.

2. Судья, находящийся в отставке, может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи:

а) в случае наличия вакантной должности судьи;

б) в случае временного значительного увеличения объема работы в суде;

в) в случае отсутствия судьи или приостановления его полномочий;

г) в любое время с его согласия.

Практическое занятие 10

Тема: «Органы судейского сообщества» (2 часа)

Содержание (план) практического занятия

1. Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей.

2. Органы судейского сообщества, порядок их образования и полномочия.

3. Обжалование решений Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда РФ.

Задания для подготовки к практическому занятию

Изучить разделы учебной, монографической литературы, законодательство и судебную практику, соответствующие теме практического занятия.

Работа с видеоматериалами

Студентам предлагается при подготовке к практическому занятию ознакомиться с материалами, размещенными на официальном web-сайте Высшей квалификационной коллегии судей РФ (http://www.vkks.ru) и одной квалификационной коллегии субъекта Российской (по указанию преподавателя или по выбору студента): с общей информацией о коллегии, ее полномочиями, с объявлениями об открытии вакантных должностей судей, председателей и заместителей председателей судов, с примерными вопросами для подготовки к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, с решениями о привлечении судей к дисциплинарной ответственности и др.

Практическое занятие 11

Тема: «Федеральная служба судебных приставов. Судебный департамент при Верховном Суде РФ» (2 часа)

Содержание (план) практического занятия

1. Федеральная служба судебных приставов (ФССП России): задачи и правовые основы организации и деятельности.

2. Структура и организация деятельности Федеральной службы судебных приставов. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебные приставы-исполнители.

3. Правовой статус судебного пристава. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава. Порядок назначения на должность и освобождения от должности.

4. Правовая основа деятельности Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его подразделений.

5. Основные задачи, функции и полномочия Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его управлений (отделов) в субъектах РФ.

6. Структура и организация деятельности Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его управлений (отделов) в субъектах РФ. Генеральный директор Судебного департамента.

7. Правовой статус администратора суда.

Задания для подготовки к практическому занятию

Изучить разделы учебной, монографической литературы, законодательство и судебную практику, соответствующие теме практического занятия.

Пример творческого задания.

Изучите Федеральный закон «О судебных приставах» и составьте схему, отражающую структуру Федеральной службы судебных приставов

Работа с видеоматериалами

Студентам предлагается при подготовке к практическому занятию ознакомиться с материалами, размещенными на официальном web-сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ (http://www.cdep.ru) и Федеральной службы судебных приставов РФ (http://www.fssprus.ru): с общей информацией об этих органах, их системой, полномочиями, видеоматериалами и др.

Практическое занятие 12

Тема: «Организация выявления и расследования преступлений» (2 часа)

Содержание (план) практического занятия

1. Виды деятельности по выявлению и расследованию преступлений:

1) оперативно-розыскная деятельность;

2) предварительное расследование (предварительное следствие, дознание в общем порядке, дознание в сокращенной форме).

Их общая характеристика и соотношение.

2. Органы предварительного следствия, их система, состав, полномочия. Руководитель следственного органа: круг полномочий, взаимодействие со следователем.

3. Органы дознания, их система, задачи и полномочия. Соотношение понятий «орган дознания», «начальник органа дознания», «начальник подразделения органа дознания», «дознаватель».

4. Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность: система, задачи, полномочия.

 

Модельные задания для подготовки к практическому занятию

Изучить разделы учебной, монографической литературы, законодательство и судебную практику, соответствующие теме практического занятия.

Примеры тестовых заданий.

1. Предварительное следствие осуществляется следователями органов:

А) внутренних дел

Б) таможенных органов

В) федеральной службы безопасности

Г) государственной противопожарной службы

Д) Следственного комитета РФ

Е) по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

2. Органом дознания являются:

А) прокуроры

Б) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов

В) начальники следственных отделов

Г) органы государственной противопожарной службы

Д) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании

3. Вставьте пропущенные слова:

_________________________ - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно уполномоченными на то органами в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников и без вести пропавших, добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности РФ.

 

Практическое занятие 13

Тема: «Прокуратура РФ» (2 часа)

Содержание (план) практического занятия

1. Конституционный статус прокуратуры РФ. Место прокуратуры в системе органов государственной власти.

2. Правовые основы организации и деятельности прокуратуры РФ.

3. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.

4. Система органов и учреждений прокуратуры: общая характеристика.

5. Система и структура территориальных прокуратур.

6. Виды, особенности организации и деятельности специализированных прокуратур.

7. Генеральная прокуратура РФ.

Модельные задания для подготовки к практическому занятию

Изучить разделы учебной, монографической литературы, законодательство и судебную практику, соответствующие теме практического занятия.

Пример творческого задания

Применим ли к прокуратуре РФ общепризнанный принцип (правовая аксиома) толкования права в сфере публичных отношений "а fortiory": кто управомочен или обязан к большему, тот управомочен или обязан к меньшему? Ответ обоснуйте ссылками на Федеральный закон «О прокуратуре РФ».

Практическое занятие 14

Тема: «Прокуратура РФ» (окончание) (2 часа)

Содержание (план) практического занятия

1. Основные направления деятельности прокуратуры: общая характеристика.

2. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора как одного из направлений деятельности прокуратуры. Отрасли прокурорского надзора:

2.1. Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов (общий надзор).

2.2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

2.3. Надзор за испол­нением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

2.4. Надзор за исполнени­ем законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судами меры принудительного характе­ра, администрациями мест содержания задержанных и заключен­ных под стражу.

2.5. Надзор за исполнением законов судебными приставами.

3. Акты прокурорского реагирования на нарушения закона: протест, представление, постановление, предостережение, указание и другие.

4. Иные направления деятельности прокуратуры РФ:

4.1. Осуществление прокуратурой функции уголовного преследования.

4.2. Участие прокурора в рассмотрении дел судами.

4.3. Рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений в органы прокуратуры.

4.4. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

4.5. Участие прокурора в правотворческой деятельности.

4.6. Международное сотрудничество прокуратуры РФ.

5. Служба в органах прокуратуры.

 

Модельные задания для подготовки к практическому занятию

Изучить разделы учебной, монографической литературы, законодательство и судебную практику, соответствующие теме практического занятия.

Пример творческого задания

В каких случаях принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение опротестованного акта, а в каких нет? Ответ обоснуйте ссылками на нормы Федерального закона «О прокуратуре РФ».

Практическое занятие 15

Тема: «Адвокатура в РФ» (2 часа)

Содержание (план) практического занятия

1. Понятия адвокатской деятельности и адвокатуры. Роль адвокатуры в обеспечении права каждого на получение квалифицированной юридической помощи.

2. Принципы организации и деятельности адвокатуры. Взаимодействие адвокатуры и государства.

3. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Осуществление адвокатской деятельности на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Оказание юридической помощи бесплатно. Участие адвоката в рассмотрении судебных дел.

4. Федеральная адвокатская палата и адвокатская палата субъекта РФ, их органы и полномочия. Взаимодействие с органами юстиции.

5. Формы адвокатских образований: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация.

6. Приобретение, приостановление и прекращение статуса адвоката. Реестры адвокатов.

7. Права и обязанности адвоката. Гарантии независимости адвоката. Страхование риска профессиональной имущественной ответственности адвоката.

 

Модельные задания для подготовки к практическому занятию

Изучить разделы учебной, монографической литературы, законодательство и судебную практику, соответствующие теме практического занятия.

Пример казуса

На учредительном собрании адвокатов N-ской области возникла дискуссия по поводу того, стоит ли принимать устав адвокатской палаты. Голоса участников собрания по этому вопросу разделились поровну.

Обязательно ли принятие устава адвокатской палаты? Какое решение должно быть принято на учредительном собрании по этому вопросу? Обоснуйте ответ ссылками на положения Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

 

Практическое занятие 16

Тема: «Нотариат в РФ» (2 часа)

Содержание (план) практического занятия

1. Нотариат как институт, призванный обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени РФ.

2. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность нотариуса. Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса. Наделение нотариуса полномочиями и прекращение его полномочий.

3. Права, обязанности и ответственность нотариуса.

4. Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах.

5. Нотариусы, занимающиеся частной практикой.

6. Нотариальные палаты.

7. Формы, способы и пределы контроля за организационной и профессиональной деятельностью нотариусов. Полномочия судов, органов юстиции, налоговых органов и нотариальных палат по контролю за деятельностью нотариусов.

8. Должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, полномочные совершать нотариальные действия.

Модельные задания для подготовки к практическому занятию

Изучить разделы учебной, монографической литературы, законодательство и судебную практику, соответствующие теме практического занятия.

Пример казуса

В ходе проверки за исполнением профессиональных обязанностей нотариусом, занимающимся частной практикой, было установлено, что нотариус принимал у клиентов деньги наличными, записывал одну сумму, а в действительности брал большую.

Какие органы (должностные лица) осуществляют контроль:

а) за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

б) за соблюдением нотариусами налогового законодательства?

Какие меры могут быть приняты в отношении указанного нотариуса в связи с его незаконной деятельностью?

Полномочны ли органы юстиции обратиться в суд с ходатайством о лишении нотариуса права заниматься нотариальной деятельностью?

5.3.2. Практические занятия заочной формы обучения студентов (8 часов)

 

Практическое занятие 1

Тема: «Судебная система РФ: общая характеристика» (2 часа)

Содержание (план) практического занятия

1. Понятие и признаки судебной системы РФ.

2. Суды, составляющие судебную систему РФ (общая характеристика).

3. Федеральные суды и суды субъектов РФ, их соотношение.

4. Понятие судебной инстанции. Суды первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций.

5. Соотношение понятий «звено судебной системы» и «судебные инстанции».

6. Составы суда при рассмотрении дел в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.

Практическое занятие 2

Тема: «Судебная система РФ: общая характеристика» (окончание) (2 часа)

Содержание (план) практического занятия

1. Районный суд — основное звено федеральных гражданских судов общей юрисдикции. Его полномочия, порядок образования и деятельности.

2. Мировые судьи: понятие, полномочия, порядок назначения (избрания).

3. Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суды автономной области, суды автономных округов – среднее звено федеральных судов общей юрисдикции: полномочия, состав.

4. Апелляционный суд общей юрисдикции: полномочия, структура, порядок образования и деятельности.

5. Кассационный суд общей юрисдикции: полномочия, структура, порядок образования и деятельности.

6. Военные суды: понятие, полномочия, система, соотношение с иными судами общей юрисдикции.

7. Арбитражные суды: правовые основы организации и деятельности, задачи, система.

8. Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами. Полномочия и состав Верховного Суда РФ.

9. Конституционный Суд РФ: правовые основы организации и деятельности, полномочия и место в судебной системе России. Состав Конституционного Суда РФ. Решения Конституционного Суда РФ, их юридическое значение.

10. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: место в судебной системе РФ, задачи, полномочия.

Практическое занятие 3

Тема: «Организация выявления и расследования преступлений. Прокуратура РФ» (2 часа)

Содержание (план) практического занятия

1. Виды деятельности по выявлению и расследованию преступлений: оперативно-розыскная деятельность и предварительное расследование (предварительное следствие, дознание в общем порядке, дознание в сокращенной форме). Их общая характеристика и соотношение.

2. Органы предварительного следствия, их система, состав, полномочия. Руководитель следственного органа: круг полномочий, взаимодействие со следователем.

3. Органы дознания, их система, задачи и полномочия. Соотношение понятий «орган дознания», «начальник органа дознания», «начальник подразделения органа дознания», «дознаватель».

4. Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность: система, задачи, полномочия.

5. Правовые основы организации и деятельности прокуратуры РФ.

6. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.

7. Система прокуратуры РФ.

8. Основные направления деятельности прокуратуры РФ.

9. Служба в органах прокуратуры.

 

Практическое занятие 4

Тема: «Адвокатура в РФ. Нотариат в РФ.» (2 часа)

 Содержание (план) практического занятия

1. Понятия адвокатской деятельности и адвокатуры. Принципы организации и деятельности адвокатуры.

2. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами, и формы адвокатских образований (адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация).

3. Права и обязанности адвоката. Гарантии независимости адвоката.

4. Федеральная адвокатская палата и адвокатская палата субъекта РФ, их органы и полномочия. Взаимодействие с органами юстиции.

5. Понятия нотариальной деятельности и нотариата.

6. Права и обязанности нотариуса, порядок наделения нотариуса полномочиями и прекращения его полномочий. Правовое положение нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах и занимающихся частной практикой.

7. Федеральная нотариальная палата и нотариальная палата субъекта РФ, их органы и полномочия.

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Правоохранительные органы»

 

Самостоятельная работа студентов делится на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная работа выполняется в ходе проведения практических и лекционных занятий под непосредственным руководством преподавателя. Внеаудиторная – в свободное от занятий время без участия преподавателя, но по его заданию, а также по собственной инициативе обучающегося.

К видам самостоятельной работы относятся:

- предварительное ознакомление с программой курса и тематикой лекционных занятий;

- чтение текстов документов, учебников и учебных пособий, а также дополнительной литературы по изучаемому разделу (теме);

- ознакомление с текстами первоисточников при подготовке к занятию;

- работа со словарями и справочниками;

- работа с ресурсами сети интернет;

- составление плана и тезисов ответа на вопросы практического занятия;

- выполнение тестовых заданий;

- решение казусов, предложенных преподавателем, при подготовке к практическому занятию;

- подбор документальных источников по теме практического занятия;

- написание рефератов и эссе по изучаемой тематике;

- подготовка докладов на студенческих научных кружках и тематических конференций.

- подготовка к сдаче экзамена;

- иные виды самостоятельной работы студента.

Указанный минимум может быть расширен за счет использования заданий, дополнительно разработанных в установленном порядке.

 

Самостоятельная работа студентов делится на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная работа выполняется в ходе проведения практических и лекционных занятий под непосредственным руководством преподавателя. Внеаудиторная – в свободное от занятий время без участия преподавателя, но по его заданию, а также по собственной инициативе обучающегося.

К видам самостоятельной работы бакалавров относятся:

- предварительное ознакомление с программой курса и тематикой лекционных занятий;

- чтение текстов документов, учебников и учебных пособий, а также дополнительной литературы по изучаемому разделу (теме);

- ознакомление с текстами первоисточников при подготовке к занятию;

- работа со словарями и справочниками;

- работа с ресурсами сети интернет;

- составление плана и тезисов ответа на вопросы практического занятия;

- выполнение тестовых заданий;

- решение казусов, предложенных преподавателем, при подготовке к практическому занятию;

- подбор документальных источников по теме практического занятия;

- написание рефератов и эссе по изучаемой тематике;

- подготовка докладов на студенческих научных кружках и тематических конференций.

- подготовка к сдаче экзамена;

- иные виды самостоятельной работы студента.

Указанный минимум может быть расширен за счет использования заданий, дополнительно разработанных в установленном порядке.

Самостоятельная работа студента может включать следующие виды:

1. Изучение учебной литературы, рекомендованной студенту настоящей программой;

2. Изучение действующего законодательства по отдельным разделам и темам курса;

3. Изучение актуальной судебной и правоприменительной практики (в том числе практики Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека) по отдельным разделам и темам курса;

4. Выполнение письменных и иных заданий к семинарским занятиям.

В модели самостоятельной работы студентов очной формы обучения среди видов самостоятельной работы превалирует выполнение письменных и иных заданий к практическим занятиям, поскольку наличие значительного числа практических (семинарских) занятий предполагает выполнение соответствующих заданий к каждому семинару.

В модели самостоятельной работы студентов заочной формы обучения превалирует изучение учебной литературы (наряду с изучением практики и законодательства), что определяется незначительным количеством часов аудиторной работы.

 

Очная форма обучения

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов

I

Лекции Лекция-дискуссия. Лекция-презентация. 10 ак. ч. (из 32) (31% лекционных занятий)
Практические занятия Решение задач (казусов) Изучение и анализ правовых документов Составление правовых документов. Творческие задания и презентация полученных результатов. «Мозговой штурм». Направляемая дискуссия. Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры). Работа с видео- и аудиоматериалами . 10 ак. ч. (из 32) (31% аудиторных практических занятий)

Итого:

20 ак.ч. (из 64) (31 % аудиторных занятий)

Заочная форма обучения

 

Семестр Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов

3

Лекции Лекция-дискуссия. Лекция-презентация. 2 ак. ч. (из 6) (33% лекционных занятий)
Практические занятия Решение задач (казусов) Творческие задания и презентация полученных результатов. «Мозговой штурм». Направляемая дискуссия. Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры). 3 ак. ч. (из 8) (38% аудиторных практических занятий)

Итого:

5 ак.ч. (из 14) (36 % аудиторных занятий)

Виды интерактивных образовательных технологий

 

Разбор конкретных ситуаций / решение задач (казусов).

Решение задач (казусов) позволяет изучать действующее законодательство в тесной связи с практикой, приобретать навыки анализа возникающих в жизни ситуаций в соответствии с требованиями закона. Задачи решаются не только и не столько для того, чтобы научить студентов, как следует поступать в отдельной конкретной ситуации, а для того, чтобы на основе правового анализа тех или иных обстоятельств ими были приобретены навыки правильного понимания и применения закона.

При первом обращении к задачам преподавателю следует разъяснить студентам ряд методических правил:

1) приступая к решению задачи, нужно изучить соответствующие главы учебника, конспект лекции, законодательные и иные правовые акты, рекомендованные по теме, при необходимости – ознакомиться с дополнительной литературой и правоприменительными решениями;

2) после внимательного прочтения условия задачи и поставленных вопросов следует определить, какие фактические обстоятельства имеют значение для правильного разрешения описанной ситуации, найти подлежащие применению правовые нормы и применить их к фактическим обстоятельствам;

3) сформулировать решение задачи, которое должно быть мотивированным, содержать обоснование, аргументы, суждения, из которых оно следует, с обязательными ссылками на соответствующие правовые нормы.

Прежде чем использовать данную форму обучения, рекомендуется на одном из практических занятий продемонстрировать студентам методику решения задач на конкретном примере. Такая демонстрация имеет особое значение для дисциплины «Правоохранительные органы», изучаемой в первом семестре, когда у студентов еще отсутствует опыт решения правовых казусов.

При выборе конкретных задач следует отдавать предпочтение тем, которые основаны на материалах правоприменительной практики и обращают внимание студентов на наиболее актуальные вопросы организации и деятельности судов и правоохранительных органов.

Можно рекомендовать практикум

Насонов С.А., Ничипоренко Т.Ю. Суд и правоохранительные органы: Практикум / Под ред. П.А. Лупинской. М.: Юристъ, 2005.

Предлагая студентам те или иные задачи для решения, преподаватель не связан имеющимися практикумами и сборниками. Допустимо составление собственных, авторских задач, незаменимых в случаях, когда они направлены на усвоение законодательных новелл, еще не нашедших отражения в публикациях.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 372.