Вариант I.
Используемая образовательная технология – составление сложной схемы с участием всех студентов группы.
Содержание занятия. Перед студентами группы ставится задание составить схему судебной системы РФ. Для этого к доске последовательно приглашаются студенты по одному человеку. Первый студент начинает чертить схему, указывая один суд (одно звено); каждый следующий студент дополняет схему еще одним судебным органом. Составление схемы продолжается до полного ее завершения. Одновременно студентам предлагается дать краткие устные пояснения об основных нормативных актах, регулирующих организацию и деятельность того суда (судов), которым они дополнили схему, об основных полномочиях суда, о требованиях, предъявляемых к кандидатам на должность судьи данного звена.
Затем по такой же методике составляется схема судов общей юрисдикции с указанием их структуры и схема арбитражных судов.
Возможно также составление схемы органов судейского сообщества, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов.
Вариант II.
Используемые образовательные технологии – творческое задание, работа в малых группах, презентация проекта.
Содержание занятия. Аудитория студентов делится на малые группы по 4-6 человек. Студентам каждой малой группы дается задание изучить предложенное преподавателем судебное решение, нарисовать схему судов общей юрисдикции либо арбитражных судов (в зависимости от характера решения) и отразить на ней «движение» дела по звеньям судебной системы и судебным инстанциям.
Судебные решения подбираются таким образом, чтобы преподаватель имел возможность проверить знания студентов сразу по нескольким вопросам темы: например, три-четыре решения по делам, рассмотренным судами общей юрисдикции (по разным категориям дел – уголовным, гражданским, административным), и одно-два решения по делам, рассмотренным арбитражными судами.
Для выполнения задания преподаватель распределяет роли между студентами внутри каждой малой группы:
- один студент («художник») не участвует непосредственно при обсуждении группой задания, а самостоятельно готовит на доске схему соответствующей подсистемы судов с тем, чтобы в последующем на ней было показано движение дела по звеньям и инстанциям;
- один студент («ведущий») – руководит обсуждением задания, фиксирует предложения и аргументы участников группы, принимает решение о варианте выполнения задания, отмечает стрелками на подготовленной «художником» схеме движение дела по звеньям и инстанциям, готовится к докладу группы и докладывает для общей аудитории студентов вариант разрешения казуса. В ходе обсуждения ведущий не вправе предлагать свои собственные суждения, а может лишь задавать вопросы другим студентам из своей малой группы для уточнения позиции либо иные вопросы, направленные на проверку правильности решения;
- остальные студенты группы («советники») предлагают решение задания, формулируют аргументацию и правовое обоснование решения.
Кроме того, в каждой группе может быть выделен один или два студента («корреспонденты»), которым поручается подготовить дополнительные вопросы для «ведущих» из других малых групп. Эти вопросы задаются при выступлениях «ведущих» в общей аудитории студентов.
На выполнение задания отводится от 10 до 15 минут в зависимости от его сложности.
3. Модельное задание для проведения текущего контроля
По темам: «Организация выявления и расследования преступлений»,
«Прокуратура Российской Федерации»,
«Адвокатура в Российской Федерации», «Нотариат»
Вариант I.
Используемые образовательные технологии – творческое задание, работа в малых группах, презентация.
Предварительное задание студентам. Студентам предлагается в режиме домашнего задания найти:
- (либо) в любой справочно-правовой системе («Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс» и др.) пример из судебной практики (выдержку из решения, приговора, определения или постановления суда), касающийся выполнения/ невыполнения/ ненадлежащего выполнения одним из вышеуказанных правоохранительных органов (или его представителем) своих полномочий;
- (либо) в любой справочно-правовой системе («Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс» и др.) ведомственный акт (приказ Генерального прокурора, Министерства юстиции РФ, решение ФАП и т.д.), касающийся организации деятельности либо реализации какого-либо полномочия одного из вышеуказанных правоохранительных органов.
Студентам поручается четко выделить полномочие (и его нарушение)/ структуру и кратко раскрыть его/ ее содержание применительно к найденному решению, а также подготовить письменную и устную презентацию своего материала.
Содержание занятия. В ходе занятия заслушиваются презентации студентов по поставленному перед ними предварительному заданию. На каждую презентацию отводится до 3 минут. По результатам презентации студенту могут быть заданы вопросы. Те студенты, которые не успели выступить со своими презентациями, сдают их тексты преподавателю для последующей проверки.
Возможно также распределение студентов на малые группы, с тем, чтобы они делали такие презентации в пространстве малых групп, а по итогам такого обсуждения, «ведущие» сделали доклад о содержании обсуждавшихся примеров из практики перед всей аудиторией.
Вариант II.
Используемая образовательная технология – направляемая дискуссия с участием всей группы.
Содержание занятия. В ходе занятия преподаватель ставит на обсуждение какой-либо спорный вопрос для инициирования полемики. Вопросы выбираются преподавателем самостоятельно. Для более продуктивной работы, демонстрации значимости обсуждения преподаватель может прибегнуть к журнальным, газетным статьям, интервью, в которых затрагивается поставленный перед группой вопрос. К примеру, Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ создан Следственный комитет Российской Федерации - самостоятельный и независимый от прокуратуры РФ федеральный государственный орган. Между тем, по замыслу Концепции судебной реформы 1991 г., следствие должно было быть реформировано иначе – путем создания единого следственного аппарата. Реализация этого плана предполагает упразднение следственных функций у МВД, ФСБ, ФСКН и прокуратуры. В чем, по мнению группы, положительная и отрицательная сторона этих реформ. Какой из названных вариантов, по мнению студентов, более привлекателен.
На обсуждение могут быть поставлены вопросы, не имеющие однозначного ответа. К примеру, возможность приобретения лицом статуса адвоката после того, как статус адвоката прекращен по порочащему основанию. Допустимо ли устанавливать в законодательстве запрет, который блокировал бы таким лицам приобретать статус адвоката повторно. Для более интенсивного обсуждения преподаватель может рекомендовать студентам провести сравнение с законодательством о статусе судей при прекращении у лица статуса судьи по порочащему основанию и с законодательством о прокуратуре в случае увольнения прокурора по порочащему основанию.
7.3.4. Модельные задания для контроля самостоятельной работы студента по отдельным разделам дисциплины
1. Изучить и обобщить решения Конституционного Суда Российской Федерации за определенный год (или несколько лет): конституционность каких правовых норм, регулирующих организацию и деятельность судов и правоохранительных органов, вызывала сомнение у заявителей; какую позицию выразил Конституционный Суд РФ по этим вопросам. При изучении каждой темы данное задание должно быть конкретизировано: следует указать закон (законы), конституционность которого (которых) проверялась Конституционным Судом РФ.
Студенты (индивидуально или в составе малых группы) изучают судебную практику, готовят письменное обобщение и анализ.
2. Проанализировать правовые позиции Европейского Суда по правам человека: При изучении каждой темы данное задание должно быть конкретизировано применительно к вопросам темы.
Пример задания на анализ правовой позиции Европейского Суда по правам человека:
Подготовьте обобщение практики Европейского Суда по принципу открытого разбирательства дел во всех судах (гласности судебного разбирательства). Рекомендуется изучить следующие решения Европейского Суда по правам человека: «Ахсен против ФРГ» от 08.12.1983 г.; «Мозер против Австрии» от 21.09.2006; «Претто и другие против Италии» от 08.12.1983 г. ; Хумматов против Азербайджана» от 29.11.2007 г.; «Волков против России» от 04.12.2007 г.; «Белашев против России» от 08.12.2008 г.
Студенты (индивидуально или по группам из двух-трех человек) изучают судебную практику Европейского Суда, готовят письменное обобщение и анализ.
3. Кроме того, для контроля самостоятельной работы студента могут быть использованы модельные задания, приведенные в разделе 3.4 настоящей программы для подготовки к практическим занятиям по отдельным разделам дисциплины
Темы письменных работ.
1. Конституционные основы судебной власти.
2. Судебная власть и конституционная защита прав личности.
3. Понятие судопроизводства как средства (формы) осуществления судебной власти.
4. Понятие правосудия как содержания судебной власти. Его признаки.
5. Соотношение конституционного контроля и правосудия.
6. Суд как орган судебной власти (средства осуществления судебной власти).
7. Значение Конституции РФ для развития принципов правосудия.
8. Принципы правосудия (понятие, признаки, значение).
9. Законность – основополагающий принцип правосудия.
10. Охрана прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия.
11. Осуществление правосудия только судом как принцип правосудия.
12. Участие граждан в отправлении правосудия как конституционный принцип правосудия.
13. Равенство всех перед законом и судом как принцип правосудия.
14. Право на судебную защиту. Обеспечение доступа к правосудию.
15. Право на получение квалифицированной юридической помощи при осуществлении правосудия.
16. Состязательность и равноправие сторон как принцип правосудия.
17. Презумпция невиновности в системе принципов правосудия.
18. Открытое разбирательство дел во всех судах (гласность в деятельности судов) как принцип правосудия.
19. Понятие и признаки судебной системы РФ.
20. Арбитражные суды РФ, их система, задачи, полномочия.
21. Суд по интеллектуальным правам.
22. Суды общей юрисдикции: понятие, система, структура, полномочия.
23. Районный суд. Понятие, состав и полномочия.
24. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа: состав, структура, полномочия.
25. Верховный Суд Российской Федерации: состав, структура и полномочия.
26. Пленум Верховного Суда Российской Федерации: состав и полномочия. Значение разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики.
27. Военные суды: понятие, система, полномочия.
28. Основные гарантии независимости судей в РФ.
29. Статус судей в РФ.
30. Статус присяжных заседателей в РФ.
31. Статус арбитражных заседателей в РФ.
32. Судейский корпус: понятие, состав, единство статуса судей.
33. Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей: понятие, органы, порядок образования и полномочия.
34. Федеральная служба судебных приставов: полномочия, структура и организация деятельности, виды и статус судебных приставов.
35. Судебный департамент при Верховном Суде РФ: задачи, полномочия, структура и организация деятельности.
36. Правовые основы организации и деятельности прокуратуры РФ.
37. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ.
38. Основные направления деятельности прокуратуры (общая характеристика).
39. Правоохранительная функция прокуратуры.
40. Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора как одного из направлений деятельности прокуратуры.
41. Статус прокурорских работников.
42. Органы по выявлению и расследованию преступлений: система, структура, основные функции.
43. Следственный комитет РФ: понятие, цели и функции.
44. Адвокатская деятельность и адвокатура: соотношение понятий и правовые основы.
45. Принципы организации и деятельности адвокатуры (понятие, характеристика).
46. Адвокат и его статус.
47. Организационное строение адвокатуры.
48. Формы адвокатских образований.
49. Понятие, функции и полномочия нотариата.
50. Роль нотариата в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 216.