Форма обучения: очная, заочная
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Год начала подготовки: 2018

 

 

Киров

2018


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО и с учетом ОП ВО по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2016 г. № 1614, а также с требованиями приказа Минобрнауки России от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

 

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики от «26» апреля 2018 года, протокол № 08.

 

 

Автор-составитель: доцент кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О. Е.Кутафина (МГЮА), к.ю.н.  Ю.Е.Петухов

 

 

                                       

 © Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)ф, 2018


Оглавление

1. Наименование учебной дисциплины: «Правоохранительные органы» (Б1.Б.23) 4

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Теория государства и права», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программ.. 4

3. Указание места учебной дисциплины в структуре ОП.. 20

4. Объем учебной дисциплины «Правоохранительные органы» в зачетных единицах с указанием академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся. 20

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий. 21

5.1. Содержание дисциплины (программа курса) 26

5.2. Лекции. 31

5.3. Практические занятия. 36

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Правоохранительные органы». 50

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Правоохранительные органы». 59

7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. 59

7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания. 61

7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 65

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. 79

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 87

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 92

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 93

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем.. 94

12. Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 95

 

 


1. Наименование учебной дисциплины: «Правоохранительные органы» (Б1.Б.23)

Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины «Правоохранительные органы» является:

- формирование и расширение знаний об устройстве, принципах организации и функционирования судебной системы РФ;

- формирование и расширение знаний об организации и деятельности правоохранительных органов в РФ;

- приобретение профессиональных навыков работы с нормативными правовыми актами, анализа правоприменительной практики, а также решения правовых проблем, возникающих в процессе деятельности судов и правоохранительных органов.

Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины.

- правоохранительная.

Профессиональные задачи, к выполнению которых готовится студент при овладении программой курса (в пределах изучения учебной дисциплины) в соответствии с видами профессиональной деятельности:

правоохранительная деятельность:

- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

- профилактика, предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений.

 

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Теория государства и права», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программ

 

№ п/п Наименование раздела (темы) учебной дисциплины Коды формируемых компетенций Планируемый результат обучения (знания, умения, владение компетенциями)
1. Предмет и система курса «Правоохранительные органы» ОК-4, ПК-12 Знать: - понятие и задачи курса «Правоохранительные органы» - основные нормативные правовые акты, регулирующие организацию и деятельности судов, органов судейского сообщества, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, органов, осуществляющие предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, прокуратуры РФ, адвокатуры и нотариата в РФ; - последовательность изучения вопросов в курсе «Правоохранительные органы»; - соотношение курса «Правоохранительные органы» с другими отраслями науки и учебными дисциплинами: - «Теория государства и права»; - «История государства и права России»; - «Конституционное право РФ»; - «Административное право РФ»; - «Гражданский процесс»; - «Арбитражный процесс»; - «Уголовный процесс»; - «Прокурорский надзор»; - «Адвокатура»; - «Нотариат». - значение решений Конституционного Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ и Европейского суда по правам человека для правильного разрешения вопросов судоустройства и деятельности правоохранительных органов. Уметь: - назвать круг органов и организаций, изучаемых дисциплиной «Правоохранительные органы» (раскрыть предмет курса по объему); - перечислить вопросы, относящиеся к судам и правоохранительным органам, изучаемые в курсе «Правоохранительные органы» (раскрыть предмет курса по содержанию); - привести примеры общепризнанных принципов международного права, общепризнанных норм международного права и международных договоров РФ, содержащих положения об организации и деятельности судов и правоохранительных органов; - назвать нормы Конституции РФ, регулирующие вопросы организации и деятельности судов и правоохранительных органов. Владеть навыками: - выявления нормативного правового акта, применимого для разрешения правового вопроса, в том числе в случае противоречия двух и более нормативных правовых актов; - анализа правовой позиции Европейского суда правам человека по вопросам организации и деятельности судов и правоохранительных органов; - анализа правовой позиции Конституционного Суда РФ по вопросам организации и деятельности судов и правоохранительных органов.
2. Понятия судебной власти, правосудия, судопроизводства. Суд как орган государственной власти. Принципы правосудия ОК-4, ПК-12 Знать: - определение «судебной власти» как ветви государственной власти, отличия судебной власти от законодательной и судебной власти; - признаки судебной власти, различия между ними; - понятия «судоустройство» и «правоохранительные органы»; - понятие «суда» как государственного органа, различные интерпретации этого понятия; - понятие «правосудие», его признаки; - понятие «судопроизводства», разграничение конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства; - понятие принципов правосудия и их признаки; - содержание законности как принципа правосудия; - содержание охраны прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия; - содержание принципа осуществления правосудия только судом; - содержание независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, гарантии обеспечения независимости судей; - содержание принципа участия граждан в отправлении правосудия; - содержание принципа осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; - содержание принципа обеспечения доступа к правосудию; - содержание права на получение квалифицированной юридической помощи при осуществлении правосудия; - содержание принципа осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон; - содержание принципа презумпции невиновности; - содержание принципа открытого разбирательства дел во всех судах (гласности в деятельности судов); - содержание принципа языка судопроизводства и делопроизводства в судах; Уметь: - сопоставить судебную власть с иными ветвями государственной власти на примере анализа конкретного действия государственно органа; - изобразить при помощи кругов Эйлера соотношение понятий: «власть» (круг А), «государственная власть» (круг Б) и «судебная власть» (круг С); - изобразить при помощи кругов Эйлера соотношение понятий: «правосудие» (круг А), «судопроизводство» (круг Б) и «судебная власть» (круг С); - сравнить виды судопроизводства; - привести конкретные примеры действия принципов правосудия на практике; - дать надлежащую оценку соблюдению принципов правосудия на примере конкретной ситуации (задачи); - дать квалифицированное юридическое заключение или консультацию по вопросам реализации принципов правосудия (на примере конкретной ситуации). Владеть навыками: - анализа практики осуществления судебной власти применительно к выявлению ее признаков; - анализа практики на предмет осуществления (нарушения) принципов правосудия; - разрешения правовых коллизий, возникающих при реализации принципов правосудия.
3. Судебная система РФ: общая характеристика.   ОК-4, ПК-12 Знать: - понятие и признаки судебной системы Российской Федерации; - различие понятий «федерального суда» и «суда субъекта РФ»; - понятия «звено судебной системы» и «вышестоящий суд»; признаки судов основного, среднего и высшего звена судебной системы; - понятия «судебная инстанция», особенности первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций; - составы суда при рассмотрении дел в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях; - понятие «ветви судебной системы». Уметь: - составить схему судебной системы Российской Федерации; - используя схему, указать, какие подсистемы (ветви) можно условно выделить в судебной системе Российской Федерации; - дать общую характеристику каждой из них, указав, какие суды в нее входят и как они связаны отношениями инстанционности, какие категории дел подведомственны данным судам (суду), какими нормативными актами регулируется организация и деятельность данной группы судов (суда); - сравнить порядок создания и упразднения федеральных судов и судов субъектов РФ; - сравнить полномочия судов различных инстанций - составить графическую схему движения дела (гражданского или уголовного) по звеньям и судебным инстанциям; - разъяснить по результатам изучения конкретного судебного решения, какие звенья судебной системы и инстанции прошло это дело; - определить, судом какой инстанции вынесено конкретное судебное решение; - дать надлежащую оценку соблюдению законодательства о судебной системе на примере конкретной ситуации (задачи); - выявить нарушения законодательства о судебной системе по результатам изучения конкретного юридического документа; - дать квалифицированное юридическое заключение (или консультацию) по вопросам строения судебной системы, полномочиям отдельных судов по конкретному казусу (задаче). Владеть навыками: - анализа судебной практики на предмет соблюдения законодательства о судебной системе; - анализа конкретных судебных решений для определения, к какой судебной инстанции и звену судебной системы относится суд их постановивший.
4. Суды общей юрисдикции. ОК-4, ПК-12 Знать: - перечень судов общей юрисдикции; - полномочия, порядок образования и деятельности районного суда, права и обязанности председателя районного суда; - понятие, полномочия, порядок назначения (избрания) мирового судьи; - полномочия, структуру, порядок образования и деятельности Верховных судов республик, краевых (областных) судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, судов автономных округов; - полномочия, порядок образования и деятельности Судебных коллегий Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа; - полномочия, порядок образования и деятельности Президиума Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа; - полномочия Председателя Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, его полномочия; - понятие, полномочия, систему военных судов РФ; - полномочия и состав гарнизонного военного суда, окружного (флотского) военного суда. - полномочия, порядок образования и деятельности апелляционных судов общей юрисдикции; полномочия, порядок образования и деятельности кассационных судов общей юрисдикции. Уметь: - составить графическую схему строения федеральных судов общей юрисдикции и охарактеризовать (по схеме) полномочия его структурных подразделений; - разъяснить по результатам изучения конкретного судебного решения, какие звенья и инстанции подсистемы судов общей юрисдикции прошло это дело; - дать надлежащую оценку соблюдению законодательства о судах общей юрисдикции на примере конкретной ситуации (задачи); - выявить нарушения законодательства о судах общей юрисдикции по результатам изучения конкретного юридического документа; - дать квалифицированное юридическое заключение или консультацию по вопросам строения подсистемы судов общей юрисдикции, полномочиям отдельных судов по конкретному казусу (задаче). Владеть навыками: - анализа судебной практики на предмет соблюдения законодательства о подсистеме судов общей юрисдикции; - анализа конкретных судебных решений для определения, к какой судебной инстанции и звену судебной системы относится суд общей юрисдикции, их постановивший, какие инстанции проходило данное дело в ходе судопроизводства;
5. Арбитражные суды. ОК-4, ПК-12 Знать: - особенности полномочий арбитражных судов РФ и причины выделения их в отдельную ветвь судебной системы; - перечень судов, образующих систему арбитражных судов РФ; - понятие «арбитражный округ»; - полномочия, структуру, порядок образования и деятельности арбитражного суда субъекта РФ; - полномочия, структуру, порядок образования и деятельности арбитражного апелляционного суда; - понятие «постоянное судебное присутствие» и круг его полномочий; - полномочия, структуру, порядок образования и деятельности арбитражного суда округа; - полномочия, структуру, порядок образования и деятельности Суда по интеллектуальным правам. Уметь: - составить графическую схему системы арбитражных судов Российской Федерации, используя схему, указать, какие суды в нее входят, как они связаны отношениями инстанционности, какие категории дел подведомственны данным судам (суду), какими нормативными актами регулируется организация и деятельность этой группы судов (суда); - составить графическую схему строения арбитражного суда субъекта РФ, апелляционного арбитражного суда, арбитражного суда округа и охарактеризовать (по схеме) инстанционные полномочия этих судов; - сравнить полномочия арбитражных судов различных инстанций; - составить графическую схему движения арбитражного дела по звеньям и судебным инстанциям системы арбитражных судов; - разъяснить по результатам изучения конкретного судебного решения по арбитражному делу, какие звенья судебной системы и инстанции прошло это дело; - определить, судом какой инстанции вынесено конкретное судебное решение по арбитражному делу; - дать надлежащую оценку соблюдению законодательства о системе арбитражных судов на примере конкретной ситуации (задачи); - выявить нарушения законодательства о системе арбитражных судов по результатам изучения конкретного юридического документа; - дать квалифицированное юридическое заключение или консультацию по вопросам строения системы арбитражных судов, полномочиям отдельных арбитражных судов по конкретному казусу (задаче). Владеть навыками: - анализа судебной практики на предмет соблюдения законодательства о системе арбитражных судов; - анализа конкретных судебных решений по арбитражным делам для определения, к какой судебной инстанции и звену системы арбитражных судов относится суд, их постановивший, какие инстанции оно проходило в процессе судопроизводства.
6. Верховный Суд Российской Федерации. ОК-4, ПК-12 Знать: - полномочия и структуру Верховного Суда РФ; - полномочия, состав и порядок формирования Судебных коллегий Верховного Суда РФ, Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ; - полномочия, состав и порядок формирования Президиума Верховного Суда РФ; - полномочия, состав и значение разъяснений Пленума Верховного Суда РФ; - полномочия Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, председателей Судебных коллегий. Уметь: - составить графическую схему строения Верховного Суда РФ и охарактеризовать (по схеме) полномочия его структурных подразделений; - разъяснить по результатам изучения конкретного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, какие полномочия были реализованы Пленумом при его вынесении; Владеть навыками: - анализа конкретных судебных решений для определения, к какой судебной инстанции и звену судебной системы относится суд, их постановивший, какие инстанции проходило данное дело в ходе судопроизводства;
7. Конституционный Суд Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. ОК-4, ПК-12 Знать: - особенности полномочий Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ; - полномочия, структуру, порядок деятельности Конституционного Суда РФ; - полномочия Председателя Конституционного Суда РФ; - особенности полномочий, структуру, порядок образования и деятельности конституционного (уставного) суда субъекта РФ. Уметь: - составить графическую схему строения Конституционного Суда РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ; - сравнить полномочия Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ; - разъяснить по результатам изучения конкретного решения Конституционного Суда РФ (конституционного (уставного) суда субъекта РФ) какое его полномочие было реализовано при вынесении данного решения; - определить каким судом (Конституционным Судом РФ или конституционным (уставным) судом субъекта РФ) может быть рассмотрена жалоба по конкретному казусу (задаче); - дать надлежащую оценку соблюдению законодательства о конституционном судопроизводстве на примере конкретной ситуации (задачи); - выявить нарушения законодательства о конституционном судопроизводстве по результатам изучения конкретного юридического документа - дать квалифицированное юридическое заключение или консультацию по вопросам деятельности Конституционного Суда РФ или конституционного (уставного) суда субъекта РФ по конкретному казусу (задаче). Владеть навыками: - анализа судебной практики на предмет соблюдения законодательства о конституционном судопроизводстве; - анализа конкретных решений Конституционного Суда РФ или конституционных (уставных) судов субъектов РФ для определения какие полномочия реализованы данными судами при вынесении этого решения.
8. Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей.       ОК-4, ПК-12 Знать: - понятия статуса судьи и  судейского корпуса, состав судейского корпуса и признаки единства статуса судей; - требования, предъявляемые к судьям; - требования независимости и несменяемости судей; - порядок формирования судейского корпуса; - статус присяжных и арбитражных заседателей. Уметь: - сравнить требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей различных судов, входящих в судебную систему РФ; - сравнить требования, предъявляемые к кандидатам в присяжные и арбитражные заседатели; - дать надлежащую оценку соблюдению законодательства о статусе судей, присяжных и арбитражных заседателей на примере конкретной ситуации (задачи); - выявить нарушения законодательства о статусе судей, присяжных и арбитражных заседателей по результатам изучения конкретного юридического документа; - дать квалифицированное юридическое заключение или консультацию по вопросам статуса судей, присяжных и арбитражных заседателей по конкретному казусу (задаче). Владеть навыками: - анализа судебной практики на предмет соблюдения законодательства о статусе судей, присяжных и арбитражных заседателей; - выявления допущенных нарушений независимости судей, присяжных и арбитражных заседателей.
9. Органы судейского сообщества. ОК-4, ПК-12 Знать: - понятия «судейское сообщество» и «органы судейского сообщества»; - круг органов судейского сообщества, порядок их образования и полномочия. Уметь: - составить графическую схему строения органов судейского сообщества; - сравнить полномочия Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ; - разъяснить по результатам изучения конкретного решения квалификационной коллегии судей, какое ее полномочие было реализовано при вынесении данного решения; - определить какой квалификационной коллегией судей может быть рассмотрена жалоба на судью по конкретному казусу (задаче); - дать квалифицированное юридическое заключение или консультацию по вопросам деятельности органов судейского сообщества по конкретному казусу (задаче). Владеть навыками: - анализа судебной практики на предмет соблюдения законодательства об органах судейского сообщества; - анализа конкретных решений органов судейского сообщества для определения, какие полномочия реализованы данными судами при вынесении этого решения; - устранения допущенных нарушений законодательства об органах судейского сообщества.
10. Федеральная служба судебных приставов.     ОК-4, ПК-12 Знать: - полномочия, структуру, порядок деятельности Федеральной службы судебных приставов; - полномочия главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава; - особенности полномочий судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов; - особенности полномочий судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов. Уметь: - составить графическую схему строения Федеральной службы судебных приставов; - сравнить полномочия судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов; - разъяснить по результатам изучения конкретной ситуации (казуса) какие именно приставы (судебных приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов или судебные приставы-исполнители, исполняющие судебные акты и акты других органов) должны реализовать свои полномочия; - определить, каким именно приставом (главным судебным приставом РФ, главным судебным приставом субъекта РФ, старшим судебным приставом) может быть реализовано определенное полномочие на примере конкретной ситуации (задачи); - дать надлежащую оценку соблюдению законодательства о судебных приставах на примере конкретной ситуации (задачи); - выявить нарушения законодательства о судебных приставах по результатам изучения конкретного юридического документа; - дать квалифицированное юридическое заключение или консультацию по вопросам деятельности Федеральной службы судебных приставов по конкретному казусу (задаче). Владеть навыками: - анализа деятельности Федеральной службы судебных приставов на предмет соблюдения законодательства; - составления отдельных юридических документов в сфере деятельности судебных приставов; - разрешения правовых коллизий, возникающих в деятельности Федеральной службы судебных приставов на основе норм законодательства.
11. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. ОК-4, ПК-12 Знать: - основные задачи, функции и полномочия Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его управлений (отделов) в субъектах РФ; - структуру и организацию деятельности Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его управлений (отделов) в субъектах РФ; - правовой статус администратора суда. Уметь: - составить графическую схему строения Судебного департамента при Верховном Суде РФ; - сравнить полномочия Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его управлений (отделов) в субъектах РФ; - разъяснить по результатам изучения конкретной ситуации (казуса) какие именно полномочия осуществляет Судебный департамент при Верховном Суде РФ или его управления (отделы) в субъектах РФ; - дать надлежащую оценку соблюдению законодательства о Судебном департаменте при Верховном Суде РФ на примере конкретной ситуации (задачи); - выявить нарушения законодательства о Судебном департаменте при Верховном Суде РФ по результатам изучения конкретного юридического документа; - дать квалифицированное юридическое заключение или консультацию по вопросам деятельности Судебного департамента при Верховном Суде РФ по конкретному казусу (задаче). Владеть навыками: - анализа деятельности Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его управлений (отделов) в субъектах РФ на предмет соблюдения законодательства; - составления отдельных юридических документов в сфере деятельности Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его управлений (отделов) в субъектах РФ; - разрешения правовых коллизий, возникающие в деятельности Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его управлений (отделов) в субъектах РФ на основе норм законодательства.
12. Организация выявления и расследования преступлений.   ОК-4, ПК-12 Знать: - определения оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия, дознания в общем порядке и дознания в сокращенной форме; различия между этими видами деятельности; - систему, состав и полномочия органов предварительного следствия; - строение и полномочия Следственного комитета РФ; - систему, состав и полномочия органов дознания; - систему, состав и полномочия органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Уметь: - сопоставить оперативно-розыскную деятельность, деятельность органов дознания и предварительного следствия на примере анализа конкретного действия этих органов (например, осмотра помещения) для вывода о том, какая именно деятельность осуществляется; - составить графическую схему строения органов дознания, прокомментировать ее элементы; - составить графическую схему строения Следственного комитета РФ; - дать надлежащую оценку соблюдению законодательства об органах дознания, предварительного следствия и органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность на примере конкретной ситуации (задачи); - выявить нарушения законодательства об органах дознания, предварительного следствия и органах, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность по результатам изучения конкретного юридического документа; - дать квалифицированное юридическое заключение (или консультацию) по вопросам деятельности органов дознания, предварительного следствия и органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность по конкретному казусу (задаче). Владеть навыками: - анализа деятельности органов дознания, предварительного следствия и органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность; - разрешения правовых коллизий, возникающих в деятельности органов дознания, предварительного следствия и органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность на основе норм законодательства.
13. Прокуратура Российской Федерации. ОК-4, ПК-12 Знать: - определения «прокуратура» и «прокурорская деятельность», разграничение прокурорской деятельности и иных видов правоохранительной деятельности; - правовые основы организации и деятельности прокуратуры РФ, тенденции развития законодательства о прокуратуре (с примерами изменений законодательства); - принципы организации и деятельности прокуратуры РФ и форму их закрепления в законодательстве о прокуратуре; - строение системы органов и учреждений прокуратуры РФ, виды, особенности организации деятельности специализированных прокуратур; - строение и полномочия Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры субъектов РФ, районных и иных прокуратур; - виды и значение актов прокурорского реагирования на нарушения закона (протест, представление, постановление, предостережение и др.), различия между актами прокурорского реагирования; - общую характеристику основных и иных направлений деятельности прокуратуры РФ; - понятия «прокурорский надзор», «отрасль прокурорского надзора»; - содержание надзора: 1)  за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов (общий надзор). 2) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. 3) за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие 4) за исполнени­ем законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судами меры принудительного характе­ра, администрациями мест содержания задержанных и заключен­ных под стражу 5) за исполнением законов судебными приставами. - содержание и значение осуществления функции уголовного преследования прокурором; - формы участия прокурора в рассмотрении дел судами (с конкретными примерами участия в различных видах судопроизводства); - особенности рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений в органах прокуратуры (с приведением примеров из практики деятельности прокурора). Уметь: - сравнить различные направления деятельности прокуратуры (надзор, уголовное преследование, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и др.), на конкретных примерах деятельности прокуратуры (казусах); - сопоставить различные отрасли прокурорского надзора (с приведением различий в предмете надзора, актах прокурорского реагирования и др.) на конкретных примерах деятельности прокуратуры в рамках отдельных отраслей прокурорского надзора; - выбрать нужный акт прокурорского реагирования применительно к конкретной практической ситуации (казусу) и обосновать необходимость его применения; - составить графическую схему строения Прокуратуры РФ, прокомментировать ее элементы - составить графическую схему строения Генеральной прокуратуры РФ и охарактеризовать деятельность ее подразделений на примере практической ситуации; - дать надлежащую оценку соблюдению законодательства о прокуратуре РФ на примере конкретной ситуации осуществления прокурором уголовного преследования (задачи); - выявить нарушения законодательства о прокуратуре РФ по результатам изучения конкретного юридического документа; - дать квалифицированное юридическое заключение или консультацию по вопросам деятельности органов прокуратуры по конкретному казусу (задаче). Владеть навыками: - анализа деятельности прокуратуры РФ; - составления отдельных актов прокурорского реагирования; - разрешения правовых коллизий, возникающих в деятельности органов прокуратуры на основе норм законодательства; - выявления и устранения юридических ошибок в актах прокурорского реагирования и иных юридических документах, составляемых при осуществлении прокурором иных полномочий.
14. Адвокатура в Российской Федерации.   ОК-4, ПК-12 Знать: - определения адвокатской деятельности и адвокатуры, разграничение адвокатской деятельности от оказания иных видов юридической услуг; - формы взаимодействия адвокатуры и государства (на основе конкретных примеров из практики); - формы участия адвоката в рассмотрении дел судами; - различия между видами юридической помощи, оказываемой адвокатами; - случаи оказания адвокатами бесплатной юридической помощи; - права и обязанности адвоката; гарантии независимости адвоката; - особенности приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката; - значение и порядок ведения реестров адвокатов; - понятие «форма адвокатских образований», разграничение этих форм (адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация); - раскрыть строение и полномочия Федеральной адвокатской палаты и адвокатской палаты субъекта РФ. Уметь: - сравнить адвокатскую деятельность с иными видами юридической деятельности, на основе конкретных примеров (казусов); - сопоставить различные виды юридической помощи, оказываемой адвокатами на конкретных примерах деятельности адвоката; - выбрать нужную форму юридической помощи адвоката применительно к конкретной практической ситуации (казусу); - составить графическую схему строения Федеральной адвокатской палаты и адвокатской палаты субъекта РФ, охарактеризовать полномочия их органов; - определить конкретную форму адвокатского образования на основе его учредительных документов; - дать надлежащую оценку соблюдению законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ на примере конкретной ситуации (задачи); - выявить нарушения законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ по результатам изучения конкретного юридического документа; - дать квалифицированное юридическое заключение или консультацию по вопросам адвокатской деятельности (задаче). Владеть навыками: - анализа адвокатской деятельности; - разрешения правовых коллизий, возникающих в адвокатской деятельности, на основе норм законодательства; - анализа отдельных учредительных документов адвокатских образований; - выявления и устранения юридических ошибок в отдельных учредительных документах адвокатских образований.
15. Нотариат в Российской Федерации. ОК-4, ПК-12 Знать: - понятия «нотариат», «нотариус», «нотариальный округ», «нотариальная контора»; -назначение нотариата в области защиты прав и законных интересов граждан; - требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность нотариуса; - значение разделения нотариусов на работающих в государственных нотариальных конторах и занимающихся частной практикой; - статус нотариуса, порядок наделения нотариуса полномочиями и прекращения его полномочий; - основные задачи, функции и полномочия нотариальных палат; - формы, способы и пределы контроля за организационной и профессиональной деятельностью нотариусов. Уметь: - сравнить правовое положение нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах и занимающихся частной практикой; - сравнить полномочия Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов РФ; - разъяснить по результатам изучения конкретной ситуации (казуса) какие именно полномочия осуществляет нотариус; - дать надлежащую оценку соблюдению законодательства РФ о нотариате на примере конкретной ситуации (задачи); - выявить нарушения законодательства РФ о нотариате по результатам изучения конкретного юридического документа; - дать квалифицированное юридическое заключение или консультацию по вопросам деятельности нотариуса по конкретному казусу (задаче). Владеть навыками: - анализа практики деятельности нотариусов на предмет соблюдения законодательства; - составления отдельных юридических документов в сфере нотариата; - разрешения правовых коллизий, возникающих в деятельности нотариусов.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

- признаки и свойства судебной власти;

- принципы организации и деятельности судов и правоохранительных органов;

- формулировки правовых терминов, используемых в дисциплине «Правоохранительные органы»;

- действующее законодательство о судоустройстве и правоохранительных органах и связанную с ним правоприменительную практику; решения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Европейского суда по правам человека по вопросам судоустройства и деятельности правоохранительных органов;

- полномочия, структуру, порядок образования и деятельности судов и правоохранительных органов;

уметь:

- оперировать правовыми понятиями, а также терминологией дисциплины «Правоохранительные органы»;

- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность судов и правоохранительных органов;

- анализировать судебную практику применительно к вопросам организации и деятельности судов и правоохранительных органов;

- анализировать возникающие правовые споры в сфере судебной и правоохранительной деятельности и находить основанные на законе наиболее оптимальные способы их разрешения;

- давать квалифицированные юридические консультации и заключения; правовую оценку действиям и решениям других участников процесса по вопросам судоустройства и деятельности правоохранительных органов;

владеть навыками:

- работы с законодательством о судоустройстве и правоохранительных органах и связанной с ним правоприменительной практикой; решениями Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Европейского суда по правам человека по вопросам судоустройства и деятельности правоохранительных органов;

- анализа правовых решений, принимаемых в ходе в сфере судебной и правоохранительной деятельности;

- разрешения правовых коллизий, возникающих в деятельности судебных и правоохранительных органов.

В результате освоения учебной дисциплины «Правоохранительные органы» у студента должны быть сформированы следующие компетенции:

- способностью выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-4);

- способностью осуществлять профилактику, предупреждение правонарушений, коррупционных проявлений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-12).

 

3. Указание места учебной дисциплины в структуре ОП

Дисциплина «Правоохранительные органы» относится к базовой части блока 1 ОП.

Данная учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с такими дисциплинами, как «Введение в специальность», «Прокурорским надзором», «Уголовное право», «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)», «Конституционное право России», «Административное право», «Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)».      

При изучении учебной дисциплины «Правоохранительные органы» студент должен обладать следующими «входными» знаниями: совокупность знаний, полученных им в рамках школьной программы по дисциплине обществознание.

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» тесно связана с дисциплиной «Введение в специальность» и фундаментальными (теоретическими) юридическими дисциплинами, изучаемыми одновременно с ней на первом курсе юридических ВУЗов. Дисциплина «Введение в специальность» позволяет получить представление о потенциале использования юридических знании после получения высшего образования в различных сферах жизнедеятельности современного общества. Дисциплина же «Правоохранительные органы» в этом аспекте направлена на получение дополненной информации о структуре и механизме функционирования судов, прокуратуры и других участников правоохранительной деятельности России, в сфере деятельности которых, могут найти свое применения знания юристов. 

Освоение учебной дисциплины «Правоохранительные органы» необходимо как предшествующее для изучения дисциплин: «Конституционное право России», «Административное право», «Прокурорский надзор», «Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)», «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)».

4. Объем учебной дисциплины «Правоохранительные органы» в зачетных единицах с указанием академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.




Форма обучения - очная

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестры 1 Контактная работа всего, в том числе: 64 64 Лекции 32 32 Практические занятия 32 32 Самостоятельная работа (всего), 44 44 Промежуточная аттестация (час.) 36 36 Форма промежуточной аттестации экзамен экзамен Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 144/4 144/4

Форма обучения - заочная

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестр 3 Контактная работа всего, в том числе (час.): 14 14 Лекции (час.) 6 6 Практические занятия (час.) 8 8 Самостоятельная работа (всего час.) 121 121 Промежуточная аттестация, в том числе консультация (час.) 9 9 Фома промежуточной аттестации экзамен экзамен Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 144/4 144/4

5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий

Тематический план для студентов очной формы обучения

(трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы; 144 часа,

включая 36 часов на экзамен)

п/п

 

Раздел (тема)

учебной

дисциплины

Семестр

Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах)

Образовательные технологии

Формы текущего контроля

Лекции Практические занятия СРС
1 Предмет и система курса «Правоохранительные органы» 1 2 - 4 Направляемая дискуссия Тестирование
2 Понятия судебной власти, правосудия, судопроизводства. Суд как орган государственной власти. Принципы правосудия 1 2 4 4 Лекция-дискуссия. Направляемая дискуссия. Решение задач (казусов) Работа в малых группах, решение казусов, творческое задание, презентация проекта. Модельные задания – см. п. 5.3.1 РП.
3 Судебная система РФ: общая характеристика 1 2 2 4 Направляемая дискуссия. Творческие задания и презентация полученных результатов. Составление сложной схемы с участием всех студентов группы. Модельные задания – см. п. 5.3.2 РП (вариант I)
4 Суды общей юрисдикции 1 2 4 10 Работа в малых группах. Творческие задания и презентация полученных результатов. Творческое задание, работа в малых группах, презентация проекта. Модельные задания – см. п. 5.3.2 РП (вариант II)
5 Арбитражные суды 1 2 2 2 Работа в малых группах. Творческое задание, работа в малых группах, презентация проекта. Модельные задания – см. п. 5.3.2 РП (вариант II)
6 Верховный Суд РФ 1 2 2 2 Лекция-презентация. Творческие задания и презентация полученных результатов. Творческое задание, работа в малых группах, презентация проекта. Изучение и анализ судебной практики.
7 Конституционный Суд РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ 1 2 2 2 Лекция-презентация. Творческие задания и презентация полученных результатов. Изучение и анализ судебной практики. Модельное задание – см. п. 5.4 РП
8 Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей 1 2 2 2 Работа с видеоматериалами. Деловая игра. Решение казусов, тестирование.
9 Органы судейского сообщества 1 2 2 2 Деловая игра. Тестирование.
10 Федеральная служба судебных приставов 1 2

2

1 Решение задач (казусов) Тестирование.
11 Судебный департамент при Верховном Суде РФ 1 2 1 Решение задач (казусов) Тестирование.
12 Организация выявления и расследования преступлений 1 4 2 2 Творческие задания и презентация полученных результатов. Творческое задание, работа в малых группах, презентация, направляемая дискуссия. Модельные задания – см. п. 5.3.3 РП (варианты I и II).
13 Прокуратура РФ 1 2 4 4 Творческие задания и презентация полученных результатов. Решение задач (казусов) Творческое задание, работа в малых группах, презентация, направляемая дискуссия. Модельные задания – см. п. 5.3.3 РП (варианты I и II).
14 Адвокатура в РФ 1 2 2 2 Деловая игра. Работа с видеоматериалами. Творческое задание, работа в малых группах, презентация, направляемая дискуссия. Модельные задания – см. п. 5.3.3 РП (варианты I и II).
15 Нотариат в РФ 1 2 2 2 Направляемая дискуссия. Решение задач (казусов) Творческое задание, работа в малых группах, презентация, направляемая дискуссия. Модельные задания – см. п. 5.3.3 РП (варианты I и II).
ВСЕГО 32 32 44

Экзамен (36 часов)

 

Тематический план для студентов заочной формы обучения

(трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы; 144 часа,

включая 9 часов на экзамен)

 

п/п

 

Раздел (тема)

учебной

дисциплины

Семестр

Виды учебной деятельности, и трудоемкость (в часах)

Образовательные технологии

Формы текущего контроля

Лекции   Практические занятия СРС
1 Предмет и система курса «Правоохранительные органы» 2 - - 5 Творческие задания Тестирование
2 Понятия судебной власти, правосудия, судопроизводства. Суд как орган государственной власти. Принципы правосудия 2 2   10 Лекция-дискуссия. Направляемая дискуссия. Решение задач (казусов) Работа в малых группах, решение казусов, творческое задание, презентация проекта. Модельные задания – см. п. 5.3.1 РП.
3 Судебная система РФ: общая характеристика 3 2 4 8 Направляемая дискуссия. Творческие задания и презентация полученных результатов. Составление сложной схемы с участием всех студентов группы. Модельные задания – см. п. 5.3.2 РП.
4 Суды общей юрисдикции 3 - - 10 Творческие задания. Решение задач (казусов) Творческое задание, работа в малых группах, презентация проекта. Модельные задания – см. п. 5.3.2 РП (вариант II)
5 Арбитражные суды 3 - - 8 Творческие задания. Решение задач (казусов) Творческое задание, работа в малых группах, презентация проекта. Модельные задания – см. п. 5.3.2 РП (вариант II)
6 Верховный Суд РФ 3 - - 8 Творческие задания. Решение задач (казусов) Изучение и анализ судебной практики.
7 Конституционный Суд РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ 3 - - 8 Творческие задания. Решение задач (казусов) Изучение и анализ судебной практики Модельное задание – см. п. 5.4 РП
8 Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей 3 - - 8 Творческие задания. Решение задач (казусов) Решение казусов, тестирование.
9 Органы судейского сообщества 3 - - 6 Творческие задания. Решение задач (казусов) Тестирование
10 Федеральная служба судебных приставов 3 - - 6 Решение задач (казусов) Тестирование.
11 Судебный департамент при Верховном Суде РФ 3 - - 6 Решение задач (казусов) Тестирование.
12 Организация выявления и расследования преступлений 3 - 1 12 Творческие задания. Творческое задание, работа в малых группах, презентация, направляемая дискуссия. Модельные задания – см. п. 5.3.3 РП (варианты I и II).
13 Прокуратура РФ 3

2

1 10 Творческие задания и презентация полученных результатов. Решение задач (казусов) Творческое задание, работа в малых группах, презентация, направляемая дискуссия. Модельные задания – см. п. 5.3.3 РП (варианты I и II).
14 Адвокатура в РФ 3 1 8 Деловая игра. Работа с видеоматериалами. Творческое задание, работа в малых группах, презентация, направляемая дискуссия. Модельные задания – см. п. 5.3.3 РП (варианты I и II).
15 Нотариат в РФ 3 - 1 8 Творческое задание. Тестирование
ВСЕГО 6 8 121

Экзамен (9 часов)

5.1. Содержание дисциплины (программа курса)

 Тема 1. Предмет и система курса «Правоохранительные органы»

Предмет курса. Понятие, задачи, функции.

Нормативные источники к курсу. Конституция РФ, Федеральные законы, иные нормативные акты.

Система курса: последовательность изучения вопросов.

Соотношение курса «Правоохранительные органы» с другими отраслями науки и учебными дисциплинами.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 199.