Балансовое обобщение, капитальное управление бухгалтерского баланса.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План счетов фотографической студии

Шифр счета Название бухгалтерского счета
1 2
  счета бухгалтерского баланса
1 Счета активов
11 Денежные средства в банке
12 Счета к получению (дебиторская задолженность)
13 Производственные запасы
14 Арендные услуги полученные
15 Фотографическое оборудование
16 Начисленная амортизация
2 Счета финансовых обязательств
21 Счета к оплате (кредиторская заадолженность перед поставщиками и банками)
22 Кредиторская задолженность Пш оплате труда
3 Капитал
31 Капитал Матса Нэслунда
  Капитал Хокана Лаоба
33 Прибыль собственников
  СЧЕТА ОТЧЕТА О ПРИБЫЛИ
4 Доходы
12 Реализация фотографических услуг
5 Расходы (затраты)
51 Затраты химических материалов
52 Затраты фотопленки
53 Затраты по оплате труда работников предприятия
54 Затраты по аренде помещений (арендная плата)
55 Амортизация фотографического оборудования
56 Прочие расходы

При более сложных видах хозяйственной деятельности при­меняется трехзначная система кодирования (см. табл. 1.3).


Таблица 1.3


Трехзначная система кодирования

Номера счетов Название групп счетов  
100-199 Счета активов
200-299 Счета финансовых обязательств
300-399 Счета капитала собственников
400-499 Счета доходов
500-599 Счета расходов (затрат)

Каждому синтетическому счету группы присваивается свой номер с десятичной разрядкой; аналитическим счетам (субсче­там) внутри каждой группы дается номер в пределах десятичной разрядки. Например:

Активы

101 Денежные средства в банке 111 Счета к получению

121 Векселя к получению

Финансовые обязательства

201 Счета к оплате

211 Векселя к оплате

221 Счета к оплате по заложенному имуществу

Капитал собственника

301 Персональный капитал конкретно поименованного соб­ственника

311 Извлечение капитала собственником из оборота пред­приятия

321 Дополнительные инвестиции собственника

Доходы

401 Доходы от реализации продукции 411 Доходы от реализации имущества 421 Доходы по векселям

Расходы

501 Затраты на телерекламу

502 Затраты на радиорекламу

503 Затраты на рекламу, помещаемую в газетах

504 Затраты по оплате труда

Счета активов в системе международных бухгалтерских стан­дартов трактуются как результаты прошлых событий и источники будущих выгод. Они отражают увеличение или уменьшение различ­ных видов ценностей (имущества). Сюда относятся: касса, векселя полученные, счета к получению, авансом оплаченные расходы, земля, здания, оборудование и т. д. Счета пассивов рассматривают­ся как результаты прошлых событий и источники будущих изъятий. На них учитывается увеличение или уменьшение денежных обяза­тельств (долгов), которые делятся на краткосрочные и долгосроч­ные. К счетам пассивов относят: векселя выданные, счета к оплате, прочие краткосрочные и долгосрочные обязательства и др.

Эти формулировки практически не противоречат нынешне­му представлению об активных и пассивных счетах в Российском Плане счетов бухгалтерского учета.

Счета капитала предназначены для отражения средств соб­ственника, вложенных в фирму. Собственный капитал имеет по­стоянный характер, и сальдо всегда отражается в балансе. Ис­ключение составляют счета “Изъятие капитала” и “Вложение капитала”; они могут закрываться при реформации баланса.

Счета доходов и расходов носят название временных средств; в конце отчетного периода они закрываются, и определяется финансовый результат работы организации в виде прибыли и убытка. Эти счета соответствуют счетам 90 “Продажи”, 91 “Про­чие доходы и расходы” российского бухгалтерского учета.

Сальдо по счетам учета налогов на прибыль отражается в ба­лансе аналогично отражению на счете 68 “Расчеты по налогам и сборам” в российском бухгалтерском учете и показывает либо задолженность организации по налоговым платежам, либо пере­плату (зачет). Тем не менее российский План счетов несколько отличается от применяемых в системе международных бухгалтер­ских стандартов. Сравнительный анализ Планов счетов бухгал­терского учета России и США позволяет сделать следующее зак­лючение.

В США, где капитал находится в частной собственности, распределение ресурсов осуществляется как при участии госу­дарства, так и через рынок свободных капиталов. Разработка здесь счетных планов каждой фирмой оправдана, так как отражает национальные особенности экономики страны.

В России почти ликвидирована система директивного плани­рования; значительное количество бывших государственных орга­низаций приватизировано. Однако многие отрасли и регионы, находящиеся на грани развала, постоянно чего-то требуют от государства, которое вынуждено вмешиваться в решение даже простейших хозяйственных вопросов. В таких условиях применяе­мый План счетов бухгалтерского учета не может не отражать осо­бенности современного состояния национальной экономики России.

Следует отметить, что единый унифицированный план бух­галтерских счетов, применяемый в России, имеет свои преиму­щества, поскольку обеспечивает:

централизованное единое методическое руководство учетом и отчетностью;

контроль за правильностью ведения учета, отчетности и ис­пользования имущества организации;

сбор информационного материала в целом по стране, ре­гионам и в разрезе отдельных организаций, что служит осно­вой для анализа деятельности организаций на разных уровнях и для принятия конкретных управленческих решений по даль­нейшему совершенствованию ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Типовые изменения баланса под влиянием хозяйственных операций.

Возникающие в процессе деятельности организации много­численные хозяйственные операции не нарушают равенства ито­гов актива и пассива, в то время как суммы в разрезе отдельных статей и итоги баланса могут меняться. Это объясняется тем, что каждая операция затрагивает две статьи баланса, а именно: раз­мер состава имущества или величину источников его образова­ния. При этом они могут находиться одновременно как в активе,

так и в пассиве. В зависимости от характера изменений статей баланса хозяйственные операции можно разделить на четыре типа:

Первый тип характеризуется изменением статей актива при неизменной валюте баланса (плюс актив и минус актив на оди­наковую сумму).

Пример. Для выдачи заработной платы персоналу органи­зации с расчетного счета в кассу поступили наличные деньги в сумме 8000 тыс. руб. При проведении этой операции будут затро­нуты две статьи актива баланса — “Расчетные счета” (51) и “Касса” (50). По счету “Касса” сумма увеличивается, а по счету “Расчет­ные счета” уменьшается на равную величину. В результате хозяй­ственной операции будет сделана запись:

Д-т сч. 50 “Касса” — 8000 тыс. руб.

К-т сч. 51 “Расчетные счета” — 8000 тыс. руб.

Второй тип характеризуется изменением статей пассива при неизменной валюте баланса (плюс пассив и минус пассив на равную сумму).

Пример. На основании протокола собрания учредителей часть чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении организации в сумме 4000 тыс. руб., направляется на увеличение резервного капитала. Согласно этой операции, затрагиваются две статьи пас­сива в третьем разделе баланса — “Нераспределенная прибыль” (84) в сторону уменьшения и “Резервный капитал” (82) в сторо­ну увеличения. В результате проводка будет иметь следующий вид:

Д-т сч. 84 “Нераспределенная прибыль” — 4000 т. руб.

К-т сч. 82 “Резервный капитал” — 4000 т. руб.

Третий тип вызывает изменения в статьях актива и пассива в сторону увеличения при равенстве валюты баланса (плюс актив и плюс пассив на одинаковую сумму).

П р и м е р. От поставщиков получены и оприходованы на склад организации материалы на сумму 10000 тыс. руб., в резуль­тате увеличились статьи актива баланса “Материалы” (10) и пас­сива баланса “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” (60); валюта баланса также увеличилась на эту сумму. Бухгалтерская проводка будет иметь вид:

Д-т сч. 10 “Материалы” — 10000 тыс. руб.

К-т сч. 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” — 10000 тыс. руб.

Четвертый тип вызывает изменения в статьях актива и пас­сива в сторону уменьшения при равенстве валюты баланса (ми­нус актив и минус пассив на равную сумму).

Пример. Выдана из кассы заработная плата персоналу организации в сумме 8000 тыс. руб. В результате этой хозяйствен­ной операции статья актива баланса “Касса” (50) и статья балан­са “Расчеты с персоналом по оплате труда” (70) уменьшаются. Валюта баланса также уменьшится на сумму хозяйственной опе­рации. По счетам будут осуществлены следующим записи:

Д-т сч. 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” — 8000 тыс. руб.

К-т сч. 50 “Касса” — 8000 тыс. руб.

Содержание и структура бухгалтерского баланса.

Согласно законодательным документам, все организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность и являющи­еся юридическими лицами, независимо от форм собственности

(включая организации с иностранными инвестициями), состав­ляют бухгалтерский баланс по единой форме. Статьи баланса за­полняются на основании данных Главной книги. Ряд статей балан­са составляется с привлечением данных аналитического учета (ве­домостей, журналов-ордеров или иных аналогичных по назначению регистров). Счета, отражающие состояние расчетов, показывают­ся в балансе в развернутом виде: дебетовое сальдо по субсчетам представлено в активе, а кредитовое — в пассиве. Все статьи ба­ланса отражаются на начало и на конец отчетного периода.

Бухгалтерский баланс делится на две части: актив и пассив, каждый из которых состоит из разделов.

Актив баланса включает следующие разделы: “Внеоборотные активы” — охватывает нематериальные акти­вы, основные средства, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения, доходные вложения в ма­териальные ценности. Объединение их в одном разделе обуслов­лено принадлежностью к наименее мобильным (внеоборотным) активам.

“Оборотные активы” — содержит сведения об остатках запа­сов, призванных обслуживать процессы производства и обраще­ния, затратах в незавершенное производство, а также готовую продукцию и товары. Ведущее место занимают материальные ре­сурсы, учитываемые на счете 10 “Материалы” (сырье и материа­лы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, кон­струкции и детали, топливо, тара и тарные материалы, запасные части и др.). Кроме того, в этом разделе отражаются статьи, ха­рактеризующие величину налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, состояние дебиторской задолженно­сти организации, ее краткосрочные финансовые вложения в цен­ные бумаги и прочие доходные активы а также наличие денеж­ных средств на счетах в банках и других оборотных активов. Наи­больший удельный вес здесь составляют денежные средства и дебиторская задолженность пр покупателям и заказчикам. Пассив баланса состоит из трех разделов: “Капитал и резервы” — отражает состав и структуру собствен­ного капитала, включающего различные по своему экономическо­му содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов организации: уставный ка­питал, резервный и добавочный капитал, фонды специально­го назначения, нераспределенная прибыль отчетного года (не­покрытый убыток прошлых лет и отчетного года).

“Долгосрочные обязательства” — предназначен для отражения задолженности на отчетную дату по долгосрочным кредитам бан­ков и займам, полученным от других организаций и учреждений.

“Краткосрочные обязательства” — содержит информацию о состоянии расчетов по краткосрочным кредитам банков и зай­мам, а также о наличии кредиторской задолженности и прочих краткосрочных пассивах. Сюда относятся также статьи 98 “Дохо­ды будущих периодов” и 96 “Резервы предстоящих расходов”.

Схема стандартного баланса для российских организаций представлена в табл. 4.1. По этой схеме согласно приказу Минфи­на от 13 января 2000 г. № 4н в 2000 г. составляется промежуточ­ный баланс.

Двойственность отражения хозяйственных операций в процессе кругооборота имущества организации.

По своей экономической природе любая хозяйственная операция обязательно обладает двойственностью и взаимностью. Для “хранения этих свойств и контроля за записями хозяйственных итераций на счетах в бухгалтерском учете используется способ двойной записи.

Двойная запись представляет собой запись, в результате которой каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: в дебет одного счета и одновременно в кредит другого взаимосвязанного с ним счета на одинаковую сумму.

Метод двойной записи обусловливает существование таких понятий, как корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка. Корреспонденция счетов — это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи, например, между счета-[и 50 “Касса” и 51 “Расчетные счета”, или 70 “Расчеты с персо-алом по оплате труда” и 50 “Касса”, или 10 “Материалы” и 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками” и т. д.

Бухгалтерская проводка есть не что иное, как оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащий регистрации.

Синтетические и аналитические счета и их учёт.

В бухгалтерском учете для получения различной информации используется три вида счетов. По степени их детализации они подразделяются на синтетические, аналитические и субсчета.

Синтетические счета содержат обобщенные показатели об имуществе, обязательствах и операциях организации по эконо­мически однородным группам, выраженные в денежном изме­рителе. К синтетическим счетам относятся: 01 “Основные сред­ства”; 10 “Материалы”; 50 “Касса”; 51 “Расчетные счета” ; 43 “Го­товая продукция”; 41 “Товары”; 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”; 80 “Уставный капитал” и др.

Аналитические счета детализируют содержание синтетичес­ких счетов, отражая данные по отдельным видам имущества, обя­зательств и операций, выраженных в натуральных, денежных и трудовых измерителях. В частности, по счету 41 “Товары” следует знать не только общее количество товаров, но и конкретно нали­чие и местонахождение каждого вида товара или группы това­ров, а по счету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” — не только общую задолженность, но и конкретную задолжен­ность по каждому поставщику отдельно.

Субсчета (синтетического счета II порядка), являясь проме­жуточными счетами между синтетическими и аналитическими, предназначены для дополнительной группировки аналитических счетов в пределах данного синтетического счета. Учет в них ве­дется в натуральных и в денежных измерителях. Несколько ана­литических счетов составляют один субсчет, а несколько субсче­тов — один синтетический счет (см. табл. 5.1).

Таблица 5.1

Балансовое обобщение, капитальное управление бухгалтерского баланса.

Имущество организации и ее обязательства непрерывно участвуют в сфере производства. Чтобы определить величину всего имущества и обязательств, дать им экономическую оценку за (отчетный период, а также оперативно руководить организацией, управлять финансово-хозяйственной деятельностью, необходи­мо располагать обобщенными данными о ее имуществе и обязательствах. Такое обобщение достигается в процессе составления бухгалтерского баланса. Существуют различные виды бухгалтерс­ких балансов:

периодический (месячный, квартальный);

годовой;

вступительный — составляется при создании новой или при преобразовании ранее действующей организации;

соединительный — составляют при объединении нескольких организаций в одно юридическое лицо;

разделительный — составляется, когда из одной организации выделяется несколько самостоятельных организаций;

санируемый — составляется при приближении организации с банкротству;

ликвидационный — составляется с начала ликвидационного периода;

сводный — составляется путем объединения отдельных заключительных балансов организации; в основном им пользуются министерства, ведомства и концерны;

сводно-консолидируемый — составляется путем объединения балансов юридически самостоятельных организаций, взаимосвязанных между собой экономически; такими балансами пользуют­ся холдинговые компании (владеющие контрольными пакетами акций других компаний), головные организации во взаимоотношениях со своими дочерними и зависимыми обществами;

баланс-брутто — бухгалтерский баланс, включающий регу­лирующие статьи (02 “Амортизация основных средств”, 05 “Амор­тизация нематериальных активов”);

баланс-нетто — бухгалтерский баланс без регулирующих статей.

Бухгалтерский баланс — важнейший источник информации о финансовом положении организации за отчетный период. Он по­зволяет определить состав и структуру имущества организации, мобильность и оборачиваемость оборотных средств, состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности, конечный финансовый результат (прибыль или убыток). Бухгалтерский баланс знакомит учредителей, менеджеров и другие заинтересованные сто­роны, связанные с управлением имуществом, с состоянием орга­низации, показывает, чем владеет собственник, т.е. каков в коли­чественном и качественном отношении запас материальных средств, как он используется и кто принимал участие в создании этого запа­са. По бухгалтерскому балансу можно определить, сумеет ли орга­низация в ближайшее время оправдать взятые на себя обязательства перед акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами или ему угрожают финансовые затруднения. Разумеет­ся, бухгалтерский баланс не в состоянии охватить весь объем ин­формации о деятельности организации, поэтому недостающая часть информации представляется в других формах отчетности. Данные бухгалтерского баланса широко используются налоговыми инспек­циями и налоговой полицией, кредитными учреждениями, орга­нами статистики и другими пользователями.

Бухгалтерский баланс , составленный на определенную дату, являясь источником информации, представляет собой способ эко­номической группировки и обобщения имущества организации по со­ставу и размещению, а также по источникам его формирования (собственные и заемные обязательства), выраженным в денежной оценке.

По своему строению баланс имеет вид двухсторонней табли­цы, в левой части которой отражается предметный состав, раз­мещение и использование имущества организации; она называ­ется активом баланса. Актив признается в бухгалтерском балансе тогда, когда в будущем вероятно получение организацией эко­номических выгод от этого актива и когда стоимость измерена с достаточной степенью надежности.

Правая часть называется пассивом баланса и показывает ве­личину средств, вложенных в хозяйственную деятельность орга­низации, форму его участия в создании имущества. Эта величина

рассматривается как обязательства за полученные ценности или ресурсы. Обязательства признаются в бухгалтерском балансе тог­да, когда в результате исполнения соответствующего требования существует вероятность оттока хозяйственных средств, способ­ного принести организации экономические выгоды и когда ве­личина этих выгод может быть измерена с достаточной степенью надежности. В свою очередь, обязательства группируются по субъектам на обязательства, возникающие перед:

собственниками за счет первоначального взноса в уставный капитал и за счет последующего отчисления от прибыли в соб­ственный капитал;

сторонними юридическими и физическими лицами в резуль­тате получения заемных средств (привлеченный капитал) кредитов, займов и кредиторской задолженности.

Каждый отдельный вид имущества в активе и пассиве называ­ется статьей баланса. Так, в активе размещены статьи: основные средства (01), материалы (10), касса (50), расчетные счета (51), валютные счета (52), основное производство (20), полуфабрикаты собственного производства (21) и т.д., а в пассиве — уставный капитал (80), резервный капитал (82), долгосрочные кредиты и займы (67), расчеты с персоналом по оплате труда (70) и др.

Итоги актива и пассива должны быть абсолютно равны, так как обе части баланса показывают одно и то же имущество, но сгруппированное по разным признакам: в активе — по веще­ственному составу и их функциональной роли, т.е. в чем оно раз­мещена (основные средства, нематериальные активы, оборудо­вание, капитальные вложения, материалы, готовая продукция, денежные средства и т.д.) и какую функцию они выполняют в организации; в пассиве — по источникам образования имуще­ства, т.е. от кого и сколько получено средств: от учредителей, от своей организации в виде капитала и прибыли, из бюджета, (кре­диты от банков и займы от других организаций), от поставщиков и т.д. Таким образом, каждый вид имущества поступает в органи­зацию за счет какого-то источника. Поэтому общая сумма иму­щества по составу и размещению (актив баланса) обязательно равняется общей сумме источников имущества (пассиву балан­са). Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой бух­галтерского баланса. Такое балансовое уравнение можно выра­зить так:

Активы (экономические ресурсы) = Финансовые обязательства (привлеченный капитал) + Собственный капитал

В представленной формуле экономические ресурсы рассмат­риваются как активы, которые отражают общую стоимость иму­щества организации в наличии и в обороте. Финансовые обяза­тельства (привлеченный капитал), предполагающие потенциаль­ное уменьшение фондов, показывают размер финансирования активов организации юридическими и физическими лицами, т.е. величину его кредиторской задолженности. Собственный капи­тал характеризует стоимость вложений, сделанных в организа­цию ее владельцами; иногда его называют остаточным капита­лом, так как он представляет собой средства, которые остаются, если собственник выплатит все пассивы. В этом случае балансо­вое уравнение принимает вид:

Собственный капитал = Активы — Финансовые (внешние) обя­зательства

Из приведенного уравнения следует, что кредиторы имеют преимущественное право на удовлетворение своих финансовых требований по сравнению с собственниками организации. В то же время уравнение показывает величину активов организации и степень участия кредиторов и владельцев организации в форми­ровании капитала (собственного и привлеченного). От этого со­отношения зависят финансовая устойчивость и финансовый ре­зультат организации.

При составлении баланса следует исходить из требований:

правдивости баланса — все показатели должны быть подтвер­ждены соответствующими документами, записями на бухгалтер­ских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией;

реальности баланса, т.е. оценка его статей соответствует дей­ствительности;

единства баланса — построение баланса осуществляется на единых принципах учета и оценки;

преемственности баланса — каждый последующий баланс должен вытекать из предыдущего;

ясности баланса — баланс должен быть представлен в фор­ме, доступной для понимания внутренними и внешними пользо­вателями информации.

Особенности планов счетов бухгалтерского учёта, применяемых в России и в зарубежных фирмах и компаниях.

Новый план счетов бухгалтерского учета деятельности орга­низации и инструкция по его применению утверждены прика­зом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. Переход на этот план счетов будет осуществляться в течение 2001-2002 годов по мере готовности организаций.

Формирование плана счетов происходило последовательно, закономерно в ходе тщательного анализа практики применения плана счетов, принятого в 1992 г. и применительно к условиям современного этапа экономики.

Переход проводился поэтапно.

Первый этап. Вторая половина 1997 г. — Методологический совет по бухгалтерскому учету при Минфине РФ рассмотрел и определил Концепцию пересмотра плана счетов и сформировал специальную группу по работе с документами.

Второй этап. Первая половина 1998 г. — Правительство Рос­сийской Федерации в Плане мероприятий по выполнению Про­граммы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности предус­мотрело задание по пересмотру плана счетов.

Третий этап. Вторая половина 1998 г. — Методологичес­кий совет по бухгалтерскому учету одобрил основные прин­ципы построения нового счетного плана; началась работа по составлению плана счетов и подготовке инструкции по его применению.

Четвертый этап. — 31 октября 2000 г. — Утвержден приказом Минфина РФ новый план счетов и инструкция по его примене­нию.

Необходимость пересмотра и издание нового Плана счетов было обусловлено следующими причинами.

Во-первых, необходимостью дальнейшего реформирования Российского бухгалтерского учета с учетом международной прак­тики.

Во-вторых, совершенствованием методики отражения фак­тов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета.

В-третьих, расширением информационной объемности сис­темы бухгалтерского учета, которая удовлетворяла бы всех заин­тересованных юридических и физических лиц.

В-четвертых, относительной независимостью процесса сис­тематизации и накопления фактов о деятельности организации от процесса формирования данных для целей налогообложения. Иначе говоря, процессом самостоятельного формирования учета налогов как составной части бухгалтерского учета.

В-пятых, преемственностью и универсальностью построения планов счетов для всех отраслей и видов деятельности, форм соб­ственности, организационно-правовых форм (кроме банков и иных кредитных учреждений, состоящих на государственном бюджете).

В результате интенсивной работы по унификации бухгалтер­ского учета в условиях перехода организаций на рыночные отно­шения все организации, объединения и другие юридические лица, независимо от ведомственной принадлежности, форм собствен­ности и организационно-правовых форм и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений), перейдут на новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной де­ятельности организаций в течение 2001-2002 гг.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (сче­тов второго порядка).

Перечень синтетических счетов в Плане счетов обязателен для применения. Помимо них в Плане предусмотрены и субсчета. На основе Плана счетов организации в принятой учетной поли­тике утверждают рабочий план счетов, который при необходи­мости используется для проведения анализа, контроля и состав­ления отчетности. В то же время, он способен удовлетворять внут­ренние потребности организации в учетной информации более детально и конкретно.

Организации при необходимости могут по согласованию с МФ РФ вводить в План счетов дополнительные синтетические счета, используя номера свободных счетов. Субсчета, предусмот­ренные в Плане счетов могут объединяться, исключаться и вво­диться дополнительно.

Порядок ведения аналитических счетов устанавливается орга­низацией, исходя из инструкции и других нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств материально-производственных запасов и т. д.).

Все синтетические счета имеют двузначный номер (от 01 до 99) и разбиты на восемь разделов, в каждом из которых имеются свободные номера на случай дополнительного ведения счетов.

Субсчета отдельных синтетических счетов нумеруются по порядку в пределах каждого счета. Номера субсчетов добавляются к номеру синтетического счета.

Забалансовые счета даны в приложении к Плану счетов; они нумеруются по порядку тремя знаками (001-011).

Планом счетов бухгалтерского учета для всех организаций предусмотрено 99 счетов, практически в настоящее время ис­пользуются 60 счетов, а остальные номера пока свободны.

Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. с 1 января 2001 г. вводится новый План счетов бухгалтерского учета, пере­ход на который организации должны завершить в течение 2002 г. (см. табл. 1.1).

В России, Франции, Германии и в ряде других стран исполь­зуются единые унифицированные национальные планы бухгал­терских счетов, которые применяются всеми организациями не­зависимо от форм собственности.

Применение Плана счетов и кодирования хозяйственных операций в системах международного бухгалтерского учета в США, Великобритании и других странах более свободное, чем в российском учете. В частности, каждая организация там имеет право создавать и использовать конкретный учетный план соб­ственной разработки, обосновывая свой выбор стандартами и рекомендациями, разработанными специальными негосударствен­ными национальными профессиональными организациями бух­галтеров.

Так, в организациях бухгалтерским счетам присваиваются коды и кодовые серии, обеспечивающие высокий уровень ком­пьютерной обработки учетной информации. При этом использу­ются различные кодовые системы. Простейший план счетов, при­меняющийся в небольших фирмах, предполагает двузначное ко­дирование. Примером тому может служить счетный план фотографической студии Матеа Нэхлунда и Хокана Лаоба США (см. табл. 1.2).

Таблица 1.2

План счетов фотографической студии

Шифр счета Название бухгалтерского счета
1 2
  счета бухгалтерского баланса
1 Счета активов
11 Денежные средства в банке
12 Счета к получению (дебиторская задолженность)
13 Производственные запасы
14 Арендные услуги полученные
15 Фотографическое оборудование
16 Начисленная амортизация
2 Счета финансовых обязательств
21 Счета к оплате (кредиторская заадолженность перед поставщиками и банками)
22 Кредиторская задолженность Пш оплате труда
3 Капитал
31 Капитал Матса Нэслунда
  Капитал Хокана Лаоба
33 Прибыль собственников
  СЧЕТА ОТЧЕТА О ПРИБЫЛИ
4 Доходы
12 Реализация фотографических услуг
5 Расходы (затраты)
51 Затраты химических материалов
52 Затраты фотопленки
53 Затраты по оплате труда работников предприятия
54 Затраты по аренде помещений (арендная плата)
55 Амортизация фотографического оборудования
56 Прочие расходы

При более сложных видах хозяйственной деятельности при­меняется трехзначная система кодирования (см. табл. 1.3).


Таблица 1.3


Дата: 2019-07-31, просмотров: 259.