Инвентаризация имущества и обязательства организаций (понятие, виды и сроки проведения ).
Достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности организации обеспечивается инвентаризацией имущества и финансовых обязательств, в ходе которой проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние и оценка. Инвентаризация — это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату. На практике различают несколько видов инвентаризации.
Частичная инвентаризация проводится один раз в год для каждого объекта; это надежный способ проверки, не требующий высокого уровня внутренней организации и, как правило, не мешающий процессу производства.
Периодическая инвентаризация осуществляются в конкретные сроки в зависимости от вида и характера имущества.
Полная инвентаризация — это проверка всех видов имущества организации. Она проводится в конце года перед составлением годового отчета, а также при полной документальной ревизии, по требованию финансовых и следственных органов.
Выборочная инвентаризация имеет место на отдельных участках производства или при проверке работы материально-ответственных лиц, например проверка наличных денежных средств в кассе, снятие остатков различных видов материалов и т. д.
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливается организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
при. передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, приватизации, а также преобразовании государственной или муниципальной унитарной организации;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
при смене материально-ответственных лиц (на день приема-передачи дел);
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
_ в случае пожара, стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации, ликвидации организации в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Инвентаризации подлежит все имущество и виды финансовых обязательств. Инвентаризация проводится поэтапно и в следующие сроки:
по основным средствам — один раз в три года, а по библиотечным фондам — один раз в пять лет;
по капитальным вложениям — один раз в год, но не ранее 1 декабря отчетного года;
по незавершенному производству и полуфабрикатам собственной выработки, готовой продукции, сырью и материалам — не ранее 1 октября отчетного года;
по товарам, сырью и материалам в районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных местностях, — в период наименьших их остатков.
Инвентаризация денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах, кредитов, займов и т. д. проводится один раз вГ месяц (как правило, на 1 число каждого месяца). При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы.
Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии организации с данными выписок банка.
Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, с покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами, сумм задолженностей по недостачам и хищениям заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на бухгалтерских счетах.
Порядок хранения документов. Сроки хранения основных документов.
Вид документа | Срок
| |
хранения документов
| ||
В учреждениях, организациях, предприятиях, документы которых поступают в госархивы, лет | В учреждениях, организациях, предприятиях, документы которых не поступают в госархивы, лет | |
1 | 2 | 3 |
1. Бухгалтерские отчеты и балансы организаций и объяснительные записки к ним: | ||
а) сводные годовые | Постоянно | — |
б) годовые | Постоянно | 10 |
в) квартальные | 5 | 5 |
2. Отчеты по финансированию: | ||
а) сводные годовые | Постоянно | — |
б) годовые | Постоянно | 10 |
в) квартальные | 5 | 5 |
г) месячные | 1 | 1 |
3. Передаточные, разделительные, ликвидационные балансы и приложения, объяснительные записки к ним | Постоянно | 10 |
4. Протоколы заседаний комиссий по рассмотрению и утверждению отчетов и балансов | Постоянно | 10 |
а) годовых | Постоянно | 10 |
б) квартальных | 5 | 5 |
5. Аналитические таблицы по разработке и анализу годовых отчетов и балансов | Постоянно | 5 |
6. Переписка об утверждении и уточнении балансов и отчетов | 5 | 5 |
7. Переписка о сроках представления бухгалтерской и финансовой отчетности | До минования надобности | До минования надобности |
8. Первичные документы и приложения к ним, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей (кассовые, банковские документы, извещения банков и переводные требования, выписки банков, наряды на работу, табели, акты о приеме, сдаче и списании имущества и материалов, квитанции и накладные по учету товарно-материальных ценностей, авансовые отчеты и др. | 5 | 5 |
9. Лицевые счета: | ||
а) рабочих и служащих | 75 | 75 |
б) получателей пенсий и государственных пособий | 5 | 5 |
10. Расчетные (расчетно-платежные) ведомости | 5 | 5 |
П. Инвентарная карточки и книги учета основных средств | 5 | 5 |
12. Доверенности на получение денежных сумм и товарно-материальных ценностей, в том числе аннулированные доверенности | 5 | 5 |
13. Гарантийные письма | 5 | 5 |
14. Учетные регистры (Главная книга, журналы-ордера, разработочные таблицы и др.) | 5 | 5 |
15. Вспомогательные и контрольные книги, журналы, картотеки, кассовые книги, оборотные ведомости | 5 | 5 |
16. Книга учета депонированной заработной платы, журналы регистрации исполнительных листов | 5 | 5 |
17. Журналы, книги регистрации счетов, кассовых ордеров, доверенностей, платежных поручений и др. | 5 | 5 |
18. Отчеты, сведения о поступлении, расходовании и остатке драгоценных материалов, алмазов и изделий из них | 5 | 5 |
1 9. Сведения о расходовании кредитов | ||
а) годовые | 5 | 5 |
б) квартальные | 5 | 5 |
20. Сведения об учете фондов, лимитов, заработной платы и контроле за- их распределением, о расчетах по перерасходу и задолженности по заработной плате, об удержании из заработной платы, из средств социального страхования, о выплате отпускных и выходных пособий и другие | 5 | 5 |
2 1 . Документы об инвентаризации (протоколы заседаний инвентаризационных комиссий, инвентарные описи, акты, сличительные ведомости) | 5 | 5 |
22. Документы о выплате пособий, пенсий, листов нетрудоспособности по государственному страхованию (копии отчетов, выписки из протоколов заключения) | 5 | 5 |
23. Исполнительные листы | 5 | 5 |
24. Поручения-обязательства за товары, полученные в кредит. Переписка по оформлению поручений-обязательств | 5 | 5 |
25. Справки, представляемые в бухгалтерию на оплату учебных отпусков, получение льгот по налогам и др. | До минования надобности | До минования надобности |
26. Документы по дебиторской задолженности, недостачах, растратах, хищениях (справки, акты, обязательства, переписка) | 5 | 5 |
27. Документы о переоценке основных фондов (протоколы, акты, отчеты) | Постоянно | До переоценки |
28. Акты, ведомости переоценки и определения амортизации основных средств | Постоянно | До переоценки |
29. Паспорта зданий, сооружений и оборудования | 5 | 4 5 |
30. Переписка о паспортизации зданий и сооружений | 5 | 5 |
31. Документы о проведении документальных ревизий и контрольно-ревизионной работы (планы, отчеты, переписка) | 5 | 5 |
32. Акты документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности организаций, документы к ним (справки, информации, докладные записки) | 5 | 5 |
33. Переписка о финансово-хозяйственной деятельности (об учете фондов, о наложении взысканий, штрафов, о приеме, сдаче, списании материальных ценностей и других вопросах) | 5 | 5 |
34. Акты проверки кассы, правильности взимания налогов и др. | 5 | 5 |
35. Договоры, соглашения (хозяйственные, операционные, трудовые и др.) | 5 | 5 |
36. Реестры договоров | 5 | 5 |
37. Договоры о материальной ответственности | 5 | 5 |
38. Образцы подписей (материально ответственных лиц) | До минования надобности | До минования надобности |
39. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) | 5 | 5 |
40. Отчеты о расходовании иностранной валюты по загранкомандировкам | 10 | 10 |
41. Подлинные личные документы (дипломы, аттестаты, трудовые книжки). Невостребованные | До востребования 50 | До востребования 50 |
42. Личные дела (заявления, анкеты, автобиографии, копии и выписки из приказов о приеме, перемещении, откомандировании, увольнении, объявлении благодарности, копии личных документов, характеристики, листки по учету кадров рабочих, служащих, ИГР, научных работников) | 75 | 75 |
Дата: 2019-07-31, просмотров: 238.