Онтогенез нервной системы и развитие важнейших функциональных систем мозга
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нервная система плода начинает развиваться на ранних этапах эмбриональной жизни, продолжая развитие и в первые годы после рождения. Из эктодермы в заднем отделе зародыша об­разуется нервная пластинка, из которой впоследствии форми­руется нервный желобок, а затем — нервная трубка.

На третьей неделе развития в головном отделе нервной трубки образуются три первичных мозговых пузыря (передний, средний и задний), из которых развиваются главные отделы го­ловного мозга: конечный, средний и ромбовидный. В последу­ющем передний и задний мозговые пузыри разделяются на два отдела, в результате чего образуется пять мозговых пузырей: конечный, промежуточный, средний, задний и продолговатый. Из конечного пузыря развиваются полушария головного мозга и подкорковые ядра; из промежуточного — промежуточный мозг (зрительные бугры, подбугорье, гипоталамус); из сред­него — средний мозг (четверохолмие, ножки мозга); из зад­него — мост и мозжечок, а из продолговатого — продолгова­тый мозг. К 3-му месяцу внутриутробного развития определя­ются основные части центральной нервной системы: большие полушария, ствол, мозговые желудочки, спинной мозг. К 5-му месяцу дифференцируются основные борозды коры больших полушарий, однако кора остается еще недостаточно развитой.

Головной мозг новорожденного имеет относительно боль­шую величину, масса его в среднем составляет 1/8 массы тела, т, е. около 400 г, причем у мальчиков она несколько больше,

 

 

чем у девочек. К 9-и месячному возрасту первоначальная масса мозга удваивается и к концу первого года жизни составляет 1/11 — 1/12 массы тела. Наряду с ростом головного мозга меня­ются и пропорции черепа.

Мозговая ткань новорожденного мало дифференцирована; корковые клетки и двигательные проводящие пути недоразвиты; вещество полушарий головного мозга слабо дифферен­цировано на белое и серое вещество.

Количество полушарных извилин, их форма, топографичес­кое положение претерпевают определенные изменения по мере роста ребенка. Наибольшие изменения происходят в течение первых 5—6 лет, и лишь к 15— 16 годам становятся похожими на мозговые структуры взрослого человека.

Спинной мозг у новорожденного имеет морфологически бо­лее зрелое строение. Его рост продолжается до 20 лет.

Периферическая нервная система новорожденного недоста­точно миелинизирована и проходит неравномерно. Так миелинизация черепных нервов осуществляется в течение 3—4 мес. И накапчивается к 1 году 3 мес., а спинномозговых нервов про­должается до 2—3 лет.

Вегетативная нервная система функционирует у ребенка с момента рождения. После рождения отмечается лишь обра­зование отдельных узлов и мощных сплетений симпатической нервной системы.

Рассмотренные данные свидетельствуют о том, что уже на самых ранних стадиях эмбриогенеза развитие нервной сис­темы осуществляется по принципу системогенеза с развитием в первую очередь тех отделов, которые обеспечивают жизненно необходимые врожденные реакции, создающие первичную адаптацию ребенка после рождения (пищевые, дыхательные, выделительные, защитные).

Важнейшее значение при развитии и формировании функ­циональных систем в процессе роста организма ребенка имеет поступательное развитие нервной системы. Ранняя закладка в процессе эмбриогенеза нервной системы, еще по существу ао развития органов, свидетельствует о резкой гетерохронии

 

(разновременности) и опережающем ее развитии по сравнению с другими органами и системами.

Смысл такого опережающего развития в том, что «управля­ющая система» с ее сложнейшим устройством должна закла­дываться раньше и развиваться дольше, чем периферические органы, выполняющие исполнительную функцию.

Развитие и формирование функциональных систем в процессе роста определяется важнейшими принципами. Первый принцип — функциональные системы формируются поэтапно, по мере жиз­ненной необходимости, связанной с условиями существования ор­ганизма. Так, новорожденный ребенок имеет уже готовые системы, обеспечивающие регуляцию важных, но элементарных процессов — сосания, глотания, дыхания. В то время как зрительные, слуховые, двигательные реакции еще недостаточно совершенны. Второй при­нцип заключается в межсистемной и внутрисистемной гетерохронности. Межсистемная гетерохронность— это неодновременная закладка и формирование разных функциональных систем. Внут­рисистемная гетерохронность представляет собой постепенное усложнение формирующейся функции. Первоначально созревают элементы, дающие возможность минимального обеспечения фун­кции, затем вступают в строй и другие отделы данной системы, позволяющие реагировать на внешние и внутренние воздействия более тонко и дифференцированно. Внутрисистемная гетерохрон­ность обусловлена не только дозреванием элементов функциональ­ной системы, но и установлением межсистемных связей.

Изучение развивающегося мозга, особенно в первый год жизни, обнаруживает нечто сходное, появление новых форм реагирования сопровождается угасанием, редукцией первич­ных автоматизмов. Но при этом оба эти процесса должны быть сбалансированы. Преждевременное угасание первичных авто­матизмов лишает функции прочного фундамента, так как при развитии мозга принцип преемственности обязателен. В то же время слишком поздняя редукция устоявшихся форм реагиро­вания мешает образованию новых, более сложных реакций.

Сбалансированность процессов редукции и обновления наибо­лее выступает в двигательном развитии детей первого года жизни. При рождении у ребенка имеются первичные позотонические

 

автоматизмы, влияющие на мышечный тонус в зависимости от положения головы в пространстве. К концу второго — к началу третьего месяца жизни эти автоматизмы должны угасать, уступая место новым формам регуляции мышечного тонуса — способ­ности ребенка удерживать голову. Если этого не происходит, дан­ные автоматизмы следует рассматривать как аномальные, ибо они препятствуют удерживанию головы. Формируется патологичес­кая связь: невозможность удерживать голову нарушает развитие зрительного восприятия и вестибулярного аппарата; из-за не развития вестибулярного аппарата не вырабатывается способность к распределению тонуса мышц, обеспечивающему акт сидения. И как итог — искажается вся схема двигательного развития.

Таким образом, наряду с гетерохронностью развития от­дельных функциональных систем и их звеньев необходима и определенная синхронность их взаимодействия. Для каждого возрастного периода отдельные системы должны иметь опре­деленную зрелость, иначе не произойдет нормального слияния систем в единый ансамбль.

Дата: 2019-07-31, просмотров: 208.