Взаимосвязь между развитием, обучением
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

И воспитанием

Процессы обучения и воспитания, имеющие огромное значение для становления личности ребенка, как в норме, так и в патоло­гии неразрывно связаны с процессами развития нервной сис­темы и основаны на знании основных этапов ее развития. Под нервно-психическом развитием понимается непрерывный про­цесс изменения морфологических структур и функциональных систем мозга в зависимости от возраста. Развитие, как процесс биологический, находится под воздействием самых разнооб­разных факторов внешней среды. Ребенок становится челове­ком только лишь в окружении людей, при непосредственном общении с ними. Психологические исследования показывают, ЧТО тесный контакт ребенка с матерью необходим ему с первых дней жизни. Нарушение этого контакта может привести к де­фекту эмоционального и умственного развития, нередко явля­ясь причиной нервно-психических задержек.

Мозг человека имеет огромное количество нейронов, отлича­ющихся друг от друга генетической программой развития. Чтобы мыслить, подвергнуть анализу действия других, ребенок должен Пройти специальное обучение, должен «научиться мыслить». Речь, мышление, постановка целей и их реализация — качества человеческой психики. Ребенок рождается без речи, с нулевым запасом знаний и умений. Развитие корковых речевых центров. Является не спонтанным результатом генетической программы онтогенеза, а жизненного опыта, обучения и воспитания, это ка­сается и гностических центров коры головного мозга.

Процесс развития нервной системы очень сложен. Нерав­номерность созревания различных функциональных систем обусловлена их неодинаковой значимостью на разных этапах индивидуального развития. Во внутриутробном периоде созре­вают главным образом функциональные системы мозга, кото­рые обеспечивают важные функции: дыхания, кровообраще­ния, питания. Созревание других функциональных систем как бы оставлено на послеродовой период, причем длительность этого срока самая большая во всем эволюционном ряду.

2' Коррекционная педагогика

 

 

Длительность периода послеродового развития человека имеет глубокий смысл: в чрезвычайной неприспособленности новорожденного заложена основа гибкого, дифференцирован­ного приспособления к условиям среды, основа для безгранич­ного обучения не только в детстве, но и всю жизнь. Обучение и воспитание имеют определяющее значение для психического развития ребенка. Существует и обратная связь — продвиже­ние в развитии оказывает положительное влияние на обучение и воспитание.

Биологическая программа развития мозга реализуется всегда в конкретной окружающей среде, которая может спо­собствовать его развитию, а может и мешать, приводя к полом­кам или задержкам развития. Например, дети, лишенные слуха от рождения или лишившиеся его вскоре после рождения, не имеют нормальной возможности контактировать с окружаю­щими людьми. В результате задерживается их нервно-психи­ческое развитие.

В тех случаях, когда имеется «поломка» какого-либо меха­низма мозга, процесс развития и обучения нарушается. По­ломка может произойти на разных уровнях: могут быть нару­шены ввод информации, ее прием и переработка. Например, поражение внутреннего уха, связанное с развитием тугоухости, обусловит снижение потока информации, с одной стороны. А с другой — приводит к функциональной незрелости и к струк­турному недоразвитию коркового отдела слухового анализа­тора. Дальше как по цепочке — недоразвитие слуховой зоны коры ведет к нарушению двигательной зоны коры. В этих слу­чаях оказывается нарушенным фонематический слух и фоне­матическое оформление речи. Раз страдает речь, то страдает и интеллектуальное развитие ребенка; в результате чего значи­тельно затрудняется процесс обучения и воспитания.

Таким образом, недоразвитие или нарушение одной из фун­кций ведет к недоразвитию другой или даже нескольких функ­ций.

Однако мозг располагает значительными компенсаторными возможностями. Неограниченные возможности ассоциативных связей в нервной системе, отсутствие узкой специализации

 

 

нейронов коры больших полушарий, формирование сложных «ансамблей» нейронов составляют основу компенсаторных возможностей коры головного мозга. Резервы компенсаторных возможностей коры головного мозга поистине грандиозны. По современным расчетам, мозг человека может вместить примерно 1020 единиц информации. Из имеющихся в мозгу 15 млрд, клеток человек использует лишь 4%.

Наличие больших резервных возможностей нервной сис­темы используется нейропсихологами и дефектологами в про­цессе реабилитации больных с теми или иными отклонениями ц развитии или в результате приобретенных нарушений. Недифференцированность специфичности клеток коры головного мозга в условиях патологии является важной основой компен­сации нарушенных функций. Развивая особыми методами со­хранные функции, как бы гипертрофируя и приспособляя их к выполнению качественно новых функций, можно добиться значительных успехов в восстановлении ослабленных или ут­раченных функций.

Литература

I, ЁадалянЛ.О. Невропатология. М., 1987,

' I , Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1983. Т. 5.

3, Дефектологический словарь. М., 1970.

4, Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального разви­
тия личности. -М, 1980.

$. Коберник Г.Н., Синев В,Н. Введение в специальность. Дефектология. Киев, 1984.

6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М., 1990

7. Лурия А.Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и ано­
мального ребенка. Т. 1. М„ 1956; Т. 2. М., 1958.

И, Петрова В.Г., Белякова И.В, Кто они, дети с отклонениями в развитии. 2-е изд. М.: Флинта, 2000.

 

 



Глава 2

Дата: 2019-07-31, просмотров: 160.