Высших психических функций
Отечественная нейропсихология сформировалась на основе положений общепсихологической теории, разработанной в отечественной психологии Л.С. Выготским и его последователями — А. Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, П.Я, Гальпериным, А.В. Запорожцем и другими психологами.
Основные положения этой теории вошли в теоретический понятийный аппарат, в котором можно выделить два класса понятий. Первый — это понятия, общие для нейропсихологии и общей психологии; второй — это собственно нейропсихологические понятия, сформированные в самой нейропсихологии и обусловленные спецификой ее предмета, объекта и методов исследования.
К первому классу понятий относятся такие, как «психическая деятельность», «психологическая система», «психологический процесс», «речевое опосредованнее, «значение», «личностный смысл», «образ», «операция», «действие» и др.
Второй класс понятий составляют соответственно психологические понятия, в которых нашло отражение применение общепсихологической теории к нейропсихологии— конкретной области знания, предметом которой является изучение особенностей нарушения психических процессов, состояний и личности в целом при локальных поражениях мозга.
Понятие «высшие психические функции» — центральное для нейропсихологии — было введено в общую психологию и нейропсихологию Л. С. Выготским1, а затем подробно разработано А. Р. Лурия2.
Под высшими психическими функциями (ВПФ) понимаются сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. ВПФ обладают тремя основными характеристиками: они формируются прижизненно, под влиянием социальных факторов; опосредо-
1 Выготский А.С, Развитие высших психических функций. М., 1960.
2 Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.
йны по своему психологическому строению с помощью речевой системы и произвольны по способу осуществления. Высшие Психические функции — сложные системные образования, которые, по словам Л. С. Выготского, создаются «путем надстройки новых образований над старыми с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого»1.
На первых этапах формирования ВПФ представляют собой развитую форму предметной деятельности, которая опирается НА относительно элементарные сенсорные и моторные процессы, затем они «свертываются», приобретая характер автоматизированных умственных действий. Высшие психические функции, или сложные формы психической деятельности, системны по своему психологическому строению, имеют сложную психофизическую основу в качестве многокомпонентных функциональных систем.
Наиболее важными, собственно нейропсихологическими, понятиями являются следующие:
· «нейропсихологический симптом» — нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга;
· «первичные нейропсихологические симптомы» — нарушения психических функций, непосредственно связанные с нарушением (выпадением) определенного фактора;
· «вторичные нейропсихологические симптомы» — нарушения психических функций, возникающие как следствие первичных нейро-психологических симптомов по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями;
· «нейропсихологический синдром» — закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением (или нарушением) определенного фактора (или нескольких факторов);
· «нейропсихологический фактор» — физиологическое понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры (участка мозга), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологи-ческого синдрома;
1 Ныготский А.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. С. 488.
· «нейропсихологическая диагностика» — исследование больных с локальными поражениями головного мозга с помощью нейропсихологических методов с целью установления места поражения мозга (постановка топического диагноза);
· «функциональная система» — физиологическое понятие, используемое для объяснения физиологической основы высших психических функций. Различные по содержа нию высшие психические функции (гностические, мнестические, интеллектуальные и др.) обеспечиваются качественно различными функциональными системами;
· «мозговые механизмы высших психических функций» — совокупность морфологических структур (зон, участков) в коре больших полушарий и в подкорковых образованиях и протекающих в них физиологических процессов,
входящих в единую систему и необходимых для осуществления психической деятельности;
· «локализация высших психических функций» — синоним «мозговой организации высших психических функций»;
· «норма функции» — понятие, на котором основано нейропсихологическое изучение нарушений высших психических функций. Показатели реализации функции, которые характеризуют среднюю норму в данной популяции
(показатели, характерные для подавляющего большинства здоровых людей);
· «межполушарная асимметрия мозга» — неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает левое и правое полушарие мозга в каждую психическую функцию;
· «межполушарное взаимодействие» — особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративно целостно функционирующую систему, формирующийся в онтогенезе.
Перечисленные понятия входят в основной понятийный аппарат теории системной динамической локализации высших психических функций человека, разработанной в отечественной нейропсихологии Л. С. Выготским и А, Р. Лурия.
Литература
Атлас Нервная система человека. Строение и нарушения / Под ред.
В.М. Астапова и Ю.В. Микадзе. М., 2006.
БадалянЛ.О. Детская неврология. М., 1984.
БадалянЛ.О. Невропатология. М., 1987.
Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер А. Мозг, разум и поведение. М., 1988.
Выготский А.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе
М., 1985.
Глава 3
Дата: 2019-07-31, просмотров: 214.