Причины детских аномалий и нарушений развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для научного обоснования медицинских и психолого-педагоги­ческих мероприятий, направленных на коррекцию, восстанов­ление и компенсацию нарушенных функций, необходим, прежде всего, медико-психологический анализ структуры дефекта и при­чин, вызвавших заболевание, выяснение его патофизиологичес­ких механизмов, времени образования дефекта, степени его тя­жести, характера нарушения и особенностей развития ребенка.

Мозг наиболее чувствителен к различным неблагоприят­ным факторам в критические периоды своего развития, когда формируется наиболее важные «функциональные ансамбли», наблюдается интенсивная дифференциация нервной системы. Неблагоприятные воздействия на плод в период от 3 до 10 не­дель развития могут быть причинами формирования грубых пороков развития нервной системы. В том случае, если нару­шения возникают на более поздних этапах развития, выражен-

1 ВыготскийЛ.С, Собр. соч.: Б 6 т. М., 1983. Т 5. С. 104.

 

 

ность дефекта может варьироваться в разной степени: от гру­бого нарушения функции или ее полного отсутствия до легкой задержки темпа развития.

Отклонения возникают в процессе внутриутробного, после­родового развития или в результате действия наследственных факторов. В зависимости от причин возникновения аномалий и нарушения развития отклонения подразделяют на врожден­ные и приобретенные. Причины возникновения дефектов и на­рушений развития разнообразны.

К первой группе относятся патогенные факторы, вызываю­щие заболевания матери в период беременности: токсикозы, интоксикация, нарушение обмена веществ, иммунно-патологические состояния и многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, обвитие пупо­виной, неправильное предположение плода и др.). Помимо ука­занных факторов определенную роль играют некоторые хими­ческие вещества, радиоактивное излучение. Наиболее тяжелые поражения нервной системы, органов слуха, зрения, нарушения в физическом и психическом развитии бывают при токсоплазмозе. Возбудитель проникает из организма матери в плод че­рез плаценту. При врожденной краснухе отмечаются разнооб­разные поражения зрения, а также двигательные нарушения. К последствиям внутриутробных инфекций нервной системы от­носят микроцефалию, гидроцефалию, спастические параличи и парезы, непроизвольные навязчивые движения (гиперкинезы). Возможны различные эмбриональные мозговые поражения вследствие резус несовместимости крови матери и плода. В этом случае часто страдают подкорковые образования, височ­ные области коры и слуховые нервы.

Существует отчетливая связь между временем патогенного воздействия на развивающийся организм и клиническими проявлениями: чем раньше в эмбриогенезе повреждается мозг плода, тем более выражены последствия вредоносных влияний. Ко второй группе врожденных нарушений относятся на­следственные генетические поражения. Они характеризуются разнообразными наследственно обусловленными отклонени­ями в обмене веществ. Элементарными единицами наследс-

 

твенности являются гены, расположенные в хромосомах — ни­тевидных самовоспроизводящихся структурах клеточного йдрп. Так, нарушение хромосомных наборов родителей могут принести к наследованию некоторых форм олигофрении (бо­лезнь Дауна), различных типов глухоты, определенных дефек-гоп зрительного анализатора.

Крайне отрицательно влияют на потомство, вызывая врож­денные аномалии, алкоголизм и наркомания родителей.

Приобретенные нарушения включают разнообразные от­клонения в развитии, вызванные природовыми и послеродо-ными поражениями организма ребенка.

Ведущее место в данной группе патологии занимают асфик­сия (кислородная недостаточность) и внутричерепная родовая Грамма. Асфиксия приводит к грубым нарушениям в организме новорожденного. Она наблюдается у 4—6% новорожденных.

Внутричерепная родовая травма — собирательное понятие, включающее неоднородные по этиологии и патогенезу измене­ния центральной нервной системы, возникшие в период родов. К внутричерепной родовой травме относят кровоизлияния в вещес­тво мозга и его оболочки, а также другие расстройства мозгового кровообращения, вызывающие структурные изменения нервной системы. Возникновению внутричерепной травмы способствуют рваные виды акушерской патологии, а также неправильная тех­ника проведения родоразрешающих операций. Внутричерепные кровоизлияния во время родов возникают в связи с механической Травмой головки плода, в результате чего повреждаются сосуды.

Особую группу составляют детские церебральные параличи, которые являются следствием повреждений мозга. Характер­ная особенность детских церебральных параличей — наруше­ние моторного развития ребенка, обусловленное, прежде всего, аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений. Двигательные нарушения часто соче­таются с чувствительными расстройствами, задержкой физи­ческого и речевого развития, судорогами.

Послеродовые приобретенные аномалии развития в основ­ном являются последствиями перенесенных в раннем детском возрасте заболеваний. К этим заболеваниям относятся инфек-

ционные болезни нервной системы. В инфекционный процесс могут вовлекаться все отделы центральной, периферической и вегетативной нервной системы, оболочки и сосуды мозга.

К нейроинфекционным заболеваниям относятся менингиты и энцефалиты. Заболевание менингитом (воспаление мозговых оболочек) может привести к развитию гидроцефалии, глухоте, двигательным расстройствам, задержке физического развития. Последствия перенесенного энцефалита (воспаления голо­вного мозга) во многом зависит от возраста больного. В раннем детском возрасте он может стать причиной глубоких задержек психического и моторного развития, аффективных вспышек, неустойчивого настроения.

К острым инфекционным заболеваниям нервной системы относится полиомиелит. Вирус, попадая в центральную не­рвную систему, избирательно поражает двигательные нейроны головного и спинного мозга, а также оболочки мозга. Болезнь приводит к резкому ограничению двигательной способности и характеризуется стойкими параличами отдельных групп мышц. К поражениям нервной системы приводят также такие инфек­ционные болезни, как грипп и корь.

Черепно-мозговая травма составляет от 25—45% всех случаев повреждений в детском возрасте. Черепно-мозговые поврежде­ния делятся на закрытые (сотрясения, ушиб, сдавление мозга), при которых сохраняется целостность костей и твердой моз­говой оболочки, и открытые, которые могут быть непроника­ющими при сохранности мозговой оболочки и проникающими при ее повреждении. Следствием черепно-мозговых травм мо­гут быть патологические изменения двигательных и психичес­ких функций (параличи, расстройства слуха, зрения, нарушение памяти и речи, снижение интеллектуальной деятельности и др.). Знание причин детских аномалий и нарушений развития позволяет детскому психологу не только правильно решить одну из важнейших задач — получение дополнительных данных о психическом состоянии ребенка, но и при помощи экспери­ментально-психологического исследования выявить скрытые для простого наблюдения признаки психических нарушений, определить их структуру и взаимосвязь.

 

 

Дата: 2019-07-31, просмотров: 194.