Монашество во времена князей Литовских и королей Польских
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

XIII - XIV вв.

 

Татаро - Монгольский период

С первой половины ХIII в. на территории Подолии происходят великие перемены. Около столетия этой землей владеют татары, основавшие в восточной части нынешнего Подолья особый улус. Как мы можем судить из древних летописей положение монашества, да и вообще Церкви в эпоху татаро-монгольского нашествия на Подолию, было несколько иным, чем к остальной части гражданского населения. Об этом имеются многочисленные документальные свидетельства, как в записях русских летописей, так и в дошедших до нас коллекциях ханских ярлыков русским митрополитам. Татаро-монгольские ханы в ту пору очень часто сами принимали православие и из уважения к родной вере всячески старались предоставить ей политические права и независимость в материальном отношении.

Для примера можно привести запись Лаврентьевской летописи за 1257г. «…Тое же зимы бысть число и изочтоша всю землю Руцскую( соответственно и Понизье. Авт.), только не чтоша, кто служитъ у Церкви». В другом месте этой же летописи уже более подробно перечисляется «…не чтоша игуменовъ, черньцовъ, поповъ, крилошанъ, кто зритъ на Святую Богородицу и на Владыку (Христа.Авт.)».

 

 

Литовская эпоха

Затем, около половины ХIV в. Подолию занимают литовцы, уступившие затем западную часть ее — Польше. Как нам известно, из истории, князья литовские также все принимали православную веру. При них церковно-славянский язык становится государственным языком по всей Литовской земле. В Литовский период истории Подолии здесь продолжала развиваться и крепнуть монашеская жизнь Литовские князья начинают обустраивать существующие и воздвигать новые — монастыри, храмы, замки. Усиленная колонизация, проводимая литовцами, во многом способствовала хозяйственному и культурному росту и развитию Подольского края. Благодаря монастырям в этот период началось интенсивное развитие письменности и полное религиозное просвещение среди окружающего населения.

Из этого же периода, мы получаем первое достоверное летописное сказание о монахах в Подолии и Днестровско - русских монастырях. Оно находится в литовско-русских летописях Даниловича и Быховца, которые рассказывали о занятии Подолии князьями Кориатовичами во второй половине ХIV столетия ( около 1362 г. ). Об этом сообщается о Бакотском монастыре так :"... на первое нашли (Кориатовичи ) себе твержу на реце Смотричи, а в другом месте были чернецы в горе, и в том месте нарадили город — Бакоту ".

Бакотский монастырь, пещеры которого были раскопаны в позапрошлом веке, основан был, по всей видимости и вероятности еще во времена Галицко-Русских князей, владевших Понизъем или Подольским Поднестровьем. Но он в любом случае был монастырем основанным по уже готовому типу монастырского жития -«Уставу», который перенят по всей вероятности от одного из наиболее близких к нему монастырей — Лядавского. Покидать центр тогдашней Христианской культуры — древнюю столицу — Киев, вряд ли кому-то хотелось. Тем более что и монастырские «Уставы» тех времен не очень разрешали своевольничать в этом отношении. Следовательно, в наши края «столичные» монахи — миссионеры с просветительскими проповедями не заходили, иначе их деятельность нашла бы свое достойное отражение в летописях тех времен и веское доказательство очередного просвещения Подолии Христианской верой, и принесением монашества в нее, но… увы!.

Кроме известных уже нам скальных монастырей в области Днестра и его притоков, под православным литовским владычеством появились или становятся известными в Подолии еще следующие монастыри: Каменецкий Воскресенский на Русских Фольварках, монастырь под Брацлавом близ нынешнего села Волчек, и Смотричский Богородичный в м. Смотриче. Они вероятнее всего возникли под эгидою и защитою Каменецкого, Брацлавского и Смотричского замков находящихся близ них и построенных либо возобновленных Кориатовичами. Голодьковский в селе Голодькове некогда Литинского уезда, существовавший уже в ХVI в., но вероятнее всего был основан еще после середины ХIV века, судя по сохранившейся в селе надписи 1393 г. на каменном кресте. Соколецкий " кгрецкий монастырь ", Немировский близ села Монастырского (где со временем возник первый Немировский монастырь) Клищевский и Тывровский монастыри, существовавшие в имениях пожалованных Кориатовичами и Витовтом своим земянам Немиру ( легендарному основателю г. Немирова), а также Гринку и Герману Дашкевичам. Снитовский в м. Снитовке Летичевского р-на, разрушеный татарами до 1553 года. Коржовецкий Рождества - Богородичный монастырь основанный князем Корибутом Воронецким. Два Гусятинских монастыря - Параскевиинский и другой не известный нам по имени. Головчинский или "Межиборский" в честь преп. Онуфрия, основанный также раньше первой половины ХVI в. Кроме того, еще существовал и Ладыжинский недалеко от м. Ладыжина и Ровский или Барский — Петропавловский в с. Семенках, основанный Верещатинским. Также Паньковецкий монастырь в с. Паньковцах некогда Летичевского р-на, который существовал здесь уже до ХV века.

Хотя это время, до половины ХV в.,  отличается усиленной колонизацией подольской земли, но о монастырях подольских нам пока подробно ничего неизвестно. Летописей, либо  известных официальных хроник и документов того периода к сожалению не сохранилось. В этом вопросе мы руководствуемся лишь рядом  исторических преданий и предположений позднейшего времени.

 

 

XV-XVI вв.

 

Со второй половины ХV века, замечается понижение успехов колонизации вообще южно — русских земель и в частности Подолии. Причиной тому были новые сильные удары, наносимые этим землям магометанским Востоком и Западными Крестоносцами. Турки уничтожают Византийскую империю и укрепляются на Босфоре и Балканах. Татары, поселившиеся на северных берегах Черного моря в Крыму и устье Дуная, принимают протекториат Турок и стают страшными соседями южно - русских земель. Татарские набеги на южно — русские поселения делаются систематическими и ужасно опустошительными. Особенно сильно страдали от них Подолия с Поднестровьем и Брацлавщиной. Здесь Литва и Польща должны были строить целый ряд крепостей для обеспечения населения от татарских разорений. Так возникают крепости; Каменец, Жванец, Сатанов, Зиньков, Меджибож, Бар, Винница и др.

Южнорусские поселения ( включающие в себя различные славянские племена) достигавшие некогда устьев Днестра и Дуная, отодвигаются теперь на северо-запад и укрываются у этих украинских крепостей. Вместе с этим отодвигаются туда же и русские православные монастыри, искавшие мест укромных и менее тревожных.

В эти нелегкие годы, были по всей вероятности разорены и упразднены некоторые древние православные преимущественно скальные монастыри и храмы в области Днестра и его притоков, — монастыри, уже более не упоминаемы в ХVI в. и последующих веках. К таковым с уверенностью можно отнести — Нагорянский, Субочский, Черченский, Студеницкий, Долинянский, Подфилипский, Горчичанский, Кривчанский ( Липчанский , который позже был перенесен напротив через р. Днестр, теперешнее – с. Раскопное ), Пятничанский , Колубаевский.

Но разорение этих монастырей случилось не без промысла Божия. Есть немало исторических свидетельств о том, что именно нашим Подольским монахам из вышеупомянутых обителей довелось убегать в соседнюю Валахию и там основывать либо новые монастыри либо заселяться в заброшенные старые.

Так, в ХVI веке снова являются в северной Подолии, в Летичевских и Литинских землях и лесах монастыри; Снитовский, возобновленный затем в 1553 г., Мыкулинский, Уладовский, Почапинский, Николаевский вблизи Литина. Осмелимся отнести к той эпохе и Стрыжавский монастырь о котором есть упоминание, что он находился некогда на правом берегу р.Буг немного выше Винницы и Юзвинский ( теперь с.Некрасово ), который находился на землях землевладельца Семена Юзыновича упоминающегося в грамоте Свидригайла в 1431г.

Вероятнее всего в cредине ХVI в. появились также монастыри; Коржовецкий и Рожецкий.

 

 

XVI — XVII вв.

 

Затем, в конце ХVI в. и в первой половине ХVII в. начинает обновляться Брацлавщина. В это время в южно — русских украинских землях формируется русская сила, сначала как самозащита от татарских и турецких набегов и разорений, а затем как протест против шляхетско-польских порядков. Так возникают казацкие войны, полностью подорвавшие все силы Речи Посполитой. Борьба малороссов и поляков сосредотачивается главным образом на Украине между р. Днепром и р. Днестром. Северо-восток нынешней Подолии принимает непосредственное участие в этой народно-освободительной войне. Туда, на северо-восток, к Киеву, устремляют взоры все русские подоляне, подданые Речи Посполитой .

С восстановлением Южно — Русской православной иерархии в 1620 году, иерархическая власть ограничивалась только западной Подолией, в которой ко времени смерти преосвященного Иеремии Тиссаровского были епископские наместники в Каменце — Подольском, Летичеве, Черновцах, Межибоже и Скале. Для упорядочения же монашества, все русские монастыри в пределах Польши разделены были в 1623 г. на три округа, с назначением для каждого их них особого "прота" монастырей. Игумен Угорницкого скита в Галиции сделан был протом монастырей Воеводства Русского (Галицкого ), Белзского и Подольского. Игумен Любартовский ( Любарский на Волыни ) — протом монастырей Воеводств Киевского, Волынского и Брацлавского. В Подольском Воеводстве на то время могли быть монастыри -Бакотинский, Барский, два Гусятинских, Коржовецкий, Лядавский, Малеевский, Сатановский, Снитовский и др.

В Брацлавском Воеводстве — Брацлавский ( Волчанский ), Торковецкий, Бершадский, Винницкий мужеский и Винницкий женский, Головчинский или Межиборский, Голодьковский, Ладыжинский, Немировский, Паньковецкий и др.

 

Ведь монастыри были не только обителями молитвы, но и важным социальным институтом, теснейшими узами связанным с социумом. В советское время было признаком хорошего тона в научных и популярных публикациях неустанно повторять, что монастыри в XVI—XVII вв. были «феодалами-землевладельцами и крепостниками-эксплуататорами». При этом игнорировался простой и понятный факт, что в средние века земля, причем не пустая, а с крестьянами являлась основной формой общественного богатства, и без монастырского землевладения невозможно было развитие монастырской культуры.

 

Возникшие в ХVII в. в Брацлавщине православно-русские монастыри служат нравственным средоточием русской силы, духовно поддерживают ослабевающих своих борцов; таковы монастыри; Бершадский и Винницкий мужской (со временем перенесенным в с.Винницкие Хутора) основанные в 1616 г. Древнейшая школа в Виннице была основана при братском Вознесенском монастыре митрополитом Петром Могилою в 1633 году, но впоследствии эта школа была перенесена в м. Гощу на Волыни.  Винницкий Женский (он же со временем — Браиловский ) также был основан М.С. Кропивницким в - 1635 г. Далее следовали ; - Грановский — около 1650 г., Тульчинский, Рашковский ( Ольгопольского р-на ), а также Ольшанский (близ с. Ольшанка -Бершадская ).

К большому сожалению, во времена казацких войн Подольские монастыри подвергались частым разорениям и многие тогда же погибли, и больше уже не возобновлялись. Особенно опустошительной, в материальном и духовном смысле, была для Подолии с Брацлавщиной последняя четверть ХVII века — время двадцати семилетнего господства здесь турок — ( 1672-1699 гг. ), которая у многих историков получила достойное название – «Руина».

В завершение эпохи "Руины" почти все монастыри Подолии и Брацлавщины прекратили свое существование.

 

 

XVIII в.

Униатский период

 

С началом ХVIII в. Подолия опять переходит в руки поляков. Здесь вместе с заселением опустевших городов, местечек и сел вводится — Уния. Ревнители ее усердно пытаются и стараются на развалинах прежних православных монастырей основывать базилианские — кляшторы, т.е. униатские монастыри чина Св. Василия Великого или Базилианского ордена, основанного в ХVII в. митрополитом Иосифом Вениамином Рутским.

Так водворяются базилиане в Сатановском монастыре в 1707 г., в Малиевском в 1708 г., в Барском на Семенках в 1715 г., в Шаргородском на Калиновке в 1718 г., и в Каменецкой Свято -Троицкой церкви в 1723 г.

В то же время, т.е. в первой четверти столетия, делаются базилианскими и другие монастыри, существовавшие ранее в Подолии, как— то — Головчинский , Винницкий мужской и др. Несколько монастырей как – базилианские,   возникают впервые — Галайковский и женский Шелеховский .

Вообще в Подолии, в начале ХVIII века,наиболее состоятельными монастырями были следующие восстановленные или вновь основанные в это время : Сатановский, которому в 1707 г. Николай — Адам Сенявский дал права и фундуш, Малеевский монастырь, переданный в 1708 году подольским судьей Лаврентием Пепловским базилианам; Грановский или Тышковский Преображенский монастырь , вблизи м. Гранова, заново основанный базилианами около 1711 г. с разрешения Сенявского; Барский в Семенках и Шаргородский восстановленные в 1715 году Юрием Любомирским; Троицкий Каменецкий монастырь, устроенный в 1722 году Афанасием Шептицким при Троицком Кафедральном Соборе. Вот эти — то монастыри и послужили ядром для дальнейшего развития базилианского монашества в Подолии.

Только юго - восточные обители Подольского края еще долго борются с унией, часто пустеют в следствии этой борьбы, а иногда временно только занимаются базилианами. Такова судьба Бершадского и Грановского монастырей, которые неоднократно принимали то унию то православие.  Да и годы занятия базилианами, Лядавского монастыря, как и сама принадлежность к унии – на сегодняшний день - достоверно неизвестна и не доказана до сих пор каким либо историческим документом. Вообще же к половине ХVIII века в Подольском и Брацлавском воеводствах , тогда подчиненных Речи Посполитой, базилианских монастырей было -18 .  Хоть и многие из них были основаны без всякого материального обеспечения, (и даже вполне возможно, как видим на примере с Лядавским – лишь формально считались таковыми), между тем содержались средствами от народа по - возможности. Во - первых, потому, что монастырей было много, во вторых, потому, что народ наш – искони православный относился неприязненно всегда, как к унии так и к ее новым ревнителям — базилианам.

В 1744 г. папа Бенедикт IV , узнавши о том, что многие униатские монастыри на территории Речи Посполитой доведены до такой бедности и краха, что едва могут содержать двух — трех монахов, поручил униатскому митрополиту вместе с начальниками Базилианского ордена соединить все беднейшие монастыри с другими более обеспеченными, так чтобы в каждом монастыре удобно могли жить 10 или по крайней мере 8 монашествующих. В исполнение сего поручения папы, в октябре 1745 года собрались в Дубно митрополит Афанасий Шептицкий, протоархимандрит Поликарп Мигуневич и другие чины Базилианского ордена, получив от визитаторов сведения о доходах и достатках монастырей русской провинции ( в состав которой входили все Подольские монастыри ), разделили их на три категории:

1) Монастыри, которые могут существовать частью сами по себе, частью в соединении с другими

2) Монастыри, которые по -бедности фундуша присоединяются к другим более состоятельным монастырям, но вместе с тем могут существовать как отделения тех, к которым присоединяются.

3) Монастыри, которые по совершенному недостатку фундуша совершенно закрываются до тех пор, пока благочестивые фундаторы не обеспечат их содержание.

Из Подольских монастырей к 1-й категории «существующих» были отнесены и причислены ;

Шаргородский, Барский, Каменецкий кафедральный и Сатановский.

Ко 2— й категории монастырей, «присоединенных» к другим, отнесены : Немировский , Грановский( присоединен к Шаргородскому ), Головчинский ( присоединен к Барскому ), Малиевский ( присоединен к Каменецкому ) и Коржовецкий ( присоединен к Сатановскому ).

К 3-й категории - «упраздненных» отнесены: Винницкий, Галайковский, Лядавский и Бершадский.

При чем движимое церковное и домашнее имущество сих уничтожаемых монастырей должно было бы быть переданным другим монастырям, а именно : Винницкого мужеского и Лядавского скальнаго — Шаргородскому а Галайковского -Малиевецкому. Таким образом, во второй половине XVIII в., Винницкий мужеский, Галайковский, Голодьковский, Лядавский и Шелеховский — перестают существовать.

Кроме того, на протяжении ХVIII века в Подолии упоминаются еще монастыри: Клищевский, Тывровский, Рожецкий, Чернооострожский, Марковецкий, Рашковский, Машковский, Шелеховский и другие которые вовсе не упоминаются в базилианских постановлениях, скорее всего, потому , что они еще и в то время оставались верны Православию.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 202.