Эпоха Византийского монашества на Подолии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

( первая треть VIII в.)

 

Следующей датой подтверждающей присутствие православного монашества на Подолии является первая половина VIII века, когда на смену Скифо-готскому, слабо организованному варианту Христианства на Подолии, промыслом Божиим, приходит – мощное, строгое и размеренное Византийское Христианство и его цвет - монашество. В чем же было отличие Византийского монашества от скифского и готского его варианта.

Монастыри Византийской империи делились на мужские, женские и двойные. Женских было всегда намного меньше, чем мужских. В зависимости от устроителя и типа управления они были:

· царские, ставропигиальные или патриаршие, епархиальные, ктиторские, то есть частных строителей,

· харистикарные, или жалованные, и

· независимые (идиоритмические)

Уставы их, или типики, нормировали всю жизнь монахов, начиная с обязательных для них богослужебных обрядов и кончая временем сна, принятия пищи и т. д. Число подвижников, спасавшихся в пустынях и не подчинявшихся правильной дисциплине, было ещё велико, но преобладающим типом монахов были - киновиты. Во главе отдельных киновий стояли, смотря по важности их, игумен, архимандрит (иногда прот) или протосинкелл. Они назначались по выбору братии (иногда жребием) и утверждались высшей духовной властью.

Всякий монастырь имел эконома для контроля за хозяйственной частью, дохиара, или казначея, и экклесиарха, или блюстителя храма. Монашество имело благоприятное значение для Византии как хранителя православной веры, образцов высокой нравственной жизни, просвещения и благотворительности. (Кстати, какого либо фундаментального труда, охватывающего всю историю не только византийского но и русского монашества, ни в нашей, ни в западной литературе до сих пор не имеется. Как исключение можно привести лишь несколько работ дореволюционных исследователей и 4-5 работ разобщенных по своему содержанию современных историков). Примерно в то же время в Византии бытовала традиция исповедоваться только у монашествующих священников (духовников). Мужские монастыри делятся на ευοριακά и σταυροπήγια, в зависимости от подчинённости их епископам или патриарху. Большинство монахов по образу жизни мало отличалось от крестьян, пастухов, рыбаков и т. п., но пользовалось большим уважением, как у христиан, так и у мусульман.

 

В 717 г.н.э. в Византии к власти «пришел» новый император Лев 111 Исавр (717-741гг.). Именно он начал эпоху иконоборчества в Византии, в 726 г.. Все Византийское общество разделилось на почитателей икон — "иконодулов" и иконоборцев — "иконокластов". Правительство же начало на почитателей икон настоящее гонение, так что все лица, в особенности духовенство и монахи, вынуждены были бежать, поскольку не желали принимать ереси-"иконоборства". Они должны были бежать в другие страны или на окраины Византийской империи. Особенно много монахов и духовенства уходило в южную Италию и Тавриду (Крымский п-ов) и северо - черноморское побережье, поскольку — Боспорское царство тогда принадлежало — Византийской империи. Под властью мусульман число монастырей резко уменьшилось, но их устройство оставалось прежним. Число обителей сократилось до ничтожной цифры. Но и там им долго не пришлось благоденствовать. Такую же политику по отношению к христианам, спустя десяток лет, начало проводить и Боспорское руководство. И вот в очередной раз им пришлось искать убежища. Зная, благодаря тогдашним торговым связям, с осевшими на землях Среднего Поднестровья еще в первые века н.э., греками— колонистами, что в Северных пределах еще недавно могучей Империи гораздо безопаснее для христиан, они решили мигрировать в наши края. Остальные начали перебираться на черноморское побережье Кавказа и там основывать новые колонии и обители. И вот именно тогда и началась массовая миграция православных монахов и мирян в наши края. Поднимаясь, все выше и выше по течению Днестра, они понемногу оседали, образуя новые колонии и основывая пещерные монастыри на землях Тиверцев (Поднестровье). С молдавской же стороны, монахи отшельники основали не менее знаменитые в будущем такие же пещерные монастыри как ; Мукша, Студеница, Косеуца, Сахарна, Цыпово, Бутучены, Маловата, Жабка и др .

Именно тогда, как уже описывалось выше, и был основан — Нагорянский монастырь этот монастырь по праву можно называть древнейшим из известных нам монастырей на территории не только Подолии но и всего нашего Отечества ( не считая Крымского полуострова ).

Византийские монахи добрались до наших Подольских земель и остановившись неподалеку от старой античной колонии Клепидавы (Лядавы), принялись за создание нового пещерного монастыря, остатки которого нам ныне известны как — Нагорянский пещерный комплекс. Подольские земли, на то время, составляли собой самый что ни на есть административный центр Анто-Склавинского союза (с возможной бывшей столицей - Бакотой Авт.). На сегодняшний день оказывается, что и первоначальные искусственные пещеры Лядавского монастыря также были основаны теми же византийскими монахами — эмигрантами. Поскольку археологические артефакты находимые здесь за последних несколько лет во время строительно – реставрационных работ, свидетельствуют об этом и полностью могут эту версию вполне подтвердить. Да и сам первоначальный внешний вид Лядавского монастыря в древности также представлял собой – многоярусный пещерный комплекс, подобный Нагорянскому. До наших дней в верхних труднодоступных ярусах Нагорянских пещер сохранились остатки средневекового пещерного храма и крестильня. Во – первых, это наводит на ту мысль что, само основание храма, равно как и создание крестильни, производилось лишь по — благословению тогдашней церковной иерархии. Поскольку и оглашение для желающих Креститься и само Таинство Крещения производилось в ту эпоху исключительно церковными иерархами - епископами. Без их благословения – сотворить что либо подобное, вряд ли кто-то решался. Во — вторых, раз уж был создан и храм и Крестильня при нем, то возникает вопрос о прибытии в наш край – церковного православного иерарха. Присутствие иерарха и сохранившиеся видимые знаки его духовного правления и миссионерской деятельности в нашем крае, как – то: создание храма, Крестильни, проповедь Христианства для местных жителей – славян, Крещение этих новообращенных, а также детей тех эмигрантов, что прибыли вместе с монахами на нашу землю, указывают на наличие епископской кафедры. Отсюда напрашивается вполне закономерный вывод — об официальном учреждении и существовании хоть и небольшой но — Подольской епархии в нашем крае еще в первой половине VIII в. То есть — более чем на 250 лет ранее официального Крещения Руси!

За время их нахождения здесь (а хронологически их можно ограничить периодом 740-800гг), наши подольские христиане - византийцы могли;

-проповедовать Христианство и их образ жизни, включая монашество,

-продолжить существование монашества в окрестных местах, в основном вдоль рек,

-перенести само Христианство и монашество во свидетельство на более отдаленные территории,

- оставить после себя материальные следы Христианской культуры.

В подтверждение вышесказанного, очень хочется привести исторические ведомости Константина Порфирогенета (Хв.) « Об управлении Империей». «Среди самих сооружений древних крепостей, имеются некоторые очертания (руины Авт.)храмов и кресты вырезанные на песчанике, поэтому кое-кто хранит предания, будто бы ромеи (византийцы Авт.) некогда имели здесь свои поселения» — это описания императора относится к заброшенным и уничтоженным монастырям на… срединном левобережном Днестре!

В данном случае и мы посчитаем уместно - рассмотреть существование этих надднестрянских скальных крепостей в контексте… системы скальных монастырей и храмов Поднестровья — 42 объекта, расположенных почти цепочкой вдоль берега реки в его среднем течении - т.е. на Подолии. Их уникальность хотя бы в том что, они составляют наибольший в Европе, но, к сожалению, до сих пор, практически неизученный пласт памятников такого типа!

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 178.