СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ МОНАСТЫРИ НА ПОДОЛИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Подолия – одно из основных направлений колонизационных стремлений старообрядцев во второй половине ХVII и на протяжении всего ХVIII.

Первыми поселенцами Куреневки были раскольники-старообрядцы, переселившиеся сюда из великорусских губерний, вследствие преследования Российского Правительства. Глухая, закрытая со всех сторон и удаленная от больших трактовых дорог, местность Куреневки как нельзя более благоприятствовала беглецам, которые сначала построили деревушку, а затем целый мужской монастырь и женский скит.

В начале 19-го столетия земля эта перешла во владение графа Гудовича, который немедленно потребовал от своих насельников рекрут и податей. На такое требование раскольники-миряне отвечали поголовным бегством неизвестно куда, оставив на произвол судьбы свою молельню, дома и даже некоторое имущество; остались только в монастыре престарелые и больные иноки и инокини.

С1810-1820 гг. за раскольниками остался только мужской монастырь и женский скит.

В 2-х верстах от православного с.Куреневка находился раскольничий мужской монастырь, расположенный на поросшей лесом горе. В центре его находилась деревянная церковь, построенная по образцу православных юго-западных церквей, с колокольнею, на которой, впрочем, колоколов небыло, а только деревянное било. Внутренняя обстановка церкви была довольно убогая; пол неровный, выбитый, стены черные, закоптелые; икон много, все старинного письма, большею частию без риз, почерневшие от времени. Храм посвящен во имя св.Николы Чудотворца, в день памяти которого (9-го мая) в монастырь стекалось множество богомольцев-раскольников из Подолии, Бессарабии, Черниговской губ., Москвы и из других великорусских местностей.

Для богослужения обязательно приезжали лжеархиереи-противоокружники (чаще других Петр, именуемый Бессарабским и Черниговским, и Кирилл Балтский и Одесский). Один из древнейших в Подольском старообрядчестве Куреневский Никольский мужской монастырь стал резиденцией одного из первых российских старообрядческих епископов Варлаама Балтского. Границы Балтской епархии охватывали огромнейшую территорию, включающую в себя Подольскую, Киевскую, Херсонскую, Бессарабскую, Волынскую губернии и часть Польши. Со времени принятия в 1862 г. Окружного послания Никольский монастырь превращается в главный неокружнический центр старообрядчества Белокриницкой иерархии, имевший значительное влияние, начиная с Бессарабии и заканчивая Уралом. В Куреневском мужском монастыре похоронено свыше 500 иноков, в т. ч. 146 схимников, 36 священноиноков и священников, а также несколько епископов. По праву этот монастырь в старообрядческой среде слыл в качестве Лавры.

 

Женский скит стоял среди самого села Куреневка, окруженный со всех сторон крестьянскими хатами. В нем посредине стояла деревянная часовня, в которой постоянно совершалось богомоление, но особого священника небыло. Кругом в беспорядке расположены 22 монастырские дома. Образ жизни у инокинь был - келиотный. Скит поддерживался главным образом пожертвованиями, идущими в изобилии от раскольников Богородских, Дулевских (Москов. губ.) и Иваново-Вознесенских, которые часто бывали здесь, особенно в день храмового праздника (15 августа).

 

Всех иноков при Куреневском Никольском мужском монастыре в 1897 г. было 21, прислуги и призреваемых 37.

Всех инокинь в 1897 г. было 50, прислуги и призреваемых 44.

 

До 1917 г. в Куреневке проживало свыше 6 тыс. старообрядцев, 5 старообрядческих храмов и два монастыря. В одной Куреневке было зарегистрировано 3 старообрядческих общины, 5 церквей при трёх монастырях.

 

В 1924г. В Куреневке (на Лесной даче) значилось 2 женских монастыря староверов в которых находилось 58 инокинь.

 

 

ПЕРИОД ПЯТЫЙ

Подольское монашество в первые десятилетия антицерковного террора в СССР

Нач. ХХ в.

 

Балтский монастырь

В 1908 году Балту, окружающие уезды и Бессарабию взбудоражили события, связанные с Балтским монастырем.События эти вызвали неоднозначную оценку у современников. К сожалению, более-менее объективной информации в нашем распоряжении нет. Как утверждают доступные источники (если их можно назвать таковыми), местный иеромонах по имени Иннокентий (Иван Левизор (1875-1917), уроженец с. Косоуцы (ныне - Сорокский район Молдовы) объявил себя исполненным Святым Духом (или - воплощением Святого духа), стал выступать с проповедями близкого конца света. В Балту стали стекаться толпы почитателей Иннокентия, воспользовавшись этим он тут же организовал монастырь. Таким образом было положено начало новой секты - т.н. "иннокентьевцам".

Вообще же, в начале ХХ века в Подольской Епархии существовали следующие монастыри -мужские : два штатных первоклассных : Каменецкий и Шаргородский и четыре заштатных: Сатановский, Бершадский, Коржовецкий и Грановский;

женские: два штатных: Винницко-Браиловский первокласный и Немировский второкласный и два заштатных: Барский и Головчинский.

Итого на начало ХХ века, т.е. до 1917г., в Подолии существовало 10 Православных монастырей.

 

С началом 1-й мировой войны Подольские монастыри принимают непосредственное участие в новом исполнении своего долга перед Богом и отечеством. По благословению тогдашнего правящего архиерея Митрофана (Афонского) был учрежден Временный Епархиальный Комитет по оказанию помощи раненным и больным воинам с представителей духовенства и мирян. Подольские монастыри, вернее их настоятели, одними из первых начали перечислять свои пожертвования для комитета. До 1января 1915 г. Распоряжением этого комитета были открыты лазареты в Браиловском и Немировском монастырях, а роль сестер милосердия исполняли насельницы монастырей.

 

                              

 

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 191.