Рабочая программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Содержание программы носит воспитывающий и развивающий характер. При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, работа в группах, организационные игры и т.д. Содержание курса «Литературное чтение (обучение грамоте)» позволяет осуществить его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе: с уроками рисования (различные штриховки, раскрашивания), окружающего мира (расширение знаний об окружающей действительности, природе и обществе), с математикой (развитие логического, образного мышления).
Весь процесс обучения грамоте сориентирован на учебник «Русская азбука». Содержание обучения грамоте обеспечивает решение трех основных задач его периодов: добукварного (подготовительного); букварного (основного); послебукварного (заключительного).
Первый - подготовительный период - делится на 2 ступени: вводную - безбуквенную и изучение пяти гласных букв и связанных с ними звуков; второй - букварный (основной) период - посвящен изучению первых согласных звуков и их буквенных обозначений, знакомство с буквами ъ, ь; третий - послебукварный период - повторно - обобщающий и закрепляющий все пройденное.
Добукварный (подготовительный) период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развития устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения, приобщению к учебной деятельности, приучению к требованиям школы, развитию предметных представлений об окружающем мире.
Введение в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмыслением его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различением в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твердых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы.
Наряду с этой работой в добукварный (подготовительный) период обучения грамоте слабовидящие первоклассники овладевают умениями зрительно рассматривать предмет, соблюдая определённую последовательность, используя все способы зрительного восприятия. Обучающиеся овладевают умениями узнавать и различать предметы по цвету, форме, величине, соотносить их с цветными рельефными рисунками, самостоятельно оперировать сенсорными эталонами (цвет, форма, величина).
Введение в мир языка предполагает полноценное слуховое восприятие слабовидящего первоклассника, которое требует овладение умениями выделять звуки из окружающей действительности и различать их, соотносить звук с предметом, локализовать звук (по силе, направлению, удалённости, близости).
В добукварный (подготовительный) период отрабатываются умения ориентировки на парте (каждая вещь имеет своё постоянное место), умение ориентировки в первой учебной книге и её страницах, умение ориентировки в кассе букв.
Букварный (основной) период охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуки. Специфика данного периода заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами слияниями.
Формирование умений работы с рисунками требует определённых предметных представлений у слабовидящих первоклассников. В процессе формирования предметных представлений в связи с обучением грамоте на уроке используются натуральные предметы, чучела, муляжи, игрушки, предметные рисунки, контурные и силуэтные изображения. Неадекватные предметные представления затрудняют работу с иллюстрациями, что предусматривает работу по уточнению предметных представлений на предметных уроках.
Послебукварный (заключительный) период предполагает постепенный переход к чтению целыми словами, формирование умения читать про себя, развитие и совершенствование процессов сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, небольших текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения благодарности, приветствия, прощания и т.п.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период обучающиеся начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке к празднику «Прощание с азбукой», в ходе которого происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
Уроки по внеклассному чтению проводятся один раз в неделю на уроке обучения грамоте.
Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане
Начальным этапом изучения русского языка и литературного чтения в первом классе является обучение грамоте. Содержание обучения грамоте представлено соответственно, как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Слабовидящие обучающиеся овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор слабовидящих детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Учебный предмет в соответствии с учебным планом рассчитан на 132 ч (4 ч в неделю).
Изучение предмета предполагает учет зрительных возможностей слабовидящих обучающихся, коррекцию имеющихся вторичных отклонений в развитии и их профилактику, а также коррекцию процесса интеграции учащихся в социальную среду, развитие у них компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 546.