Овладение приемами и способами ориентировки в микропространстве: на рабочем месте, в учебнике, в тетради (уметь быстро находить нужную страницу, строку, букву; уметь правильно размещать на парте учебные принадлежности; уметь работать с кассой букв, раскладывать и составлять в слова буквы из кассы букв и графические схемы слова). Развивать зрительное, слуховое восприятие и мелкую моторику.
Развитие мелкой моторики пальцев, координации и точных движений руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов с предварительным устным анализом их состава.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, знака препинания.
Обучение умению представлять образ (форму) каждой буквы, состоящей из определённых элементов при её письме, писать буквы, имеющие зеркальное сходство.
Знакомство с правилами правописания и их
применение: обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши). Слова с этими сочетаниями.
Послебукварный (заключительный) период (33 ч)
Знакомство с русским алфавитом.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо под диктовку учителя слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Списывание букв (прочитать, запомнить, записать по памяти).
Списывание слогов (прочитать, сделать звуко-слоговой анализ, записать по памяти).
Списывание слов (прочитать, разделить на слоги, провести звуко-буквенный анализ, записать по памяти).
Списывание предложений (прочитать, провести анализ, ещё раз прочитать, записать по памяти).
В процессе списывания отрабатывать умение использовать правила чтения и письма. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов: 165 час; в неделю 5 часов
№ урока п/п | Тема урока. | Кол-во часов |
1 | «Прописи» - первая учебная тетрадь. Тренировка мелкой моторики руки. | 1 |
2-3 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. | 2 |
4 | Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов. | 1 |
5 | Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов и полуовалов. | 1 |
6-7 | Рисование полуовалов и кругов. | 2 |
8-9 | Письмо длинных прямых линий. | 2 |
10 | Письмо прямых линий с закруглением внизу. | 1 |
11-12 | Письмо прямых линий с закруглением внизу. | 2 |
13-14-15 | Письмо элементов букв. | 3 |
16-17 | Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий. | 2 |
18-19 | Письмо наклонных линий. | 1 |
20 | Письмо изученных элементов букв. | 1 |
21-22 | Письмо строчной и заглавной букв А, а. | 2 |
23-24 | Письмо строчной и заглавной букв О, о. | 2 |
25 | Повторение и обобщение изученных звуков и обозначающих их букв. Функции этих букв в слоге – слиянии. Письмо изученных букв. | 1 |
26-27 | Письмо строчной и заглавной букв И, и. | 2 |
28-29 | Письмо строчной буквы ы. | 2 |
30 | Повторение и обобщение изученных звуков и обозначающих их букв. Функции этих букв в слоге – слиянии. Письмо изученных букв. | 1 |
31-32 | Письмо строчной и заглавной букв У, у. | 2 |
33-34-35 | Письмо строчной и заглавной букв Н, н. | 3 |
36-37 | Письмо строчной и заглавной букв С, с. | 1 |
38-39 | Письмо сточной и заглавной букв К, к. | 2 |
40 | Повторение изученных букв. | 1 |
41-42 | Письмо срочной и заглавной букв Т, т. | 2 |
43-44 | Письмо слогов и слов с буквами Т, т | 2 |
45 | Письмо слов и предложений с с буквами Т, т. Закрепление. | 1 |
46-47 | Письмо строчной и заглавной Л, л. | 2 |
48-49 | Письмо строчной и заглавной букв Р, р. | 2 |
50 | Письмо слов и предложений с буквами Р, р. | 1 |
51-52 | Письмо строчной и заглавной букв В, в. | 2 |
53-54 | Письмо строчной и заглавной букв Е, е. | 2 |
55 | Письмо слов и предложений с буквами Е, е. | 1 |
56-57 | Письмо строчной и заглавной букв П, п. | 2 |
58-59 | Письмо строчной и заглавной букв М, м. | 2 |
60 | Повторение изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
61-62 | Письмо слов с буквами М, м. | 2 |
63-64 | Письмо заглавной и строчной букв З, з. | 2 |
65 | Письмо слов, предложений с изученными буквами. | 1 |
66-67 | Письмо слов и предложений с буквами З, з. Повторение изученного материала по русскому языку. Письмо предложений с изученными буквами. | 2 |
68-69-70 | Письмо строчной и заглавной букв Б, б | 3 |
71-72 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 2 |
73-74 | Письмо строчной и заглавной букв Д, д. | 2 |
75 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
76-77 | Повторение сведений по русскому языку. Написание строчной и заглавной букв Д, д. | 2 |
78-79 | Письмо заглавной и строчной букв Я, я. | 2 |
80 | Списывание текстов. | 1 |
81-82 | Письмо заглавной буквы Я. | 2 |
83-84 | Написание строчной и заглавной букв Г, г. | 2 |
85 | Письмо текстов с изученными буквами. | 1 |
86-87 | Написание заглавной буквы Г. | 2 |
88-89 | Строчная буква ч, правописание сочетаний ча – чу. | 2 |
90 | Письмо текстов с изученными буквами. | 1 |
91-92 | Заглавная буква Ч. | 2 |
93-94 | Написание буквы ь. Написание слов и предложений с ь. | 2 |
95 | Письмо текстов с изученными буквами. | 1 |
96-97 | Письмо строчной буквы ш. | 2 |
98-99 | Заглавная буква Ш. | 2 |
100 | Буквы Ш, ш, сочетание ши. | 1 |
101-102 | Письмо строчной буквы ж. | 2 |
103-104 | Заглавная буква Ж, правописание сочетаний жи – ши. | 2 |
105 | Заглавная буква Ж, правописание сочетаний жи – ши. Письмо текстов с изученными буквами. | 1 |
106-107 | Написание строчной буквы ё. Заглавная буква Ё. | 2 |
108-109 | Написание букв Й, й. | 2 |
110 | Закрепление правописания сочетаний ча, чу, жи, ши, заглавных букв в начале предложения и в именах собственных. | 1 |
111 | Написание строчной буквы х. | 1 |
112-114 | Написание заглавной буквы Х, слов и предложений с ней. | 3 |
115 | Письмо предложений с изученными буквами Списывание текста. | 1 |
116-117 | Написание строчной и заглавной букв Ю, ю. | 2 |
118-119 | Написание предложений с буквами Ю, ю. | 2 |
120 | Повторение изученного материала. | 1 |
121-122 | Написание строчной буквы ц. | 2 |
123-124 | Написание заглавной буквы Ц. | 2 |
125 | Повторение изученного материала. | 1 |
126-127 | Написание строчной буквы э. | 2 |
128-129 | Написание заглавной буквы Э. | 2 |
130 | Повторение изученного материала. Письмо под диктовку. | 1 |
131-132 | Написание срочной буквы щ. | 2 |
133-134 | Написание заглавной буквы Щ. | 2 |
135 | Закрепление правописания сочетаний ча – ща, чу – щу. Обобщение знаний о буквах, обозначающих непарные по глухости / звонкости согласные звуки. | 1 |
136-137 | Написание букв Ф, ф. | 2 |
138-139 | Написание строчных ь, ъ. | 2 |
140 | Написание строчных ь, ъ. Повторение написания изученных букв. | 1 |
141 | Русский алфавит | 1 |
142 | Повторение изученного. | 1 |
143-144 | Повторение изученного в букварный период. | 2 |
145-146 | Повторение изученного. Письмо слов, предложений о Родине. | 2 |
147 | Повторение пройденного материала: орфографическое оформление границ предложений, ь как показатель мягкости. | 1 |
148 | Повторение пройденного материала: определение границ предложений в сплошном тексте, соотношение между звуками и буквами, двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я, а также Ь, роль букв, обозначающих гласные звуки в позиционном чтении слияний, правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. | 1 |
149 | Повторение пройденного материала: мягкий знак (ь) в середине и конце слова как показатель мягкости предшествующего согласного, омонимия имён нарицательных и имён собственных (клички животных) | 1 |
150 | Повторение изученного материала: непарные по звонкости / глухости и мягкости / твёрдости согласные звуки и соответствующие им буквы. | 1 |
151 | Повторение изученного материала: способы обозначения звука [й'] на письме. | 1 |
152 | Повторение тем «Слог», «Ударение». | 1 |
153-154 | Повторение лексического материала «Азбуки». | 2 |
155 | Комплексное повторение изученного материала по фонетике, графике, орфографии. | 1 |
156 | Повторение и закрепление пропедевтических сведений по морфемике. | 1 |
157 | Комплексное повторение на материале слов темы «Люби всё живое». | 1 |
158 | Комплексное повторение на материале стихотворений С. Я. Маршака и слов и предложений на тему «Школа». | 1 |
159 | Повторение материала по лексике на материале темы «Труд кормит, а лень портит». | 1 |
160 | Повторение синтаксиса на базе слов тематической группы «Природа» | 1 |
161 | Повторение обозначения [й'] на письме, двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я. | 1 |
162 | Повторение сведений о звукописи в стихотворениях, фонетический анализ слов, составляющих основу звукописи стихотворения, тренировка в характеристике звуков. | 1 |
163 | Итоговое занятие «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 |
164 | Презентация проекта «Живая Азбука». Конкурс чтецов. | 1 |
165 | Повторение пройденного материала: определение границ предложений в сплошном тексте, соотношение между звуками и буквами, двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я, а также Ь, роль букв, обозначающих гласные звуки в позиционном чтении слияний, правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. | 1 |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Дидактический материал и учебное оборудование:
· Тетради в широкую линейку;
· ручка с гелевой черной пастой;
· ручка с гелевой зеленой пастой;
· подставка для учебника;
· дополнительные источники освещения (по необходимости);
· тифлосредсва для слабовидящих
· индивидуальные кассы букв, слогов;
· дидактический материал для фронтальной работы (схемы слогов, предложений и т.д.);
· муляжи фруктов и овощей;
· ТСО.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А. и др. Русская Азбука. 1 класс. - М.: Просвещение (версия для слабовидящих обучающихся)
2. Горецкий В.Г, Федосова Н.А. Прописи. В 4 частях. - М.: Просвещение, 2011.
3. Горецкий В. Г., Белянкова Н. М. Обучение грамоте: методическое пособие с поурочными разработками. - М.: Просвещение, 2014.
4. Никулина Г.В., Замашнюк Е.В., Потемкина А.В., Фомичева Л.В. Содержание и организация образования слабовидящих в свете ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ. – СПб.: Граница, 2015.
5. Крылова О. Н. Карточки по обучению грамоте: к учебнику В. Г. Горецкого и др. «Азбука. 1 класс». - М.: Экзамен, 2012.
6. Электронное приложение к «Азбуке».
7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся вариант 4.2.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования РФ от 19 .12.2014г. №1598).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Развитие речи
Обучающийся научится:
· первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
· слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
· пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
· составлять текст из набора предложений;
· выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
· различать устную и письменную речь;
· составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
· составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
· определять тему и главную мысль текста;
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
· различать звуки речи;
· понимать различие между звуками и буквами;
· устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
· различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
· определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
· различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
· различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
· различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
· устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
· различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
· обозначать ударение в слове;
· правильно называть буквы в алфавитном порядке;
· различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
· различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
· определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
· наблюдать над образованием звуков речи;
· определять функцию букв е, ё, ю, я в слове;
· обозначать на письме звук [й’];
· устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
Лексика
Обучающийся научится:
· различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
· различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
· определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
· классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
· определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);
· на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;
· на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
Морфология
Обучающийся научиться:
· различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
· соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
· соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
· соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
· различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Синтаксис
Обучающийся научится:
· различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
· выделять предложения из речи;
· соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
· определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
· соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
· составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
· составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);
· писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
· сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
· применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением); перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; знаки препинания конца предложения (.?!);
· безошибочно списывать текст с доски и учебника;
· писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
· определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
· писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
· применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 1076.