Осмотр места происшествия - это неотложное следственное действие, направленное на установление, фиксацию и исследование обстановки места происшествия, следов преступления и преступника и иных фактических данных, позволяющих в совокупности с другими доказательствами сделать вывод о механизме происшествия и других обстоятельствах расследуемого события.
От результатов осмотра места дорожно-транспортного происшествия зависит успех раскрытия и расследования преступлений.
Многообразие вариантов возникновения следов при ДТП, их различный характер, равно как и различие заложенной в них информации, свидетельствуют о необходимости их классификации.
В наиболее общей форме следы ДТП подразделяются на:
.следы с места происшествия;
2.следы и повреждения на транспортном средстве;
.следы на одежде потерпевших от;
.следы на теле пострадавшего.
Согласно статье 177 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного действия, за исключением случаев, если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен. В таких случаях предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя и понятых на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.
Осмотр производится с участием понятых, за исключением случаев, когда участие понятых невозможно.
Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено понятым, другим участникам осмотра.
В статье 178 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации указано, что осмотр трупа должен производиться следователем с участием понятых, судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия - врача. При необходимости для осмотра трупа могут привлекаться другие специалисты.
То есть обязательными участниками осмотра места происшествия являются следователь, понятые (не менее двух), специалист, если в числе объектов осмотра имеется труп. Факультативными участниками могут быть специалист, потерпевший, оперативные работники, в случае необходимости - кинолог.
Процессуальной формой оформления осмотра является протокол осмотра места происшествия. В протоколе осмотра места происшествия отражаются обнаруженные обстоятельства и последствия происшествия, имеющиеся в момент совершения ДТП. Фиксируется место нахождения пострадавшего и транспортного средства. Определяется непосредственное место происшествия. Эти места должны быть «привязаны» к элементам улицы или дороги. Все линейные размеры следует определить с помощью рулетки или складного метра.
Наиболее подходящим методом осмотра является эксцентрический (производится от центра к периферии), то есть первым осматривается транспортное средство (если их несколько, то за центр принимается одно из них) или труп. Если же транспортного средства нет на месте происшествия, следователь вправе выбрать и иные методы осмотра: концентрический и фронтальный.
При наличии на месте происшествия отлетевших осколков стекол фар и зеркала заднего вида, ветрового и бокового стекол, груза и других предметов необходимо зафиксировать их места нахождения в протоколе осмотра, измерив расстояния до границ проезжей части и элементов улицы или дороги. Затем необходимо осмотреть следы движения транспортного средства, определить их направление относительно границ проезжей части и расстояние до них.
При осмотре важно дать характеристику участка пути, определить вид и состояние дорожного покрытия, величину угла уклонов - продольного и поперечного, радиусов, поворотов, ширины проезжей части, обочины, кювета, тротуара, пешеходного перехода, газона и других элементов улицы и дороги. При этом следует обратить внимание на наличие грязных и замасленных участков, выбоин и неровностей, степень однородности покрытия.
При наезде транспортного средства на пешеходов устанавливаются направление и длина пути их движения перед происшествием, отдельно по проезжей части, обочине, тротуару, газону. Важно определить, когда произошел наезд: в процессе торможения, до его начала или в конце.
При столкновении транспортных средств нужно исследовать путь и направление их движения за 100-200 м до места ДТП и после него. Важно разобраться в следах движения, определить их длину и угол расположения относительно границы проезжей части, а также расстояние до последней. Когда столкновение происходит на перекрестке дорог, необходимо получить справку из ГИБДД о том, какая из них является главной или же об их равнозначности.
При боковом опрокидывании требуется определить радиус поворота дороги или улицы.
Когда ДТП совершается в вечернее или ночное время при недостаточном освещении, необходимо разобраться с видимостью и обзорностью с места водителя в кабине транспортного средства.
Особое значение имеет осмотр транспортного средства, так как оно после аварии сохраняет на себе множество следов. Посредством фотографирования, вычерчивания плана, схемы, протокольного описания фиксируется положение транспортного средства на месте происшествия по отношению к постоянным ориентирам и другим транспортным средствам. Сначала фиксируется тип, марка и номерной знак автомобиля; повреждения, возникшие в результате ДТП; осуществляется поиск следов и вещественных доказательств. Автомобиль начинают осматривать с его передней части, осмотр производят «снизу вверх». Обследуются бампер, фары, подфарники, указатели поворота, переднее стекло, решетка радиатора, капот, передние крылья, с тем чтобы обнаружить на них повреждения от удара, волокна одежды, следы крови, волосы потерпевшего. Затем необходимо осмотреть ходовую часть и днище кузова автомобиля. Следы рук нужно искать на колонке рулевого управления, рукоятке переключения передач, на приборной панели. Запаховые следы изымаются с сидений и других предметов, которых касались водитель и пассажиры.
Осматривая автомобиль, нужно проверить состояние тормозной системы, рулевого управления, осветительных приборов, стеклоочистителей, исправность дверей, состояние шин и давление в камерах. При осмотре салона фиксируется положение рычага переключения скоростей, ручного тормоза, указателей поворота и тумблера освещения (в темное время суток).
Осмотр трупа производится на месте ДТП или в морге и осуществляется по общим правилам. Особое внимание следует уделить обнаружению следов и повреждений, характерных для автотранспортной травмы. Они могут быть на одежде и теле потерпевшего. Сопоставление повреждений на потерпевшем и транспортном средстве позволяет достоверно решить задачу возможности или исключения контактного взаимодействия транспортного средства и тела жертвы, а иногда - идентифицировать транспортное средство. Осмотр трупа на месте события позволяет получить данные о механизме происшествия в целом, о механизме контактного взаимодействия. По расположению трупа по отношению к другим элементам дорожной обстановки можно сделать вывод о замаскированном убийстве, инсценированном под ДТП.
Кроме осмотра самого трупа необходимо осмотреть одежду, обувь и другие сопутствующие предметы. При осмотре одежды отмечают ее состояние, имеющиеся повреждения и загрязнения. Все необходимые следы на теле и одежде измеряются и фотографируются. Если труп не был опознан, то при его осмотре следует зафиксировать признаки внешности, наличие особых примет, провести опознавательную съемку. Одежда сохраняется в том виде, в каком она была обнаружена.
В процессе осмотра возможно применение технических приборов, в том числе приборов фото- и видеосъемки, осветительных приборов при проведении осмотра в условиях недостаточной видимости, лазерных дальномеров при невозможности осуществления измерений рулеткой, средства системы GPS и др.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 205.